План-конспект урока окружающего мира на тему: "Звери-млекопитающие"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Тема: «Звери-млекопитающие»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению  значение понятия «млекопитающие»

 Формируемые УУД:

Личностные:

- положительно относиться к учению, познавательной деятельности, развитие желания приобретать новые знания;

- способствовать формированию ценностного отношения к природному миру;

- воспитывать бережное отношение к животному миру

Познавательные:

- способствовать  развитию умений выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать;

- создать условия для ознакомления с внешними особенностями и способами передвижения зверей – млекопитающих;

-формировать умения работать со словарем, по плану;

- способствовать развития  интереса к урокам литературного чтения и окружающего мира;

Регулятивные:

- содействовать развития самоконтроля и саморегуляции младших школьников;

- способствовать развития  целеполагания;

- выполнять учебные задания в соответствии с целью.

- содействовать умениям корректировать свою деятельность на уроке;

- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

Коммуникативные:

- способствовать в развитии умений отвечать полными и развернутыми предложениями, сотрудничать в группах, парах;

-          организовать взаимодействие учащихся с целью решения познавательных задач, развития навыка сотрудничества;

-          формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

 

Оборудование: конверты с заданием (иллюстрации-отгадки), учебник окружающего мира 1 класса,  тетрадь окружающего мира на печатной основе, презентация,  раздаточный материал (карточка №1).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr.mira_.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое примечание

I.

Организационно-мотивационный этап

- Здравствуйте, проверьте все ли у вас лежит на парте.

Желаю вам быть  сегодня на уроке внимательными, активными, дружными.

Приветствие учителя.

II.

Актуализация знаний

- Давайте, повторим основные моменты, которые необходимо запомнить по пройденному материалу.

Вопросы:

1.В какой стране мы живем?  (Россия)

2.Назовите столицу нашей страны? (Москва)

3.Из каких цветов состоит флаг РФ? (из 3цветов)

Назовите их? (белый, синий, красный)

4.Что означает каждый цвет флага РФ? (белый- чистота, мир; синий -вера, верность, небо; красный- сила, мужество, кровь, огонь;)

5. Чем украшали в старину крыши изб? (коньками)

6.Какова была роль коня  в жизни крестьянина? (пахал, боронил, сено возил, сражались на нем, выносил с поля боя воинов)

7. Чему учат все сказки? (доброте, справедливости, трудолюбию)

8. Назовите, пожалуйста, признаки сказок? (жили-были, волшебные силы, олицетворение, добро побеждает зло.)

Отвечают на вопросы по ранее изученным темам

Называют основные признаки, присущие сказкам

Межпредметая связь: литературное чтение

III.

Сообщение темы и постановка задач урока

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой темой. О чем именно пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете ключевое слово кроссворда.

Кроссворд: (работа в парах)

З

е

б

р

а

В

о

л

к

Е

д

в

е

д

ь

Р

ы

с

ь

л

И

с

а

Загадки - вопросы:

  1. В Африке живет, траву  жует.

Носит матроску

В черно-белую полоску. (зебра)

  1. Серовато, зубовато

По полю рыщет

Телят, ягнят ищет. (волк)

  1. Зимой спит

Летом ульи ворошит. (медведь)

  1. Огромная кошка по лесу скачет,

В ушках сережки она не прячет,

Ей не скажешь слова брысь.

Потому что это…..(рысь)

  1.  Жди беды

Рыжим хвостом

Заметает следы.    (лиса)

(осуществляется проверка каждой загадки, сопровождая иллюстрацией отгадки)

- Какое ключевое слово у нас получилось? (Ответ:ЗВЕРИ)

-Молодцы!

- Скажите, а кто такие  звери? (давайте обратимся за помощью к толковому словарю Ожегова, узнаем толкование-значение данного термина-слова).

Звери - дикое животное, хищный и лесной зверь.

- По другому эту группу называют млекопитающими.

-Давайте, мы с вами дополним табличку: Природа бывает: живая и неживая. К живой природе относятся: растения: деревья, кустарники травы; птицы: зимующие, перелетные, домашние птицы, дикие птицы. Сегодня мы с вами познакомимся с одним подклассом животных- млекопитающие.

-  Как вы думаете почему всех зверей называют млекопитающими? («Млеко» и «питать». Звери кормят своих детенышей молоком.)

