Технологическая карта + план конспект+презентация к окр.мир на тему "Жизнь в пресных водоёмах"
материал по окружающему миру

Синьшинова Маргарита Эдуардовна

в соответствии с фгос

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_v_presnyh_vodoemah.pptx1.47 МБ
Файл zhizn_v_presnyh_vodoemah.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сообщество- это группа Растительных или живых Организмов, живущих Вместе. составила Синьшинова М.Э

Слайд 2

составила Синьшинова М.Э

Слайд 3

составила Синьшинова М.Э

Слайд 4

составила Синьшинова М.Э

Слайд 5

Жизнь в пресных водоемах составила Синьшинова М.Э

Слайд 6

Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом. составила Синьшинова М.Э

Слайд 7

Белая кувшинка имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени. составила Синьшинова М.Э

Слайд 8

На берегах водоёма растет череда . Это лекарственное растение с семенами-колючками, которые цепляются за одежду. составила Синьшинова М.Э

Слайд 9

Стрелолист можно узнать по листьям, которые похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту растение достигает одного метра. составила Синьшинова М.Э

Слайд 10

В толще воды плавают водоросли. Целиком погруженные в воду растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды. составила Синьшинова М.Э

Слайд 11

составила Синьшинова М.Э

Слайд 12

Под водой живет народ, Ходит задом наперед. составила Синьшинова М.Э

Слайд 13

У нее во рту пила. Под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, А теперь – в котел попала. составила Синьшинова М.Э

Слайд 14

Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. составила Синьшинова М.Э

Слайд 15

У кого глаза на рогах, А дом на спине? составила Синьшинова М.Э

Слайд 16

Водяные мастера Строят дом без топора, Дом из хвороста и тины И плотину. составила Синьшинова М.Э

Слайд 17

Выдра составила Синьшинова М.Э

Слайд 18

Водомерка составила Синьшинова М.Э

Слайд 19

Головастики составила Синьшинова М.Э

Слайд 20

Лягушка составила Синьшинова М.Э

Слайд 21

В водоёмы спускают воду из промышленных предприятий. Начинают образовываться болота. Выловили двустворчатых моллюсков В воду поступает кислород для дыхания Всё озеро заросло камышами, тростником, водорослями Загрязняются водоемы , и погибают растения и животные Зимой рыбаки наделали лунок во льду Вода стала мутной в водоёме. составила Синьшинова М.Э



Предварительный просмотр:

Технологическая карта  к уроку окружающий мир в 4 классе по теме:

 «Жизнь в пресных водоемах»

Тип урока: освоение новых знаний

Тема урока        

Жизнь в пресных водоемах

Тип урока        

Освоение новых знаний

Цель и деятельность учителя

 Создать условия для учащихся с  ознакомлением растительного и животного мира в пресных водоемах

Планируемый

результат

Предметные:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов решения проблемы;
  • способность к умению учащихся  производить простые логические действия (анализ, сравнение)

Метопредметные:

  • учащиеся формируют представление о растительном и животном мире пресных водоемах
  • делать выводы из изученного материала
  • научиться оценивать свои достижения

Коммуникативные:

  • формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать, организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные:

внутренняя позиция школьника к незнакомцу;

  • учебно-познавательный интерес к теме урока;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • самоанализ и самоконтроль результата.

Методы и формы обучения

фронтальная, индивидуальная.

беседа, игровые методы, обобщение, анализ.

Образовательные ресурсы

 мультимедиа проектор, компьютер, экран, учебник, сигнальные карточки для рефлексии. Учебник – Окружающий мир А.А.Плешаков 2 класс, Часть 2

Этапы урока

Деятельность учителя (учащихся)

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте  дети! (Дети: Здравствуйте). Меня зовут Маргарита Эдуардовна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

- Давайте проверим все ли вы подготовили к сегодняшнему уроку. Что у вас должно находиться на партах? (Дети: Пенал, дневник, учебник, рабочая тетрадь)

- Прозвенел весёлый звонок.

  Мы начинаем наш урок.

  Любознательные в классе дети

  Обо всём хотят знать на свете.

Личностные:

-имеют желание учиться;

-формирование личностного учения;

Коммуникативные:

Умение слушать учителя

2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

- Вспомните, какие природные сообщества вы уже изучали? (Дети: Луг, лес)

- Почему лес и луг называются природными сообществами? Что такое сообщество? (Дети: Ответы детей)

- В толковом словаре Ожегова написано, что сообщество- это группа растительных или животных организмов, живущих вместе.

- На экране фотографии растений и животных. Объедините их в группы в зависимости от того, к какому сообществу они принадлежат.

- Давайте проверим растения каких растений и животных каких сообществ вы смогли узнать.

- К сообществу луга какие растения и животных мы отнесем? (Дети: Васелёк луговой, гвоздика полевая, муравей, кузнечик).

- А что мы отнесем к лесу? (Дети: Мох, береза, дятел, медведь)

Коммуникативные:

- развивать способность слушать собеседника;

- излагать свое собственное мнение;

- аргументировать свою точку зрения;

Личностные:

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

3. Постановка учебной задачи

-Ребята как вы думаете к какому сообществу принадлежать оставшиеся фотографии растений и животных? (Дети: Предположения детей)

-Верно, эти растения  и животные относятся к водоемам.

-Давайте вспомним на какие группы делятся водоемы.

- К какому типу водоемов относиться кувшинка? (Дети: К пресному).

- Обоснуйте свой ответ, почему не к морю? (Дети: Потому что кувшинки растут там где темная и спокойная вода)

- Значит какова будет тема нашего урока? (Дети: Жизнь в пресных водоемах)

Метопредметные:

- овладение способностью определять задачу урока и стремиться ее выполнить;

Личностные:

- развивать мотивацию учебной деятельности;

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Давайте поближе познакомимся с некоторыми видами растений, обитающих в пресном водоеме.

