Вода. Свойства воды.
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Григорьева Нина Владимировна

Конспект предназначен для детей старших и подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_eksperimentirovaniyu_voda.docx428.52 КБ

Предварительный просмотр:

Название работы: «ВОДА. СВОЙСТВА ВОДЫ»

(Старшая группа)

Автор: Григорьева Нина Владимировна

Место выполнения работы: ГБОУ СОШ 657

Дошкольное отделение №4

Общая часть

Старшая группа

Тема занятия: «ВОДА. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  • Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества.

Развивающие:

  • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща;
  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды
  • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
  • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
  • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
  • Чтение сказки «Путешествие Капельки»
  • Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
  • Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
  • Знакомство с круговоротом воды в природе


Организационная структура занятия

Части занятия

Основные виды деятельности воспитателя

Характеристика деятельности воспитанников

Примечание

1 часть занятия

Вводная

-Здравствуйте, ребята. Я принесла с собой для вас на занятия всю Землю. А как я это смогла вы узнаете, отгадав загадку:

На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.

Правильно.

Показываю глобус

2 часть занятия

Основная

- А что такое глобус?

- А как вы понимаете – модель Земли?

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

- Глобус показывает форму нашей планеты Земли, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки.

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

- Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода ?

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения? Почему?

- А что вы знаете о воде? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода нужна растениям?

- А как они её получают?

- Почему животные не могут жить без воды?

- Ребята, а людям нужна вода?

Звучит запись журчания ручейка

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

-Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

IIчасть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?

 - Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.

        - Приступим к нашему исследованию.

        Опыт 1. Какой формы вода? 

        На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

        

        Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

        

Опыт 2. Какого цвета вода? 

        Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

        

        Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. Вода не имеет цвета.

        

Опыт 3. Вода – растворитель. 

        А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

        Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?

Физкультурная минутка

        - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.
(Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова.
(Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.
(Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.
(Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

        - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

        

        Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

        Предложить детям определить, есть ли у воды запах.  Затем предложить  размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

        Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

        Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

        - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит?

        - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?

        - А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

        - Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение?

        Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

      Глобус - это  модель Земли.

дети высказывают, объясняют

Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...

Дети показывают на глобусе.

Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки , озёра

Дети объясняют

Дети объясняют, делают выводы

Чтение стихотворения о ВОДЕ

Ребята на доске заполняют схему, кому и для чего нужна вода.

Дети объясняют

Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Дети рассаживаются за столы по четыре человека за один стол.

После каждого вывода воспитатель вывешивает картинку с этим выводом

Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.

Вывешиваем символ на доску

ответы детей

Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.

Ответы детей

Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Таз с водой

Своё лицо, отражение.

Очень плохо, оно размытое

Дети стоят на ковре полукругом. Воспитатель показывает глобус и то, что на чем находиться.

                                  

 

   C:\Users\Nina\Desktop\slide_17.jpg     

       

        

C:\Users\Nina\Desktop\1 - копия.jpg

  C:\Users\Nina\Desktop\hello_html_m7b9c4bac - копия.jpg

C:\Users\Nina\Desktop\hello_html_m7b9c4bac.jpg

C:\Users\Nina\Desktop\1322142645_2.jpg

3 часть занятия

Заключительная

-На этом наше занятие заканчивается.

-Ну, как ребята, вам понравилось быть исследователями? Учеными?

 -Что же нам с вами сегодня пришлось исследовать?

-Если вам понравилось наше занятие, тогда возьмите капельку воды и прикрепите на доску.

-Занятие закончилось.

-До свидания.

Дети повторяют свойства воды и на доске появляется схема воды.

http://www.playcast.ru/uploads/2016/02/28/17553945.png



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вода. Свойства воды" Урок окружающего мира 3 класс УМК "Гармония"

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать вывод...

Конспект урока. Вода. Свойства воды.

Предметный урок, основаный на исследовательской деятельности учащихся....

Тема урока: "Вода. Свойства воды".

Урок окружающего мира с творческим названием « Вода. Свойства воды» (экспериментальная лаборатория) создан в качестве урока новой темы при прохождении программного материала раздела «Эта удивительная ...

0кружающий мир "Вода. Свойства воды".

Свойства воды, значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле....

Урок по окружающему миру "Вода. Свойства воды"

Урок по окружающему миру "Вода. Свойства воды" 3 классПрограмма и УМК "Школа России"...

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды. Круговорот воды в природе"

Предлагаю конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды.Круговорот воды в природе." К нему прилагается и презентация к уроку....

Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Задачи урока: закрепить полученные знания о свойствах воды, трех состояниях воды в природе, значении воды в природе и в жизни человека; формировать понятие о круговороте воды, как важнейшем явлении в ...