Экологическое воспитание и обучение младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Обобщение опыта по экологическому воспитанию в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchene_opyta.docx49.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

закрытого административно-территориального образования

город Радужный Владимирской области

Опыт работы

учителя начальных классов

высшей  квалификационной категории

Галютиной Надежды Васильевны

Наименование опыта:

«Экологическое образование и воспитание младших школьников на уроках и внеурочной деятельности»

г.Радужный

2018 год  

« В природе ничто не возникает мгновенно

и ничто не проявляется в свет в совершенно                                                                                      

  готовом виде»

(А.И.Герцен )

           

                                                 

  1. Условия возникновения опыта.

      Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, поэтому в последнее время все больше внимания уделяется экологическому образованию в школе, так как без него сложно решить важнейшие  проблемы развития цивилизации.

      В начальной школе на уроках и во внеурочное время закладывается фундамент ответственного отношения к окружающей среде. В этом заключается основная  цель  экологического образования, которое помогает развить у учащихся интерес и любовь к природе , к ее охране и преобразованию, формирует познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной  среде, обучает детей правильному поведению в природе и учит выявлять случаи негативного отношения к ней .

2.Актуальность.

         Глобальные проблемы современности, несущие угрозу человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. В современном обществе прослеживается явное противоречие между позитивными установками и реальным уровнем экологического воспитания личности . Поэтому в начальной школе идет процесс поиска новых  подходов для формирования экологической культуры младших школьников.

          Действенность любых мер по спасению природы определяется поведением людей . их отношением к окружающей среде .природе. А основы этого отношения закладываются в детстве, «поэтому дошкольный и младший школьный возраст должны стать объектом пристального внимания и педагогов  и психологов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания» ( С.Д. Дерябо).

       Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает  человеку стать  великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто  её знает, изучает, понимает. «Кто  был глух  к природе  с детства, кто  в детские  годы  не  подобрал выпавшего  из  гнезда  птенца, не  открыл для  себя  красоты первой   весенней  травы. к тому  потом  с трудом  достучится  чувство  прекрасного. чувство  поэзии, а может быть  и простая  человечность» (В.А. Сухомлинский).

     Детям свойственна  доброта  и любознательность, но   не   хватает  опыта и знаний, поэтому  начальная  школа занимает  особое  место  в системе  непрерывного  экологического  образования, где  целенаправленно закладываются основы  экологической  культуры детей.

3.  Теоретическая база опыта.

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Ж.Ж.Руссо в своей книге «О воспитании» предлагал воспитывать детей на «лоне природы». Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой.

Ян Амос Коменский в своей книге «Великая дидактика» подметил суть вопроса о взаимоотношениях природы и человека. Им было выведено важное экологическое положение о связи человека и природы , о их неотделимости друг от друга.

Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Г.Песталоцци, Ф.Дистерверг. Г.Песталоцци в своей работе «Линград и Гертруда» считал , главная  цель воспитания - развивать природные силы ребенка гармонично и разносторонне.Основной принцип воспитания - согласие человека с природой . Он считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.  

Против формального изучения и бездушного отношения к природе выступали русские просветители Н.Г.Чернышевский, А.И.Герцен , Н.А.Добролюбов , В.Г.Белинский. Они были за введение в школу полноценных знаний о природе,         их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе.

 От вопросов экологии не остался в стороне и великий педагог К.Д.Ушинский .Он писал ,что изучение экологических связей играет важную роль в развитии логического мышления, воображения , памяти.В его книгах «Родное слово» и «Детский мир» он уделил большое внимание воспитательному влиянию природы. В учебнике «Родное слово» знакомит детей с животными, птицами , деревьями и другими  представителями с помощью                 сказок, загадок,    пословиц, стихов.

Как видим, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина "экологическое воспитание".

Идеи педагогов прошлого о ценности общения ребенка с природой развили русские педагоги А.Я.Герд, основатель научной школы А.П.Павлови и многие другие педагоги.    Они создали ряд пособий по естествознанию , в которых обосновывалась ориентация учебной деятельности учащихся с учетом взаимосвязи научных знаний и восприятия природных объектов и явлений.

