Лесные опасности, 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Суханова Ольга Андреевна

 

Урок по предмету "Окружающий мир" с использованием технологии диалогового взаимодействия, приёма "Зигзаг-2". Цель данного урока: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать в лесу.

Задачи: расширить знания учащихся о лесных опасностях; развивать общеучебные умения;

самостоятельно добывать знания, умение работать в группе; развивать устную речь, творческое воображение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass_lesnye_opasnosti.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок открытия «нового знания»

по окружающему миру

2 класс

Тема: «Лесные опасности»

УМК

«Школа России»

Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 2 класса

начальной школы в 2 частях. Ч.2. – М.: Просвещение, 2014.

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №88

Суханова О.А.

2014 г

Тема: «Лесные опасности», 2 класс.

Технология: диалоговое взаимодействие; взаимопередача тем; работа в парах, группах, приём «Зигзаг-2».

Цель:

Познакомить с опасностями, которые могут подстерегать в лесу.

Задачи:

расширить знания учащихся о лесных опасностях.

развивать общеучебные умения: самостоятельно добывать знания, умение работать в группе; развивать устную речь, творческое воображение.

Оборудование:

Мультимедийный проектор

Презентация «Лесные опасности»

Текст «Лесные опасности» (по количеству учащихся)

Конверты с заданиями

Плакатные листы, маркеры

Литература:

        Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях. Ч.2. – М.: Просвещение, 2014.

Ход урока:

I.Организационный момент

Класс разбит на группы по 5 человек в каждой группе.

II. Актуализация знаний

У каждой группы на середине парты лежит листочек с зашифрованными словами. Разгадав эти слова, запишем их в кроссворд (на доске) по горизонтали. (5 минут) (Во время записи слова в кроссворд, на экране появляется изображение данного предмета - презентация).

1 группа:1.  ганпока,   3.  надаф.   (поганка, дафна)

2 группа:2.  жарпо,   7.  свикануш.   (пожар, свинушка)

3 группа:3.  надаф,   4.  сао.   (дафна, оса)

4 группа:5.  дышлан,  9.  ельшм.   (ландыш, шмель)

5 группа:6.  морхому,   8.  пауниктин.   (мухомор, паутинник)

Чтобы определить тему урока, внимательно рассмотрите кроссворд и найдите слово, которое спряталось по вертикали.

ОПАСНОСТЬ

Что значит опасность? (Когда что-то угрожает человеку или животному). Какие ассоциации у вас возникают? (Беда, горе, пожар, ожог).

III. Создание проблемной ситуации

Слайд («Лес до пожара», «Лес после пожара»)

Рассмотрите изображение леса. Что произошло? (Лесной пожар). Почему? (Туристы оставили дымящийся костёр, и получился пожар).

Как вы думаете, о каких опасностях будем говорить на уроке? (О лесных пожарах).

А какие ещё опасности могут подстерегать человека в лесу? (Укус клеща, змеи; заблудиться в лесу, наткнуться на корягу и получить травму).

IV. Формулирование проблемы

Что нам сегодня предстоит выяснить? (Какие бывают лесные опасности).

V. Открытие нового знания

1. Работа в группах

У каждой группы на парте лежат большие листы с текстом. Возьмите их, прочитайте текст. (6 минут)

Достаньте из конверта карточки с вопросами, не переворачивая их.

Выберите любую карточку. Переверните её и прочитайте задание-вопрос. (1 минута)

Найдите ответ на свой вопрос в тексте, подчеркните его простым карандашом.

Искать нужную информацию в одиночку сложно, поэтому я предлагаю вам посоветоваться с такими же специалистами по этому вопросу.

Объединяйтесь в группы по цвету карточек с вопросами.

За этот стол сядут специалисты по вопросу на красной (белой, жёлтой, зелёной, голубой) карточке.

На столы ставятся цветовые карточки, и ученики рассаживаются в новые группы.

Ваша задача подготовить свой ответ по плану, чтобы затем рассказать его в своей группе. (На партах лежат конверты с планом).

Ученики обсуждают в группах свой ответ. (3 минуты). (Учитель ходит между группами и следит за ходом обсуждения учащихся).

По окончании работы, учащиеся возвращаются в свои группы и каждый даёт ответ на «свой» вопрос. (8 - 10 минут).

2. Работа с учебником (5 минут).

Откройте учебник на стр.32-33.

О каких ещё лесных опасностях мы не говорили? Прочитайте на стр.32-33.

Как должен вести себя человек при встрече в лесу с осами, шмелями? (Не надо делать резких движений).

Как вы думаете, что должен делать человек, если в лесу ему встретились незнакомые ягоды, грибы? (Нельзя трогать и есть незнакомые ягоды и грибы). Если он почувствовал запах дыма? (Позвонить по телефону 01).

Приложение 2

  1. Что узнали о ландыше?

а) Какой он? (внешний вид)

б) В каком возрасте зацветает первый раз?

в) Какие части растения ядовиты?

  1. Что узнали о волчьем лыке?

а) Почему оно получило такое название?

б) Какое второе название этого растения?

в) Какую опасность оно таит?

  1. Что узнали о бледной поганке?

а) Какое другое название имеет этот гриб?

б) Как выглядит этот гриб?

в) Какую опасность он таит?

  1. Что узнали о мухоморе?

