Сценарий урока по окружающему миру во 2 классе УМК «Школа России»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Заступова Наталья Владимировна

Тема: «Красная книга Саратовской области»

Цель: формировать представление о значении Красной книги и необходимости её создания; познакомить с Красной книгой Саратовской области; развивать умение получать сведения о некоторых растениях и животных, внесенных в Красную книгу; формировать знания о мерах по сохранению и увеличению численности этих животных и растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasnaya_kniga_saratovskoy_oblasti.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока по окружающему миру во 2 классе  УМК «Школа России»

Автор

Заступова Наталья Владимировна

Должность

учитель начальных классов

Образовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Пугачева Саратовской области".

Тема: «Красная книга Саратовской области»

Цель: формировать представление о значении Красной книги и необходимости её создания; познакомить с Красной книгой Саратовской области; развивать умение получать сведения о некоторых растениях и животных, внесенных в Красную книгу; формировать знания о мерах по сохранению и увеличению численности этих животных и растений.

Планируемые образовательные результаты.

 Предметные: научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; рассказывать о редких растениях и животных; использовать дополнительную литературу для поиска необходимой информации; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций.

Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, фотовыставка «Растения и животные Саратовской области», презентация к уроку, музыкальное сопровождение к уроку, кроссворд, - учебник: ПлешаковА.А.. Окружающий мир.2 класс. Учебник в 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение; 2014. (стр.88-89); рабочая тетрадь: ПлешаковА.А.. 2 класс. Рабочая тетрадь№1 – М.: Просвещение; 2014; карточки с кроссвордом.

Сценарий урока.

I. Самоопределение к деятельности.  Организационный этап.

У.- Добрый день, ребята! Поздороваемся со всем, что нас окружает:

Солнце, здравствуй!

Небо, здравствуй!

Птицы, здравствуйте!

Все-все-все, здравствуйте!

Звучит  мелодия  "Жаворонок" - Ариэль Рамирес

У.- В 2016 году наша область отметит свой 80-летний юбилей. В связи с этим мы провели фотовыставку «Природа Саратовской области». Рассмотрите её поближе, обратите внимание, где сделаны фотографии. ( Дети рассматривают фотовыставку)

II. Актуализация необходимых знаний.  

Звучит сигнал тревоги

У.- Что это за сигнал?

Д.- Сигнал тревоги

У.- Когда он звучит?

Д.- Когда грозит опасность

У.- Как вы думаете, почему он звучит на уроке?

Д.- Кому-то грозит опасность

У.- Постараемся ответить на сегодняшнем уроке, кому же грозит опасность.

Работать вы будете в группах, поэтому должны выбрать командира, проверить готовность к уроку, повторить правила работы в группе. (Выбирают командира, проверяют готовность к уроку. Повторяют правила работы в группе по слайду)

У.-У нас 2 группы «Флора» и «Фауна». Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

Д.- О растениях и животных

У.- Откройте конверт №1. Какое задание вам предстоит выполнить?

 Д.-Разгадать кроссворд (дети разгадывают кроссворд, записывая отгадки)

У.- 1. На суку таится кошка,

Но она совсем не крошка,

И нельзя сказать ей: «Брысь!»

Потому что это…(рысь)

2. Самая тяжёлая летающая птица?

Тоже надо знать, может пригодиться! (дрофа)

3. Кто изображён на гербе Саратовской области? (стерлядь)

4. Как называется наша область?

5. В ней щука, и сом, и осётр обитают…
Истории дух над волнами витает!
В искусстве река  эта — стержень  народа.
И Родина-мать.  И простор, и свобода.
Рекой любоваться мы можем подолгу!
А имя у этой красавицы... (Волга) (
Жанна Синючкова)

6. В мае вырастает,

Горошком обрастает,

После раскрывается,

В колокольчик превращается. (ландыш)

7. На реке у бора-

Чашка из фарфора.

Как день она всплывает,

Как ночь-она ныряет. (кувшинка)

8. В норке переждав жару,

Ночью, точно кенгуру,

На двух лапках резко скачет,

Зверёк маленький… (тушканчик)

У.- Проверьте, как вы выполнили задание. Просигнализируйте.

Составьте ключевое слово из выделенных букв. Какое слово получилось?

Д.-Спасите. (слово записывается на доске)

У.- Подберите синонимы к этому слову.

Д.- Освободите,помогите,выручите…

У.- Кто нас просит о помощи?

Д.-Природа

У.- Я предлагаю посмотреть клип Олега Газманова (просматривают клип «Красная книга»)

У.- Ребята, поделитесь своими чувствами и мыслями.  О чём вы задумались? (ответы детей)

III. Цель урока.

-Предположите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (тема урока записывается на доске)

Д.- Об исчезнувших животных, о Красной книге Саратовской области

У.- Что мы узнаем на уроке? (ответы детей)

У.- Проверьте свои предположения по учебнику на стр. 88 

IV.  Организация познавательной деятельности.

- Вспомните, что вам приходилось слышать или читать о Красной книге?

