Урок по теме "Птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок - исследование, на котором дети работают в группах. Используют различные материалы, энциклопедии. 

Цели урока: - познакомить учащихся с разновидностями птиц;

- научить самостоятельно добывать информацию из методической литературы;

- формировать умение вести самостоятельные исследования, работать с энциклопедиями;

- узнать много нового о птицах;

- воспитывать у учащихся интерес к птицам, бережное отношение к природе.

Урок очень познавательный и интересный. Рекомендован для начинающих педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_poznaniyu.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Акмолинская область

Буландынский район

с.Журавлёвка

                   

                                             

Дель Елена Дмитриевна

учитель начальных классов

Журавлевская средняя школа

Тип урока:     Урок – исследование.

Тема урока: Птицы.

Цели урока: - познакомить учащихся с разновидностями птиц;

- научить самостоятельно добывать информацию из методической литературы;

- формировать умение вести самостоятельные исследования, работать с энциклопедиями;

- узнать много нового о птицах;

- воспитывать у учащихся интерес к птицам, бережное отношение к природе.

Оборудование урока: таблички со словами «теоретики», «мыслители», «практики»;

энциклопедии «Животный мир Казахстана», «Заповедники Казахстана», «Большой Атлас животных», личные энциклопедии ребят;

Красная книга Казахстана;

иллюстрации с изображением птиц;

выставка книг о птицах;

Ход урока:

I. Организационный момент.

   Приветствие детей, гостей. Настрой на урок:

- Руки на месте?

- На месте!

- Ноги на месте?

- На месте!

- Локти?

- У края!

- Спинка?

- Прямая!

- Зачем вы сюда пришли?

- Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться!

II. Минутка погоды:  (учитель поёт отрывок из песни)

- У природы нет плохой погоды,

  Каждая погода – благодать.

  Дождь ли снег – любое время года

  Надо благодарно принимать.

- Какая за окном погода?    (ответы детей)

III. Повторение пройденного по вопросам:

  1. Какие животные относятся к пресмыкающимся?
  2. Как их ещё называют?
  3. Как размножаются пресмыкающиеся?
  4. Какое пресмыкающееся занесено в Красную книгу Казахстана?
  5. Какую пользу человеку приносят пресмыкающиеся?

IV. Сообщение темы, целей урока:

- Мы с вами сегодня будем исследовать мир птиц. У нас представлены 3 группы исследователей:

1 группа – теоретики

2 группа – мыслители

3 группа – практики

(На каждом столе – табличка с названием и листы бумаги для записей)

  1. Какие виды птиц вы знаете? ( ответы детей )

  1. Вступительное слово теоретикам: информация о птицах (материал из энциклопедии «Животный мир Казахстана» )

  1. Слово о выставке книг: - Ребята, перед вами выставка книг о птицах. Обратите внимание на то, как их много. Из этого мы можем сделать вывод, что мир птиц удивительно интересен и разнообразен. Вы можете взять их в библиотеке и насладиться волшебным путешествием в загадочный мир птиц.        

  1. Задание всем группам: - Прочитать текст в учебнике, выделить самое главное о птицах. (Дети работают самостоятельно, находят наиболее интересную для себя информацию)

- Итак, что нового и интересного вы узнали о птицах? ( ответы детей по желанию)

     5) Задания группам:

           Теоретикам – найти информацию о птицах Казахстана, выписать              

          краткую информацию из книги «Животный мир Казахстана».

           

           Практикам – из энциклопедий выписать названия птиц, обитающих в    

          мире и кратко о них рассказать.

           

           Мыслителям – найти в Большом Атласе животных информацию под              

           рубриками «Самые, самые…» и «Знаете ли вы, что…?»

         (Учащиеся работают 7-10 минут, а затем отвечают по группам).

  1. Физминутка:

- Руки подняли и покачали: это деревья в лесу.

  Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

  В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

  Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.

     

     7) Кроссворд.

          - Ребята, я предлагаю вам отгадать кроссворд по иллюстрациям птиц. Я  

         буду показывать вам рисунок птицы, а вы должны угадать её название и  

         вписать его в наш кроссворд.

     

        По горизонтали:                                        По вертикали:

   1.утки                                                           7.гуси

        2.филин                                                        8.цапля

   3.петух                                                          9.эму

   4. дятел                                                        10.индюк

   5.чайка                                                         11.аист

   6.совы                                                          12.воробей

- Впишите слова в кроссворд.

