Методическая разработка «ЛЭПБУК «ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Егорова Ольга Васильевна

Методическое пособие способствует закреплению и расширению знаний в игровой, практической деятельности посредством изготовления лэпбука на заданную тему. Позволяет систематизировать, анализировать и сортировать полученную информацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

школа  № 17  г.о. Кинешма

Методическая разработка

 «ЛЭПБУК «ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА»

 

                         

                                               

Работу выполнила:

                                                                        Егорова Ольга Васильевна, учитель начальных классов                                                                          

 г.о. Кинешма  2017 г.

                                                                                                II

                                                    План:

I. Введение ………………………………………………………….стр. 3

II. Основная часть ………………………………………………….стр.4-16

III. Заключение.……………………………………….…………….стр.17

IV. Список литературы……………………………………………..стр. 18

V. Приложения……………………………………………………...стр. 19

       III                                                                                        

                                            Введение 

Методическое пособие способствует закреплению и расширению знаний в игровой, практической деятельности посредством изготовления лэпбука на заданную тему. Позволяет систематизировать, анализировать и сортировать полученную информацию.

Цели урока:

1.Образовательная:

 -формирование целостного взгляда на мир,

-обобщение и повторение знаний детей по разделу «Эта удивительная природа».

2.Развивающая:

-развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ и синтез;

-развивать логическое мышление, умение рассуждать.

Воспитывающая:

-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней,

-воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению к  друг другу.

Задачи:

-расширение представления детей об окружающем мире;

-организация учебного процесса через методы и приемы, формы и подходы, соответствующие основным требованиям  организации  учебного  процесса  с  учетом индивидуальных психологических  особенностей  учащихся.

-воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.

                        IV

        Конспект урока-игры «Эта удивительная природа»

Оборудование:  разноцветные конверты, бумажные коробочки с заранее заготовленным материалом, клей-карандаш, ручки.

Технические средства обученияпрезентация Microsoft  Power  Point, слайды  с  картинками, компьютер, экран.

Предварительная работа: разучивание стихотворения, изготовление заготовки (шаблона) лэпбука, карточки с названиями, терминами, вопросами-ответами, загадками.

Ход урока

  1. Этап мотивации:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в «Экологическую мастерскую». И поможет нам в этом наша книга, которую мы сами изготовим, которую потом покажем друзьям, родителям, сохранив себе на память. Чтобы, взяв нашу книжку с полки, мы могли освежить наши знания по той теме, которую мы изучили.

V

Сегодняшняя наша творческая работа пройдет под девизом.

Родную природу,

любимый наш край,

всем сердцем люби,

береги, охраняй!    

  1. Этап актуализации

Ребята, послушайте стихотворение и доскажи в нем недостающее словечко:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

 Это все вокруг …   (Природа)

-Какой раздел мы с вами изучили? Эта удивительная природа!») 

-Сегодня на уроке мы с вами обобщим и повторим все то, что мы изучили и проведем наш игровой урок в виде «Экологической мастерской»

IV

III. Работа по теме урока.

Итак, у нас на столе заготовки наших книжек – лэпбуков – которые мы с вами будем заполнять, выполняя различные задания, и наполняя  нашу книжку интересной информацией.

- Перед вами лежит все то, что нужно нам для работы в нашей мастерской. Но мы с вами будем брать из предложенного материала лишь то, что скажет вам учитель. Пожалуйста, слушайте внимательно, чтобы не пропустить важные инструкции.

- В конверте желтого цвета  - правильный ответ на вопрос, на который вы должны ответить. Итак, давайте проверим, знаете ли вы, как называется наука, изучающая живую природу? (Биология). Карточка с ответом находится в желтом конверте).

- Молодцы, ребята! А теперь давайте наклеим этот информационный блок  - нашу карточку с ответом посередине нашей книжке. (действуют по образцу)

 - А на подходе следующий вопрос. Как называется наука, которая изучает связи между живыми существами и окружающей их средой? (Экология) Достаем ответ из нашего жёлтого конверта, проверяя себя, что вы ответили вы верно, и ниже приклеиваем следующий блок.

 - Молодца, ребята. Начало нашей творческой работы положено! А теперь обратите внимание на розовый конвертик. Что на нём написано? (экологическая почемучка).

 – А знаете ли вы, что это означает? В этот конверт мы будем складывать  карточки с ответами, на которых написаны вопросы.

VII

Наша с вами задача – ответить на вопрос Почемучки. Сформулировать его и записать на другую сторону бумажки. Сейчас мы должны взять наши розовые конверты, достать из них карточки, их и разложить чистой, неисписанной стороной вверх, закрыв то, что написано. Всем понятно задание?

- Итак, Маша, доставай первую бумажку из конверта и зачитывай  вопрос.

(Что такое тело?) 

Ребята, так какой ответ мы с вами запишем на обратной стороне карточки?

Ответы детей: (Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.)

Берем ручки и аккуратным почерком записываем ответ на другую сторону полоски.

Записали, теперь положим карточку в сторонку. Берем следующую карточку, и читаем про себя вопрос. (Что такое вещество?)