- Прочитайте на стр.88,что такое красная книга, с помощью учебника запишите определение в рабочую тетрадь.

- Эта книга не совсем обычная. Цвет переплёта у неё красный.Что означает красный цвет?

Д.- Сигнал тревоги,  сигнал опасности,  предупреждение об опасности 

У.-Правильно. Он как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!»  Какая беда грозит природе? Кто в этом виноват? (ответы детей)

У.-Посмотрите вокруг: какой удивительный мир нас окружает – лес, небо, солнце, птицы. Это природа! Наша жизнь не отделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

Предлагаю вам совершить прогулку по лесу, послушать звуки природы.

Физкультминутка. (звучат звуки природы)

На кусте у родника (дети поднимают руки)
Не тронул сети паука,
 
Я поглядел на муравьёв:
 (приседают)
У них домище – будь здоров!
Я долго по лесу шагал
 (шаги на месте)
И никого не напугал,
 (повороты туловища)
Нигде воды не замутил...
В лесу я просто погостил!
 (руки в стороны, вниз)

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного.

У.-Познакомимся с некоторыми животными и растениями, занесёнными в Красную книгу Саратовской области. Рассмотрите книгу.

Создание Красной книги Саратовской области.

У.-Первое  издание Красной книги Саратовской области (растения и животные) произошло в 1996 году. В нее включены 404 вида растений и животных.

Второе издание Красной книги Саратовской области состоялось спустя 10 лет, в 2006 году. В нее включены были 541 вид растений и животных.

Как вы думаете, почему книгу пришлось переиздавать через 10 лет?

Д.- Стало больше редких животных и растений.

У.- Выполните следующее задание в тетрадях. Как будем работать?

Д.-В парах.

У.- Где найдем необходимую информацию?

Д.- В Красной книге.

Проверка работы

У.- У каждой группы было задание, приготовить обращение к людям от лица редких животных и растений.

1. Слово предоставляется первой команде. Давайте послушаем их обращение. (Ландыш майский)

2. Слово предоставляется второй группе (Степной сурок)

V.  Рефлексия.  Итог урока.

У.- Для кого звучал сигнал тревоги  в начале урока? Почему он звучал?

Д.- Для людей, потому что из-за нас природа в опасности.

У.- Можем ли мы помочь природе, стать ей другом?

Д.- Можем.

У.- У вас на партах лежат конверты. Здесь разрезаны экологические знаки. Вам нужно выбрать нужные детали и наклеить их на лист бумаги. Готовый знак прикрепляем на доску.(дети работают в группах)

У.- Поясните свой знак.(формулируют правила поведения в природе)

У.- Подведем итог нашего урока. Для этого опираясь на схему, дайте ответы:

http://festival.1september.ru/articles/643720/img1.gif

VI. Домашнее задание.

Подготовить проект «Красная книга Саратовской области» (об одном растении и животном) Возможно участие родителей.

Литература:

Красная книга Саратовской области изд-во Торгово-промышленной палаты Саратовской области 2006 год 528 с.

Плешаков А.А. Окружающий мир.2 класс. Учебник в 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение; 2014.

Интернет ресурсы:

http://www.youtube.com

http://ped-kopilka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК Школа России

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК Школа России "Что умеет компьютер?"...

Урок по окружающему миру (2 класс,УМК "Школа России") на тему "Пожар!"

Предлагаю вашему вниманию конспект урока по теме "Пожар!" (2 класс). На уроке дети  вспомнят правила противопожарной безопасности, составят памятку "Как вести себя во время пожара" и т.д. Использ...

Урок по окружающему миру (3 класс, УМК "Школа России"),по теме "Путешествие по планете"

Презентация к уроку по теме "Путешествие по планете" поможет учителю построить урок в форме путешествия и позволит ученикам в увлекательной форме познакомиться с нашей планетой....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России" по теме "Почва"

Использую групповые формы обучения, проблемно - поисковые методы...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"

Урок – исследование. Тема: Про кошек и собак.Цель: Познакомить детей с некоторыми породами собак и кошек, воспитать любовь к животным, ответственность за них и бережное к ним отношение. Активизи...

урок по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России" тема "Если хочешь быть здоров"

Урок проблемный. Конспект  оформлен в виде технологической карты, где показана деятельность учителя, предполагаемая деятельность учащихся и прописаны формируемые на уроке универсальные учебные де...

Урок по окружающему миру (2 класс, УМК "Школа России") на тему "День рождения"

Любой урок должен не только давать знания, но и учить детей самостоятельно добывать знания, делать выводы. Урок должен быть воспитывающим. Вот поэтому я всё чаще провожу нестандартные уроки: урок-проб...