Урок окружающего мира по теме "Иван III. Московский Кремль"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Банникова Ольга Святославовна

Урок окружающего мира по теме "Иван III. Московский Кремль" подходит для любого УМК, в котором есть эта тема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivan_iii_moskovskiy_kreml.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Иван III. Московский Кремль.»

( окружающий мир)

                                                                     Выполнила:

                                                                     учитель начальных классов

                                                                     МОУ «Средняя общеобразовательная

                                                                     школа № 84»

                                                                     Банникова Ольга Святославовна

2011 г.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

  1. Окружающий мир. 4 класс (авторы учебника А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова).
  2. Тема урока «Иван III. Московский Кремль».
  3. Дидактическая цель: познакомить детей с ролью Ивана III в истории становления государства российского.
  4. Тип урока: урок открытия нового знания.
  5. Задачи урока:
  • сформировать представления учащихся о Москве времён Ивана III; раскрыть основное содержание памятников архитектуры Московского Кремля;
  • способствовать воспитанию у учащихся национального самосознания и патриотических чувств;
  • развивать речь, память.
  1. Методы обучения: наглядно-словесный метод.
  2. Формы организации познавательной деятельности учащихся:  фронтальная.
  3. Средства обучения: учебник «Мир вокруг нас. 4 класс» (авторы А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова), слайды, карточки с буквами.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

(на доске пять закрытых карточек с буквами)

Учитель: Я предлагаю вам ответить на мои вопросы. Ученикам, давшим правильный ответ, разрешается открыть любую карточку с буквой на доске. В итоге вы назовёте тему нашего урока.

СЛАЙД 1

  1. Почему князя Ивана Даниловича прозвали Калита?
  2. Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехах его правления?
  3. Почему Русь попала в зависимость от Золотой Орды?
  4. Что произошло на Куликовом поле?
  5. Какое значение имела победа русских войск на Куликовом поле?

(на доске открывается слово «ИВАН III»)

  1. Самостоятельная формулировка темы урока.

               Учитель: Теперь вы можете назвать тему нашего урока.

               Ученик: Иван III.

СЛАЙД 2

               Учитель: Что вы знаете об этом человеке? Почему мы, живущие в XXI в., должны знать это имя?

(предположения детей)

  1. Изучение нового материала.

Учитель:     В конце XV в. Московское княжество вступило в новый период своей истории. Ивану III предстояло завершить дело нескольких поколений московских князей и собрать все русские земли в единое Русское государство. Одним из крупнейших успехов Ивана III стало присоединение к Москве необъятных владений Великого Новгорода.

     В то время, когда  Иван III вступил на великокняжеский престол, Золотая Орда, окончательно ослабевшая, распалась на три отдельных царства. Ханы Золотой Орды остались в своей столице Сарае. Часть Золотой Орды осела около Казани и образовала Казанское царство, другая часть ушла в Крым и образовала Крымское царство. Хан крымский не ладил с сарайским ханом, и Иван III воспользовался этими раздорами и даже вступил в союз и дружбу с крымским ханом. Иван III стал прямо и решительно действовать против Золотой Орды.

     В то время татарские послы ежегодно приезжали в Москву, и московские князья встречали их с почётом и вручали им дань, которую они некогда обязались платить Золотой Орде. Татарские послы, приезжая в Москву, обыкновенно привозили с собой ханскую басму (изображение хана) и торжественно несли её перед собой по московским улицам, а все встречные должны были кланяться этой басме. Когда, в 1476 году, приехали из Орды ханские послы и привезли с собой, как и всегда, ханскую басму и грамоту от хана Ахмата, великий московский князь не оказал им никакого почёта, ханской грамоты не принял, а басму ханскую приказал бросить на землю.

СЛАЙД 3

 При этом послам было объявлено, что отныне великий князь московский не станет более платить дань хану.

СЛАЙД 4

Послы удалились из Москвы и возвестили хану об оскорблении, которому они подверглись.

     Как только хан Ахмат узнал о том, что случилось в Москве, он немедленно собрал все свои силы и пошёл войной на великого князя московского. Летом 1480 года  Иван III повёл свои войска навстречу врагу. Недалеко от Калуги протекает неширокая река Угра. Русское войско заняло броды, и все попытки хана Ахмата перейти реку закончились неудачей.

СЛАЙД 5

 Началось знаменитое стояние на Угре. Русские и ордынские войска стояли друг против друга на противоположных сторонах реки, и никто не решался первым начать наступление. Так продолжалось до октября.

     На исходе октября начались морозы, и Угра покрылась льдом. Появилась опасность, что теперь ордынцы без труда переправятся и нападут на русских. Но тут случилось непредвиденное: войско Ахмата неожиданно снялось с места и отступило. Историки говорят, что в это время Ахмату пришли недобрые вести: крымский хан, пользуясь его отсутствием, напал на Сарай и всё грабит и разоряет. Напуганный этими вестями и озлобленный неудачей, Ахмат поспешно отступил от пределов Московского княжества.

