Окружающий мир. 4 класс.Тема: «Музыка Древней Руси».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Окружающий мир. 4 класс.Тема: «Музыка Древней Руси».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_okr_mir_muzyka_drevney_rusi.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Окружающий мир. 4 класс.

Тема: «Музыка Древней Руси».

Цели:  познакомить с разными жанрами музыки;

            развивать воображение;

            воспитывать любовь к истории страны, её культуре

.

Личностные УУД:

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Оборудование: набор музыкальных инструментов, компьютер, мульти-медийный                  проектор, костюмы скоморохов, гантели, самовар, блины.

Ход урока.

1. Сообщение темы и цели. (Звучит отрывок из народной песни «Во поле берёзка

     стояла»).

      - Узнали песню?

     - Кто автор?

     - Почему мелодия дошла до наших дней?

2. Основная часть.

      Русская музыка берёт своё начало в далёком прошлом. Наши предки, древние славяне, были язычниками и поклонялись природе – солнцу, ветру, лесам, полям, матери- земле. В их воображении природа была населена добрыми и злыми духами. Духов необходимо было умилостивлять, чтобы они не мешали человеку в труде.

    Все верования славян сопровождались закличками, пением, плясками, ведением хороводов, игрой на музыкальных инструментах.

  - Вспомните, какие народные инструменты вы знаете?

  - Что это за инструмент? (демонстрация)

     В Древней Руси другим музыкальным явлением стало знаменное пение. Своё название оно получило от наименования для его записи знаков – «знамён»(или крюков). Сравните крюковую запись и современную нотную.

     Знаменное песнопение можно было услышать в церкви. Оно придавало церковной службе особую пышность, торжественность. Знаменные песнопения исполнялись исключительно голосом или хором голосов, как правило, мелодия была плавной, поступенной. Сейчас музыку, исполняемую в церкви, называют духовной.

    -  Послушайте пример духовной музыки.

(после прослушивания) – Что вы почувствовали?

                                     - Почему музыку называют духовной?

        С древнейших времён главным занятием славян было земледелие. Силой музыки и слова наши предки хотели покорить природу. Весной люди приветствовали пробуждение природы и просили её быть доброй к ним, летом славили природу, которая дала им богатый урожай. Отсюда и название этих древнейших песен – календарные. В старину с календарными праздниками были связаны хороводные песни. Хороводы имели широкое распространение – в них принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные луга, рощи. К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощение. Девушки  и женщины одевались в лучшие наряды. Хороводы водили кругами, колоннами, зигзагами, восьмёркой.

       Наряду с календарными песнями к древнейшим жанрам относятся семейно- бытовые песни. Они сопровождали все важные события семейной жизни и быт славян, например, колыбельные. Многие из них носят шуточный характер. Для текста этих песен использовались образы птиц и зверей: кота-баюна, козы рогатой, серого волка.

          Как у нашего кота

          Колыбелька золота

          А у Митеньки –

          Золота серебряна.

  А ещё есть свадебные, трудовые песни.

     На протяжении многих веков народные певцы-гусляры сохраняли в исторических песнях и былинах историю Руси. Под звуки гуслей они воспевали подвиги богатырей, восхваляли отвагу и мужество храброй дружины. Впервые в былинах появились герои-богатыри – Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Вольга, Микула Селянинович. Обычно былины исполнялись не спеша, ровно, как спокойный рассказ.

          Рекрутские и солдатские песни составляют особую группу. Главный герой этих песен – добрый молодец, отданный в солдаты, оторванный от отца с матерью, от жены с детьми или от любимой девушки. Двадцатипятилетняя служба – «невзгодушка великая», в солдатских песнях преобладали грустные мотивы, хотя нельзя сказать, что солдаты не пели весёлых песен. Русские солдаты никогда не страдали отсутствием храбрости, смелости, боевого задора.

    Отвага и чувство юмора, бодрость и стремление преодолеть трудности военной жизни звучат в песне «Солдатушки, браво, ребятушки».(Дети исполняют народную песню, сопровождая пение игрой на народных инструментах.)

             Солдатушки, браво-ребятушки,

             Где же ваши деды?

            - Наши деды – славные победы,

             Вот где наши деды!

 

             Солдатушки, браво-ребятушки,

             Где же ваши жёны?

             Наши жёны – ружья заряжёны,

             Вот где наши жёны!

             Солдатушки, браво-ребятушки,

             Где же ваши сёстры?

            - Наши сёстры – пики, сабли остры,

             Вот где наши сёстры!

            Солдатушки, браво-ребятушки,

           Где же ваши детки?

            - Наши детки – пули наши метки,

            Вот где наши детки!

            Солдатушки, браво-ребятушки,

           Где же ваша хата?

           - Наша хата – лагерь супостата,

           Вот где наша хата!

3. Театрализация.

          Сегодня мы расскажем вам об одном из славянских праздников. И не только расскажем, но и покажем, как гуляли в старину на Масленице.

