Открытый урок по окружающему миру в 4 классе на тему "Экскурсии в природные сообщества родного края. Лес."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Каракулина Юлия Александровна

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Экскурсии в природные сообщества родного края. Лес." УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okr.mir_.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 4 «Г» классе.

Тема: "Экскурсии в природные сообщества родного края. Лес."

Каракулина Юлия Александровна, учитель начальных классов


Цель урока: формирование представления учащихся о лесе, как природном сообществе.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • познакомить детей с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами.
  • Развивающие:
  • развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли;
  • развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.
  • Воспитательные:
  • формировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения:

  • Технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор, экран;
  • Программные средства: презентация, подготовленная в PowerPoint, CD.
  • Наглядные средства обучения: карта Воронежского края.
  • Раздаточные материалы: тест по теме «Земля – кормилица» (почвы), (карточки индивидуальных заданий.
  • Оборудование: аудиозапись «Звуки леса».

Литература, используемая при подготовке к уроку:

  • учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир» 4 класс, Школа России
  • рабочая тетрадь, автор А.А. Плешаков 4 класс,
  • атлас-определитель «От земли до неба» автор А. А. Плешаков.

Ход урока:

1.Организационный момент.

        

Ребята! Сегодня чудесный день, потому что светит солнце, которое всех любит и греет.

Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направьте к ней лучики, которые несут любовь, мир, добро.

А теперь направьте к ней лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку.  

Наша звездочка стала большой, как солнце.

Расставьте свои руки в стороны и поделитесь друг с другом теплыми чувствами, добрыми мыслями.

 Садитесь.

Дети, я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете и взяли с собой умения слушать и слышать, думать и обобщать.

     - Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

II. Проверка домашнего задания. Работа в парах.

1 уровень (Сложный) Тест «Земля-кормилица».

2 уровень (Средний) Индивидуальная работа по карточкам.

3 уровень (Слабый)  Работа в тетрадях (Авт. А.А. Плешаков)

(После того, как дети выполнят работу, проверяют по учебнику результат своей работы, карандашом дописывают ответы, исправляют ошибки).

– Прошу вас сдать работы. Позже я проверю их и каждому ученику поставлю оценку.

III.  Самоопределение к деятельности. 

- А теперь , ребята я хочу чтобы вы посмотрели фильм и подумали о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

 (Видеоролик «Чудо Земли - лес»)

- О чём мы будем говорить на уроке?

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

IV. Постановка темы и целей урока.

1) Вступительное слово учителя.

-Я хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете дети,

Тайны чудные откроете эти.

Лес не только для нашей забавы.

В нём – деревья, ягоды, травы

Птицы, звери и прочие твари.

Ученые тоже работают тут

Лес они сообществом зовут.

- Сегодня тема нашего урока: «Экскурсии в природные сообщества родного края. Жизнь леса».

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

-В природе всё взаимосвязано, и разным объектам не обойтись друг без друга. Давайте совершим виртуальную экскурсию по родному краю и попробуем определить, что связывает растения и животных, живущих на одной территории.

V. Открытие нового знания.

1) Работа с определением природного сообщества.

- Ребята, что же такое сообщество?

- Прочитайте определение, которое даётся в учебнике (с. 169)

Лес – сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы леса (растения, животные, грибы, бактерии) составляют природное сообщество.

Работа со справочником.

- Ольга нашла определение понятия «сообщество» в большой энциклопедии.

Сложившееся в природе естественным путем сообщество живых организмов, характерное для данных конкретных условий, представляет собой единую природную целостность. Такое взаимодействующее единство разнообразных организмов и условий абиотической среды называют природным сообществом

Видеослайд №1 « Что такое лес?»

2) Ребята составили «живую анкету» леса. Давайте их послушаем.

1 ученик. Лес – легкие планеты. Один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек.