- Скажите, лягушка/бабочка относится к млекопитающим? (нет) Почему?

- Кто относится к млекопитающим?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о млекопитающих)

- Тема нашего урока: «Звери-млекопитающие»

- Что бы вы хотели узнать о данном классе животных? (кто относится к млекопитающим, внешние особенности,  где обитают)

- Хорошо!

- Какие задачи мы поставим на данном уроке?

- На какие главные вопросы мы должны ответить? (Кто такие млекопитающие? Кто к ним относится? Каковы их особенности жизнедеятельности?)

Обучающиеся отгадывают загадки, ученики вписывают ответы в карточку – кроссворд

Учащиеся проверяют правильность отгадывания кроссворда, называют ключевое слово,.

Один ученик в толковом словаре Ожегова находит значение слова «звери», читает его толкование.

Отвечают на поставленные вопросы, формулируют задачи урока

Средства обучения : карточка-кроссворд , презентация: слайд 1-6

Средства обучения: толковый словарь Ожегова

IV.

Изучение нового материала

- А сейчас обратимся к нашему учебнику. Открываем на с.32, читаем  тему нашего урока «Звери- млекопитающие»; заголовок «Покров тела у зверей» (читают учащиеся)

Все ли вам слова понятны? 

-Скажите, пожалуйста, а что такое покров? (Покров- наружный верхний слой, покрывающий что-нибудь)

-Хорошо!

Присмотрите на значок. Что это за рубрика? (Рубрика «Выполни задание, ответь на вопрос»)

- Что  нам необходимо в ней сделать?

Рубрика « Выполни задание, ответь на вопрос»: рассмотри рисунки. Как покров тела помогает зверям в их жизни?

- Чем покрыто тело нерпы? (кожей).  Где обитает? (в воде)

-Посмотрите внимательно, есть ли волосы на ее теле?

- Как вы думаете, было бы удобно им плавать с густой и длинной шерстью? (нет) Почему?

У млекопитающих, которые обитают в воде (кит, дельфин, морж, тюлень, нерпа), вообще практически не видно волосяного покрова. С длинной и густой шерстью им неудобно будет жить в воде. У морских зверей под кожей толстый слой жира, который хорошо сохраняет тепло. Поэтому у взрослых морских зверей мех редкий и грубый.

2.Чем покрыто тело дикобраза и ежа? (колючками- иглами.)

- Ребята, как вы думаете, колючки – это шерсть?

Ребята, колючки - это видоизменившиеся  волосы.

 - Для чего дикобразу и ежу нужны колючки?  (они им служат для самообороны)

- Давайте, вспомним, когда еж чувствует опасность, что он делает? (сворачивается в клубок)

- Верно!

-В виде чего представлен покров медведя и куницы?(мех-шерсть)

Давайте сравним покров куницы и медведя. Какой он у куницы? (шерстка короткая) А у медведя?(шерстка длинная, косматая)

Шерсть медведя достигает 20-25 см.

- Для чего нужна шерсть животным? Какова ее роль?

Главная ее задача защитить организм от перегрева при повышении температуры воздуха, переохлаждения - при понижении температуры, а так же от проникновении вирусов и бактерий. 

- А что общего у медведя и куницы? (они передвигаются на 4 лапах, имеется хвост.)

-Какой  по размеру хвост куницы? (длинный) А у медведя? (короткий, маленький)

- А где обитает медведь и куница? (в лесных массивах)

-Хорошо!

- Какой же вывод можно сделать о том, как помогает мех млекопитающим в их жизни? (мех согревает, защищает от холода; в жарком климате  густой мех, не нужен; помогает защищаться от хищников).

У всех ли млекопитающих покров тела одинаковый?(нет)

- А как вы думаете, почему он разный? От чего это зависит? (зависит от того, где живет, .е. от среды обитания)

- Теперь мы сможем ответить на наш вопрос «Чем покрыто тело зверей?» (мех-шерсть, илы, редкие и грубые волоски)

 Итак, мы определили по какому признаку можно различать зверей.  Какой один из признаков мы выделили? (покров тела)

Давайте сделаем вывод: Для чего млекопитающим нужен покров?

-Давайте сравним  наши выводы с теми, что даны в учебнике на с.32 .  