- Кто готов ответить на вопрос?

Ответы детей: (Тела состоят из веществ)

Читаем следующую карточку. Что такое частица? (Вещества состоят из мельчайших не видимых глазом частиц.)

Аналогично прорабатываются следующие ответы к вопросам.

VIII

В каких состояниях бывает вещество? (Жидком, твердом, газообразном.)

Назовите главные свойства поваренной соли. (Она соленая на вкус)

Назовите главное свойство сахара. (Сладкий вкус)

Назовите три состояния воды. (Жидкое, твердое, газообразное)

Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни? (Производители, потребители, разрушители)

- Итак, ребята, молодцы, ответили на все вопросы почемучки. А теперь давайте приклеим конверт на левую створку нашей книжки, вверху странички. И после сложим туда все вопросы с ответами.

- Продолжаем с вами нашу творческую работу. И теперь нас ждут новые творческие задания. Следующее задание  - отгадай загадки. Найдите синий кармашек, в котором находятся загадки о природе.

Сейчас мы с вами будем их разгадывать, доставая по одной карточке  с загадкой.

 Дети зачитывают загадки из конверта (кармашка) и отгадывают их.

1.Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

IX

2.В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

3. Он и летом, и зимой —
Между небом и землей.
Хоть всю жизнь к нему идти —
Он все будет впереди.  (Горизонт)

4. Раскаленный шар из газа,
В небе он заметен сразу,
Дарит нам тепло и свет,
Без него и жизни нет. (Солнце)

5. Что такое, не пойму?
То во сне иль наяву?
Дом не виден, дуб в реке,
Все как будто в молоке.
Сказка это? Сон? Обман?
Это утренний… (туман)

            6.  По тёмному небу рассыпан горошек
             Цветной карамели из сахарной крошки,
             И только тогда, когда утро настанет,
             Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)

X

Молодцы ребята, все загадки отгадали. Дома вы поищите загадки в книжках, и пополните кармашек новыми загадками, которые можно загадать родителям и друзьям.

Ребята, как вы думаете, без чего мы не можем жить?  (без воздуха и воды)

У вас на столе находятся коробочка, загляните внутрь. Что вы видите там? (Кармашек с изображением капельки)

-Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? Верно. Нужно составить из слов свойства воды, и наклеить на лэпбук. Вынимайте изображение капельки и наклеивайте её на сердцевину книги (по образцу) вместе со мной. Затем вынимайте все бумажки-слова и раскладывайте их на столе, составляя предложение, в котором мы прочитаем свойства воды. Прочитайте, что получилось.

 (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха. При нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Вода растворяет многие вещества.)

А теперь достаньте конверт, на котором вы найдете картинку – её нужно будет приклеить по образцу – и слова, из которых вы составите предложение, где будет сказано о свойствах воды.

-Наклеиваем картинку с изображением воздуха.

-Составляем из слов-бумажек предложение. Что у вас получилось?

(Прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.)

- О чём идёт речь? (о свойствах воздуха)

Молодцы. Приклеиваем наши полоски в наш лэпбук.

XI

А сейчас давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка «Дождик»
Дождик скачет по дорожке, 
Как мальчишка озорной, (Прыжки)
Громко хлопает в ладоши 
И от счастья сам не свой. (Хлопки)
Летний дождь – всегда веселый. 
Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе)
Вот и тополь стал зеленый, 
Будто новенький совсем. (Руки вверх, наклоны влево – вправо)
Как игрушки в магазине,
Чистые дома стоят. (Повороты с отведенной в сторону рукой)
Небосвод стал синий-синий.
В лужах «зайчики» блестят. (Руки вверх, «фонарики») 
(Л. Гордиевская)

- Сели на свои рабочие места. Ребята, послушайте какие стихи подготовили нам ваши одноклассники. Выходят трое детей. Зачитывают наизусть стихи:

-Спросил на днях малыш сосед

У струйки, льющейся из крана:

-Откуда ты?

Вода в ответ:

-Издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу,

Росой искрилась вся поляна.

-Откуда ты? – спросил росу.

Поверь и я из океана!

На поле лег туман седой.

                                XII

Малыш спросил и у тумана:

-Откуда ты? Ты кто такой?

-И я, дружок, из океана!

-Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана

Донесся шепот:

-Знай, малыш,

И я пришла из океана.

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке,

И в снежинке,

И в дождинке,

И в росинке

Нам откликается всегда

Океанская вода.

- Почему везде мальчику отвечала океанская вода?

-Что происходит с водой в природе? (Происходит круговорот воды в природе) 

-Найдите в нашей коробочке схему, карточку с названием «Круговорот воды в природе» и наклейте по образцу.  (выполняют совместно с учителем)

               А сейчас, ребята, послушайте сказку.

«Жила-была река» (экологическая сказка)

XIII

Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили, какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей

превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.

Шло время. Люди все больше загрязняли Речку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого вылилось много нефти. Покрылась река черной пленкой, стали ее жители – растения и животные задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

-На этом сказка не кончается, но мы остановимся. Почему так произошло?

 -Как происходит загрязнение воды?

