Окружающий мир 1 класс "Что окружает нас дома?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Новикова Дарья Игоревна

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Что окружает нас дома?" ("Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchego_mira.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс

Тема

Что окружает нас дома?

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представлений о предметах домашнего обихода, группирование предметов по их назначению. Знакомство с правилами безопасного обращения с некоторыми предметами.

Тип урока

Решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся научатся группировать предметы обихода; осознают необходимость соблюдения элементарных правил безопасности.

Личностные результаты

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: преобразовывают практическую задачу в познавательную.

Познавательные : общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывание в устной форме о предметах быта; логические – осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Основное содержание темы, понятия и термины

Мебель, бытовая техника, одежда, посуда.

Образовательные ресурсы

Учебник  А.А. Плешаков «Окружающий мир». 1 класс .М.: Просвещение, 2011г.

Рабочая тетрадь. Окружающий мир Плешаков А.А. М.:Просвещение, 2011г.

Карточки с буквами, словами и рисунками.

Конверт с рисунками из приложения к рабочим тетрадям.

Сценарий урока

Этап урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

I. Организационный момент.

Фронтальная, индивидуальная.

- Прозвенел для нас звонок

Начинается урок!

К нам без опоздания

Приходи, СТАРАНИЕ!

Помоги нам потрудиться!

Мы пришли сюда учиться!

- Посмотрите, как много гостей пришли к нам в школу. Давайте поздороваемся с ними.

- Садитесь!

- Проверим готовность к уроку. У вас на партах лежат учебник, рабочая тетрадь, тесты, пенал, цветные карандаши, разрезные карточки.

Приветствуют учителей, друг друга. Эмоционально настраиваются на урок.

Проверяют готовность к уроку,

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок.

Индивидуальный.

Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

1. Беседа по прошлой теме урока.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

- На протяжении нескольких уроков мы путешествовали с Муравьишкой по разным интересным местам.

- Расскажите, где мы с вами были на прошлом уроке?

- Кого мы с вами там видели?

- Скажите, а кто такие звери?

- Какой ещё есть отличительный признак зверей?

- Поэтому как ещё их называют?

Отвечают на вопросы учителя.

- Мы были в лесу.

- Мы видели зверей.

- Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью.

- Звери выкармливают своих детёнышей молоком.

- Их называют млекопитающими.

Выделяют основные признаки зверей; приводят примеры зверей.

Фронтальный. Устные ответы.

2. Работа с тестами.

Индивидуальная.

Практический.

Тест.

- Мы с вами повторили основные моменты прошлого урока.

- Выполним тест. Откройте тесты на стр. 16.

- Работаем самостоятельно, внимательно слушаем вопросы.

- Закончили. Поменялись тетрадями. Проверяем. Если ответ правильный, поставьте «+», если нет «-». Поднимите руки, у кого все 3 «+», 2 «+». Молодцы! У кого 1 «+». Нужно внимательнее работать и тогда всё получится!

Внимательно слушают вопросы, выбирают ответ.

Меняются тестами. Проверяют работу соседа.

Внимательно слушают, выполняют задание в соответствии с указаниями, анализируют работу товарища и оценивают её по критериям, данным учителем.

Индивидуальный. Тест.

Взаимопроверка.  

III. Самоопределение к деятельности.

Фронтальная.

Словесный.

Игра «Слова рассыпались».

Приём «Ключевые слова».

- К нам на урок опять пришёл Муравьишка, наш главный помощник. Но он так торопился, что уронил конверт с заданием и все буква перепутались.

- Помогите, пожалуйста, восстановить эти два слова.

ТАНАКОМ

ТЫМЕПРЕД

- Правильно, это комната и предметы.

- Что такое комната?

- Как вы думаете, почему именно эти два слова принёс нам Муравьишка?

- Как они связаны между собой?

- О чём пойдёт речь на уроке?

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

- А теперь откройте стр. 42 учебника, прочитайте тему урока. Что  мы должны сегодня узнать на уроке, чему научиться, прочитаем подсказку от Муравья - Вопросика.

- КОМНАТА.

- ПРЕДМЕТЫ.

- Комната – это отдельное помещение в доме, отгороженное стенами.

- Эти два слова будут главными на уроке.

- Мы сегодня будем говорить о предметах в комнате.

- Узнать какие предметы есть в комнате.

- Тема урока: «Что окружает нас дома?». Узнаем, на какие группы можно разделить предметы домашней обстановки. Научимся приводить примеры каждой группы.

Восстанавливают слова, находят связь между ними, формулируют учебную задачу.

Фронтальный. Устные ответы.

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Работа по учебнику.

Фронтальная. Словесный. Беседа. Приём «Составление кластера».

- Представьте свою комнату и назовите предметы, которые вас окружают дома.

- Предметы будем называть по очереди, по рядам.

Д:            КОМНАТА

Учитель записывает ответы, старается предметы одной группы отделить от другой.

- Вы описали мне свой дом, а хотели бы увидеть дом Муравья-Вопросика?

- Отправимся в гости к Вопросику вместе с Мудрой Черепахой.

