Экологическое мероприятие Природу не обидь
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Наталья Владимировна Исакова

Литературно-музыкальная композиция "Природу не обидь!" представляет собой своеобразную экологическую экскурсию в лес. Встречая в лесу грибы, животных, насекомых, слушая пение  птиц, школьники постигают законы леса  и его обитателей, учатся любить красоту природу, не обижать её. Дети узнают, что в природе всё взаимосвязи в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://yadi.sk/d/t9XPgSAg3TeNTQ32.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

школа  №10  г.о. Кинешма

Тема методической разработки:

литературно-музыкальная композиция

 «Природу не обидь!»

 

                         

                                               

                                        Работу выполнил (а):

                                                                        Исакова Наталья Владимировна,

                                                                         учитель начальных классов    

                                                МБОУ школы №10

 г.о. Кинешма,  2017 г.

План

  1. Введение.                                                                            3 стр.
  2. Основная часть:
  1. Вступление.                                                                  4-8 стр.
  2. Инсценирование сказки В. Бианки «Сова».              8-13 стр.
  3. Рефлексия.                                                                    13 стр.
  1. Заключение.  Проведение теста.                                      13-14 стр.                        
  2. Список литературы.                                                          14 стр.
  3. Приложение.                                                                      14-15 стр.

  1. Введение

           Литературно-музыкальная композиция «Природу не обидь!» представляет собой своеобразную экологическую экскурсию в лес. Встречая в лесу грибы, животных, насекомых, слушая пение птиц, школьники постигают законы леса и его обитателей, учатся любить красоту природу, не обижать её. Дети узнают, что в природе всё взаимосвязано, что природе нужны «все-все-все»: и красивые, и некрасивые, и полезные, и вредные…

Природу не уродуй,

Природу не обидь, -

Родился человеком,

Так надо им и быть!-

эти строки поэтессы Э. Мошковской являются стержнем литературно-музыкальной композиции «Природу не обидь!».

В мероприятие включены музыкальные моменты: фонограмма «Мелодии леса», исполнение песни «Давайте сохраним ромашку  на лугу».

Составными элементами композиции являются инсценирование экологической сказки В. Бианки «Сова» и тест «Ваш уровень экологической ответственности».

Цели:

  1. Формирование у детей основ экологической культуры через театрализованную деятельность;
  2. Способствовать воспитанию любви к природе;
  3. Осуществлять патриотическое воспитание;
  4. Создание максимально благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.

Задачи:

  1. Расширить кругозор детей по экологическому воспитанию.
  2. Формировать у детей  умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.

  1. Основная часть

  1. Вступление.

(Оформление сцены: на сцене стоят ёлочки, старое дерево с дуплом, в котором сидит сова, лесная избушка, на скамеечке сидит дед, пьёт чай. Участники выходят по очереди, выступают и встают по обе стороны сцены. Дети выступают в костюмах, оформленных  на экологическую тему.)

1 участник

Есть одна планета – сад

(Выходит ведущая с глобусом, вращая модель Земли)

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

2 участник

Шумит листва, шуршит трава,

Не умолкают птицы,

Родник в траве журчит едва,

Спеша на свет пробиться…

(Звучит фонограмма: мелодии леса)

3 участник

Спешите в лес! Спешите в лес!

Как будто шепчет ветер,

Там чёрный дрозд, лесной певец,

Вас песенкою встретит…

Как будто всё, что есть в бору,

Собралось на опушке:

Здесь и лучи, и тень в жару,

И пение кукушки… (фонограмма)

4 участник

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

5 участник

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи

Ты же видишь – мы свои!

6 участник

Мимо кучи муравьиной

Мы войдём в дремучий бор.

Там стоит, как зонтик длинный,

В красной шапке мухомор.

7 участник

А под ёлкой, а под ёлкой

Кто-то спрятался в иголках,

В тёмной шапке набекрень

Боровик укрылся в тень.

8 участник

А лисички и волнушки-

Те подальше от опушки

Водят яркий хоровод,

Кто увидит, тот возьмёт.

9 участник

А весёлые ребята –

Тонконогие опята

Притаились возле пня

И кричат: «Ищи меня!»

10 участник

Нам и лето, нам и осень

Чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес,-

Это чудо из чудес!

11 участник

Тропинкой неширокою

Люблю бродить я тут,

И веточек не трогаю:

Пускай они растут!

12 участник

Вот взлетела стрекоза,

Как фары у неё глаза.

Вот каплю сока собрала

И прочь летит пчела.

13 участник

И кузнечики на майке

Скачут будто на лужайке,

И шмели ко мне летят,

Будто мёд найти хотят.

(«Вылетают» шмели – герои из сказки «Сова»)

14 участник

Привела нас всех тропинка

Под зелёный потолок.

Мы нашли в лесной ложбинке

Самый тихий уголок.

Под берёзовым навесом

Будем слушать сказки леса!

(Слышится шум, гам, переполох.

