Технологическая карта + план конспект к уроку чтения на тему "Детство Л.Н.Толстого"
план-конспект урока по чтению

Синьшинова Маргарита Эдуардовна

План конспект к уроку литературного чтения в начальныхклассах 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку литературное чтение во 3 «А» классе по теме «Детство Л.Н Толстого»

Тема урока

Детство Л.Н. Толстого

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель

Создать условия для ознакомления учащихся со страницами жизни и творчества Л.Н. Толстого, с рассказом «Детство»

Планируемые результаты

Предметные умения

Формируемые УУД

-развивать интерес к писателю, как к личности, и к его произведениям;

-обучение выразительному чтению;

-учить выражать собственное отношение к событиям и героям и их поступкам;

-развивать творческие способности, речь, внимание;

-воспитывать трудолюбие;

Личностные: 

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание больше узнать.

Метапредметные:

Регулятивные: 

Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; оценивать результаты деятельности ( чужой, своей)

Познавательные:

Проверять информацию, анализировать полученные результаты; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные:

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; принимать на себя ответственность за результаты действий.

Основные понятия

Детство, творчество, жизнь

Межпредметные связи

Литературное чтение -развитие речи- окружающий мир

Ресурсы

-основные

-дополнительные

Учебник  «Литературное чтение». 3 класс часть 1. Сост. Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий,  М.В. Голованова и др. / М.: Просвещение, 2012.

Мультимедийное оборудование: презентация, электронная физминутка для глаз,

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах , групповая работа.

СЦЕНАРИЙ (ХОД) УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя (учащихся)

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте дети  (Дети: Здравствуйте!). Садитесь. Меня зовут Маргарита Эдуардовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

-Давайте проверим все ли вы подготовили к сегодняшнему уроку. Что у вас должно находится на партах (Дети: Пенал, учебник, дневник).

- А теперь сядьте ровно, ручки положите на парту,  и послушайте меня внимательно.

Прозвенел звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всем хотят знать на свете.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроках не скучать,

А работать и читать!

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

-Сегодня мы познакомимся с рассказом великого поэта. А кто он такой, и как называется этот рассказ, вы должны догадается сами.

-Посмотрите на экран, на нем изображены отрывки из рассказов этого писателя и к ним картинки. Вам нужно соотнести отрывок с рассказом.

1.«Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки, потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех»

2. «Потом оно вылезло из корзины и подошло к Буратино. Понюхало его, крутя чёрным носом с четырьмя длинными волосками с каждой стороны. От Буратино съестным не пахло – оно пошло мимо, таща за собой длинный тонкий хвост»

3. — Ты что? — закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. — Да ты кто? — Филипок молчал. — Или ты немой? — Филипок так напугался, что говорить не мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

4. «Так вот он то, когда нам с братьями было- мне пять, Митеньки шесть, Сереже семь лет, объявил нам что у него есть тайна, посредством которой. Когда она открывается, все люди сделаются счастливыми…»

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Постановка учебной задачи

- Кто написал все эти рассказы? (Дети: Лев Николаевич Толстой)

- Какому отрывку не хватило картинки. Верно! С этой повестью вы не знакомы, а называется она «Детство»

- Так кто нам скажет, что мы сегодня будем делать на уроке? (Дети: Познакомимся и прочитаем повесть Л.Н. Толстого «Детство»

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

4. Построение проекта выхода из затруднения

1) Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого

2) Сообщение о рассказе «Детство»

- Сегодня мы пролистаем некоторые страницы альбома творческой жизни Л.Н. Толстого

- Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. В Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни

- По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным.

-Детей в семье было пятеро: 4 сына и дочка. Дети рано остались сиротами.

-Воспитательницей детей была их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Дружескую привязанность к Татьяне Александровне Лев Николаевич сохранил на долгие годы.

- С 1841 года дети толстые жили в Казани у тётушки-опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой.

- В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет. Но существующее преподавание не удовлетворяло его пытливый ум, и в 1847 году Толстой подал прошение об увольнении его из числа слушателей.

-В 1851 году Толстой с братом Николаем отправился на Кавказ, чтобы поступить на военную службу. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни- он стал писателем.

-В период реформ 1860-х годов Толстой много сил отдавал практической деятельности, стремясь не на словах, а на деле облегчить жизнь народа. Он принял должность мирового посредника, чтобы по справедливости разрешать поры между помещиками и крестьянами.

-Он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Вслед за тем в Крапивенском уезде при деятельном участии Толстого было открыто ещё 26 школ. Толстой сам обучал ребят грамоте.

-В 1870-х годах он создал “Азбуку” и первоначальные книги для чтения.

- На склоне лет Толстой был полон творческой энергии. За последнее десятилетие своей жизни он написал около пятидесяти произведений. На всю жизнь сохранил Толстой любовь к детям. В 1900-е годы он опять занимался с крестьянскими ребятишками, как в молодости.

-7 ноября в 1910 году в 6 часов 5 минут утра Л.Н.Толстого не стало.

Лев Николаевич прожил долгую жизнь. Он умер, когда ему было 82 года.

-В Ясной Поляне находится музей Льва Николаевича. Туда приезжают люди со всех уголков мира, чтобы посмотреть своими глазами дом, где жил и творил великий русский писатель.

 -   На Кавказе он задумал роман “Четыре эпохи развития”, в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, “резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе”. На Кавказе написана первая часть задуманного романа – “Детство”; позднее были созданы две другие – “Отрочество” и “Юность”, а четвёртая часть “Молодость” осталась так и не написанной.