Читаем рубрику «Выделим главное»: Звери имеют волосяной покров. Мех хорошо защищает зверей от холода. Чем севернее живет зверь, тем гуще и теплее его мех. Колючки еж или дикобраза -изменившиеся (видоизмененные) волосы. У морских зверей под кожей толстый слой жира, который хорошо сохраняет тепло. Поэтому у взрослых морских зверей мех редкий и грубый.

 

- Сейчас, а вам предлагаю всем встать. Девочки и мальчики, прыгаем, как зайчики (прыгаем). Как пыхтит ежонок? (озвучиваем)

Покажите-ка, ребята, как ходит мишка косолапый.(показ)

Обратите внимание на рубрику «Обрати внимание»

Рубрика «Обрати внимание»: рассмотри рисунки. Расскажи, как звери передвигаются.

- Назовите, животных? (шимпанзе, гепард, летучая мышь, белка-летяга, гренландский тюлень)

- Как передвигается гепард? (бежит)

- Как передвигается летучая мышь? (летает). 

Это единственное млекопитающее, которое летает.

- Как передвигается белка – летяга? (прыгает)

При выполнении прыжка, имитирует полет.

- Как передвигается Гренландский тюлень? (ползет, передвигая ластами, хвостом; плавает)

-Как передвигается шимпанзе? (виснет и прыгает, лазает)

- Скажите, а как передвигается белый медведь, обитатель Арктики? (Обычно они передвигаются на четырех лапах и вразвалку, однако способны подняться на задние лапы, вытягиваясь при этом в высоту до 3 м, и даже сделать несколько шагов так)

Мы определили, что все звери передвигаются, но по-разному: летают, бегают, прыгают, плавают, ползают.

- Давайте подведем итог: От чего зависит движение зверей, способы их передвижения? (От того, где они живут, чем питаются и есть ли у них враги).

Обобщение: работаем с иллюстрациями  разворота учебника с.32-33.

Цель: выявление и закрепление основных изученных признаков млекопитающих, умение находить млекопитающих со схожими и разными признаками.

План анализа (на доске):

  1.  Назвать животное
  2. Среда обитания
  3. Чем представлен покров тела
  4.  Его роль

       Например, 1. нерпа, Гренландский тюлень

                   2. Обитают в воде

                              3.Покров тела представлен кожей с редкими и грубыми волосками

                             4.Жировой слой сохраняет тепло.

Физкультминутка:

У оленя дом в лесу

Он глядит в свое окно

Заяц по полю бежит

В дверь к нему стучит:

Тук-тук дверь открой

Там в лесу охотник злой.

Заяц, заяц забегай

Лапу мне давай.

- Молодцы! Присаживайтесь на свои рабочие места.

Учащиеся выполняют указания учителя, открывают учебник окружающего мира, читают тему урока, подзаголовок темы, отвечают на вопросы, касающиеся для раскрытия основных понятий

Один из учеников класса читает рубрику  всему классу

Обучающиеся рассматривают иллюстрации в учебнике, отвечают на вопросы учителя

Учащиеся называют млекопитающего,  давая  ему характеристику по плану

Учащиеся повторяют движения за учителем, постепенно ускоряя темп выполнения

V.

Закрепление изученного материала

- Работа в тетради на печатной основе: с.58

- Работа в группах: вам необходимо выбрать ту иллюстрацию, которая является ответом на загадку и показать ее Ирине Петровне.

Загадки:

  1. Спал цветок и вдруг проснулся –
    Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.  (бабочка)

  1. На окне, на полке 
    Выросли иголки 
    Да цветки атласные - 
    Алые и красные.    (кактус)
  2. Желтый колобок гуляет,
    Крошки хлеба подбирает.
    Мало у него силёнок...
    А зовут его? ...(Цыплёнок).
  3. Она в Австралии живёт,
    Своих там деток бережёт.
    И, конечно же, не бросит,
    И целый день их в сумке носит.
    Они же в ней едят и спят,
    И из неё на мир глядят.   (Кенгуру)
  4. Среди зверей кто самый главный?
    Храбрый, с гривою шикарной,
    Он не привык скрывать свой гнев,
    Зверей он царь, свирепый…  (Лев)
  5. Молоко её полезно,
    В огород она залезла,
    И глядит "во все глаза" –
    Длиннорогая ...(коза)
  6. Он бежит за мной и лает,
    Он не злится, он играет,
    Добрый, вовсе не кусака,
    Он мой друг – моя … (собака)

- Назовите номера иллюстраций, которые относятся к классу  млекопитающие? (Ответы: 3,2,5,7)

- Какие иллюстрации оказались лишними? Почему?

