Конспект урока "Пусть всегда будет солнце!"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Скляр Жанна Евгеньевна

Закрепить знания детей об объекте неживой природы-Солнце. Для детей с умеренной умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_razv._rechi.docx38.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Подготовила: Скляр Жанна Евгеньевна

Класс: 3-в  (VIII вид, 2 вариант)

Предмет: Развитие речи и окружающий мир

Тип урока: интегрированный

Форма урока: урок-занятие  «Пусть всегда будет солнце!»

Цели: Закреплять знания детей об объекте неживой природы - Солнце (для чего оно нужно? какое оно?).

Максимально  вовлечь учащихся в общение;  доступные виды деятельности - предметно-практическую, игровую, элементарно-

учебную, трудовую.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: формировать умение слушать. Побуждать детей к общению. Закреплять знания по темам: «Форма», «Цвет», «Счет в пределах пяти», «Чтение». Учить выполнять действия вместе с учителем по подражанию, по словесной инструкции, по образцу, по контурному изображению.

Коррекционно-развивающие: корригировать и развивать зрительно-двигательную координацию, пространственную ориентировку в процессе предметно-практической деятельности с предметами, имеющими математическое содержание. Развивать внимание, двигательную и эмоциональную память.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать у учащихся уверенность в себе, формировать навыки работы в коллективе - вызвать удовлетворение от собственной работы.

Планируемые результаты: умение определить форму, цвет, величину предмета; пересчитать предметы, сложить слово из букв, выполнить задания учителя по подражанию, по образцу, по словесной инструкции.

Средства обучения: прищепки, желтый круг, конверты с геометрическими фигурами, конверты с кругами разных цветов, буквы, образцы слов, контурные изображения, игрушка «Солнышко», презентация, аудиозаписи.

Техническое обеспечение: компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.

Учебно-методическое обеспечение:1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой; СПб.; ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Ознакомление с окружающим миром». Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007                                                                                                                    3. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л.А.Нисневич «Как помочь “Особому ребенку”». –СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.

4. Л.Б.Баряева, А.Зарин «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГРУ А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2001.                                                                                                              

 5. А.С.Гаврилова, С.А.Шанина, С.Ю.Ращупкина «Логопедические игры». М.:ООО» ИКТЦ «ЛАДА», 2000.                                                                                                                                                                          

Название этапа

Содержание этапа.

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

БУД

I. Мотивационно-целевой.

Орг.момент

0,5 мин.

- Здравствуйте!

 Давайте улыбнемся друг другу и гостям.

Начнем заниматься.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Регулятивные:  

волевая саморегуляция.

Личностные:

выражение положительного отношения к процессу познания;

проявление внимания; положительных эмоций.

II. Актуализация

знаний учащихся.

Словарная работа

1 мин.

Слайд № 1

- Еще с древнейших времен люди поклонялись Солнцу. В его честь слагали гимны (хвалебные песни), возводили великолепные храмы, устраивали праздники. Сочиняли загадки, поговорки. Ребята, послушайте загадку. Догадайтесь, о чем в ней говорится:

Оно весь мир обогревает.
И усталости не знает. 
Улыбается в оконце,
А зовут его все…СОЛНЦЕ.

- Правильно, это солнце.

Ученики вместе с учителем называют отгадку.

Регулятивные:

выполнение задания в соответствии с поставленной целью; умение сделать правильный выбор.

Личностные:

расширение активного и потенциального словарного запаса.

III. Формулирование темы урока и его цели. Этап планирования деятельности.

Вводная беседа

3  мин.

- Сегодня  к нам в гости пришло СОЛНЫШКО. Просыпается оно раньше всех, умывается из тучки и поднимается высоко в небо, чтобы совершать “добрые дела”. А какие“добрые дела” совершает  солнце?  (Ответы детей.) Да, ребята, верно, солнце землю освещает, всех согревает. У него много “добрых дел”: землю обогреть, ярким светом осветить, да и всех разбудить своими ласковыми лучиками.    

-  Давайте, вместе с вами сегодняшний урок сделаем солнечным! Подарим друг другу хорошее настроение. Согласны? Тогда улыбнитесь!

-Из букв мы  попробуем составить слово «СОЛНЦЕ» и показать, как умеем дружно работать.

- Молодцы!

Дети составляют слово «СОЛНЦЕ» (Наложением, по образцу, по инструкции, самостоятельно)

Личностные:

проявление нравственных переживаний (чувства гордости), интеллектуальных чувств («радость познания»), эстетических чувств(чувства прекрасного).

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли; слушать и понимать речь других.

Познавательные:

контроль, оценка процесса и результатов деятельности.

IV. Физ. минутка

Игра “Солнышко и тучка”

3 мин.

- Посмотрите и назовите, что это? Поиграем?

- Когда я скажу “светит солнышко” – вы хлопнете в ладоши (показ игрушки – солнышка);

а как только услышите “тучка ”(учитель прячет «солнышко»  за «тучку») – присядете и сделаете над головой

“домик”.

Учащиеся играют.

На слова “Светит солнышко” дети хлопают в ладоши;

на слово “тучка ” – дети приседают и делают над головой “домик”.)

Регулятивные:

выполнение задания в соответствии с поставленной целью; умение сделать правильный выбор.

Личностные:

проявление положительных эмоций.

