Конспект урока "Жизнь пресного водоёма"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Кашина  Елена Геннадьевна

Развитие критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_presnogo_vodoyoma.docx54.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема: "Жизнь пресного водоёма"

Кашина Е. Г. , учитель начальных классов 

Цель урока:
Создать условия для развития критического мышления с использованием приемов: «зигзаг», «верите ли вы», «кластер».

Задачи урока:
1) Анализировать имеющиеся у учащихся знания по данной теме.
2) Создание условий для получения учащимися новых знаний через    самостоятельную работу и работу в группах.
3) Развитие речи и навыков чтения.
4) Развитие умения анализировать научный текст.
5) Развитие творческих способностей.
6) Развитие коммуникативной культуры учащихся.

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам   впрок.
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать,
Только лишь отметку пять

2. Проверка домашнего задания.

Знаниями о луге поделитесь друзья,

Каждый дома трудился не зря.

(Слушаем  доклады о животных и растениях луга, синквейны. Проверяем  кластер , написанный на доске.)

                                                     луг

                           Животные                                                             растения                                       грибы

         Птицы        звери              насекомые

      Земноводные          пресмыкающиеся

3.Сообщение темы урока

  Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать.

Вопросы к кроссворду:

  1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (Овраг)
  2. Место, где река берёт своё начало. (Исток)
  3. «Доктор леса» (Дятел)
  4. На какой реке основан наш город (Волга)
  5. Самое тёплое море в России. (Чёрное)
  6. Помощники на лугу, опыляют растения. (Насекомые)
  7. Вся территория земной поверхности разделена на природные… (зоны)

                                            6

                 

1

2

н

7

а

с

и

е

з

с

3

4          5

к

о

о

т

в

ч

о

н

в

о

д

о

ё

м

ы

р

к

я

л

р

ы

а

т

г

н

е

г

е

а

о

л

е

        Ключевое слово кроссворда – водоёмы.

-О чём сегодня пойдёт речь?

- Какие бывают водоёмы по происхождению?

-Какая вода в водоёмах по вкусу?

-Что и кого можно увидеть на водоёмах?

(В ходе беседы составляется кластер)

                                                        Водоёмы

Естественные                                                                         Искусственные

Солёные                                                пресные

                                            Растения                        Животный мир

4. Физкультминутка

Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже.
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

5. Продолжение изучения новой темы.

Работа в группах.

-Прочитайте утверждение и  выберите вариант ответа «да» или «нет».

1. Находясь летом на небольшом озере можно увидеть всех его обитателей.

да                                                                                                нет

2. На водоемах есть растения, которые ко дну  не прикрепляются.

да                                                                                                нет

3. Рогоз - это растение.

да                                                                                               нет

4.Растения водоемов выделяют кислород.

да                                                                                              нет

После работы в группах варианты ответов записываются на доске.

-А теперь проверим, так ли это? (Учащиеся читают текст на стр. 194 и отмечают карандашом правильный ответ).

После этого дети читают утверждение и зачитывают в тексте правильный ответ.

-Теперь мы можем продолжить заполнять кластер о растениях водоема (заполняем  кластер - «растения»)

Растения

-рогоз

-камыш

-тростник

-кубышки

-кувшинки

-ряска

-Сейчас вы прочитаете текст в учебнике на странице 195-196 и попробуете составить кластер о животном мире пресного водоема. (Уч-ся работают в группах.)

Проверка выполнения задания и совместное  составление кластера на доске:

                                                          Животный мир

На поверхности                в толще              на дне                на водных                     у воды

       воды                             воды                                             растениях                        

                                                                                                                                           

-клопы - водомерки            - жуки плавунцы                        -прудовики                      -ондатра

                                            -головастики                                                               -водяная крыса

                                            -карась                                                                                     -выдра

                                            -щука                                                                                        -утки

                                                                                                                                              -цапля

                                                                                                                                             -бобры

6. Итог

– Что узнали нового на уроке? Что удивило вас?

– Что еще хотели бы узнать?

- Дополните предложения:

«Теперь я знаю…»     «Хочу узнать….» (предложения записаны на доске)

-С каким настроением вы уходите с урока?

7 Домашнее задание.

Чтение текста в учебнике на стр. 196-198 учебника, составить синквейн о пресных водоемах. Узнай, какие водоёмы есть на территории нашего района (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Урок - путешествие "Пресное сообщество - пресный водоём"

Природное сообщество- пресный водоёмдля 4 класса...

План конспект урока "Разнообразие жизни в пресном водоёме"

С помощью этого урока,  учащиеся познакомятся с разнообразием жизни в пресном водоеме. Определят значения растительного и животного мира для водоема, а также тесную взаимосвязь обитателей в...

Конспект урока УМК "Начальная школа ХХ1 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой. 3 класс. Окружающий мир (автор учебника Н.Ф.Виноградова) . Тема: "Болото-пресный водоём"

Проведённый урок по теме "Болото - пресный водоём" был направлен на "добывание" новых знаний. Освоение новых знаний построены на решении проблемных ситуаций. Методы и формы работы были ориентированы н...

Конспект урока по окружающему "Какие бывают водоёмы? Реки и болото -пресные водоёмы" 2 класс. Начальная школа 21 века

Цели: 1. Образовательные-знакомство с понятием «водоём», знакомство с такими водоёмами как: болото, река. Познакомиться со строением реки.2.Развивающие:-развивать познавательную активность...

Конспект урока окружающего мира "Пресный водоём и его обитатели"

Цель деятельности учителя: формирование представления о пресном водоёме как сообществе, искусственно созданном человеком.Планируемые результаты      Предметные: - знать растен...