Технологическая карта + план конспект+презентация к уроку чтения на тему А.П.Платонов "Цветок на земле"
план-конспект урока по чтению

Синьшинова Маргарита Эдуардовна

в соответствии с фгос 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.p.platonov.rar846.75 КБ
Файл a._p._platonov_tsvetok_na_zemle_.geroy_rasskaza.pptx859.16 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ УРОКА (ХОД УРОКА).

Этапы урока

Деятельность учителя

УУД

1)Мотивация к учебной деятельности:

1.Организация на урок.

2.Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята. (Дети: Здравствуйте!). Меня зовут Маргарита Эдуардовна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Садитесь.

-Давайте проверим рабочие места. Скажите, что вы приготовили к сегодняшнему уроку? (Дети: Учебник, рабочую тетрадь, пенал и дневник). Хорошо. Теперь покажите мне, как правильно сидеть. Итак, начнём урок.

-Как сказал один известный писатель:

"Культура - это не количество прочитанных книг, а количество понятых".

- Давайте будем стремиться быть культурными людьми, понимать книги, вникать в смысл художественного слова и делиться друг с другом своими впечатлениями, эмоциями, размышлениями.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

2)Актуализация и пробное учебное действие:

1.Речевая разминка

2.Проверка домашнего задания

Ребята, посмотрите на экран здесь записаны пословицы.

Прочтите первую пословицу ( Дети: И старость не страшна, коли молодые помогут.)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Дети : Здесь идет речь о том , что необходимо помогать взрослым, тогда им будет легче жить.)

- Прочитайте вторую пословицу ( Дети: Молодость летает пташкой, а старость ползет черепашкой.)

- О чем здесь говорится? ( Дети : Когда человек молодой у него много энергии, а в старости у него нет сил.)

-Прочтите следующую пословицу ( Дети: Не обижай малого, уважай малого- сам в почете будешь)

Здесь о чем говориться? ( Дети: То что если ты не будешь обижать младших тебе по возрасту, и чтить взрослых, тогда и тебя будут уважать.)

Верно.

-Какая пословица подходит к рассказу который вы прочитали дома?

А теперь давайте с вами решим кроссворд.

 1. Как называется рассказ, с которым мы познакомились на прошлом уроке? (Дети: «Цветок на земле»)

2. Как зовут героев рассказа? (дети: Афоня и Тит).

3. Как зовут дедушку? (Дети: Тит)

4. Как зовут внука? (Дети: Афоня)

5. Кто автор рассказа? (Дети: А. П.Платонов)

- Итак, какова тему урока? (А. П Платонов « Цветок на земле»).

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

Выборочное чтение, находить ответы на поставленные вопросы.

Умение слушать чтение, воспринимать прочитанное, рассуждать и высказывать свою точку зрения.

3)Построение коррекции выявленных затруднений.

1.Словарная работа

2.Беседа о личности писателя

3.Выборочное чтение

-Ребята, необходимо вспомнить значение устаревших слов. Соединив их стрелками.

      нынче                      устали

      глаза смежать         теперь, сейчас

      уморились               закрывать

      испить                      рассердился

      осерчал                    попить, выпить

-Из какого рассказа эти слова? (Дети: « Цветок на земле»).

-Кто его написал? (Дети: Андрей Платонович Платонов)

-На прошлом уроке вы не познакомились с этим писателем.

-А вот послушайте, что я вам расскажу.

-На слайде изображен А.П. Платонов.

- "Я человек. Я родился на прекрасной живой земле",- так говорил о себе Платонов.

-ПЛАТОНОВ, АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ (1899–1951), настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился 16 (28) августа 1899 в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать. До 1917 сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем. По словам Платонова, «жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности». С 12 лет Платонов писал стихи. Учился Андрей сначала в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Некоторое время, прервав учебу. В 1918 начал работать журналистом в воронежских газетах «Известия укрепрайона», «Красная деревня». В 1918 в журнале «Железный путь» начали публиковаться стихотворения Платонова . В 1918 году, вновь пошел учиться - в Воронежский политехникум. Но учебу прервала Гражданская война, на которую он ушел в 1919 году. Тогда же Платонов начал писать. Первая его книга - сборник очерков "Электрификация. После окончания Гражданской войны Андрей Платонов поступил в Политехнический институт. После его окончания в 1926 году он работает губернским мелиоратором. Талант писателя в полной мере проявился все-таки в прозе. После его переезда в Москву в 1927 году выходит в свет книга, сборник повестей "Епифанские шлюзы"которые он посвятил своей жене- сельской учительнице. С этого сборника повестей начинается его карьера как профессионального литератора. Умер Платонов в Москве 5 января 1951.