     Таким образом, мудрый и дальновидный Иван III, не пролив ни капли крови, ровно через 100 лет после Куликовской битвы, в1480 году, навсегда избавил русскую землю от всякого подчинения ордынскому владычеству, которое продолжалось 240 лет.

Учитель: Чтобы перейти ко второй части нашего урока, вам нужно снова ответить на мои вопросы.

(дети, давшие правильный ответ, открывают любую букву)

СЛАЙД 6

  1. Какие общие задачи стояли перед Русью в правление Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Ивана III?
  2. Чем действия Ивана III в отношениях с Золотой Ордой отличались от действий Ивана Калиты?
  3. Почему люди назвали схватку русских войск с ордынцами «Стояние на Угре?
  4. Сколько лет длилось татаро-монгольское иго?
  5. В чём заслуга Ивана III?
  6. Какое слово появилось на доске?

(на доске появилось слово «КРЕМЛЬ»)

СЛАЙД 7

 Учитель: Что такое кремль? Как вы думаете, почему вторая половина урока будет посвящена Московскому Кремлю?

(предположения детей)

ФИЗМИНУТКА

Учитель:     Москва – долгое время всего лишь главный город одного из многочисленных русских княжеств – при Иване III превратилась в столицу огромного и сильного государства. «Лицом» этого государства должен был стать Кремль – резиденция великого князя и митрополита Московского. Постройки Кремля напоминали о первых московских князьях, о славных временах Ивана Калиты и Дмитрия Донского.

СЛАЙДЫ 8, 9

Однако внешний вид Кремля мало соответствовал могуществу, приобретённому Москвой при Иване III: крепостная стена с деревянными заплатами, небольшие обветшалые соборы, тёмные, тесные хоромы великого князя. И всюду следы пожаров. Старая крепость явно не годилась для того, чтобы в ней принимать иностранные посольства. Кремль нуждался в коренной перестройке.

     Началась она в 1472 году с возведения Успенского собора – главного храма Москвы. Возглавили строительство мастера Кривцов и Мышкин. По своим размерам будущий собор должен был превосходить все существовавшие тогда церкви Северо-Восточной Руси. Через два года, когда храм был почти готов, неожиданно рухнула северная стена.

     Существовало несколько версий о причине катастрофы (землетрясение, что за годы монголо-татарского ига мастера утратили навык строительства из камня, даже есть легенда, по которой существовало проклятие, тяготеющее над Ведьминой горой, получившей позднее название Боровицкого холма - месторасположения Москвы).

     После падения стены заботу о продолжении строительства взял на себя великий князь. В то время Иван III был женат на греческой царевне Софье Палеолог.

СЛАЙД 10

Софья была женщиной умной и образованной. Многое в Москве ей не понравилось, и она стала советовать своему супругу, чтобы он призвал из Италии всяких мастеров и художников, которые бы построили в Москве для великого князя каменные палаты и воздвигли бы благолепные каменные храмы. Иван III и сам видел, что иноземные мастера будут полезны для его государства и выписал из Италии искусного строителя Альберти Фиораванти, прозванного на Руси Аристотелем.

     Аристотель был мастером на все руки. Через четыре года, в 1479 году, строительство было завершено.

СЛАЙД 11

 На центральной площади Московского Кремля (Соборной) поднялся величественный белоснежный собор. Его спокойная мощь как нельзя лучше соответствовала замыслу великого князя, пожелавшего создать в столице архитектурный символ молодого Русского государства.

     15 августа 1479 г. на праздник Успения Пресвятой Богородицы совершилась церемония освещения нового собора. С этого дня Успенский собор на долгие столетия стал центром русской государственной и церковной жизни. Здесь венчались на царство русские цари и императоры, провозглашались важнейшие государственные документы, происходило назначение митрополитов и патриархов. Здесь же располагались гробницы этих иерархов. Кроме того, в Успенском соборе находилась главная православная святыня всей России – икона Владимирской Божьей Матери.

СЛАЙД 12

     В 80-х гг. XV в. cтроительные работы в Кремле продолжались.

СЛАЙД 13

Благовещенский собор (1484-1489 гг.), домовую (семейную) церковь великого князя, строили уже мастера из Пскова.

     Теми же псковскими мастерами была построена домовая церковь митрополита – церковь Ризположения (1484-1485 гг.)

СЛАЙД 14

     В 1487 г. дошло дело и до государева дворца. Возводили его итальянские архитекторы Марк Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин. Из-за большого пожара, случившегося в Кремле в 1493 г., строительство дворца затянулось и закончилось уже после смерти Ивана III.