     

                             

7

8

9

2

10

3

4

5

11

6

12

 

- А теперь составьте слово из выделенных букв. Что получилось? (Фламинго).

- Что это за птица? (Эта птица занесена в Красную книгу Казахстана)

  1. Работа с Красной книгой.

- Красная книга, Красная, значит, природа в опасности!

- Что означают эти слова?

- Назовите птиц, которые занесены в Красную книгу.

- А почему они туда Занесены?

- Какой заповедник в нашей области вы знаете?

- Покажите его на карте.

    9) Музыкальная пауза:

          - Ребята, вы любите петь?

          - А знаете ли вы, что птицы тоже любят петь?

          - Назовите певчих птиц. Покажите картинки с их изображением.

                              (Учитель поёт отрывок из песни)

                          Мы разные птицы, мы странные птицы,

                          Теперь уже можно об этом сказать.

                          И мне никогда не дано приземлиться,

                          А ты не умеешь летать, не умеешь летать.

- А теперь попробуйте представить себя птицами, кто-то воробышком, кто-то сорокой, кто-то уточкой и т.д. (каждому ребенку даётся название птицы и он пытается спеть её голосом)

- Ну, а сейчас хоровое исполнение птичьей песни. (все дети поют одновременно и получается пение птичьего хора).

- Молодцы! У вас здорово получается!

10)Работа по вопросам к теме на с. 94 (учащиеся читают вопросы и дают      

          ответы на них).

     11) Викторина «Покажи свой клюв, и я скажу, кто ты».

                                  - Узнайте по описанию, чей это клюв.

            1. У этой птицы клюв снабжён приспособлением, напоминающим  

                 китовый ус. Опустив клюв в воду, она щелкочет: процеживает  

                 воду, оставляя во рту мелкие водные организмы.

                                                                                                     (Утка)

            2. Клюв этой птицы действует как совочек. Птица заглатывает им со

                дна жидкий ил. Затем, слегка приоткрыв клюв, процеживает ил  

                через сосочки языка, задерживая во рту мелких рачков, червей и

                моллюсков. А сам клюв по форме напоминает бумеранг.    

                                                                                                      (Фламинго)

            3. Эта птица пользуется клювом, как сачком: нижняя часть клюва

                состоит из гибких косточек, на которые натянут кожаный мешок.

                В энциклопедии «Такие разные животные» учащиеся находят    

                иллюстрации данных птиц, рассматривают их клювы.

                                                                                                        (Пеликан)

            4. Эта крупная птица легко раскусывает грецкий орех. Кроме того, для

                неё клюв – третья лапа: цепляясь клювом за ветки, птица надёжно

                удерживает свой вес. А самое интересное, что клюв её  

                самозатачивающийся. На нижней челюсти птицы расположены в  

                ряд твёрдые роговые бугорки: закрывая и открывая клюв, птица  

                затачивает его.                                                               (Попугай)

           5. Долотообразный клюв этой птицы без устали долбит древесину.

                                                                                                             (Дятел)

           6. В своём длинном клюве эта птица приносит младенцев. А от    

               радости она клювом трещит.

                                                                                                            (Аист)

          7. У этой крупной нарядной птицы клюв крючковатый и загнутый вниз,

              а под клювом – щетинистая бородка, которая и дала имя птице.                          

                                                                                                            (Бородач)

       - А теперь найдите изображения этих птиц в энциклопедии «Такие  

      разные животные» на страницах 228, 226, 194, 254, 39, 227, 87.  

      Рассмотрите их клювы.

     12) Сказочная птица.

            - А какой птицы не существует в мире, но есть в сказках? (Жар-птица)

            -Какую птицу она напоминает? И чем? (Павлина, своим красивым  

              хвостом).

V. Итог урока.

     - Ребята, мне хотелось бы закончить наше занятие словами:

                               Дерево, трава, цветок и птица

                               Не всегда умеют защититься

                               Если будут уничтожены они –

                               На планете мы останемся одни.

- Так давайте будем беречь нашу природу и всех её обитателей, чтоб на Земле всегда была жизнь. А она будет невозможна без её обитателей – птиц, зверей, растений. Давайте будем беречь нашу родную планету!

VI. Домашнее задание: с. 93 – 94 читать, ответить на вопросы, подготовить сообщение об одной из птиц Казахстана, используя энциклопедии.

VII. Оценки за урок получают все учащиеся.

       -Всего доброго, ребята! Удачи вам! И берегите природу! Урок окончен!    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...