Урок во 2 классе "В школе. Правила вежливости"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Гаркуша Светлана Павловна

Цель: познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.

Задачи: открывать значение слова вежливость; подвести к мысли о том, что учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу. приучать творчески относиться к миру, в котором мы живем; учить детей быть вежливыми; упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях; расширять словарный запас вежливых слов; воспитывать активную личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "В школе. Правила вежливости"20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе.

Тема: В школе. Правила вежливости.

Цель: познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.

Задачи: открывать значение слова вежливость; подвести к мысли о том, что учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу. приучать творчески относиться к миру, в котором мы живем; учить детей быть вежливыми; упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях; расширять словарный запас вежливых слов; воспитывать активную личность.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Психологический  настрой

3. Актуализация знаний

- беседа: Что такое «Вежливость»? - ответы детей “Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими”.

- Работа над стихотворением Давайте послушаем стихотворение С. Михалкова «Лапуся», почему-то мальчику в этом стихотворении не до улыбки, нерадостно. Давайте найдём причину и поможем ему.

С. Михалкова “Лапуся”. Я не знаю, как мне быть – Начал старшим я грубить. Скажет папа: – Дверь закрой! Притвори ее, герой! – Я ему в ответ сердито Отвечаю: – Сам закрой! За обедом скажет мама: – Хлеб, лапуся, передай! Я в ответ шепчу упрямо: – Не могу. Сама подай! Очень бабушку люблю, Все равно я ей грублю. Очень деда обожаю, Но и деду возражаю... Я не знаю, как мне быть – Начал старшим я грубить, А они ко мне: – Голубчик, Ешь скорее, стынет супчик! А они ко мне: – Внучок, – Ляг, лапуся, на бочок! Я такое обращенье Ненавижу, не терплю, Я киплю от возмущенья И поэтому грублю.

- Анализ стихотворения. – Почему мальчику нерадостно? Отчего он грубит? - Ответы детей….

Вывод: Нельзя грубостью выражать свои обиды. В любой ситуации нужно вести себя вежливо. - К сожаленью, возникают ситуации, когда и вы недостаточно вежливы в общении друг с другом.

4. Работа по теме урока

Из чего складывается вежливость?

Вежливая речь Вежливые манеры, Добрые дела, привычки

ВЕЖЛИВОСТЬ (ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ)

– С помощью вежливых слов оказываем внимание, успокаиваем, благодарим. Однако одних слов часто бывает мало. Нужны не только добрые слова, но и добрые дела.

- Какие добрые дела вы делаете для своих близких? А для посторонних людей?

5. Физминутка

6. Работа по теме урока

Практическая работа: Упражнение «Беседа»
Это упражнение надо выполнять вдвоем. 
1 этап. Сядьте спиной друг к другу. Договоритесь о чем-нибудь или расскажите что-нибудь друг другу. После выполнения задания поделитесь своими впечатлениями и ощущениями. 
*Было ли вам удобно? Хотелось ли что-либо изменить во время беседы? 
По желанию, можно продолжить выполнение упражнения:
2 этап. Сядьте лицом друг к другу. Расскажите по очереди о каком-нибудь интересном мультике или прочитанной недавно сказке. Но при этом скрестите руки на груди или сцепите пальцы в замок (нельзя жестикулировать). Также пусть говорящий выберет одну точку (на полу, стене) и во время рассказа постарается смотреть только на нее. 
*Было ли вам удобно? Хотелось ли что-либо изменить во время беседы? 
3 этап. Сядьте лицом друг к другу. Вспомните и расскажите друг другу какой-то интересный случай, произошедший с вами на протяжении этой недели (месяца). Говоря, постарайтесь смотреть на собеседника (который в свою очередь внимательно слушает). 
*Было ли вам удобно? Хотелось ли что-либо изменить во время беседы? 
***Сравните ощущения после прохождения всех трех этапов и сделайте вывод…

Сказка про вежливые слова

Жили-были Спасибо и Пожалуйста. Жили они, не тужили, между собой дружили. Куда один пойдет, следом и второй. Только и слышно со всех сторон: - Спасибо! - Пожалуйста!
Однажды зимой пошли друзья с ледяной горки кататься. Спасибо первый залез на горку, скатился и кричит:
- Ух, как здорово! И снова забирается.
А Пожалуйста стоит в стороне - боится, уж больно горка высокая. Спасибо скатился еще раз и снова кричит:
- Ух, здорово! А кругом детвора катается, голосами звенит.
Пожалуйста завидно, тоже прокатиться охота, но высоты боится. А Спасибо подбежал к нему, за руку схватил и на горку тянет. - Не надо, не тащи меня, пожалуйста, - хнычет Пожалуйста.
Насилу затащил Спасибо своего друга. Покатились они с горки кувырком да в сугроб и попали. Барахтаются, пыхтят, выбраться не могут. А ребятишки кругом катаются, толкают друг друга. Вежливых слов-то не видно, зато со всех сторон слышно: - Ты что меня толкаешь? - А ты что мне подножку поставил? - Сейчас как дам в ухо! - А я тебя в живот ударю!
Уже кругом мальчишки смеяться перестали и начали драться. Лупят друг друга руками да ногами, брыкаются, синяки и шишки ставят. Наконец вылезли из сугроба Спасибо и Пожалуйста. Мальчишки увидели, что вернулись к ним вежливые слова и стали говорить: - Спасибо, что ты мне шишку набил. - И тебе спасибо, что синяк поставил. - Пожалуйста! - Пожалуйста! И снова все стали с горки кататься, только уже больше никто не дрался.

- отработка ситуаций Ситуация №1: Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?». Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие? Ситуация №2: Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков от 8 до 11 лет? Ситуация № 3: Лене надо срочно обратиться к учителю, а та разговаривала с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: «Тамара Фёдоровна…». Что бы вы посоветовали Лене?

7. Рефлексия учебной деятельности

Какого человека можно назвать вежливым? Какие вежливые слова вы знаете? Считаете ли вы себя вежливым человеком?

8. Дом. задание –написать все вежливые слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Правила вежливости" 2 класс

Знакомство с миром вежливых слов, развитие культуры общения....

Открытый урок окружающего мира во 2 классе. Тема: "Правила вежливости".

Данный урок разработан в рамках районного смотра-конкурса "Учитель года-2016"....

Конспект урока по окружающему миру "Правила вежливости"

Конспект урока "Правила вежливости" 2 класс (Школа России)...

Конспект урока по окружающему миру "Правила вежливости".

Конспект урока по окружающему миру "Правила вежливости"....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Правила вежливости", 2 класс

Цель: формирование навыков культуры, умения общатьсяЗадачи урока:Дидактические:1. Повторить вежливые слова, используемые в различных, жизненных ситуациях;2. Дать понятие "культура поведения"...