 В 1902 году была введена программа по природоведению, составленная профессором  Д. Н. Кайгородовым.

Последователь Д. Н. Кайгородова - русский педагог-естественник В. В. Половцев в работе "Основы общей методики естествознания. "(1907 год) предложил ввести "биологический метод" изучения естествознания. Внедрение  "биологического метода" считается зарождением экологического образования и воспитания учащихся.

Несмотря на данные достижения, в дореволюционной школе у учеников формировалось созерцательное отношение к природе.

В первые годы советской власти учителям пришлось преодолевать этот недостаток воспитания и образования. В советской школе передовые учителя старались использовать все лучшее, что создали классики педагогики.

Процессу изучения природы и общению учащихся с нею стал придаватьтся новый деятельностный характер. Советский педагог Н. К. Крупская отмечала, что формирование отношений  к природной  среде, протекает в процессе деятельности по охране природы. Этому положению соответствовало массовое развитие юннатского движения в нашей стране.

В советской школе экологическое образование развивалось по двум направлениям: одно из них -  изучение вопросов охраны природы на уроках и экскурсиях, другое - во внеклассной и внешкольной деятельности.

С 1945 года по 1962 год природоведение велось методом объяснительного чтения: учащиеся просто отрабатывали технику чтения, читая статьи о природе и ее охране. Такой подход привел к тому, что несколько поколений было воспитано в духе потребительского отношения к природе, равнодушия к природе.

Но были педагоги, строящие воспитание на принципе связи обучения с природой.

Большое наследие в воспитании младших школьников окружающей средой оставил нам  советский педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал большое  значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка.

И в настоящее время вопросы экологического образования и   воспитания  рассматриваются многими педагогами.

Среди современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания, является А. А. Плешаков. Он не только разработал теорию экологического воспитания, но и предложил конкретные методы работы. А.А.Плешаков считает: "Усиление экологической направленности курса природоведения - это, на наш взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы»,

В наши дни вопросы экологического образования и  воспитания приобрели новую актуальность и решать их - задача современной школы.

4.   Новизна .

     Серьезные резервы  развития  экологического  образования  представляет  региональный компонент содержания. Достаточно большое количество учебных  пособий  регионального  характера  учитывают особенности природы нашего края. При изучении  открываются большие  возможности  для экологического  образования и воспитания.

     Бок о бок  с усилением  регионального экосодержания  идет возрождение  элементов  народной культуры, приобщающих детей  традициям бережного, благоговейного  отношения  к природе, к природным  богатствам, к грамотному и разумному природопользованию. Элементы малого  фольклора  я использую на уроках и  внеклассных  занятиях, чтобы восприятие природы вызвало у детей яркие впечатления.

     Достаточно   новым  направлением  совершенствования экологического образования  в начальной школе  становится  проблема  управления самостоятельной деятельностью  младших школьников  по изучению  окружающей среды и формированию многогранных отношений  к ней с помощью  заданий, ставящих ребенка  в положение  исследователя, открывателя природных  взаимосвязей, тайн  и загадок.

5.  Ведущая педагогическая идея .

    Необходимым условием становления экологической культуры является связь экологического обучения и воспитания.Она осуществляется за счет системы ведущих идей. Эти идеи следующие :

1.Природа  - единое целое.

2.Компоненты природы взаимосвязаны.

3.Изменение природы в процессе труда.Среда и здоровье человека.Природа в нравственно- эстетическом развитии личности.

4.Зависимость окружающей среды от деятельности человека.

5.Связь значения экологии с человеком и обществом.      

           На современном этапе идеи экологического образования активно внедряются в практику обучения и воспитания начальной щколы.

       Экологическое образование и воспитание может осуществляться по следующим направлениям :

  • базовое образование: курс «Мир вокруг нас» (автор — А.А.Плешаков) и использование межпредметных связей ;
  • базовое образование дополняется авторской программой факультативного курса «Экология и краеведение», разработанной А.А.Плешаковым для 1 -4 классов ;
  • разработка и реализация экологических проектов ;
  • организация внеурочной работы по экологии ;
  • вовлечение в практическую деятельность по взаимодействию

                          с природными обьектами ;

  • организация экологической работы в летнем лагере ;
  • организация работы по популяризации здорового образа жизни среди детей и родителей .                                                                                            

       Для достижения лучших результатов используются разнообразные формы проведения уроков: урок- исследование, урок-игра , урок-путешествие ,урок-экскурсия , урок КВН и    др..    

