Методическая разработка «Что такое почва?»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Харитонова Алена Ивановна

Урок- исследование с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_pochva.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

Автор УМК: А. А. Плешаков

Тема урока:   «Что такое почва?»

Тип урока: Урок-исследование.

Учитель: Харитонова Алена Ивановна

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;
  • выявить в ходе опытов состав почвы
  • продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.

Развивающая:

  • развивать умение работать с научным текстом;
  • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;
  • делать выводы на основе проведённых опытов;
  • развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся;
  • умения доказывать выдвигаемые предположения;
  • первоначальные умения практического исследования природных объектов.

Воспитательная:

  • воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;
  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
  • формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Формирование  УУД.

Познавательные УУД. Осуществлять запись информации; использовать модели и схемы для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать, анализировать, обобщать.

Личностные УУД.  Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения; способность к самооценке.    

Регулятивные УУД. Умение планировать деятельность; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу.

Оборудование: почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки со словами.  Компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Ход урока.

I.Организационный момент. Настрой на урок.

Доброе утро 
Солнцу и птицам!
Доброе утро

Улыбчивым лицам!

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!

 Наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).

Уши внимательно слушают и все ... (слышат).

Голова хорошо ... (думает).

II. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

III. Самоопределение к деятельности, постановка цели.

   Отгадайте загадку и узнайте ключевое слово нашего урока.

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Знают все: и мал, и стар

Что она большущий шар.    (ЗЕМЛЯ)

Учитель. Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров, моркови, редиса. Сказка это или не сказка? (ответы детей)  

Такая чудесная кладовая действительно есть. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (ответы детей)

У слова «земля» есть несколько значений.

IV. Работа по теме урока

               Работа в группах со словарем. 

Сегодня объектом нашего изучения будет почва.

-Что такое почва?

-Какое значение почва имеет для растений, животных, человека? (Ответы детей)

Вывод. Почва – верхний плодородный слой земли. Толщина почвенного слоя бывает разная: от 2-3 см до 150-200 см. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. 

-Сегодня вы будете учеными – исследователями. Проведете несколько опытов и выясните состав почвы. Вспомним, кто такой исследователь? 

План исследования.  

1.Изучение внешнего вида.

2.Изучение при помощи лупы.

3.Проведение опытов.

4.Сделаем выводы.

5.Оформим результаты.

 (Даются 20 фишек 5 цветов поровну. Учащиеся выбирают фишку, рассаживаются в соответствии с цветом. Для опытов оформлены 5 столов с оборудованием, карточки с описанием опыта, группы перемещаются. В ходе работы результаты записываются в Листах исследователя)

Примечание. 2, 3, 5 опыты показывает учитель, все учащиеся наблюдают, группы обсуждают и записывают результаты в листы.

ЛИСТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Результаты исследования

Внешний вид

Изучение при помощи лупы

Опыт 1

Опыт 2

Опыт 3

Опыт 4

Опыт 5

Карточки – описание опытов.

Опыт 1.Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Внимательно наблюдайте.

Что вы видите? Какой вывод можете сделать? Запишите в лист.

Опыт 2.(Выполняет учитель, учащиеся наблюдают) Нагреем почву. Над почвой установим стекло. Что видите на стекле? Что доказывает опыт? Запишите в лист.

Опыт 3.(Выполняет учитель) Прогреваем почву очень сильно.

Что видите и чувствуете? Попробуйте сделать вывод. Запишите в лист.

Опыт 4.Прокаленную почву положите в стакан с водой, размешайте.

Что видите на поверхности? На дне стакана? Сделайте вывод, что это? запишите в лист.

Опыт 5.Профильтруйте через салфетку воду, где была почва. (Далее показывает учитель). Несколько капель поместим на стекло и нагреем.

Учитель. Куда исчезла вода? Что видите на стекле? Попробуйте предположить, что это. Запишите в лист.

После проведения опытов выступают по 1 представителю от группы. Сравниваем результаты опытов, делаем окончательный вывод.

Вывод. В почве содержится воздух, вода, перегной, глина, песок, соли.

Учитель. Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются соли благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Значит, какой компонент нужно еще включить в состав почвы? (Микробы)

Учитель. На столах у вас лежат карточки,  составьте схему состава почвы. (Работа в группах) 

Карточки: Вода Бумага Глина Воздух Соли Пластик Перегной Песок Стекло Микробы

-Остались ли у вас карточки? Почему? Какие лишние?

Учитель. Кто знает, как образуется почва? (Ответы детей)

 Медленно камни, глина, песок под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, черви, личинки,  кроты.

Как видите, почва не может появиться без живых существ, а растениям и животным необходима почва. В природе все взаимосвязано.

Прошло несколько миллиардов лет, прежде чем Земля стала зеленой планетой. 

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Какой вывод можете сделать? (Ответы детей). Верно, к почве, как к природному богатству нужно относится бережно.

V.Работа по учебнику. Стр.

Работа в парах.

Задание. Прочитайте текст.  Найдите ответы на вопросы.

1.Почему почву называют «чудесной кладовой»?

2.Что такое соли?

3.Благодаря чему запас солей в почве постоянно пополняется?

4.Как животные повышают плодородие почвы?

5.Что растения получают из почвы?

Ответы учащихся.

VI. Работа с дополнительными источниками информации. 

Рассказ о В.В.Докучаеве. (подготовленный ученик)

VII. Итог урока. Оценивание. Рефлексия. 

«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (разгадывание кроссворда, работа со словарем, практическая работа, работа с учебником, рассказ о Докучаеве). Перед каждым ребенком - бабочка.  Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности вам понравился больше всего.  Объясните, почему.

Учитель. Спасибо за работу. Желаю вам успехов!

VIII. Домашнее задание. Учебник стр.65-69 пересказ. Подготовить сообщение, презентацию о разрушении почвы, об охране почвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....

Методическая разработка "Кто такие птицы"

Подробный конспект урока " Кто такие птицы" с презентацией к этому уроку....

К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ :"Кто такие птицы и звери?"

Цели и задачи :- познакомить детей с общими признаками, разнообразием птиц и зверей ;- учить детей выделять существенные признаки природных объектов,;- продолжить обучение практическому исследов...

Учебно-методическая разработка «Что такое части речи?»

Урок русского языка 2 классУМК «Школа России» Тема: «Что такое части речи?»...