Урок по окружающему миру "Правила вежливости" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Знакомство с миром вежливых слов, развитие культуры общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_vezhlivosti.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме: «Правила вежливости» 2 класс, 3 четверть.

Цели урока:

- познакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов.

- развивать культурное общение.

- воспитывать вежливость, внимание к окружающим людям.

Задачи урока:

- приобщение к нравственности

- развитие внутренней культуры детей.

- развитие умения общаться, находить правильный выход из ситуации.

- расширение активного словарного запаса и кругозора детей

- выработка особого мнения о вежливом человеке и правил вежливости

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали

Хоть и были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особого в том, что мы друг другу сказали

Просто «здравствуйте».

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку Солнца

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь?

Здравствуйте!

  1.  Проверка домашнего задания.

- На прошлом занятии мы начали разговор по разделу «Общение». В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие для нас – это наши родные, наша семья. (Рассказы детей о своих семьях)

- Объясните, пожалуйста, что же такое «культура общения»? (вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку).

- Нужна ли она  в семье? Нужна ли она в школе?

-Выполните тест.

Проверка: Кто выполнил правильно 4 задания? Молодцы!

  1. Сообщение цели.

-Ребята, пройдет совсем немного времени, вы закончите школу, станете трудиться на заводах, строить дома, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать тяжелые  болезни. Много славных дел ждет вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. ( Песня «Поведение»)

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (о вежливости, о поведении, о культуре…)

- Да, правильно. А чем мы будем заниматься на уроке расскажет Муравьишка Вопросик.

Сегодня у нас будет не совсем обычный урок, урок – путешествие. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране Вежливости и побывать в столице этого государства – городе Спасибограде. Погулять по его улицам, бульварам, посетить  «школу вежливых наук». А что же это за город такой? (аудиозапись. Стих читают дети)

Вы когда-нибудь бывали в городе Спасибоград?

Где на вежливом бульваре вежливо благодарят!

Там в проезде Гостевом  зазывают в каждый дом,

Даже если вас не знают и никто вам незнаком!

Там на улице Веселья вас от грусти смех спасет,

А на улице Везенья вам на друга повезет.

На проспекте Угощенья вас на славу угостят.

Что вы любите? Варенье? Эскимо? Халву? Печенье?

Или, может, лимонад?

На проспекте Угощенья, где на славу угощенье,

И на улице Везенья, где чудесное везенье,

И в проезде Гостевом – в этом городе кругом

Люди говорят друг другу,

И особенно гостям: очень рады, рады вам!

Если только захотите, не стесняйтесь – заходите!

Скажут адрес, дом, подъезд.

И «спасибо» - за проезд.

- Вам захотелось побывать в этом городе?

- Чтобы попасть в него, вы должны ответить на вопросы:

  • Что такое вежливость? (это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Это хорошие поступки, это добрые слова.)Слайд

Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. (толковый словарь)

  • В чем проявляется вежливость? (в словах, в тоне, в поведении).

( Звучит песня «Жар – птица»)

  1. Изучение  нового материала

- А вот и город. Путешествовать мы с вами будем на автобусе. Надеюсь, правила  дорожного движения вы все знаете.

Представьте себе, что светофоры горят, причем красный свет. Что  он означает?

Но как только вы справитесь с заданиями, которые приготовили жители города на каждой улице, загорится зеленый свет. Что он означает?

Вежливые люди пользуются какими – то особенными словами. В этих словах заключена великая сила волшебства.

- Как называются такие слова? (волшебные)

И мы с вами оказались  на центральной улице Спасибограда – улице Волшебных слов.

(Стихотворение «Волшебные слова»)

Извини, пожалуйста, прости и разреши

Это не слова, а ключик от души.

Кроме нашей спутницы- таблицы умножения

Есть еще таблица, таблица уважения.

Помните как азбуку, как дважды два

Спасибо и пожалуйста – волшебные слова.

Всюду, где нескромному укажут отворот,

Вежливый попросит, попросит и пройдет

Перед словом вежливым все двери отворяются

Пусть оно почаще, почаще повторяется

Помните как азбуку, как дважды два

Спасибо и пожалуйста – волшебные слова.

- Ребята, скажите, какое волшебство совершают эти слова? (от них становится радостнее и светлее на душе. Эти слова могут развеять плохое настроение. Они украшают нашу речь.)

- От чего зависит  сила волшебных слов? (от того, как они сказаны)

Жители  этого чудесного города хотят проверить, какие волшебные слова вы знаете.

(Игра «Доскажи словечко»)

  • Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…. (спасибо)

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали, сколько раз

- Какие слова благодарности  вы еще знаете?