Участники хором: «Дед природное равновесие нарушил!»)

Ведущий:

- Ребята, а вы знаете, что такое природное равновесие? Хотите узнать?

- Тогда внимательно смотрите и слушайте инсценировку сказки В. Бианки «Сова»: «Как дед природное равновесие нарушил»

2. Инсценирование сказки В. Бианки «Сова»:

«Как дед природное равновесие нарушил»

Ведущий: На опушке леса в избушке жил дед. Одна-то радость у старика  осталась, что корова. Любил старик свою корову, кормил её сочным клевером, а по праздникам угощал конфетами. Однажды сидел старик, чай пил. Не пустой чай-молоком белил. Летела мимо сова. Присела отдохнуть.

(На полянке появляется Сова- отчаянная голова, машет крыльями, говорит Старику)

Сова: Здорово, друг!

Дед: Ты, Сова, отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, от людей сторонишься- какой я тебе друг?

Ведущий: Рассердилась Сова!

Сова: Ладно же, старый. Не стану к тебе на луг летать, мышей ловить – сам лови!

Ведущий: Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дуба не летит. Ночь пришла.

(Старик ложится спать на лавочку)

На стариковом лугу мыши в норах свистят – перекликаются. (Свист)

(На полянку выбегают весёлые мышки с сачками)

Мышка 1(Выбегает, обращаясь к другой мышке): Погляди-ка, кума, не летит ли Сова – отчаянная голова, уши торчком, хвост крючком?

Мышка2 (Выбегает, оглядывая сцену): Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу – раздолье, нынче нам на лугу – приволье!

Ведущий: Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали. ( Мышки танцуют). Шмелиные гнёзда ищут, землю роют, сачками шмелей ловят.

(Пытаются поймать сачком шмелей, а те убегают) А старик спит себе – ничего не подразумевает. (Мышки сели на сцену) Вдруг слышит голос Совы:

Сова: Эй, старик! Гляди, как бы худо не вышло: все шмели твои разлетелись!

Дед (сквозь сон): А пускай летят! Что от них толку: ни мёду, ни воску- волдыри только…

Ведущий: Перестали гудеть шмели над лугом – перестал расти клевер. Стала корова без клевера тощать, стала молока сбавлять.

Налил старик корове свежей водички – не пьёт, дал охапку сена – не ест, протянул конфетку – отвернулась корова и от конфеты… Молока у коровы мало, вот и чай белить старику нечем стало.

А Сова кричит: Говорила я тебе, старик, придёшь ко мне кланяться.

Ведущий: Пошёл старик к старому дубу.

(Дед выходит из избушки своей, останавливается около дерева, где живёт Сова, кланяется низко Сове).

Дед: Уж, ты, Совушка – вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старику, чай белить.

Сова: То-то! Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

(Сова улетает)

Ведущий: Простила Сова старика. Полетела на луг мышей ловить. (Мыши напугались совы и убежали). Попрятались мыши со страху в норы. Снова загудели над лугом шмели. (Шмели возвращаются.  Жужжат.). Принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться.  Корова пошла на луг клевер жевать. Стало у коровы опять молока много. И снова старик молоком чай белит, чай белит – Сову хвалит, к себе в гости зовёт, ухаживает.

Ведущий:

- Как же старик нарушил природное равновесие? (ответы детей)

-Теперь то старик знает, какое отношение имеет Сова к молоку: через мышей, через шмелей, через клевер…

Все участники: А это и есть равновесие в природе!

(Все герои сказки выходят на сцену и произносят все вместе слова:

 Все-все, все на свете,

 На свете нужны.

 И мошки, не меньше нужны, чем слоны.

Сова:

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых.

Дед:  

Нужны нам на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд.

Мышки (хором):

Плохие дела

У Кошки без Мышки,

У Мышки без Кошки

Не лучше делишки!

Ведущий:  

И если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны!

И если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется…

Все герои сказки хором:

Все-все-все на свете                    

На свете нужны!

И это все дети

Запомнить должны!

Участники говорят по очереди:

- Мы хотим, чтоб песни пели,

- Чтоб ручьи весной звенели,

- Чтобы были голубыми небеса,

- Чтобы речка серебрилась,

- Чтобы бабочка резвилась,

- Чтоб в лесу была на ягодах роса,

- Мы хоти, чтоб солнце грело,

- Чтоб берёзка зеленела,

- Чтоб под ёлкой жил смешной колючий ёж,

- Чтобы белочка скакала,

- Чтобы радуга сверкала,

- Чтобы летом лил грибной весёлый дождь!

Все выступающие говорят хором:

Давайте беречь от невзгоды любой

(Ведущая берёт глобус, встаёт перед сценой)

Большой и доверчивый шар голубой.

(Участники по цепочке подходят к ведущей и встают перед сценой)

Давайте, ребята, назло непогодам

Обнимем планету своим хороводом!

Развеем над нею и тучи, и дым

В обиду её никому не дадим!