- Посмотрите на рисунок на стр.42. Что вы можете сказать о его доме?

- Дома у Муравьишка небольшой беспорядок. Давайте ему поможем навести порядок. Как вы думаете, с чего начнём?

Возвращаемся к кластеру.

- Скажите, а на какие группы можно разделить те слова, которые вы мне назвали? (показ слов на доске).

- Посмотрите, какое сложное слово! Давайте проговорим его чётко. Это слово состоит из двух частей. Из каких? Как вы думаете?  

- Почему эти приборы называют электрическими?

- Найдите на рисунке в учебнике электроприборы. Сколько их?

- Найдите и назовите пять предметов мебели.

- Для чего придумали мебель?

- Найдите и назовите семь предметов одежды и обуви.

- Что общего у всех предметов, которые объединили в группу одежда?

- Найдите и назовите шесть предметов посуды.

- Что  объёдиняет все предметы из группы посуда?

- Сколько всего групп предметов? Назовите каждую группу?

Ответы детей.

- Да, очень хотим.

- В доме беспорядок.

- Разобрать все предметы по группам.

- Слова можно разделить на группы: мебель, одежда, посуда, электроприборы.

- ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ.

Электрические приборы.

- Они работают при помощи электрического тока.

- Утюг, телевизор, магнитофон, электрический чайник, люстра. Их 5.

- Шкаф для одежды, стул, стол, кресло, шкаф для посуды.

- Мебель придумана для комфорта людей.

- Шуба, пальто, брюки, шапка, носок, сапог, халат.

- Её надевают.

- Чайник, кувшин, тарелка, сковорода, кружка, самовар.

- Посуда связана с приёмом или приготовлением пищи.

- Четыре группы: электроприборы, мебель, посуда, одежда.

Перечисляют предметы, выделяют группы предметов, называют назначение каждого предмета.

Фронтальный. Устные ответы.

2. Работа с отрывками из сказок К.И. Чуковского.

Фронтальная. Словесный. Беседа

- Мудрая Черепаха подготовила для вас задание. Она принесла свои любимые сказки.

- Я вам прочитаю отрывок из одной сказки, вы внимательно послушайте. После прочтения ответьте на вопросы Мудрой Черепахи.

«Муха, Муха – Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила Самовар.

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки – по три чашки

С молоком и крендельком:

Нынче Муха – Цокотуха

Именинница!

Приходили к Мухе Блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые –

В них застёжки золотые.»

- Кто является автором этой сказки?

- Кто запомнил предметы, которые относятся к теме нашего сегодняшнего урока?

- К каким группам относятся эти предметы?

- А какой предмет можно отнести к двум группам, и к каким?

- В современное время существуют уже электрические самовары,  так что этот предмет мы можем отнести  ещё к группе электроприборов.

- А вот ещё одна любимая сказка. Запомните только названия предметов посуды.

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

Испугалася  коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму».

Но, как чёрная железная нога,

Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:

«Эй, держи, держи, держи,

держи, держи!»

И кастрюля на бегу закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу, удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником

Бежит,

Тараторит, тараторит,

Дребезжит…

Утюги бегут

Покрякивают,

Через лужи, через лужи

Перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца –

Дзынь – ля-ля! Дзынь – ля – ля!

Вдоль по улице несутся -

Дзынь – ля-ля! Дзынь – ля – ля!

На стаканы – дзынь!

Натыкаются, И стаканы – дзынь!

Разбиваются!

- Как называется эта сказка?

- Какие предметы посуды вы запомнили?

- Почему ушла посуда от Федоры?

- Какой вывод сделает из этой ситуации?

- Автор этой сказки Корней Иванович Чуковский.

- Самовар, стаканы, чашки, сапожки.

- Самовар, стаканы, чашки – посуда.

Сапожки – обувь.

- Самовар – посуда и электроприборы.

- «Федорино горе».

- Сито, ножи, кастрюля, чайник, кофейник, блюдца, стаканы.

- Относилась плохо ко всем вещам. Дома было грязно и неуютно.

- В доме должен быть порядок и должно быть чисто.

Внимательно слушают; называют предметы, которые запомнили; объясняют, почему слово «самовар» можно отнести к двум группам. Делают выводы по ситуациям.

Фронтальный. Устные ответы.

Физкультминутка

Коллективная. Практический.

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

Выполняют движения по тексту.

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение упражнений.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Индивидуальная. Практический.

- Поможем навести порядок Муравьишке в доме, чтобы у него было тоже чисто и уютно.  Откройте рабочую тетрадь на стр. 29 задание 1. Укажите стрелками, какие предметы и куда вы положите и поставите.

- Когда закончите выполнения задания, проверьте свои работы в парах.

- Ребята, скажите, чем все предметы отличаются друг от друга?

- На стр.30 в рабочей тетради есть задание, в котором нам предстоит сравнивать размеры предметов.

- В красных квадратиках пронумеруйте предметы в порядке увеличения размеров. В синих квадратиках пронумеруйте в порядке уменьшения размеров.

- Проверьте работу соседа по парте.  

Выполняют задание, распределяют предметы по местам. Проверяют работу товарища.