V. Операционно-содержательный.Развитие учебно-языковых и речевых умений.

Определение формы

4 мин.

Слайд № 2

  Слайд № 3

- Вот разноцветные конверты с заданиями от Солнышка. (Учащиеся получают конверты)

- Что там?

- Сколько геометрических фигур?

- Покажите треугольник.

- Покажите квадрат.

- Покажите прямоугольник.

- Покажите круг.

- Найдите эти фигуры на экране.

- А солнышко, какой оно формы?

Покажите.

- Сложите фигуры в конверты.  

- Дима, собери, пожалуйста, конверты.

Учащиеся рассматривают геометрические фигуры, пересчитывают, называют, показывают.

Регулятивные:

развивается умение детей устанавливать границу своего знания, работать с информацией.

Личностные:

проявление положительных эмоций.

Коммуникативные:

умение сотрудничать.

Определение цвета

4 мин.

Слайд № 4

Слайд № 5

- Вот другие конверты с заданиями от Солнышка. Выберите каждый свой конверт. (Учащиеся выбирают конверт со своим именем)

- Что там?

- Покажите зеленый круг.

- Покажите синий круг.

- Покажите желтый круг.

- Покажите оранжевый круг.

- Покажите красный круг.

- Покажите такой же круг.  

- Какого цвета этот круг?

- Назови.

- Сколько кругов?

- Уберите те круги, цвет которых не подходит для изображения солнца.

Сколько убрали?

Сколько осталось?

Учащиеся рассматривают круги разных цветов, называют, показывают

Регулятивные:

выполнение задания в соответствии с поставленной целью; умение сделать правильный выбор.

VI. Физ. минутка

Расскажи стихи руками “Дай нам, солнышко, тепла”

(проводит психолог).

3 мин.

- Расскажем стихотворение

“Дай нам,  солнышко, тепла” руками.

- Я читаю стихотворение, показываю движения руками. Вы их повторяете за мной.

Мы ладони протянули,
И на солнышко взглянули.

Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была.
 

Наши пальчики – малютки,
Не хотят ждать ни минутки, 

Тук – тук, молоточками,

Хлоп – хлоп, лопаточками,

 


Прыг – прыг, словно зайки, скачут на лужайке

Светит солнышко в окошко

Греет нашу комнату.

Мы похлопаем в ладоши.

Очень рады солнышку.

Дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх – вниз.


Делают движения пальцами, словно маня к себе.

Ритмично сгибают и разгибают пальцы.


Ритмично стучат кулачками.


Ритмично хлопают ладонями.


Стучат полусогнутыми пальцами.

Поднимают руки вверх, расставляют пальчики.

Разводят руки сверху в стороны и вниз.

Хлопают в ладоши.

Познавательные:

 умение воспринимать текст на слух.

Коммуникативные:

сотрудничество с другими людьми.

Личностные:

проявление положительных эмоций.

VII.Самостоятельная работа при организующей помощи учителя.

Составление фигуры

2 мин.

- Сейчас из круга и прищепок вы поможете МНЕ составитьСОЛНЫШКО.

Перед вами жёлтый круг,

Много лучиков вокруг –

                  Это солнышко сияет.

(Учитель дорисовывает на солнышке глазки, улыбающийся широкий рот)

                 И картинка оживает!

(Дети вместе с учителем складывают солнце, прикрепляя прищепки к желтому кругу)

Познавательные:

умение слушать и слышать.

Коммуникативные:

осуществление продуктивного взаимодействия с детьми и взрослыми.

Рисование. Пространст-венное ориентирование

5    мин.

Слайд № 6

-Порисуем? Аня, возьми задание и дай Сереже.

- Сергей, возьми рисунок и отдай Диме.

- Дима, дай Егору. Егор, возьми для Анны.

- Обведите изображение по контуру! А теперь раскрасьте солнышко. (Звучит музыка)

- Посмотрите на экран. Найдите и покажите ваше солнышко. Прикрепите свои рисунки на доску, так же как на экране.

Учащиеся раздают контурные изображения солнца (разной сложности) друг другу.

По словесной инструкции учителя дети обводят и раскрашивают контурные изображения.

Прикрепляют свои рисунки на доску, сравнивая с образцом на экране.

Регулятивные:

способность к волевому усилию.

VIII. Рефлексивно-

оценочный

Слайды

№ 7, 8, 9

2  мин.

Слайд

       № 10

- Ваши «СОЛНЫШКИ» чудесны!

Они прекрасно украсят любые вещи.

- Посмотрите на экран, что вы видите?

- Вы сегодня - молодцы! У вас солнечное настроение. Мы радовали друг друга. Вы дружно работали.

- ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ!  

Учащиеся рассматривают изображения на экране.

Отвечают на вопрос учителя.

Личностные:

проявление  нравственных переживаний (чувства гордости), интеллектуальных чувств («радость познания»), эстетических чувств(чувства прекрасного).

Веселая зарядка

«Солнышко лучистое»

2   мин.

 -Выходите из-за парт. Солнышко прощается с вами и хочет, чтобы вы потанцевали с ним.

- Молодцы! Наше занятие закончилось. Спасибо всем за работу.

Дети вместе с учителями совершают ритмичные движения

под музыку.

Познавательные:

умение воспринимать текст на слух.

Коммуникативные:

сотрудничество с другими людьми.

Личностные:

проявление положительных эмоций.