Краеведческий и экологический материал включаются в содержании всех предметов , изучаемых в начальной школе.

Внеурочная работа по экологии продолжает , дополняет процесс обучения , закрепляет полученные знания , умения , навыки .Эта работа помогает более широко приобщать ребенка к природе, дает больше возможностей для практической деятельности.В процессе этой работы проводятся : экскурсии в музеи, поездки-экскурсии по историческим местам области,  олимпиады,  конкурсы стихов о природе ,праздники (День птиц, День Земли и др.).

Практическая деятельность учащихся   : озеленение класса, школьного двора, сбор макулатуры, изготовление   кормушек и подкормка птиц зимой и т. д.

Мониторинг отслеживания результатов проводится в 4 направлениях , что соответствует 4 компонентам экологического образования .

1.Познавательный.

Уровень сформированности  выявляется с помощью контрольных  работ и тестов,  позволяющих определить глубину знаний о родном крае .

2.Ценностный.

Уровень сформированности этого компонента отслеживается с помощью творческих работ. (Сочинение   н-р: «Что дает нам природа?».).

3.  Нормативный.

Учащимся предлагается заполнить анкету. Например: Напиши памятку туристам «Как себя вести в лесу», « Что ты можешь сделать для сохранения птиц и животных?»Придумай запрещающие и разрешающие знаки , связанные с поведением человека у воды и т.д.

4.  Деятельностный.

Это самый сложный компонент для диагностирования , поэтому используется собственно  эмпирический метод исследования-наблюдение.В1,2 классах практическую  деятельность направляет учитель, а в 3,4 классах учащиеся проявляют самостоятельность при осуществлении общественно-полезной практической деятельности экологического характера.

                                                                                                                                            

6. Технология опыта.

     Цель педагогического опыта: экологическое образование  и воспитание  младших школьников, активизация познавательной деятельности  учащихся  в учебно-воспитательном процессе, развитие  творческих  способностей каждого  учащегося.

     Задачи педагогического опыта: 

-достижение  положительных  учебных и воспитательных результатов, что соответствует потребностям образовательного  учреждения, муниципальной системе образования;

-совершенствование научно-методического  обеспечения образовательного  процесса;

-создание  условий  для  возможности  использования данных идей другими педагогами.

      Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

      Над темой «Экологическое  воспитание и обучение младших школьников»  я работаю 4 год. Задачи экологического  воспитания  требуют  целенаправленной систематической работы: правильно составить  цикл наблюдений, провести  наблюдения так, чтобы дети сами заметили все важные особенности  живого объекта.

     Экологическое  образование  невозможно без  интеграции всех учебных предметов и внеклассных мероприятий. Детей необходимо знакомить с местными  экологическими  и  краеведческими  особенностями, так как без элементарных  понятий и представлений об экологических проблемах своего  края, его климате, реках, озерах, полях, лугах, лесах невозможно  усвоение полноценных экологических знаний. Изучение особенностей природы осуществляется по принципу  от близкого – к далекому, от родного  города, края – ко всей стране, к другим странам  и континентам.

     Работа  по экологическому  образованию и воспитанию  начинается  с 1 класса. Уже  в подготовительный период обучения грамоте я знакомила детей  со схемой, которая наглядно показывает, почему с лица земли  исчезают многие виды растений и животных. Подводила  ребят к выводу: природа  беззащитна перед  человеком.

     В букварный период  я рассказываю детям  о грибах, насекомых, птицах, диких животных.  Например, на уроке дети классифицируют  грибы по признаку  «съедобные – несъедобные», На картинках мухомор, лисички, поганки, подберезовики. Дети делят их на группы, читают  тексты экологического содержания и решают проблемные экологические задачи. «Нашел  мальчик большой гриб и разрыл  вокруг него  весь мох, выискивая мелкие  грибочки. Какой вред он нанес  природе?» (Погубил  грибницу, возраст  которой  300-500 лет).

