Окружающий мир. 1 класс. Тема урока "Птичьи разговоры"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Уварова Светлана Васильевна

Цель урока: создать условия для ознакомления с жизнью птиц весной: прилётом, гнездованием, изучением правил отношения к птичьим гнёздам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir._otkrytyy_urok.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Тема урока: «Птичьи разговоры».

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с жизнью птиц весной. Прилётом, гнездованием, изучением правил отношения к птичьим гнёздам, способствовать  развитию коммуникативных навыков.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научаться наблюдать и рассказывать по наблюдениям о поведении птиц весной (прилётом, гнездованием).

Метапредметные:

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, осуществление учебных действий – выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.

Познавательные: общеучебные - осуществлять смысловое чтение, предметные - знакомиться с жизнью птиц весной, прилётом, гнездованием.

Коммуникативные: взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: самоопределение - осознают необходимость следовать нормам природоохранного поведения.

Оборудование: картинки с изображением птиц, карточки с изображением мест обитания птиц, птичьих гнёзд, аудиозапись голосов птиц.

                                               Ход урока.

Ι. Речевая разминка.

- Отгадайте загадку:                    Снится ночью пауку

                                                       Чудо – юдо на суку:

                                                       Длинный клюв и два крыла.

                                                       Прилетит – плохи дела.

                                                       А кого паук боится?

                                                      Угадали? Это ….(птица)

Задание: найти описание птиц.

- Эти птицы прилетают одними из первых. Они крупные, чёрного цвета, с мощным серым клювом. (Грач)

-  Эта птичка светло - песочного цвета с тёмными пестринками. (Жаворонок)

 - Окрас перьев чёрного цвета. Видны мелкие белые пятнышки. Отлив на перьях бронзовый, или фиолетовый, или красноватый. (Скворец)

- Все пёрышки окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый. У него большие тёмные глаза. (Соловей)

- У этой птицы чёрное оперение и белая грудка. Хвостик на конце раздвоен. (Ласточка)

- Большая белая птица с длинными ногами и длинным красным клювом. (Аист)

Ребёнок  описывает птицу не называя её. Дети по описанию должны определить, как называется птица. Её изображение вывешивается на доску.

ΙΙ. Организационный момент. Сообщение темы урока.

- Сегодня птицы приглашают нас в свои гнёзда.

- Как вы думаете зачем?

-Сформулируйте тему урока.

-Какие цели? (ознакомления с жизнью птиц весной, изучением правил отношения к птичьим гнёздам).

ΙΙ. Изучение нового материала.

  1. - Работа по учебнику. Хорошо читающий ученик.

-Анализ статьи учебника.

  • Почему  чиж, синица и овсянка радуются наступившему теплу? (Зимующие) Ответ в словаре.

А теперь давайте обратимся к «Толковому словарю» и сравним ваши ответы со словарём.

- Вспомните, как мы работаем со словарём.

С какой буквы начинается слово; найти страницу в словаре, на которой расположены слова на данную букву; помня, с каких букв начинается слово найдём  его.

- Какое слово вы не нашли?  Как вы думаете почему? Слово зимующие  произошло от слова зимовать.

  • Какие они ведут разговоры? Прочитайте.
  • Перечислите птиц прилетевших  с юга. ( Перелётные) Ответ в словаре.
  • Как поёт иволга, как радуется весне зяблик? Прочитайте.

  • Расскажи, разговоры, каких птиц ты можешь узнать?  Кукушка, дятел, соловей. Покажи.                                            

                                         ФИЗМИНУТКА

  1. - Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много стихов, пословиц, примет (Прочитать. На доску. Как понимаете это высказывание?) загадок, сказок, потешек и небылиц живут в народе. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

- Стихотворение.

  • Чтение 3-4 человека. Картинка
  • Выбрать понравившееся прочтение.
  • Что привлекло вас в чтении этого ученика?
  • Выбрать высказывание.
  • Где можно найти ответ, в стихотворении: «И ручьи по оврагам шумят».

Работа в парах.

  • Примета. Собрать из отдельных слов.

                                Увидел грача - весну встречай.

                                                     

  1. - На первый взгляд жизнь птиц беззаботна.

-Так ли это на самом деле?

-Перечислите, что делают птицы весной? ( Птицы строят гнёзда, уничтожают вредных насекомых, откладывают яйца, высиживают птенцов).

Работа по учебнику о гнёздах.

Где мы можем найти ответ? Учебник.

  1. - Человек -  сторонний наблюдатель или активный помощник?