- Мы с вами на уроке познакомимся лишь с отрывком из первой повести. Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные впечатления и переживания, но повесть автобиографичная лишь отчасти. Л.Н. Толстой утверждал, что писал не о своём только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

5. Реализация построенного проекта выхода из затруднения

1) Словарная работа

2) Первичное восприятие

4) Повторное чтение учащимися с анализом

-Перед тем как мы приступим к чтению рассказа,  давайте проведем словарную работу, на столах у вас лежат карточки, в которых записаны слова, встречающиеся в тексте. Вместе с партнером по парте выполните, эту работу. Каждому слову дается три объяснения. Выберите одно правильное.  

                                                      испытывал нежное чувство к чему-то трогательному

испытывал чувство умиления - чувство неуверенности

                                                       чувство злобы

                                  убирать лён

любовно льнущих - прижиматься, прикасаться

                                   ломать

                                    подарить дорогой подарок

дать великое благо - делать добро

                                     дать им совет

               правдивое утверждение, проверенное опытом, временем

истина - закон

               клад

-Давайте проверим,  кто хочет прочитать как выполнил задание?

Открываем учебник на странице 150. Текст называется “Детство Л.Н.Толстого” (из воспоминаний писателя). Как вы думаете, от чьего имени излагается это произведение? (ДЛ.Н. Толстого)

 -Читаю текст.

- Эту повесть мы будем читать по абзацам. Кто начинает?

-Прочитали первый абзац, остановились.

- Где родился Лев Николаевич? (Дети: Деревня Ясная поляна)

Сколько лет было Льву когда умерла его мама? (Дети: Полтора года)

- Как отзывается Толстой о своей матери?  (Дети: По доброму, с любовью, верит в то что в ней было много чего хорошего)

- Продолжаем чтение, прочитали второй абзац, остановились.

- Сколько детей было в семье? (Дети: Пять) Назовите их (Дети: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Машенька)

- На сколько лет был старше его брат Николай(Дети: На шесть)

- Как к Брату Николаю обращались (Дети: На «вы»)

- О ком говорит Лев Николаевич Толстой «Он был удивительный мальчик и потом удивительный человек» (Дети: О старшем брате Николае).

- Читаем следующий абзац, достаточно.

- Что объявил Николай своим братьям? (Дети: Что у него есть тайна)

- В чем заключалась эта тайна? (Дети: Что когда она откроется, все люди сделаются счастливыми)

- О каком «муравьином братстве идет речь?  (Так они назвали игру)

- Продолжаем читать. Достаточно, остановились.

-  Где была записана тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, ни когда не ссорились и не сердились, а были постоянно счастливыми? (Дети: Она была написана на зеленой палочке, и палочка эта закрыта у дороги на  краю оврага Старого Заказа…)

- Что было для Л.Н. Толстого идеалом? (Дети: Муравьиное братство, не только в их игре, а также для всего человечества)

- Во что он верил в детстве? (Дети: Что  есть зеленая палочка,  на которой написано то, что уничтожит все зло в людях).

- В какую истину верил Лев Николаевич.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные:  Общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

ФИЗМИНУТКА

6.  Обобщение и систематизация

знаний

1)Выделение главной мысли

2) Копилка интересных фактов

– Это произведение Л.Н. Толстого называется “Детство”. Как вы считаете, только ли о детских годах мальчика Николеньки хотел рассказать писатель?

– Найдите и прочитайте строчки, которые выражают главную мысль отрывка.

 -И на последок  мы узнаем интересные факты из жизни Л.Н. Толстого. Сейчас подойдете и вытянете по желанию любой листочек и зачитываете.

1.Не любил молока и рыбы.

2.Любил вишни, поглощая их в необыкновенном количестве.

3.Был смел, но страшно боялся крыс: еще в Севастополе однажды выскочил под ураганный обстрел неприятеля, увидев крысу.

4.Страстный охотник, но лая собак не переносил

5.Легко плакал, редко смеялся (зато до слез).

6.Обладал выдающейся чуткостью к музыке. Играл с увлечением.

7.Артистичен и прекрасно читал. При этом был застенчив.

8.“Я все гадаю по картам, что писать? Из всех суеверий это одно, к которому меня тянет именно к загадыванию, к спрашиванию у Бога, что делать: то или это?”

9.Великий писатель Л.Н.Толстой до самых преклонных лет сохранил любовь к занятиям гимнастикой. Он оборудовал гимнастическую комнату в своем московском доме, посещал спортивный зал на Страстном бульваре.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

7.Подведение итогов урока

-  Что мы делали сегодня на уроке?

- Так какая же главная мысль этой повести?

- И напоследок мне хочется сказать, что в своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Лев Толстой был велик не только как гениальный творец, но и как человек, как личность. В истории человечества такие люди, как Л.Н. Толстой появляются только веками.

- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Выставляю оценки.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение речью.

8.Рефлексия

- Хочется узнать какое у вас сейчас настроение. Посмотрите на экран и выберите ту картинку которая характеризует ваше настроение.  Уберите свои рабочие места. Встаньте! Урок окончен. До свидания! (Дети: До свидания).

Коммуникативные: умение излагать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта + план конспект к уроку "Ломанная линия"

План конспект в 1 классе в соответствие с фгос  "Ломанная линия"...

Технологическая карта + план конспект+презентация к уроку «Что узнали. Чему научились»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений»в соответствии с  фгос...