а) Какие виды мухоморов встречаются?

б) Почему этот гриб так назвали?

в) Отличительные признаки мухомора.

  1. Что узнали о пожарах в лесу?

а) Какие бывают пожары в лесу?

б) Чем отличаются эти пожары друг от друга?

в) Как поступите, если заметили в лесу пожар?

Приложение 1

Лесные опасности

В лесу любого человека ожидает встреча с красотой этого царства. Но среди этой красоты таится опасность.

Гуляя по лесу в конце мая, можно увидеть тёмно-зелёные листья ландыша, среди которых красуются нежно-белые колокольчики. Первый раз ландыш цветёт в 7 лет. Цветение продолжается 3 – 4 недели. Цветки ландыша опыляют пчёлы, шмели. После опыления появляются зелёные, а потом красно-оранжевые ягоды. Всё растение ядовито, но  из его листьев, цветков и ягод делают лекарственные препараты.

В это же время можно увидеть очень красивое растение, цветки которого источают аромат ванили. Это растение – волчье лыко или дафна. Но будьте осторожны! Сок волчьего лыка содержит яд – дафнин. Если он попадает на кожу, то вызывает сильное раздражение. Особенно опасно, если его сок попадёт в глаза. Поздней осенью, там, где красовались сиреневато-розовые цветки, появляются ярко красные ягоды. Они также очень ядовиты и называют их волчьими ягодами. Не пробуй их! Иначе можно получить отравление! За свою ядовитость это растение и получило такое название.

В конце июня в лесу появляются грибы. Но не все грибы – наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Один из них – бледная поганка. Называют её ещё зелёным мухомором. Съеденный кусочек бледной поганки – сильнее укуса змеи. Его яд смертелен. Этот гриб может выглядеть по-разному. Чаще всего у него зеленоватая шляпка и белая ножка. Но всегда у бледной поганки белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и белый разорванный мешочек в самом низу.

Другой ядовитый гриб – мухомор. Их несколько видов: вонючий (смертельно ядовит), поганковидный, пантерный, красный. Самый известный – красный мухомор. Этот гриб знают не только в России, но и в Южной Америке. Высоко над землёй поднимает он свою красную шляпку на белой ножке. В старости шляпка гриба загибается по краям и становится похожей на блюдце, в ней скапливается дождевая вода, которая смешивается с ядовитым соком гриба. Если муха прикоснётся к этой «воде», она погибает. Поэтому и назвали его мухомором. Все мухоморы появляются из земли в чехлах, поэтому одна из отличительных черт – остатки плёнки на нижней части ножки.

Запомни! Если не знаешь, какой гриб перед тобой – не бери его! Ядовитые грибы надо знать в «лицо»!

Опасность представляет и пожар в лесу. Он бывает низовым, подземным и верховым. При низовом пожаре горят нижние части деревьев, трава. За одну минуту он распространяется на 3 метра. Верховой пожар возможен при сильном ветре. Признак подземного пожара – горячая земля, из-под почвы идёт дым. Если заметили в лесу пожар, надо добраться до ближайшего населённого пункта, сообщить о пожаре или позвонить по телефону 01.

VI. Применение нового знания (стадия рефлексии)

Каждая группа получает листы для выполнения в группе задания.

Много людей ходит в лес и среди них маленькие дети, которые ещё не очень хорошо знают, какие опасности могут их подстерегать. Поэтому мы должны помочь таким ребятам, рассказать им об этих опасностях с помощью рисунков, предупреждающих знаков, символов, которые можно было бы установить при входе в лес.

VII. Итог урока (представление рисунков каждой группой)

VIII. Информация о домашнем задании

Мы рассмотрели только некоторые опасности, которые подстерегают человека в лесу. Попробуйте дома узнать, какие ещё опасности могут встретиться в лесу, подготовить небольшое сообщение и выполнить задания №1, 3 (стр.15 – 16) по рабочей тетради №2 А.А.Плешакова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир "Лесные опасности" 1 класс

 Эффективность урока складывается из многих компонентов. Один из основных - это количество активно задействованных детей в определенный промежуток времени....

Урок по ОКМ во 2 классе по теме: Лесные опасности.

Урок во 2 классе по программе А.А. Плешакова "Школа России"....

"Лесные опасности" 2 класс

для ОБЖ и окружающего мира...

Окружающий мир 2 класс "Лесные опасности"

Тема  урока «Лесные  опасности» Цели урока: выяснить, какие опасности могут подстерегать нас в лесу; закрепить понятия “съедобные и несъедобные” грибы и ягоды; научить детей п...

Урок окружающего мира "Лесные опасности" 2 класс

Разработка урока окружающего мира по теме "Лесные опасности" 2 класс "Школа России" Плешаков А.А....

Открытый урок для учащихся 2 класса по Окружающему миру с использованием ИКТ по теме «Лесные опасности" (УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А.)

Открытый урок для учащихся 2 класса по Окружающему миру с использованием ИКТ по теме "Лесные опасности" (УМК "Школа России", автор учебника Плешаков А.А.)...

Урок по окружающему миру во 2 классе "Лес — наш друг или ...?" (Лесные опасности)

Урок- презентация по окружающему миру по программе "Школа России". В ходе урока у учащихся формируются ИКТ - компетенции: работа с текстом, умение делать выводы, классифицировать, обосновывать свой от...