В Воронеже имя писателя носят: улица, библиотека, гимназия, литературная премия, международный фестиваль искусств.

Также, в центре Воронежа на проспекте Революции перед одним из корпусов Воронежского университета установлен памятник писателю с цитатой из его рассказа «Жена машиниста»: «Без меня народ неполный…».

15 декабря 2011 года в Воронежском литературном музее открылась постоянно действующая выставка, посвященная жизни и творчеству писателя.

-В своих произведениях Платонов писал о вечных темах: о добре и зле, о смысле жизни, о предназначении человека в нашем мире. В этом отношении интересны его многие рассказы, которые несут важную смысловую нагрузку. Один из них – «Цветок на земле» , написанный в 1949 году. 

-Кто главные герои рассказа(Дети: Афоня и дед Тит).

- Теперь откройте учебники.

- Найдите в тексте где написано почему Афоне « стало скучно жить на свете» Прочтите.

- Найдите какие вопросы задавал внук дедушке в первом диалоге. Прочтите.

-Итак, отношение каких героев составляют основу рассказа? (Дети: Дед Тит и его внук Афоня).

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Регулятивные:

Выборочное чтение, находить ответы на поставленные вопросы.

4) Физминутка

Давайте не много отдохнем. Смотрите на слайд, и глазками повторяйте за движение предмета.

5)Реализация построенного проекта.

1. Характеристика Афони

2. Характеристика Тита

- Давайте составим характеристику Афони. Вспомним план характеристики героя.

План характеристики героя:

Имя героя, его место жительства.

Действия и поступки, совершаемым героем.

Внешность и характер героя.

Отношения автора к герою.

Ваше отношение к герою.

- С чего начнем? ( Дети: Афоня жил в деревне с мамой и дедушкой. Его папа был на войне.)

- В какой части рассказа мы найдем больше всего сведений о поступках Афоне? Перечислите его поступки.

- Что можно сказать о внешности мальчика?

( Дети : В тексте не описывается внешний вид Афони.)

- Как вы думаете, что ценил автор в людях, если не предавал значение его внешности?

- Что вы можете сказать о характере Афони? ( Дети: внимательный, заботливый, вдумчивый, упорный, настойчивый, любознательный, добрый)

Как вы считаете, как относился автор к герою? ( Дети: С симпатией, называл его « Маленький Афоня», « добрый внук».)

- Выскажите словесное свое отношение к герою рассказа.

- Как вы думаете, почему автор не дал точного описания цветка? ( Дети : Он считал главным не его внешний вид, а то, что он делает: из праха делает жизнь.)

-Кто по плану расскажет об этом герои.

-Найдите в тексте, где описывается внешность деда.

-Давайте опишем по плану внешность деда.

- Опишите по плану внешность деда?

Борода ( Дети: в бороде деда были хлебные крошки. И там жил еще один комарик.)

Руки ( Дети : Руки у дедушки лежали на столе, они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые черные жилы, эти руки много земли испахали.)

Глаза ( Дети: Глаза его были открыты, но смотрели равнодушно, не видя ничего, в каждом глазу светилась большая капля слезы.)

-Давайте по этому же плану составим характеристику деда

-Начнем с того где он жил? ( Дети: В деревне с внуком и дочкой.)

- Какой поступок совершил дед Тит (Дети : Рассказал внуку о смысле жизни.)

Как выглядеть дед мы уже описывали, а кто скажет какой у него характер? ( Дети: умный, добрый)

- Как вы считаете, как относился автор к герою? ( Дети: добродушно, заботливо, с уважением.)

Как вы относитесь к деду?

- Кто нам расскажет о деде Тит?