СЛАЙД 15

   Составить некоторое впечатление о великокняжеском дворце помогает Грановитая палата. Все остальные части дворца в разное время были разобраны или попали внутрь других, более поздних построек.

СЛАЙД 16

     Грановитая (или Большая) палата являлась тронным залом государя всея Руси, где в торжественной обстановке русские великие князья и цари принимали иностранных послов. Здесь же проходили важнейшие государственные мероприятия, устраивались грандиозные пиры в честь побед.

     В последний год своей жизни, предчувствуя скорую кончину, Иван III поручил архитектору Алевизу Фрязину построить новый Архангельский собор – семейную усыпальницу рода великих князей (1505-1508 гг.).

СЛАЙДЫ 17, 18

Как и Аристотель Фиораванти,  Алевиз познакомился с традициями русской архитектуры и в конструкции нового храма решил следовать им.

     Кроме Архангельского собора  Алевиз построил в Кремле ещё три церкви и собор Вознесенского девичьего монастыря. Однако ни одна из этих построек до наших дней не сохранилась.

     В октябре 1505 г. Иван III умер и был похоронен в стенах ещё недостроенного Архангельского собора рядом со своими предками – Иваном Калитой, Дмитрием Донским и другими князьями, в течение двух столетий собиравшими русские земли вокруг Москвы. Архангельский собор служил усыпальницей для великих князей и царей вплоть до конца XVII столетия.

     Одновременно с Архангельским собором на центральной площади Кремля поднялась новая колокольня (1505-1508 гг.).

СЛАЙД 19

Начиная с XIV века все главные соборы Кремля имели одну (общую) колокольню, получившую по находившейся в её основании церкви Святого Иоанна Лествичника название Ивановской.

     Появление на Соборной площади высокого столпа объединило весь архитектурный ансамбль центра Кремля. Ясно видимая со всех концов города и славившаяся своими звонами, Ивановская колокольня получила от москвичей почтительное наименование Иван Великий.

СЛАЙД 20

     Средневековый город не мыслился без крепостных стен и башен. До середины XIV в. Кремль окружали деревянные стены. Лишь во времена Дмитрия Донского на их месте поднялись стены и башни, сложенные из белого камня. С тех пор Москву и стали именовать белокаменной.

СЛАЙД 21

     К концу XV в. эти укрепления совсем обветшали и возведение новых  Иван III доверил Марку Фрязину, Пьетро Антонио Солари, Антону Фрязину и Алевизу Фрязину. Под их руководством строительство велось артелями под началом русских мастеров.

СЛАЙД 22

     Новую кремлёвскую стену, которая протянулась более чем на два километра, имела восемнадцать башен и образовала огромный треугольник, возвели сравнительно быстро. Основные работы, начатые в 1485 г., были закончены уже в 1495 г.. Новая крепость была сложена из красного кирпича, только основание стен и башен оставалось белокаменным. До XVII в. кремлёвские башни не имели затейливых кирпичных шатров, венчающих их в наше время, и поэтому крепость выглядела особенно суровой и мощной.  Таких укреплений Древняя Русь ещё не знала.

СЛАЙД 23

     Каждая Кремлевская башня имеет свое название и историю.

     Замечательный русский историк Н.М. Карамзин назвал Московский Кремль «местом великих исторических воспоминаний». А  М.Ю. Лермонтов восклицал:   « Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… надо видеть, видеть …надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению!..»

Учитель: Какие изменения в облике Кремля произошли при Иване III? Какие архитектурные постройки времён Ивана III вы запомнили?

(ответы детей)

Учитель: Подведём итог. В чём же заслуга Ивана III?

  1. Рефлексия деятельности.

Учитель: Закончите фразу «Теперь я знаю…».

(ответы детей)

Учитель: А полученные сегодня знания и те, которые вы добудете самостоятельно, помогут вам выполнить задание № 2 на странице 79 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира (доп. материал)Архитектура Московского Кремля

Дополнительный материал к урокам Окружающего мира...

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 кл Московский Кремль

Тип урока: виртуальная экскурсияЦель урока: знакомство с достопримечательностями Московского Кремля,    формирование умения работать с планом местности. Закрепить  знания случаев...

Урок окружающего мира "Московский Кремль"

Знакомство с достопримечательностями Московского Кремля и его историей возникновения....

Урок окружающего мира в 3 классе "Московский Кремль"

На уроке учащиеся знакомятся с Московским Кремлём, как объектом Всемирного наследия....

Конспект урока по окружающему миру на тему "История Московского Кремля" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование знаний об истории Московского кремля; познавательного интереса.Планируемые результаты:Предметные:Знать: историю Московского кремля;Уметь: пользоваться справочно...

Конспект урока по окружающему миру (2 класс). Тема: «Московский Кремль». УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: знакомство с историей Московского Кремля, его достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:знать год основания Московского Кремля;знать достопримечательности Мо...