- Назовите этих животных? (собака, коза, медведь, лев, кенгуру, лиса, еж, мышь)

Работа в парах:

-На партах у вас лежит карточка №1. Вам необходимо не только узнать зверя, но и написать, в  каких русских народных сказках он встречается (название одной сказки сказка).     Нарисовать одного из млекопитающих по вашему выбору.    

 «Млекопитающее животное, впадает в спячку, имеет шерсть длиной 20-25см…» (медведь)

 «  Хищное млекопитающее; рыжая, хитрая, плутовка, …» (лиса)

 « хищное млекопитающее, хитёр и осторожен серый…» (волк)

 « мелкое млекопитающие, имеет видоизмененную шерсть,  обитает на территории РФ в лесах,  имеет форму колючего шарика» (ёж)

«Длинноухий, трусливый…» (заяц)  

 Карточка№1.

Отгадка

Сказка

Рисунок

- Молодцы!  

Учащиеся получают конверт с иллюстрациями после каждой загадки показывают отгадку; называют  номера тех иллюстраций, где изображены млекопитающие; называют их.

Учащиеся в парах выполняют карточку №1

Средства обучения: тетрадь окружающего мира

VI.

Итог урока. Рефлексия

Вот и подходит к концу наш урок.

-Скажите, какая была тема нашего урока?

-Что вы узнали нового?

- Каких животных называют млекопитающими?

- От чего зависит способ передвижения зверей?

Продолжите предложения:

Я запомнил, что…..

Меня удивило, что…..

Я впервые узнал, что….

-Спасибо за урок. Урок окончен!

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, высказывают свои мнения


План-конспект урока окружающего мира

Тема: «Звери-млекопитающие»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению  значение понятия «млекопитающие»

 Формируемые УУД:

Личностные:

- положительно относиться к учению, познавательной деятельности, развитие желания приобретать новые знания;

- способствовать формированию ценностного отношения к природному миру;

- воспитывать бережное отношение к животному миру

Познавательные:

- способствовать  развитию умений выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать;

- создать условия для ознакомления с внешними особенностями и способами передвижения зверей – млекопитающих;

-формировать умения работать со словарем, по плану;

- способствовать развития  интереса к урокам литературного чтения и окружающего мира;

Регулятивные:

- содействовать развития самоконтроля и саморегуляции младших школьников;

- способствовать развития  целеполагания;

- выполнять учебные задания в соответствии с целью.

- содействовать умениям корректировать свою деятельность на уроке;

- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

Коммуникативные:

- способствовать в развитии умений отвечать полными и развернутыми предложениями, сотрудничать в группах, парах;

  • организовать взаимодействие учащихся с целью решения познавательных задач, развития навыка сотрудничества;
  • формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Оборудование: конверты с заданием (иллюстрации-отгадки), учебник окружающего мира 1 класса,  тетрадь окружающего мира на печатной основе, презентация,  раздаточный материал (карточка №1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока с презентацией по теме:"Звери- млекопитающие" в 1 классе УМК "Начальная школа XXI века" в соответствии с ФГОС

урок окружающего мира с презентацией в 1 классе по теме:"Звери - млекопитающие" УМК «Начальная школа XXI века» в соответствии с ФГОС...

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Звери-млекопитающие" 1 класс

В данной разработке представлен конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Звери-млекопитающие", который я проводила, участвуя в муниципальном фестивале "Молодые молодым"...

План-конспект открытого урока окружающего мира "Государственные символы России", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Государственные символы России". 3-й классДанный урок посвящен  “Государственным символам России”, приурочен  к одному из  главных г...

План-конспект экскурсии по окружающему миру на тему «Весна пришла!» 4 класс

План-конспект экскурсии по окружающему миру на тему «Весна пришла!» 4 класс...

План-конспект занятия по окружающему миру Тема «Зима» ФГОС НОО для детей с ОВЗ, вариант 3.4

План-конспект занятия по окружающему миру Тема «Зима»  ФГОС НОО для детей с ОВЗ,  вариант 3.4...