Методическая разработка урока окружающего мира: "Кто что ест"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Атаева Ольга Николаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kto_chto_est.zip2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 б классе УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Учитель: Атаева О.Н.

Дата проведения: 16 ноября 2017г.

Тема: Кто что ест.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний в предметной области окружающий мир по теме: «Цепи питания».

Задачи:

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие умения работать в парах, группах.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией; извлекать информацию из текста.

- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

- развитие умения работать с текстом: перестроение текста в схему.

- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;

- формировать умения оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;

- формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога;

- формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения;

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов:формировать понятие о пищевых цепях и сетях питания животных, о взаимоотношениях в природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять цепи питания животных.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Приветствие учеников. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

- Да, все, что вы сказали, верно: и на улице солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

-  Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.

– Сегодня светит солнце.

- Может быть, потому что….?

Поворачиваются друг к другу и желают удачной работы на уроке

Регулятивные: организация учебного места

Коммуникативные:  способность выражать эмоциональную поддержку и понимание чувств одноклассников

2

Актуализация и фиксированиеиндивидуаль-ного затруднения в пробном действии

(5 мин)

- Какой была тема прошлого урока?

Смарт (стр.1)

- Давайте повторим ее

- Составим КЛАСТЕР по пройденной теме

животные

позвоночные          беспозвоночные

птицы

    звери    

рыбы

пресмыкающиеся

земноводные

   черви    

моллюски

иглокожие

насекомые

ракообразные

паукообразные

- Как называется наука, которая изучает животных?

- Откроем тетради и выполним тест на тему «Разнообразие животных» 

- Выполним самопроверку и поставим себе оценку

смарт (стр. 2)

- Молодцы!

Называют тему «Разнообразие животных»

Составляют кластер

Зоология

Выполняют тест

Познавательные:

Анализ информации,

Синтез информации, выделение причинно-следственных связей

Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие.

3

Постановка проблемы

(4 мин)

- Сегодня мы продолжим разговор о животных. А о чем конкретно пойдет речь, вы узнаете, прослушав сказку Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке».

(3 мин.)

аудиозапись

- Кем пообедал ёж?

- Какую ещё пищу ест ёж?

- Почему ёж испугался филина?

- Кем питается филин?

-Почему филин не смог съесть ежа?

– Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных?

Дети внимательно слушают сказку

Осмысление текста.

- еж съел улитку и лягушку

- еще ежи питаются ягодами, грибами

- потому что у мощный клюв, острые когти, длинные крылья

- филин питается птицами

- потому что еж спрятался в клубок и закрылся иголками

Группировка животных по способу питания

Познавательные:

Синтез информации, выделение причинно-следственных связей Формулировка проблемы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других.

4

Построение проекта выхода из затруднения

(2 мин)

презентация (сл. 1) + на доске

- Попробуйте сформулировать тему урока.

                                                     презентация (сл. 2)

- Поставим перед собой задачи на урок

  1. Что должны узнать сначала?

Кто что ест.

1. На какие группы делятся животные по способу питания?

2. Узнать, что такое цепь питания. Научиться ее составлять.

3. Узнать, как животные приспособлены …

Регулятивные: определение и понимание учебной задачи.

5

Реализация построенного проекта

(6 мин)

Самостоя-тельная работа с самопровер-кой

(4 мин)

- Решаем первую задачу.

- Перед вами таблички с названиями животных.

на доске

(ТИГР, ЖИРАФ, ЛЯГУШКА, КОРОВА, ОРЁЛ, БУРЫЙ МЕДВЕДЬ, КРОТ, КРЫСА (Приложение)).

- Назовите их. На какие группы вы можете разделить животных по способу питания? Почему?

- Предлагаю начать с тех, кого хорошо знаем.

- Выполним задание в рабочей тетради: стр. 55, зад. 1, 2

(работа в парах). Одна пара идет к доске

1 зад. + смарт (стр. 3)

- Для выполнения второго задания вы можете воспользоваться атласом-определителем «От земли до неба» и справочным материалом (на парте).

Вывод:

растительноядные – это группа животных, которые..

насекомоядные– это группа животных, которые..

хищные– это группа животных, которые..

всеядные– это группа животных, которые..

Распределяют на группы:

Растительноядные:корова, жираф

Насекомоядные: крот, лягушка

Хищные: орел, тигр

Всеядные: бурый медведь, крыса

Делают вывод

Познавательные:

Анализ информации, структурирование информации, выдвижение гипотез, создание способов решения проблемы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли

Регулятивные:

Планирование деятельности и работа по плану.

4

- Сможем ли мы составить цепь питания? Почему?

- Вспомните вторую задачу, которую вы поставили?(3м.)