  • Зазеленеет старый пень

Когда услышит….. (добрый день)

Добрый день! – тебе сказали

Добрый день! – ответил ты

Как две ниточки связали

  • Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь ….. (здравствуйте)

  • А вы знаете, что означает это слово? (Здравствуйте – т.е. мы желаем вам здоровья, здравия). Поэтому людям приятно слышать это приветствие.

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку

- Здравствуй! – улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Теплоты и доброты.

- Какие слова  приветствия  знаете еще?

  • Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …..( спасибо)

  • Когда нас бранят за шалости

Говорим ….. (прости, пожалуйста)

- Когда мы сказали «прости», значит мы что сделали? (извинились)

- Как  можно еще извиниться?

- Какие слова извинения вы знаете?

  • И во Франции, и   в Дании

На прощание говорят … (до свидания)

- Что означают эти слова «до свидания»? (т.е. мы надеемся увидеть вас еще раз)

- Какие  слова прощания вы еще знаете?

- Какие волшебные  слова вы используете, когда просите о чем-то? (пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас…)

- Это слова – просьбы.

Душа человека расцветает от хороших и добрых слов. Смотрите, наш город тоже преобразился и расцвел от волшебных слов.

Приветствие: привет, добрый день, приветствую вас, рад вас    

                          видеть, доброе утро, здравствуйте

Прощание:       до свидания, пока, всего хорошего, счастливо

                           оставаться,  до встречи, до завтра, до вечера 

Извинение:___ извините, простите, я виноват, прошу прощения,

                           мне  очень жаль 

Просьба:_____ разрешите, будьте любезны, пожалуйста, будьте

                          добры,  прошу вас

Благодарность: спасибо, благодарю, очень  признателен, большое

                              спасибо, огромное спасибо

Задание.  Вставить в текст вежливые слова.

«Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь…………………………..». женщина очень вежливо поблагодарила Вову «………………………..» Неожиданно трамвай остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого – то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал «……………………………………..». Когда он переходил улицу, то увидел старушку. Он помог ей перейти перекрёсток и старушка ему сказала «……………………………..». В театре он встретил знакомого и приветствовал его словами «………………………………..» Когда Вова возвращался домой, к нему подошла девочка и спросила: «Мальчик, скажи «…………………………….», как можно пройти на площадь Победы?. А когда Вова ей сказал, она поблагодарила его «……………………………….».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Если весело живется, хлопай так – 2 хлопка – 2 раза

Если весело живется,

Мы друг другу улыбнемся.

Если весело живется,

Хлопай так – 2 хлопка.  

Если весело живется, щелкай  так – 2 щелчка – 2 раза

Если весело живется,

Мы друг другу улыбнемся.

Если весело живется,

Щелкай  так – 2 щелчка.  

Если весело живется, топай  так – 2 притопа – 2 раза

Если весело живется,

Мы друг другу улыбнемся.

Если весело живется,

Топай  так – 2 притопа.

Если весело живется,

Хорошо! Хорошо!

Если весело живется,

Хорошо! Хорошо!

 Если весело живется,

Мы друг другу улыбнемся.

Если весело живется,

Делай все! (2 хлопка, 2 щелчка, 2 притопа)

   Если весело живется,

Мы друг другу улыбнемся.

Если весело живется,

Делай все! (2 хлопка, 2 щелчка, 2 притопа)

Следующая улица – улица Театральная. Каждому, кто попадает на эту улицу, предлагается стать немножечко артистом. (Предлагается разыграть ситуации. Придумать разговор между героями, используя нужные волшебные слова )    

Рассмотрите рисунки на с. 52. Прочитайте задание. Работаете в паре, разбираете ситуации и разыгрываете диалоги. Проверка. Дети  разыгрывают ситуации.

Б) Инсценировки ситуаций

1. Надя пришла в магазин и сказала: «Дайте пакет молока и творог». Правильно поступила Надя? Как она должна была сказать?

2. Дима забыл ручку дома и попросил у Кати. «Эй, дай ручку, а то мне нечем писать» Катя ответила: « Извини Дима, у меня нет ручки» Кто из детей поступил правильно? Кто поступил неправильно?

3. Встретились две подружки. Между ними произошёл разговор:

- Привет!

- Привет!

- Как дела?

- Хорошо. Как у тебя дела?

- Хорошо. Извини, пожалуйста, я спешу домой. До свидания.

-До свидания.

  • Вежливо девочки разговаривали?

в) Работа с учебником с.53

Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником.  Иначе может произойти вот что. Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника: попугая Ильи и пса Рыжика. Получился ли разговор вежливым и понятным?

Дети разыгрывают сценку

- Получился ли телефонный разговор вежливым и понятным? (Нет)

- Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым? (нужно говорить слова приветствия, вежливым тоном, говорить не слишком долго)

Схема разговора:

- «Алло»;

- Приветствие;

- Представление;

- Объяснение цели своего звонка – собственно разговор;

- Благодарность

- Прощание.