         Костя  и Миша  взяли  корзинки,  и пошли  в лес  за грибами.  Придя  в  лес, они  разошлись  в разные  стороны. Костя  набрал  полную  корзину  крепких  боровиков  и направился  к  условленному  месту, где  друзья  договорились  встретиться.  Выйдя  на  полянку, Костя  увидел  своего  друга, у  которого  в руках  была  корзинка, полная  мухоморов.

- Ты зачем набрал  мухоморов?

-Я их собрал, чтобы  другие  не отравились.

  Правильно  ли он поступил?

      После небольшого обсуждения  этих задач, я рассказываю детям о значении грибов    в жизни  леса.    Таким  образом, я  подвожу  детей  к  выводу, что люди  без  грибов  вполне  могут  обойтись, а лесу  они  просто  необходимы.

      Тема «Съедобные и несъедобные грибы» усваивается  детьми  на 100%,  и дети  получают  ещё дополнительные  экологические  знания.

     Элементы экологического образования  могут  быть включены  в любой этап урока русского  языка, например, при организации  словарной работы. Многие словарные слова обозначают название растений, животных (сорока, воробей, медведь, лисица, осина, ягода). Я предлагаю  детям  рассказать  все, что они  знают  о том или  ином  представителе  природы, установить  природные связи между объектами, цепочки питания, куда входят словарные слова:

                                     комар – лягушка – аист

                                     пшеница – мышь – лисица

                                     осина – заяц – ястреб

     Таким образом, на уроке повторяются и расширяются  знания  об  объектах природы, условиях из жизни, пищевых связях между ними и намного эффективнее  усваиваются  словарные  слова. Дети  запоминают  лучше словарные слова, потому, что изучаются они  на примере  жизни растений и животных.

           На уроках  русского  языка, на  этапе  развития  речи, детям  можно  предложить  задания  экологического  содержания, объяснить  значение  пословиц  и поговорок  о природе.

Много снега – много хлеба.

Много леса – береги, мало леса – посади.

Лес и вода – брат  и сестра.

     Дети составляют  рассказы  по  картинкам или на заданную  тему, например,  «Лес – зеленый друг человека», «Мы охраняем  родную  природу».

     Тексты  для диктантов, изложений, проверочного списывания подбираю  так, чтобы  они помогали ребенку понять и прочувствовать  взаимосвязь и взаимозависимость всего  живого  в этом мире,  пробуждая чувство красоты природы .  При  написании изложения  по одинаковым по трудности, по насыщенности  правилами  текстами, но разного содержания учащиеся лучше справляются с текстами экологического содержания.

     Основы  экологического   образования и воспитания  формируются и на уроках математики. Уже с 1 класса  в уроки включаю  задачи, знакомящие детей  с элементами  природы или рассказывающие  об охране природы.

     Один муравей  тащит  соломинку,  а другой   спешит  к нему на  помощь.  Сколько  всего  муравьев  тащат  соломинку?

     Прежде чем  приступить  к  решению задачи  проводится беседа «Почему  нельзя разорять  муравейники?»

    У мамы -  ежихи  было  4  ежонка. 1  ежонок  уполз.  Сколько ежат  осталось  у  ежихи?  А можно ли брать домой из леса  детенышей зверей? Почему нельзя?

     Детям нравятся такие  задачи. Они узнают много из жизни природы, делятся своими  впечатлениями.  Во 2 классе  дети  более активны. Они сами  с удовольствием  составляют  задачи, используя  свои знания, полученные на других уроках.  При  этом учащиеся учатся решать задачи, получают новые сведения о природе и развивают свою речь, память, мышление.

     Используя   задания экологического содержания  на уроках математики,  я добилась повышения  успеваемости и качества   знаний.

     Большие возможности для экологического образования заложены  в уроках литературного чтения («Родная речь» Л.Ф. Климанова). Я уделяю  внимание  на этих уроках  развитию  у детей мотивации охраны природы путем  образного  познания мира. Важное место в формировании  эстетических мотивов  охраны природы  занимает  анализ лирических стихотворений А.Пушкина, Н Некрасова, С. Есенина, который развивает  у детей  умение сравнивать  состояние  природы в различное  время, видеть, открывать для себя  «настроение» природы, высказывать свое  видение  окружающего мира, находить  необычное  в обычных предметах.  Такие  задания развивают  речь детей. Учащиеся стали  лучше пересказывать, формировать свои мысли, отвечать на вопросы. Повысилась  техника чтения.