    На стыке зимы и весны праздновали этот праздник. Масленицей называли чучело из соломы, обряженное в женское платье, с блином и сковородой в руках. С ней вместе веселились, катались на тройках, а в конце праздника сжигали на костре.

             Шумно и весело провожали зиму, встречали весеннее солнце и закликали природу быть доброй к пахарю. Во всех домах пекли блины. Они были символом солнца.

 

Скоморох 1           В город нынче пришла

                                В гости Масленица!

                                Русская, старинная,

                                Румяная да блинная!

                                Со «Снежными городками»,

                               Горячими пирогами,

                               С бубликами да баранками,

                               Тройками да санками!

Скоморох 2         Привезли мы подарки вам разные

                              Зашумел уже ярмарки ряд.

                              Ждут вас игры и песни прекрасные,

                              И старинный славянский обряд.

Скоморох 1          Проходи честной народ,

                               К нам на представленье,

                               Ждёт вас праздник озорной

                               Всем на удивление!

Скоморох 2         Проходи и стар, и млад,

                              Сбросив с плеч заботы!

                              Отдохнуть ведь каждый рад

                              Опосля работы!

Скоморох 1          Будем дружно веселиться,

                               Скука, право, не к лицу

                               Ни красотке-молодице,

                               Ни красавцу-молодцу.

Скоморох 2         Ко мне, силачи,

                              Ко мне, ловкач!

                             Состязаются самые могучие в мире,

                             Поднимаются пудовые гири. (конкурс)

Скоморох 1        А вот горячие блины,

                             Вы отведать их должны!

                             Вкусны да румяны,

                             С маслом да сметаной.

Скоморох 2        Просто так их не даём:

                             Вместе спляшем и споём.

(игра «Бояре»)

Игра «Бояре».

(Участники делятся на хоры №1 и №2, которые строятся в шеренги. Одна шеренга движется навстречу другой, пока проговаривает первую строку, и возвращается на исходную линию, пока проговаривает вторую).

Хор №1 Бояре, мы к вам в гости пришли,

               Молодые, мы к вам в гости пришли.

Хор №2  Бояре, а зачем вы к нам пришли?

                Молодые, а зачем вы к нам пришли?

Хор №1 Бояре, а нам девица нужна,

                Молодые, а нам девица нужна.

Хор №2  Бояре, а какая вам нужна?

                Молодые, а какая вам нужна?

Хор №1 Бояре, нам вот эта нужна.

               Молодые, нам вот эта нужна.

Хор №2  Бояре, она глупая у нас.

                Молодые, она глупая у нас.

Хор №1 Бояре, а мы плёточкой её,

                Молодые, а мы плёточкой её.

Хор №2  Бояре, она плёточки боится,

                Молодые, она плёточки боится. 

Хор №1   Бояре, а мы пряничков дадим,

                 Молодые, а мы пряничков дадим.

  Хор №2  Бояре, у ней зубки болят,

                  Молодые, у ней зубки болят.

 Хор №1  Бояре, а мы к доктору сведём,

                 Молодые, а мы к доктору сведём.

Хор №2   Бояре, она доктора боится,

                 Молодые, она доктора боится. 

Хор №1   Бояре, не валяйте дурака,

                 Молодые, не валяйте дурака.

(Хор № 1 бежит и прорывает цепочку Хора № 2 в том месте, где стоит выбранная девица).

   Хор №1   Нашего полку прибыло!

   Хор №2   Нашего полку убыло! 

       Наиболее важным днём масленой недели было воскресенье. Это заговенье пред началом Великого поста. В России у православных христиан этот день назывался Прощёным воскресеньем, когда люди просили друг у друга прощенья за все обиды и неприятности.

    Основным событием этого дня были проводы Масленицы. К этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив на колесо телеги. Выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали, а оставшуюся солому раскидывали по полю.

                   Гори-гори ясно!

                   Чтобы не погасло!

                   Гори-гори ярче –

                   Лето будет жарче.

                   А зима теплее,

                   А весна милее.

                   Гори-гори ясно!

                   Чтобы не погасло!

4. Итог урока.

   - Разгадайте кроссворд.

   - Определите жанр песен. (Учебник с. 84).

Ответы: 1) трудовая;

               2) календарная;

               3) солдатская.

5. Домашнее задание.

    Подготовить обряд праздника «Веснянка» или учебник с.83 (пересказ).

     А теперь приглашаем всех отведать блинов с маслицем да с вареньицем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...

Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

В ходе данного урока учащиеся смогут сформировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси...

Конспект урока окружающего мира «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс...

Урок окружающего мира "Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Цель:     -формировать представление о возникновении славянской азбуки,о появлении письменности на Руси;Задачи:-формирование учебно-познавательных компетенций: дать представле...

Урок окружающего мира " Из книжной сокровищницы древней Руси".

Урок окружающего мира " Из книжной сокровищницы древней Руси"....

Урок по предмету «Окружающий мир» "ИЗ КНИЖНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ".

Создать условия для ознакомления учащихся с историей появления письменности на Руси; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о возникновении славя...