Урок окружающего мира 4 класс "Строительные материалы и их использование в народном хозяйстве"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Зубова Ольга Анатольевна

Данный урок разработан на материале учебника О.Т. Поглазовой " Окружающий мир" 4 класс и построен в форме урока-исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир   

Дата:21.11.17  

Автор: учитель начальных классов Зубова О.А.

Класс: 4 «В»

Учебник: О.Т.Поглазова «Окружающий мир», часть1.-Смоленск, Ассоциация ХХI век, 2014г.

Тема урока:Строительные материалы и их использование в народном хозяйстве.

Тип урока: урок-исследование

Цели урока:

Учебная: сформировать у учащихся представление о роли строительных полезных ископаемых, их применение и использование.

Развивающие: развитие критического мышления, приобретение опыта исследовательской деятельности, развитие коммуникативности, умение думать и размышлять, умения работать в группе.

Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, расширять кругозор обучающихся, прививать навыки самостоятельной работы.

Задачи:

Личностные УУД: положительное отношение к процессу обучения;

Регулятивные УУД:

- умение точно выражать свои мысли;

- умение определять цель деятельности на уроке;

- умение определять успешность своего задания.

Познавательные УУД:

- умение извлекать информацию из иллюстраций;

- умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме.

Предполагаемый результат: к концу урока дети должны осознать значимость полезных ископаемых для жизни человека

Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданиями, дополнительный текст, коллекция минералов.

Оборудование: образцы горных пород, проектор, презентация «Строительные материалы и их использование в народном хозяйстве».

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Оргмомент.

Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково?
Во!
Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома - замечательной планеты Земля.

Настраиваются на урок, рисуют свое настроение.

Личностные УУД:

готовность и способность к саморазвитию и мотивация познанию нового.

2. Актуализация знаний (3 минуты)

Мы о ней уже многое знаем,а о чем будем говорить сегодня, узнаете прочитав запись на доске.

Это планета Солнечной системы.
Имеет шарообразную форму.
Окружена воздушной оболочкой.
Поверхность ее - горы, равнины, овраги.
На поверхности - вода, почва, растительность, животные, люди.
Внутри (в недрах) - ?

- Прочитайте внимательно текст. Как вы думаете, о чем идет речь?
- Что же нам предстоит выяснить сегодня?
- А что является богатствами, находящимися в недрах Земли?
- Что называют полезными ископаемыми?

-Какие полезные ископаемые вы знаете?

Отвечают на вопросы

О нашей планете; о планете Земля…

Что находится в недрах Земли; о ее богатствах…

Полезные ископаемые

ПознавательныеУУД: поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Коммуникативные УУД

Строить высказывание в устной форме

 Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу.

3. Постановка учебной проблемы, формулирование темы урока.

(7 минут)

1.Прочитайте слова на слайде.

железная руда

глина

медная руда

песок

геолог

гранит

алюминиевая руда

известняк

оловянная руда

- Все ли слова вам знакомы?
- Какое слово вы считаете лишним и почему? Кто такой геолог 

- Оставшиеся слова распределите на две группы. Догадались, по какому признаку?
Что объединяет слова первой группы?  На прошлом уроке мы познакомились с рудами металлов и узнали, что их замечательные свойства широко используют люди в промышленном производстве.

-А вот полезные ископаемые второй группы используются в других целях. Где можно использовать эти полезные ископаемые?

-Давайте попытаемся сформулировать тему урока, над которой будем работать?

-Какие учебные задачи вы бы хотели решить по этой теме?

-Значит наш сегодняшний урок будет не совсем обычным -это будет урок поисков, исследований и открытий. А мы с вами будем геологами, которые будут работать в группах, изучая свойства строительных полезных ископаемых

Высказывают свои предположения.

Геологи - люди, остальное - полезные ископаемые

Геолог — специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых

(В результате работы на доске получается такая таблица)

железная руда                            песок

алюминиевая руда                    глина

медная руда                               известняк

оловянная руда                         гранит

руды металлов

Машины, механизмы

В строительстве

Строительные полезные ископаемые

Познавательные УУД

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу.

Коммуникативные УУД

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Совместное открытие знаний.

Проблемная ситуация

(10 минут)

-Посмотрите, перед вами шкатулка. Как вы думаете, какие богатства в я в ней приберегла для вас?

-Я загадаю вам загадки, а вы найдете в ней отгадки..

Загадки о полезных ископаемых

Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (песок)

***

Если встретишь по дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (глина)

Он очень прочен и упруг,

Строителям надѐжный друг;

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (гранит)

***

Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещѐ он есть в цементе.

Сам он удобрение. (известняк)

***

-Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, а теперь предмет, который вы достали из шкатулки станет предметом вашего исследования.

С древних времен и до наших дней широко используют свойства строительных полезных ископаемых.

 - А вы знаете, для чего используют глину и песок?

- Какие свойства гранита используют строители?

 

Украшения

песок

глина

гранит

известняк

Делают вывод

Посуду, кирпич, дома

Прочность

 

Познавательные УУД

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Коммуникативные УУД

Оформлять свои мысли в устной форме

Практическая работа

- Чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.

- Кстати, кто такие исследователи?

- А можем ли мы назвать себя исследователями?

- Так что же будет предметом нашего исследования?

- А могут ли строители обойтись без этих строительных полезных ископаемых?

Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства и самостоятельно добывать информацию  на страницах учебника.с.88-91

Работаем по плану

1. Название, где добывают.

2. основные свойства.

3. Использование.

4. Что из представленных товаров может быть из него сделано.

-В вашей таблице должен быть записан предмет, представленный на демонстрационном  столе.

Каждая группа заполняет исследовательскую таблицу.. - Перед вами  коробка с материалами, информационные листы, инструкционные карты. Ознакомьтесь с ними и приступайте к исследовательской  работе.

На исследования вам отводится 10 мин.

В результате вашего исследования у вас должна получиться таблица с заполненными графами. После этого  вы сможете сделать вывод о свойствах и применении в народном хозяйстве.

Отчет групп

– Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкульт.минутку.

Да, можем

Строительные полезные ископаемые

Узнаем

Работают в группах, читают материал в файлах, заполняют таблицу.

Приходят к выводу о необходимости строительных полезных ископаемых.

Познавательные УУД

Обобщать и классифицировать по признакам.

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

 Представлять информацию в виде схемы.

Выявлять сущность, особенности объектов.

Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Коммуникативные УУД

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Физминутка

(3 минуты)

Мы геологами станем 
Да? – да! ( хлопок над головой). 
Будут все гордится нами. 
Да? – да! ( хлопок над головой). 
Что ждет нас впереди? 
Высокая гора (показывают руками), 
Бурная река (показывают руками) 
Ее не обойдешь (топают ногами), 
Ее не проплывешь (плывут), 
Ее не пролетишь (крылья), 
Надо напрямик. 
Все мы сможем, все сумеем 
И своей достигнем цели. 
Да? – да! ( хлопок над головой). 

Выполняют действия за учителем

5. Применение знаний и умений.

(5 минут)

Помимо исследований, которые вы провели в группах свою работу проектную работу провела и Землянская В.Тема её работы «Глина и песок – это полезные ископаемые?»

-Какие ещё проекты подготовлены в группах

Наверное, если вы знаете какие полезные ископаемые есть на нашей Земле, то уж точно назовете, что добывают в нашем крае?

- Какие строительные полезные ископаемые есть в Ставропольском крае? - Как их используют?

 - В кладовой земли Ставропольской хранятся кварцевый песок, пресная вода, нефть, газ. Всего в крае выявлено около 300 месторождений полезных ископаемых. Самые ценные - это строительные материалы, их доля от всех подземных богатств около 42%. На втором месте - нефть и газ - 38%, причем львиная доля из них приходится на нефть - 32%. По 10% в потенциале Ставрополья занимают: титан, цирконий, стекольные пески, минеральные и теплоэнергетические воды.

Одним из главных природных богатств Ставрополья являются минеральные воды. Их целебные свойства принесли мировую известность городам – курортам Кавказских Минеральных Вод

- Скажите, что мы можем сделать, чтобы запасы полезных ископаемых не исчезли?

Выступает с проектом

Называют свои работы

Рассказывают и называют как используют

Бережно использовать

Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Коммуникативные УУД

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

6. Закрепление. Самостоятельная работа.

– А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

– Возьмите на столе карточку-тест для самостоятельной работы.

– Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.

(Самопроверка по мультимедийному проекту. Команды называют ответы поочередно).

– А теперь переверните листы  и закрасьте свой « драгоценный камешек знаний» красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

– Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.

А в заключении нашего урока я предлагаю Вам поиграть.
Игра: «Какое полезное ископаемое лишнее?» Почему?

Глина, песок, гранит, каменный уголь, известняк.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке.

Минералы однородны по своему строению, а горные породы нет.

Прочность, пластичность, плавление.

Каменный уголь, железная руда, золото.

Оценивают свою работу

каменный уголь

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Итог урока, рефлексия.

(5 минут)

Над какой темой мы с вами работали?

Какие строительные полезные ископаемые запомнили?

-Что нового для себя узнали?

-Удовлетворены ли вы своей работой на уроке? Наш урок исследований завершен благодарю всех за хорошую работу.

- Нарисуйте свое настроение и покажите мне смайлики.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Д/з (2 минуты)

Учебник с. 88-91, р.т. с. 36, №1,3.

По желанию составить кроссворд на тему «Строительные полезные ископаемые».

Записывают задание

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира во 2 классе с использованием ЭОР

использование электронно-образовательных ресурсов на уроках в начальной школе...

Сценарий урока окружающего мира по теме "Саванна" с использованием ИКТ (2 класс)

Сценарий интегрированного (окружающий мир и информатика) урока. На уроке учащиеся овладевают навыками работы на компьютере и изучают особенности природной зоны - саванны....

Урок окружающего мира в 3 классе "Что такое погода. Народные приметы."

Урок окружающего мира разработан по системе развивающей системы Л. В. Занкова К конспекту урока прилагается презентация, музыкальное сопровождение, тест в режиме Mimio Studio....

Технологическая карта урока окружающего мира «Что создавалось трудом крестьянина? Труд в крестьянском хозяйстве» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: формирование представлений о труде крестьян на Руси.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление о труде крестьян, о крестьянском праве.2. Ознакомить с терминами «крестьяне»...

Технологическая карта урока окружающего мира, УМК "Школа России", 2 класс, тема: "Народный календарь"

Цель урока: формирование у обучающихся знаний и представлений о народном календаре.Задачи урока:Дидактические: 1.Дать представление о понятиях «народные приметы», «народный календарь...