- Что может сделать человек для птиц? (кормушки, скворечники)

- Чего он делать не должен? (правила)

  • Нельзя трогать птиц.
  • Отвлекать от гнезд.
  • Шуметь около гнездовий.
  • Разорять гнёзда.
  • Брать яйца и птенцов домой.

- Прочитать рассказ Ю. Дмитриева «Кто в «куче» живёт». Картинка.

- Перечислите, о каких правилах поведения говорится в этом рассказе?

  1. - Был на Руси праздник – встречали в этот день весну. Далее работа по учебнику.

-  А может, кто то  из вас знает, когда надо печь печенье?

-  В этот день празднуют День птиц. (1 апреля).

Работа с пластилином. Выпечка.

ΙѴ. Закрепление  изученного материала.

Работа в группах.

Давайте поиграем. Игра «Справочное бюро».

- Представьте себе, что вы работники  справочного бюро. А работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы.

- Я буду задавать вопросы.

  • Какие птицы здесь живут (показывается карточка с изображением озера, луга, леса, кустарника)
  • Чьё это гнездо? (показываются изображения гнёзд птиц, о которых рассказывалось ранее).
  • Кто как поёт? (звучит запись  голоса кукушки, соловья, дятла и т. д.)

ΙΙΙ. Рефлексия.

 - Что нового узнали на уроке?

- Достигнуты цели урока?

- Оценить работу. Дерево с птицами (голубая, красная). 

Было интересно       Было не интересно

Узнали что-то новое                    Не узнали ничего нового

Достигли цели        Не достигли цели

Голубая птичка              Красная птичка

- Грудка красная, а хвост, концы крыльев и голова – тёмно – синие; на крыльях – по белой полоске.  (Снегирь)

- Эти птицы прилетают одними из первых. Они крупные, чёрного цвета, с мощным серым клювом. (Грач)

-  Эта птичка светло - песочного цвета с тёмными пестринками. (Жаворонок)

   - Окрас перьев чёрного цвета. Видны мелкие белые пятнышки. Отлив на перьях бронзовый, или фиолетовый, или красноватый. (Скворец)

- Все пёрышки окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый. У него большие тёмные глаза. (Соловей)

- У этой птицы чёрное оперение и белая грудка. Хвостик на конце раздвоен. (Ласточка)

- Большая белая птица с длинными ногами и длинным красным клювом. (Аист)

Увидел грача - весну встречай.

Увидел грача - весну встречай.

Увидел грача - весну встречай.

Увидел грача - весну встречай.

Увидел грача - весну встречай.

Увидел грача - весну встречай.

Увидел грача - весну встречай.

Увидел грача - весну встречай.

Увидел грача - весну встречай.

Увидел грача - весну встречай.

Увидел грача - весну встречай.

Увидел грача - весну встречай.

Увидел грача - весну встречай.

Увидел грача - весну встречай.

Увидел грача - весну встречай.

Увидел грача - весну встречай.

Увидел грача - весну встречай.

Увидел грача - весну встречай.

Увидел грача - весну встречай.

Увидел грача –

весну встречай.

Нельзя трогать птиц.

Отвлекать от гнёзд.

Шуметь около гнездовий.

Разорять гнёзда.

Брать яйца и птенцов домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе "Разговор о правильном питании"во 2 классе. Тема "На охоту вместе с Шариком"

Занятие проводится в рамках реализации программы " Разговор о правильном питании". Обучающиеся в игровой форме знакомятся с лесными ягодами - полезными и вредными для здоровья.Цель данного занят...

Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классе Тема: «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты».

Тема:  «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты».Цель: Расширить знания детей об овощах, ягодах и фруктах как полезных продуктах, содержащих в себе питательные ценности, особенно выдели...

Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классе Тема: Праздник Здоровья

Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классеТема: Праздник Здоровья Задачи: • Воссоздать правила поведения человека для сохранен...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина Викторовна Учитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск Краснодарского края Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина ВикторовнаУчитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск  Краснодарского края...

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: "К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет, О.Григорьев «Стук», И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: "К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет, О.Григорьев «Стук», И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». УМК &quo...

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме"Птичьи разговоры"

Разнообразие  живого мира окружающей природы особенно поражает весной. Как приятно увидеть первых вестников весны, услышать их голоса. Материал презентации поможет первокласснику увидеть и запомн...

Разработка урока по литературному чтению в 1 классе Тема: Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая "Разговор с пчелой", И. Гамазкова "Кто как кричит?"

Урок открытия новых знаний с использованием современных технологий: системно- деятельностного подхода, дифференцированного обучения. ИКТ. С целью развития мыслительных способностей учащихся использова...