-Понаблюдаем, как протекает жизнь в лесном озере.

- Что вы можете сказать о поверхности озера? (Дети: Оно покрыто мелкими зелеными листочками)

- Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом.

- А знакомо ли вам следующее растение? (Дети: Ответы детей). Это цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья растения крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью.

- Ну и конечно кто не знает белую кувшинку она имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени.

- На берегах водоёма растет череда. Это лекарственное растение с семенами-колючками, которые цепляются за одежду.

- Посмотрите на следующее растение, как вы думаете почему его назвали стрелолист? (Дети: Так как у него  листья похожи на стрелы). Верно в высоту это растение достигает одного метра.

- Почему вода в водоемах имеет зеленый оттенок? (Дети: Водоросли). Водоросли целиком погруженные в воду растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды.

- Какую роль выполняют растения в водоемах( Дети: Ответы  детей).  - Растения в водоемах дают кислород, являются пищей и домом для животных.

Личностные:

- отвечают на вопросы учителя;

Предметные:

- называют перелетных и зимующих птиц;

- обобщают, какие птицы перелетные, а какие птицы зимующие;

Личностные:

- осуществляют  поиск необходимой информации;

Коммуникативные:

- обмениваются мнением друг друга;

- слушают друг друга;

- строят понятные речевые высказывания;

Физминутка

5. Реализация построенного проекта выхода из затруднения

-Продолжим наш разговор об обитателях водоема. Их великое множество. Попробуйте угадать.

Ползает наоборот,

Задом наперед,

Всё под водой

Хватает клешнёй. (Дети:Рак)

- У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Дети: Рыбы)

- Назовите рыб которые обитают в водоемах. (Дети: окунь, лещ, щука, карась)

- Щука- хищник, она питается мелкой рыбой. Например- карасями.

- О ком идет речь:

Пёстрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку –

Спотыкалочку. (Дети: Утка)

- Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Дети: Стрекоза)

- У кого  глаза на рогах, а дом на спине? (Дети: Улитка)

- Откройте свои учебники, и посмотрите каких животных мы еще не назвали? (Дети: Бобр, выдра, водомерка, жук- плавунец, головастики, лягушки).

- Учащиеся самостоятельно читают текст на с. 195 учебника.

-Кто такие головастики?(Дети: Головастики – это детеныши лягушек и жаб, которые появляются на свет из икринок и сначала очень похожи на маленьких рыбок)

- Осторожно и тихо подойдя к водоему, мы увидим на поверхности толчками скользящих клопов-водомерок. Их лапки покрыты тонкими волосками, которые смазаны жиром. Поэтому водомерки не тонут, а свободно передвигаются по воде. Клоп-водомерка – хищник. Он ловит личинок комаров, нападает на насекомых, вонзает свой острый хоботок в тело насекомого и быстро высасывает свою жертву.

- Насекомые и их личинки, водные растения служат пищей для рыб.

- Подумайте и скажите как связаны между собой растения и животные водоема. (Дети: Растения и животные живут сообща. Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются многие животные. Головастики питаются водорослями, а утка – головастиками)

- Значит растения и животные в водоемах живут сообща.

Регулятивные:

- пошаговый контроль своих действий;

- ориентация на показ движения учителя;

6. Включение в систему знаний

- Очень часто человек наносит вред водоему. Прочитайте статью «Если вмешивается человек…» на с. 178-186 учебника.

-  Проверим, внимательно ли вы читали текст в учебнике.  На партах у вас лежат карточки все со своим партнером по парте укажите стрелочками, к чему приводит каждое действие.

- Давайте проверим правильно ли вы  выполнили.

- - Ребята, как вы думаете, почему стрелки на слайде разных цветов?    (Дети:  Красные стрелки показывают отрицательное воздействие на водоем, а зеленая – положительное)    

- Что надо делать, чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось?(Дети: Надо охранять редкие растения, не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек, иначе будет много комаров и мошек)

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

7. Подведение итогов урока

-  С какими растениями пресного водоема вы познакомились на уроке? (Дети: Ответы детей)

- Какие животные населяют реки, озера и руды?

- Почему пресный водоем называют природным сообществом? (Потому что все животные и растения живут сообща)

- Надо ли охранять водоемы и зачем?

Регулятивные:

- прогнозирует результаты уровня усвоения, назначаемого материала;

8. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу,  посмотрите на экран и выберете ту картинку которая характеризует ваше настроение. Объясните почему? (Дети: Ответы детей)

- Сегодня оценки за урок получают.

- Уберите свои рабочие места. Встаньте.

- Наш урок окончен. До свидания! (Дети: До свидания)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока "Разнообразие жизни в пресном водоёме"

С помощью этого урока,  учащиеся познакомятся с разнообразием жизни в пресном водоеме. Определят значения растительного и животного мира для водоема, а также тесную взаимосвязь обитателей в...

Технологическая карта и презентация урока по ОРКСЭ на тему "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"

Урок был разработан в форме "Суда". Все было по-настоящему: судья, прокурор, адвокат, свидетели со стороны защиты и со стороны обвинения, присяжные заседатели, зрители. Судили, как ни странно, саму ЖИ...

Карточка жизнь в пресных водоёмах

Тест жизнь в пресных водоёмах...

Технологическая карта + план конспект к уроку чтения на тему "Детство Л.Н.Толстого"

План конспект к уроку литературного чтения в начальныхклассах...

Технологическая карта + план конспект+презентация к уроку «Что узнали. Чему научились»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений»в соответствии с  фгос...