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: понимать смысл слов при чтении, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

Выборочное чтение, находить ответы на поставленные вопросы.

6)Обобщение знаний:

- Ребята почему автор назвал рассказ именно так? Найдите в тексте где говорится о цветке. ( Дети: Цветок этот- труженик он из смерти работает жизнь. Люди- пахари хлебе помогает расти. Труд делает жизнь, создает ее.)

-Что означает из праха делает жизнь? ( Дети: Хотя цветок гибнет, на следующее лето вырастет много прекрасных цветов Маленькое семечко упадет в землю и прорастет.

-Все, что знает умеет дед Тит он передает внуку. Так жизнь и длиться из поколения в поколения люди передают свой жизненный опыт.

-Вот что хотел донести до нас Платонов.

- Посмотрите на экран здесь изображено 3 картинки, какая из них подходит к рассказу?( Дети: Вторая, так как на ней изображено как люди трудятся.)

- А какая из этих пословиц подойдет к картинке? ( Дети: Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.)

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

Делать самопроверку своих решений.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

7)Рефлексия (подведение итога урока).

-Послушайте я сейчас вам скажу оценки за урок.

-Ребята, дома разделите рассказ на части и озаглавьте каждую часть.

- Посмотрите, пожалуйста,  на слайд и выберите цветок который характеризует ваше настроение.

Познавательные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Технологическая карта к уроку литературное чтение в 3 классе по теме «А.П. Платонов

 « Цветок на земле». Герой рассказа.»

Тема урока

А. П. Платонов « Цветок на земле» .Герой рассказа.

Тип урока

Рефлексия.

Цель

Способствовать совершенствованию умения анализировать, делать выводы, рассуждать.

Планируемые результаты

Предметные умения

Формируемые УУД

Развивать речь, коммуникативные навыки; закрепить навык чтения; развивать монологическую и диалогическую речь учащихся; способствовать усвоению личностных качеств: доброта, чуткость, внимательность, сопереживание, отзывчивость;

Личностные: 

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание больше узнать.

Метапредметные:

Регулятивные: 

Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; оценивать результаты деятельности ( чужой, своей)

Познавательные:

Проверять информацию, анализировать полученные результаты; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные:

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основные понятия

Рассказ ,характеристика, план, цветок.

Межпредметные связи

литературное чтение -развитие речи- окружающий мир

Ресурсы

-основные

-дополнительные

Учебник  «Литературное чтение». 3 класс часть 2. Сост. Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий,  М.В. Голованова и др. / М.: Просвещение, 2012.

Мультемейдиное оборудование: презентация, электронная физминутка для глаз, индивидуальные карточки

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах , групповая работа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пословицы 1.И старость не страшна, коли молодые помогут 2.Молодость летает пташкой, А старость ползет черепашкой 3.Не обижай малого, уважай старого- Сам будешь в почете Презентацию составилаСиньшинова М.Э.

Слайд 2

Кроссворд т к н а е в ц о з е м л е п а т о н о в ф о н я и т Презентацию составилаСиньшинова М.Э.

Слайд 3

Нынче Устали Глаза смежать Сейчас Уморились Закрывать Испить Рассердился Осерчал Попить Презентацию составилаСиньшинова М.Э.

Слайд 4

"Я человек. Я родился на прекрасной живой земле" Презентацию составилаСиньшинова М.Э.

Слайд 5

План характеристики героя Имя героя, его место жительства. Действия и поступки, совершаемым героем. Внешность и характер героя. Отношения автора к герою. Ваше отношение к герою Презентацию составилаСиньшинова М.Э.

Слайд 6

Презентацию составилаСиньшинова М.Э.

Слайд 7

Красота приглядится, а ум вперед пригодится. Вода у друга лучше, чем у врага мёд. Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться. Презентацию составилаСиньшинова М.Э.

Слайд 8

Твоё настроение? 1 2 Презентацию составилаСиньшинова М.Э.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта + план конспект к уроку чтения на тему "Детство Л.Н.Толстого"

План конспект к уроку литературного чтения в начальныхклассах...

Технологическая карта + план конспект+презентация к уроку «Что узнали. Чему научились»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений»в соответствии с  фгос...