- Всегда приятно общаться с вежливыми людьми. Они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки. Но почему-то некоторые считают такое поведение «странным».

- Мы подходим к Школе вежливых наук, где познакомимся с рассказом попугая Ильи «Странный папа». Откройте стр. 56.

  1. Чтение
  2. Как вы объясните «странное» поведение папы? (Папа – вежливый культурный человек)
  3. Что можно сказать о попугае Илье? (Он не знает правил культурного поведения, поэтому поведение папы он считает странным).

- Какие правила вежливости вы запомнили, каким хорошим манерам вы научились у папы Сережи и Нади?

  • Если мужчина в дверях встречает женщину, сначала он должен пропустить ее, а потом пройти сам.
  • Из транспорта мужчина должен выйти первым, а потом подать руку даме и помочь ей спуститься по ступенькам.
  • Мужчина должен помочь  женщине нести тяжелые вещи и сумки.

- Чему  мальчики на этих рисунках смогли бы поучиться у папы Сережи и Нади?

- Молодцы!

- А в проспекте Угощенья нам предстоит научиться правильно вести себя за столом.

- А вы знаете, ребята, первая книга, по которой русские юноши и девушки могли учиться правильно вести себя за столом, появилась более 200 лет назад. Называлась она «Юности честное зерцало», или «Показания к житейскому обхождению». Составлена она была Императорской Академией Наук. Вот какое большое значение придавали тогда правилам поведения. Большинство приведенных в книге правил вполне годятся и сегодня. Судите сами.

  1. Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.
  2. Не сопи, когда еси.
  3. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами не мотай, не утирай рук губою и не пий, пока пищи не проглотил.
  4. Над ествою не чавкай, как свинья и головы не чеши.
  5. Около своей тарелки  не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.
  6. Неприлично руками везде колобродить, смирно сиди.

Конечно, многие слова уже не употребляем в нашей речи, но смысл сказанного, я думаю, ясен всем.

А сейчас предлагается вам решить тест «Как вести себя за столом».

Сейчас проверим, как же вы усвоили материал и поиграем в игру «Вежливо –невежливо» (да –хлопок, нет – ууууу)

1. Сесть за стол в шапке.

2. Разговаривать за столом с полным ртом.

3. Помочь маме по дому.

4. Поздороваться при встрече.

5. Нечаянно толкнуть и не извиниться.

6. Помочь донести тяжелую сумку.

7. Не уступить место в транспорте

А теперь работаем в группах. Составьте правила вежливости учеников 2 а класса и назовём мы их Кодекс вежливости 2 а класса.

  1. Итог урока.

Наше путешествие подходит к концу. Ну что ж, ребята, вы с честью выдержали все испытания и справились с заданиями  жителей Спасибограда. И я уверена, что поняли вы, что этот город находится не где-то далеко, в неведомой стране, а рядом с вами, в нашей школе, в вашей семье, в вашей душе. И я хочу, чтобы вы всегда и везде вели себя как настоящие жители Спасибограда.

–Выполнили мы задания Муравьишки Вопросика?

- Как вы  будете теперь поступать в различных жизненных ситуациях?

- Каким человеком вы хотите вырасти?

          - Что такое культура поведения? ( Вежливые поступки)

Ученица читает стихотворение

«До свидания!»,

«Спасибо», «Простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте» -

Щедро дарите!

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым.

В троллейбусе,

В парке,

И дома.

Слова эти очень

И очень важны.

Они человеку

Как воздух

Нужны.

Без них невозможно

На свете прожить.

Слова эти надо

 С улыбкой дарить.

 Домашнее задание.

- прочитать текст в учебнике на стр. 54 – 61;

-знать все изученные правила, постараться всегда использовать их в общении  с другими людьми. На следующем уроке мы с вами пойдем на День рождения к Наде и поэтому вам нужно подумать над пожеланиями и поздравлениями с этим замечательным  праздником и над тем, как вы себя будете вести в гостях.

1.Ежели вы вежливы                        2. Ежели вы вежливы

И к совести не глухи                         В душе, а не для виду

Вы место без протеста                  В троллейбус вы поможете

Уступите старухе                           Взобраться инвалиду.

     3. Ежели вы вежливы                            4. Ежели вы вежливы

      Вы сидя на уроке                                        Поможете вы маме  

     Не будете с товарищем                         И помощь ей предложите

     Болтать как две сороки                         Без просьбы, т.е. сами

5.И ежели вы вежливы                          6.И ежели вы вежливы

То в разговоре с тетей                          На тех, кто послабее

И с дедушкой, и  с бабушкой                Вы нападать не будете

Вы их не перебьете.                              Пред сильными робея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...