- Формой, размером, цветом, назначением, материалом, из которого сделан этот предмет.

Сравнивают размеры предметов, нумеруют в нужном порядке. Проверяют работу товарища.

Внимательно слушают, выполняют задание в соответствии с указаниями, сравнивают предметы по размеру, анализируют работу товарища и оценивают её.

Индивидуальный. Наблюдение учителя. Взаимопроверка.

4. Беседа о безопасности.

Фронтальная. Словесный. Беседа.

Игра «Опасное - неопасное»

- Опасности подстерегают нас повсюду и даже дома.

- Что же опасного может быть дома?

- Поиграем в игру «Опасное – неопасное». Я буду называть вещи и предметы, а вы поднимайте руку вверх, когда услышите название опасного предмета.

Электроплита, книга, электрическая розетка, футбольный мяч, кран с горячей водой, стол, нож, ложка, вилка.

- Ребята, многие опасности можно избежать, если помнить чистота – залог здоровья. Все вещи должны лежать на своих местах.

- Что вы посоветуете Вопросику?

Ответы детей.

Поднимают руку, если предмет опасный.

- В доме должен быть порядок и чистота, чтобы не попасть в опасную ситуацию.

Внимательно слушают, находят среди слов названия опасных предметов. Подводят итог.

Фронтальный. Устные ответы.

V. Закрепление знаний и способов действия.

Индивидуальная. Практический. Работа с таблицей. Игра. Работа в группах.

- На дом вам было дано задание, из приложения в тетради вырезать карточки с предметами. Положите, пожалуйста, их перед собой.

-  На стр. 43 учебника выполните задания. Разложите карточки по группам и выполните взаимопроверку в парах. Приведите свои примеры предметов каждой группы.

- Вы любите играть?

- Ваша задача объединиться в команды и выбрать капитана, который будет отвечать на поставленный вопрос, но задачу вы решаете все вместе и очень дружно.

- Каждый спокойно реагирует на мнение одноклассника и приходите вы к единому мнению.

   Разбиение по группам (по рядам).

- По моей команде вы открываете конверт, в котором лежат и картинки и карточки со словами. ВАМ необходимо выбрать только те предметы, которые относятся к вашей группе.

 И так…  1 –я команда выбирает только предметы

                         ОДЕЖДЫ.

                2 – я команда – МЕБЕЛЬ.

                3 – я команда – ЭЛЕКТОПРИБОРЫ.

- Время  пошло.

- Проверка выполнения задания.

- Молодцы!

Выполняют задание, распределяют карточки по столбикам, приводят свои примеры.

Объединяются в группы, выбирают капитана, выполняют задание: выбирают предметы, которые относятся к необходимой группе.

Капитаны команд выступают с результатами работы.

Распределяют предметы по группам, приводят свои примеры.

 

Работа в группе: совместно определяют цель задания, контролируют правильность ответов друг друга.

Индивидуальный. Групповой. Наблюдение учителя. Взаимопроверка.

VI. Рефлексивно - оценочный этап.

Фронтальная. Словесный. Беседа.

- О чем сегодня говорили на уроке?

- Что узнали нового?

Отвечают на вопросы на стр.43 учебника.

- Обратимся к поставленным задачам в начале урока.

- Все ли учебные задачи решены?

- Решение каких задач у вас вызвали затруднения? Почему?

- Над чем предстоит работать на уроках?

- Оцените свою работу на уроке смайликом.

- Поднимите руку, кто остался доволен  своей работой на уроке и работой своих одноклассников?

- Кто часто затруднялся отвечать на вопросы?

А кто постарается на следующем уроке окружающего мира работать ещё лучше?

- СПАСИБО ЗА УРОК!

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу на уроке.

Фронтальный. Устные ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира в 1 классе "Что нас окружает?"

Урок был проведен в 1 классе по УМК «Гармония». Тема урока «Что нас окружает».  Данный урок является пятым в теме «Окружающий мир и его значение». Целью урока являлось формирование представлений ...

Урок окружающего мира. 3 класс.Какие предметы окружали русских людей.

Данный урок окружающего мира проводится в 3 классе по программе УМК "Начальная школа ХХI века"....

презентация к уроку окружающий мир 1 класс "Что нас окружает?"

. Наиболее удачной формой использования ИКТ является презентации, созданные при помощи программы MicrosoftPowerPoint.  В ней могут быть показаны наиболее выигрышные моменты темы урока. Главное в ...

Урок по предмету Окружающий мир 1 класс Школа 21 века Тема: "Нас окружает удивительный мир"

Урок по предмету Окружающий мир 1 класс Школа 21 векаТема: "Нас окружает удивительный мир"...

Урок окружающего мира в 1 классе "Что окружает нас дома?"

Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Что окружает нас дома?" УМК Школа России...

Конспект урока по окружающему миру "Что окружает нас дома?"

Может быть использован на уроках окружающего мира в 1 классе....

Урок окружающего мира «Что окружает нас дома?»

Тип урока: открытие новых знаний.Содержание учебного материала: Что окружает нас  дома?Единица содержания нового знания: Правила поведения дома, правильное обращение с предметами, ...