Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Удивительный космос"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Конспект урока окружающего мира в 1 классе УМК "Школа России" "Удивительный космос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?»

УМК «Школа России»

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Цели урока:

  1. формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях;
  2. развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деятельности, развивать речь, внимание, память, логическое мышление;
  3. воспитывать коммуникативность, толерантность.

Оборудование:

Футбольный мяч, горошина,  цветные карандаши, пластилин,  учебники, тетради, компьютер, мультимедийное оборудование, экран.

Содержание урока

  1. Организационный момент:

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Комментарии. Настрой обучающихся на слаженную и продуктивную работу на уроке.

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Отгадайте загадки и постарайтесь определить тему урока

Слайд 1.

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачем

А едва появится-

Взгляд отводим, прячемся:

Уж больно оно яркое

И жаркое – прежаркое. (Солнце)

Лишь солнце погасло

И стало темно,

Как по небу кто-то

Рассыпал зерно.

Какое? Не знаю…

Одно лишь добавлю,

Что было блестящим

И ярким оно. (Звёзды)

 - Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? Муравьишка Вопросик приготовил для вас новый вопрос.

Слайд 2.

- Прочитайте: «Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?» Кто может ответить на этот вопрос?

Комментарии. Определение обучающимися темы урока проводится в  соответствии с  особенностями восприятия и психологией младшего школьного возраста.

Вспомните, что можно увидеть на небе днем, а что ночью? (слайд 3)

  1. Что такое Солнце? (слайд 4)

Солнце - огромный пылающий шар. Температура на солнце 20 млн.гр. Солнце - шар великан, в 109 раз больше Земли. Наша планета в сравнении с солнцем, как горошина рядом с футбольным мячом. Но нам оно кажется маленьким кружком, потому что находится от Земли на очень большом расстоянии: 150 млн.км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету. (слайд 5) Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, начинается ночь. И только ночью становятся     видны звёзды.

А Земля вращается вокруг солнца, подставляя ему то один, то другой бок. (слайд 6) Каким боком к солнцу повернётся, там и день, на обратной стороне Земли - ночь.

- Без Солнца не было бы жизни на Земле. Оно согревает и освещает Землю. Это поняли еще древние люди и поклонялись  Солнцу  как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.

- На стр. 21 в тетради даны две рамочки. В них нарисуйте весёлое и грустное солнышко. Расскажите, зависит ли ваше настроение от того, солнечный день или пасмурный.

  1. Что такое звёзды?

Загадка: Рассыпалось к ночи зерно.

Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

- В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. (слайд 7) Но это не так. Кто знает, что такое звезды? (Ответы детей) (слайд 8)

Днем  не заметен слабый блеск других далеких звезд. И только  ночью  когда  Солнца  нет,  они видны. (слайд 9)

 - На стр. 32 учебника рассмотрите звезды и прочитайте их названия: Регул, Сириус, Солнце, Альдебаран. На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным. Белые и голубые звезды – очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же, как наше Солнце. Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца. По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.

Работа с учебником по рисунку.

Закрепление пройденного (Тетрадь, задание 1 на с.21).

  1. Созвездие Льва

Слайд 10. Звезд на небе очень много. (слайд 10) И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена. Отгадайте, о каком созвездии идет речь:

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы). (Слайд 11)

- Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд. (Работа по учебнику с. 33)

Слайд12.

Миф о созвездии Льва:

Возле древнего греческого города Немен свирепствовал лев. Герой Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. В честь этого льва и названо одно из созвездий.

Самая большая звезда этого созвездия Регул, что значит «Царь». (р.т.,  с. 22 № 3)

А как называют людей, которые изучают звезды? (слайд 13) Людей, которые изучают звезды, называют астрономы. Раньше их называли звездочёты. Они изучают звезды с помощью телескопа. (слайд 14) Но многие созвездия можно наблюдать и невооружённым глазом.

Вечером, когда стемнеет, вместе со взрослыми отыщите на небе созвездие Льва.

Проверим знания.

Ответим Муравьишке на его вопросы. (слайд 15)

Игра «Подскажи словечко»

- Солнце – огромный пылающий … (шар).

- Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда).

- Оно создает нам … (день).

- По размерам Солнце … (больше) Земли.

- Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли).

- Звезды – огромные пылающие … (шары).

- Звезды отличаются друг от друга по … (цвету) и по … (размеру).

- Звезд на небе очень много, и люди объединили их в … (созвездия).

- На небе можно увидеть большой ковш – это созвездие … (Большая Медведица).

Метод: игровой

Настоящему космонавту необходимо быть очень умным и знать всё о космических объектах. Давайте проверим, что знаете о космосе вы. Я буду начинать читать стих, а вам нужно будет продолжить его, т.е. назвать последнее слово-отгадку. Будьте очень внимательны, рифма станет для вас хорошей подсказкой. Умка будет следить за тем, чтобы никто не выкрикивал и не нарушал правила поведения на уроке. Если знаете правильный ответ – поднимите руку.


Без света тьму не победить,

И без тепла нам не прожить!

И всем: и русским, и японцам

Какая радость? - В небе... (солнце) 

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (
телескоп) 

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.

Только лучше звезд видна
В небе полная …
(Луна) 

До Луны не может птица
Долететь и приземлиться,
Но зато умеет это
Делать быстрая
…(ракета) 

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …(
космонавт) 

День ушел, померкли дали,

Птички петь уж перестали -

Улеглись до зорьки в гнездах...

Что мерцает в небе? (Звезды) 

- Вы отлично справились с заданием! Продолжайте в том же духе и секреты звёздного неба обязательно    откроются для вас! (слайд 16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему:Земля в космосе.

Этот урок разрабртан с  применением ЦОР....

Урок окружающего мира "Страна, открывшая путь в космос".

Познакомить учащихся с этапами освоения космоса в СССР, показать основные направления развития СССР до 1961 года....

урок окружающего мира по теме Страна, покорившая космос. 4 класс

урок окружающего мира с применением технологии ротация станций...

Урок окружающего мира по теме "Что такое космос".

Класс: 2ВПредмет: окружающий мирПрограмма: “Планета знаний”Тип урока: изучение нового материалаОборудование: раздаточный материал  ,учебник, презентация,  ТСО, “Т...

Конспект урока окружающего мира "Страна, открывшая путь в космос" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ·        формирование знаний о первом полете в космос;·        формирование представлений...

Урок окружающего мира "Страна, открывшая путь в космос" (4 класс)

Представлены технологическая карта урока...