Чем человек отличается от животных
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Ионина Вера Александровна

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

 

УМК« Начальная школа 21 века»

Чем  человек  отличается от животных

Тема:  Человек   умеет   думать   и   говорить 

Цели: Объяснить отличие  человека  от других объектов живой природы; расширять знания учащихся о человеке; воспитывать самоуважение, стремление к самопознанию и саморазвитию.

Ход  урока .

Орг. Момент.

(слайд 2)

--посмотрите небольшой фрагмент и будьте готовы ответить на вопросы. (Ералаш выпуск №53)

--Сколько учеников было в первобытной школе? (9)

--Что ел первобытный ученик? (банан)

--С какой парты пошёл первый ученик? (3)

--Что сказал учитель? Завтра с родителями в пещеру директора)

--Где появилась шишка у педагога? (на лбу, справа)

--Молодцы, вы правильно ответили на вопросы. А что помогло вам это сделать? (внимание и память).

--Дайте определение этих понятий. (ответы учеников)

--Вы сказали, что память основана на органах чувств. Маленький тест вашему вниманию. (дети делают тест «Органы чувств»)

(слайд 3)

Постановка проблемы

- Постарайтесь по данному толкованию определить понятие, и вы узнаете, кому будет посвящена тема нашего урока.

Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.                                                               С. И. Ожегов

Появляется  слово  « человек ».

--Как вы думаете, какая цель стоит перед нами?(Цель: Объяснить отличие человека от других объектов живой природы.)

Вывешивается «Человек—это часть природы, её живого мира.»

Слайд 4.

--Итак, человек - это часть природы, ее живого мира. Расскажите, что вы уже знаете  о человеке. (строение его тела, умение воспринимать и запоминать) (Ответы учащихся.)

-- Слово экспертам. (Магомедов Ф.)

Слайд 5

 -- Древнегреческий философ Платон отвечал на вопрос «Кто такой человек?» «Человек это двуногое животное без  перьев.»

--Через 2000 лет известный физик и математик Б. Паскаль возразил Платону:

 « Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится.»

Слайд 6

--Выскажем предположения :Чем человек отличается от животных?

--Сверим свои высказывания с текстом с.90. (самостоятельное чтение)

Работа в группах: распределите карточки с умениями на две доски.

Животные

Человек

Произносят отдельные звуки

Произносит звуки, слова, предложения

Речь не связная

Речь связная

Не могут объяснять, анализировать, сравнивать

Может решать умственные задачи

Не изготавливают орудий труда, берут из природы приспособления

Создают различные орудия труда, машины, механизмы

Не могут создать чертёж, проект

Может создать чертёж, проект

Некоторые могут рисовать

Выполняет разнообразную работу,

Пользуются инстинктами

Может писать, резать, пилить и многое другое

Опирается на инстинкты

Использует мышление

Не ставят цель работы

Может ставить цель предстоящей работы

Не проявляет творчество

Может работать творчески

Слайд  7

--Какой можно сделать вывод? (Человек-разумное, общественное существо).

Физминутка

Слайд 8

- Сейчас, вашему вниманию предлагается фрагмент м/ф
(
учащимся демонстрируется отрывок из м/фильма «Маугли», где он ходит на двух ногах, разговаривает)

- Фрагмент какого мультфильма смотрели? Кто главный герой? Что вы о нём знаете? (отвечает подготовленный ученик)

Бондарева Марта:

--Все вы, наверное, помните историю Маугли из «Книги зверей»,

посвященную жизни зверей и человеческого детеныша, которую написал английский писатель Редьярд Киплинг. Писатель долго жил в Индии. От местных жителей он слышал много преданий и среди них легенду о мальчике, воспитанном в волчьей стае. Она и легла в основу его сказки «Маугли».

Мы знакомимся с маленьким мальчиком, когда он бесстрашно входит в волчье логово и вместе с волчатами начинает сосать молоко их матери - грозной волчицы Ракши. Так он становится приемным сыном волчицы.

Отец Волк учит Маугли ремеслу охотника. Медведь Балу втолковывает ему законы джунглей.

  --Спасибо.Что Маугли умеет делать так же, как и люди?

(на доске появляется запись: «Маугли в сказке ведёт себя как человек»)

- Как вы думаете, что может быть правдой в истории с Маугли, а что вызывает сомнение?

Слайд 9 «Слово экспертам» (подготовленные дети)

--Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения - самое неприспособленное к жизни из всех существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, умение трудиться.

--Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить, как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя, как пойманные животные.

--Артём и Аида нам расскажут о случаях, произошедших в действительности. (слайд---)

3. Групповая, исследовательская работа.

--поработаем в группах.

Работа в группах:

Слайд 10

- Сделайте вывод: почему Маугли не такой, как мы с вами? Что его отличает от нас? 

 (учащиеся получают карточки с наводящими вопросами):

  1. Может ли человек, выросший среди животных, прожить долгую жизнь не имея таких зубов, клыков и шерсти, как у зверей?
  2. Может ли он сам научиться ходить на двух ногах?
  3. Кто научит его говорить на каком-нибудь человеческом языке?)

(ответы обучающихся)

.Вывод. Человек всё время решает простые и сложные задачи,

преодолевает трудности, делает большие и маленькие открытия.

Всё это возможно потому, что человек умеет думать (мыслить).


Когда наш предок палку взял,

Рукою лапа стала.

Чужую шкуру повязал,

Клык сделал из металла...


И вот остался тигром тигр,

И слон слоном остался

А человек, меняя мир,

Сам в мире изменялся

-Как вы понимаете данные строчки? (ответы детей)

Слайд 11

--Примите на заметку.

Слайд 12

 Подведение итогов:

--Вернёмся к высказыванию Ожегова. Что мы добавим к нему и почему.

- (Только человек обладает целенаправленной творческой деятельностью, умеет мыслить.)

Слайд 13

Рефлексия

Оценки

Домашнее задание

Составить рассказ «Чем человек отличается от животного?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы "Животное- живое существо.Животные по типу питания"

Приложение к уроку окружающего мира по теме "Питание животных"(схемы)...

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...

Окружающий мир 2 класс. Дикие и домашние животные. Поведение при встречи с дикими животными.

Дикие и домашние животные.Поведение при встречи с дикими животными.Цель: Изучить особенности диких и домашних животных.          Развивать умение раб...

Урок окружающего мира "Животные - живык существа.Классификация животных по способу питания" 3 класс

         Данный урок используется по программе "Начальная школа XXI века" в 3 классе. На уроке дети углубляют свои знания о разнообразии животных, классифицирууют их по...

Животные группы животных

АннотацияПрезентация «Животные. Группы животных» составлена к уроку окружающего мира по теме «Животные. Группы животных» в 1 классе по программе Н.Я.Дмитриевой (развивающая система Л.В. Занкова)...

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...

«Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных»

Занятие по русскому языку в Центре культурно-языковой адаптации детей мигрантов....