– Итак, мы знаем, что все живые организмы связаны с теми, кто живет рядом с ними. Говорят, что они связаны в цепи питания.

- Как вы думаете, какое звено в цепи питания будет первым?Почему?                               презентация (сл. 3)

Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено.

-  Как вы думаете, почему?

2 звено цепи –это растительноядные животные.

– Как вы думаете, почему?

3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные.

- Нет, т.к. не знаем, что такое цепь питания, как её составлять.

- Узнать, что такое цепь питания. Научиться ее составлять.

- Растения никого не поедают и растения единственные из всех живых существ, которые способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

Познавательные:

Анализ информации, структурирование информации, выдвижение гипотез, создание способов решения проблемы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли

Регулятивные:

Планирование деятельности и работа по плану.

5

Работа по группам:          (3 мин)

- Попробуем составить цепи питания: (работа в группах).

- На ваших партах лежит лист с карточками. Вам нужно прикрепить карточки в правильной последовательности.

- Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу.

Проверка: выступление групп

Вывод: В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

- Ребята, есть цепи гораздо сложнее тех, что мы составляем. О них мы будем говорить в старших классах.

- Т.к. мы сегодня говорим о животных, они пришли провести с вами физ.минутку.

Физкульт-минутка (2 мин)

- Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц?

– А если не будет зайцев?

– Что произойдёт с пищевой цепочкой?

Какой вывод можно сделать?

- Вы скажете, хорошо, что волков станет меньше!(3 мин.)

- Но нам пришло письмо с Таймыра. Это полуостров на севере России. Основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась здесь.

презентация (сл. 4)

У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили: число больных оленей увеличилось в 15 раз!

Волки-то были природными санитарами.

- Что значит «природные санитары»?

- Так и волки нападают только на старых или больных зверей.

- Какая цепь питания была нарушена?

Вывод: Человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой.

 Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.

Работа в группах

Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания.

Дуб – мышь – лиса.

Трава – комар – лягушка.

Осина – заяц – волк.

Рожь – мышь – змея.

Сосна - жук-короед – дятел.

Дуб – лесная мышь – сова.

 Делают вывод:

I звено – растения;

II звено – растительноядные животные;

III звено – насекомоядные или хищные животные

- Зайцу нечего будетесть и они начнут умирать

- То не будут пищи волку. Вымрут волки

- цепочка нарушиться. Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.

Вывод: все животные в цепочке взаимосвязаны

Дети читают письмо

                            презентация (сл. 5)

Природные санитары – это животные, которые делают чище собственную среду обитания.

Мох – олени – волки

Познавательные:

Осмысленное чтение,  анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы.

Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации,сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других,

Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие.

- Какую третью задачу поставили перед собой?    (3 мин.)

- Эту информацию мы найдем в учебнике на с. 95–96 и прочитаем информацию про себя и знаем, как приспособились хищники добывать еду, а растительноядные животные спасаться.

- Как хищные животные приспособлены для добычи пищи?

- А как приспособились животные, на которых идет охота?

- Сделайте вывод:

- Узнать, как животные приспособлены ….

Читают текст в учебнике

Ответы детей

- каждое животное приспособилось к тем условиям, в которых они живут.

Познавательные:

Осмысленное чтение,  анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы.

Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации,сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других,

Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие.

Регулятивные: мобилизация сил для преодоления препятствий,самостоятельность, реакция на ошибку, волевая регуляция эмоциональных проявлений, контроль и оценка своей деятельности

6

Включение в систему знаний и повторений

(3 мин)

- Итак, мы ставили перед собой 3 задачи!

презентация (сл. 6)

1 задача: - На какие группы делятся животные по способу питания?

2 задача: - Из каких звеньев и в каком порядке они  расположены в цепи питания?

3 задача: - Как хищные животные приспособлены для добычи пищи?

- А как приспособились животные, на которых идет охота?

Дети вспоминают поставленные задачи в начале урока и отвечают на вопросы

Познавательные: структурирование информации, анализ, классификация

Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности

7

Д/З

Повторить изученное сегодня вы сможете, прочитав в учебнике стр.94-97

стр.56-57, зад. 3, 4, 5 (раб. т.)

8

Рефлексия

(3 мин)

- Ребята, урок мы начинали с хорошего настроения. Сохранилось ли оно у вас? Может быть у кого - то испортилось, а у кого - то появилось много вопросов (показываю смайлики). Выберите подходящий вашему настроению смайлик и прикрепите на одну из ступеней:

1.  Все понял на уроке и смогу рассказать друзьям, родителям

2. Все понял, но рассказать не смогу

3.  Ничего не понял, рассказать не смогу

«Лесенка успеха»

- Спасибо за урок! Урок окончен.

Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе

Интеллектуальная игра "Догони пятерочку"...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...

Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)

В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....