2 ученик. Лес – друг здоровья людей. Один гектар хвойного леса выделяет в сутки                     5 кг фитонцидов – особых веществ, от которых погибают болезнетворные микробы.

3 ученик. Общая площадь лесов в мире составляет 19 млн. км2.

4 ученик. Ежегодно на планете вырубается 33000 га леса. От этого ухудшается экология нашей планеты.

3) Сообщение учащихся о лесах Воронежской области.

4) Видеослайд №2 «Ярусы леса»

 - Ярусное расположение растений в лесу помогает  ужиться вместе большому разнообразию растений.  Каждое растение нашло в лесу  своё место.

5) Работа в группах. Составление коллажа.

    Задание: Распределить представителей растительного и животного мира по этажам леса. Будьте внимательны! Аргументируйте свои выводы.

Вывод: Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие - в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы живут сообща. Значит лес – это сообщество.

6) Физкультминутка «Хорошо гулять в лесу!»

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она.

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

Ёлочка к нам тянет ручки,

Солнце вышло из-за тучки.

Погуляли мы, ребята.

А теперь пора за парты.

7) Работа в парах. «Цепи питания».

    Видеослайд №3 

- Составьте из предложеннных вариантов цепи питания. Проверьте.

8) Видеослайд №4

    Составление правил поведения в лесу.

9) Закрепление. Составление плана-конспекта с опорой на материал учебника.

- Перед вами карточки с деформированным текстом. Пользуясь материалом учебника, вам предстоит составить конспект по каждому сообществу.

Лес как природное сообщество

Лес называют природным сообществом, потому что все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой. В лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Весь лес, от верхушек деревьев до земли, заселён ________________________________________________________________________________________________________________________________________

В лесу растения образуют ярусы: верхний – _______________________________________________, средний – _______________________________, нижний – ____________________________ .

В лесной подстилке живут_______________________________________________

_____________________________________________________________________ .

VI. Подведение итогов урока.

 - Почему лес называют природным сообществом?

Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом.

     - Где могут пригодиться в жизни новые знания?

     - Над чем ещё надо поработать?

  VII. Рефлексия

- Вы сегодня очень хорошо работали. Выполнили много разнообразных заданий. Теперь подведем итоги нашей с вами работы.

- Вот и подошёл к концу наш урок, ребята, вы можете сейчас украсить наш класс цветами.

Те ребята, кто работал активно, всё понял на уроке и сможет объяснить другому - возьмите лепестки зелёного цвета.

-те ребята, кто работал хорошо - возьмите лепестки жёлтого цвета

-те ребята, кто старался, но у них не всё получалось - возьмите лепестки красного цвета.

  Посмотрите, как красиво стало вокруг!

-Я с вами вполне согласна. Сегодня все потрудились на славу. Молодцы, ребята! Спасибо вам!

VIII. Домашнее задание

        1.Прочитать текст на с. 164-169 учебника

        2.Выполнить задания 2, 3 на с. 76-77 рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 4 класс по теме "Лес - природное сообщество".

урок разработан с применением ИКТ, в конспекте даются ссылки на образовательные ресурсы....

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Природные зоны. Субтропическая зона"

Урок включает в себя знакомство с природной зоной. В него включнены фрагменты знакомства с Олимпийским движением 2014....

урок по окружающему миру 4 класс на тему Луг-природное сообщество

урок по окружающему миру 4 класс на тему Луг-природное сообщество...

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Водоёмы нашего края"

Урок по окружающему миру на тему "Водоёмы нашего края!" (САмарская область) По программе "Школа России"...

Урок по окружающему миру 4 класс по теме "Луг- природное сообщество".

Разработка урока по окружающему миру в 4 классе....

Урок по окружающему миру 4 класс. Жизнь леса. Лес природное сообщество.

Цели урока: сформировать представления учащихся о лесе, как о природном сообществе, ознакомить с разнообразием лесных обитателей,  развивать познавательную активность детей, умение использовать в...

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...