Исполнение песни.  Песня «Давайте сохраним ромашку на лугу» (см. «Приложение»)

3. Рефлексия.

Проведение теста «Ваш уровень экологической ответственности» для зрителей участниками мероприятия. Подведение итогов знаний детей  по экологии. (см. «Приложение»)

Закончить экологическое мероприятие  хочется строками из стихотворения поэтессы Э. Мошковской, которые  являются стержнем литературно-музыкальной композиции «Природу не обидь!»:

Природу не уродуй,

Природу не обидь, -

Родился человеком,

Так надо им и быть!

  1. Заключение

Данная методическая разработка – литературно-музыкальная композиция экологической направленности,  имеет место быть использована как во внеклассной деятельности: классные часы, конкурсы , так и на внеурочных занятиях различной направленности:  экологической, социальной, творческой.

  1. Список литературы
  1. В. Бианки «Сова», издательство «Малыш», 1980 год
  2. Фонограммы: «Звуки леса», минусовка песни «Давайте сохраним ромашку на лугу» (муз. А. Черный, сл. Н.Старшинов)
  3. Отрывки из стихотворений поэтов: Я. Аким, Ю. Тувим, П. Воронько,

Г. Ладонщиков,  Г. Граубин, Е. Трутнева,  Н. Павлова, В. Берестов,

Г. Кушак, А. Барто,  М. Познанская.

V. Приложение

1.  Песня "Давайте сохраним ромашки на лугу"

Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу, 

Идти в одном строю, лететь в одном полете. 

Давайте сохраним ромашку на лугу. 

Кувшинку на реке и клюкву на болоте. 

 

О, как природа-мать терпима и добра! 

Но чтоб ее лихая участь не постигла. 

Давайте сохраним на стрежнях – осетра. 

Касатку в небесах, в таежных дебрях – тигра. 

 

Коль суждено дышать нам воздухом одним. 

Давайте-ка мы все навек объединимся. 

Давайте наши души вместе сохраним, 

Тогда и на Земле мы сами сохранимся!

2.Вопросы теста «Ваш уровень экологической ответственности»

(Отвечайте: «да», «нет»)

1). Вы посадили хотя бы одно дерево?

2). Вы всегда следите, чтобы вода не текла без надобности и были исправны краны?

3). Вы можете назвать животное или растение, находящиеся на грани уничтожения и занесено в Красную книгу?

4). Вы сдаёте в пункты приёма макулатуру?

5). Вы никогда не оставляете после себя мусор на пляже?

6). Вы никогда не ловили бабочек?

7). Вы не разоряете птичьих гнёзд?

8). Вы ухаживаете за бездомными животными?

9). Вы не рвёте цветы на лугах и полях?

10). Вы не поджигаете траву и не разводите костры в лесах?

Подсчёт ответов:

  • 10 «да» - высокий уровень экологической ответственности. ( Дети поднимают зеленый кружок)
  • 9-5 «да» - средний уровень экологической ответственности. (Дети поднимают жёлтый кружок)
  • меньше 5 «да» - низкий уровень экологической ответственности. ( Дети поднимают красный кружок)

Итог: цветовой фон и рекомендации по результатам:

- зелёный. Молодцы! Вы настоящие друзья природы!

- жёлтый. Вы только приятели с природой, и не дорожите её богатством.

- красный. Вы равнодушны к природе, не думаете о последствиях своих действий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проводы детских обид. Материал для классного часа.

Сценарий "Проводы детских обид" можно использовать в работе с 4- 6 классами.  Это своего рода психологический тренинг, который помогает детям избавиться от негативных переживаний. Главное, чтобы ...

Классный час" Проводы детских обид"

Этот классный  час можно провести в конце 4 класса....

Разработка классного часа в 3 классе "Вспыльчивость, несдержанность,обида"

Разработка классного часа в 3 классе " Вспыльчивость,несдержанность,обида"...

Владимир Набоков" Обида"

Я в своей практике использую интеллектуальную игру на уроках. Представляю вам урок-заключение по теме: Владимир Набоков "Обида". Это последний урок, когда уже произведение прочитано на несколько раз. ...

Психологическое занятие для учащихся 4 класса. Тема: "Обида"

Цель: развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения;   формирование конструктивных навыков эмоционального реагирования в конфликтных...

Творческие работы (считалки) учеников 3 класса, представленные в рамках проекта «Когда мои друзья со мной» на конкурс «Игра без обид»

Считалки, придуманные детьми на конкурс "Игра без обид". Материал имеет практическую значимость на уроках литературного чтения по теме "Устное народное творчество" и во внеклассной работе....

Тема: В. Берестов "Гляжу с высоты на обиду", Э. Мошковская "Я ушёл в свою обиду". 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: литературное чтениеКласс: 2еТема урока: В. Берестов «Гляжу с высоты на обиду», Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду».Цели урока:  ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о друж­бе.Планир...