-Почему нужно беречь воду?  

-Что для этого необходимо делать? (ответы детей)

- Молодца, ребята. А сейчас мы с вами продолжаем дальше. Пожалуйста, отгадайте загадку.

XIV

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами.

                     Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять. (Земля)

-Почему?

-Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращаются в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Как же она называется? (Это почва)

-С чем будет связана наша дальнейшая работа в экологической мастерской? (Он будет связан с почвой) Загляните в нашу коробочку и найдите соответствующее изображение. Давайте наклеим её в нашу книгу. (по образцу)

-Что такое почва? (Это верхний плодородный слой земли)

-Назовите главное свойство почвы. (Главное свойство почвы – плодородие)

-Назовем, что входит в состав почвы. (Воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.)

- Ребята, найдите в коробочке картинку с изображением баночки, на которую прикреплены скрепкой чистые полоски бумаги. Давайте наклеим в наш лэпбук картинку с баночкой, а затем составим схему, наклеивая бумажки слева от баночки, на которых мы укажем состав почвы. (выполняют самостоятельно)

-Итак! Наш лэпбук готов. Закончим нашу работу в мастерской, отложим их в сторону и немного поиграем. Разделимся на две команды. Первый вариант – это первая команда, а второй вариант – вторая команда. Какие названия команд мы придумаем для первой команды? (экологи) Для второй? (биологи)

XV

-Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, слышали такое выражение «Растения – зеленая одежда Земли». Они образуют луга, леса. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.

-Вы догадались, о чём дальше пойдет речь? (Растения) (Слайд 1)

-Какая наука изучает растения? (Ботаника)

-Назовите группы растений, на которые ботаники делят все растения. (Слайд2)

-Мы перечислили все группы растений. Остановимся более подробно на двух последних группах.

1) Хвойные и цветковые растения.

-Задание для  команды экологов. Расскажите все о хвойных растениях.

-Задание для  команды биологов. Расскажите все о цветковых растениях.

2) «Лишнее растение»

-Зная, какие растения относятся к каждой группе, найдите лишнее растение. Объясните свое решение. Для каждой команды одно задание.

-Команда биологов прочитает первую строчку. (3 слайд) Какое растение лишнее? Почему?

-Команда экологов прочитает вторую строчку.(4 слайд)  Какое растение лишнее? Почему?

Яблоня, подсолнечник, морская капуста, астра, роза.

Сосна, ель, пихта, лиственница, липа, кедр.

- Молодцы, ребята. А сейчас предлагаю вам составить схему лэпбука, который вы сделаете самостоятельно дома. Тема нашей домашней работы будет называться «Мир растений».

- А теперь, пожалуйста, возьмите из коробочки картонку с надписью «План лэпбука «Мир растений». Прочитайте пункты плана.

1. Определение что такое «ботаника».

2. Группа цветковых растений 

3. Части растений

XVI

4. Загадки о растениях

5. Стихи о растениях

Дома вам нужно будет изготовить лэпбук на заданную тему. Можете располагать разделы, как угодно, можно дополнить тему на свое усмотрение. Что конкретно вы посчитаете нужным внести в свою книгу, то и можете размещать.

IV. Итог урока.

- Что мы повторяли и обобщали сегодня на уроке?

- Какие темы мы повторили?

-Ребята, у меня на доске нарисовано дерево. Возьмите из коробки два яблока – красного и зеленого цвета. Одно из них вам нужно приклеить на это дерево. Зеленое яблоко – это означает, что вы считаете, что вы хорошо знаете тему, и вам от этого радостно. Красное – означает, что вы тему усвоили недостаточно, и поэтому у вас грустное настроение.

Окончен урок и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам!

За то, что упорно и дружно трудились.

Желаю, чтоб знания вам пригодились!

                                                                                                    VII                                          

                                              Заключение

Данная работа будет интересна учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольного образования, родителям. Разработка способствует формированию умений производить простые логические действия осуществлять анализ и синтез, действовать по образцу, понимать информацию в виде схем, фотографий, проявлять интерес к предмету, способствует простейшим нормам речевого этикета.

XVIII

                                        Список литературы

  1. А.А.Плешаков «Мир вокруг нас», учебник для 3 класса начальной школы в 2 частях, М.: «Просвещение»,2006

2.Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009

3. http://www.it-n.ru/   Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

4. http://festival.1september.ru  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

                                                                                 VIX

Приложение

                                    Макет лэпбука


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проверочный тест "Эта удивительная природа"

Проверочный тест по окружающему миру для 3 класса по теме "Эта удивительная природа"...

презентация "Эта удивительная природа!"

В презентации содержится контрольно-измерительный материал в виде теста по окружающему миру 3 класс, программа "Школа России"...

"Эта удивительная природа"

Сценарий викторины по окружающему миру...

Эта удивительная природа

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру в форме игры "Счастливый случай"....

Методическая разработка "Лэпбук- как средство развития познавательно-исследовательских способностей младших школьников".

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанник...

Методическая разработка Лэпбук "Мир эмоций"

В педагогической практике было замечено, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития, особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья. К типичным ...