Мне хотелось бы остановиться на уроках окружающего мира. Они как нельзя лучше позволяют ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи.

Анализ содержания учебников А.А. Плешакова «Окружающий мир» позволили мне выявить следующие условия, благодаря которым возможно формирование и развитие экологической культуры младших школьников.

1. Учебники А.А. Плешакова, как и вся его методика, построены в первую очередь по экологическому принципу. Учащиеся осознают целостность природы, тесную связь между всеми её компонентами и негативными последствиями человеческой деятельности.

2.Глубокому пониманию экологических проблем способствует и внедрение А.А. Плешаковым в свою методику таких приёмов обучения, как моделирование и экологическое прогнозирование.

   Цели данного курса - воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Из всего сказанного можно сделать вывод: воспитание экологической культуры младших школьников остаётся одной из важнейших педагогической деятельности.  Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

    И моя задача в том, чтобы воспитать экологически культурных учеников, привить интерес к предмету, ввести их в мир знаний, используя различные формы и методы работы

   Как же сделать учебный процесс интересным и захватывающим, как привлечь внимание детей к данной проблеме?

Природоведческие экскурсии, дидактические игры, уроки – путешествия, театрализация и обучение путём исследования. Только в тесной взаимосвязи разные формы и виды учебной деятельности помогут в воспитании экологической культуры младших школьников. А так же систематически проводимая внеклассная нравственно – экологическая работа у младших школьников, которая позволяет развивать эмоциональную, интеллектуальную, действенно – практическую сферу.  В классе  устанавливается традиция постоянного общения с природой – прекрасным воспитателем и наставником. Дети ведут ежедневные наблюдения за изменениями в природе, погодой. Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения, Дети приобретают навыки в обычном видеть необычное, красивое, удивительное. Увлекательным, добрым делом становится постоянная забота детей о рыбках в аквариуме, о черепашках, о комнатных растениях. Так воспитывается в детях любовь ко всему живому, гуманное отношение к зелёному другу. Это одна из сторон нравственной красоты человека. Система эстетических воздействий на учащихся при изучении природы ведёт к тому, что дети все замечают в жизни природы. Они стараются увиденное записать, зарисовать, острее чувствуют красоту природы родного края, глубже интересуются окружающим миром и стремятся сами что–нибудь сделать полезное в жизни.

      Особую ценность в знакомстве детей с природой представляет экскурсия в лес, сад, парк, на водоём и т. д.

В конце зимы появляется много снегирей и свиристелей. Я напоминаю детям, чтобы они наблюдали за птицами, ежедневно подкармливали их крошками хлеба, семенами тыквы, подсолнечника. Общение с природой – всегда радость для учеников. На экскурсии в берёзовой роще дети читают стихи о берёзке. Хороша она во все времена года. Невозможно представить нашу Родину без стройной белоствольной берёзы.

Так непосредственно в общении с природой дети открывают её интересные страницы, видят, как украшают землю наши зелёные друзья. Глубокое понимание прекрасного ведёт к сознанию не только понятий красивого и некрасивого, но и понятий «плохое и хорошее», «доброе и злое», что способствует формированию экологической культуры школьников.

Дети чутко реагируют на все изменения в жизни природы. Они любят вместе с учителем наблюдать из окна, как падает снег, идёт дождь, кружатся осенние листья, как выглядывают из - за туч лучи солнца, как наступают сумерки. Зимой дети всегда с восторгом встречают снегирей, синичек,  прилетающих под окна класса.

           Сделать ребёнка активным участником исследовательского процесса, вовлечь во внеурочную работу - моя главная задача. Всю свою работу я строю на уважении к личности ученика и признании его бесценного жизненного опыта Разумное сотрудничество позволяет сделать урок полноценным и радостным, а познание активным.

В своей работе использую сочетание групповых, парных и индивидуальных форм работы, эвристические и исследовательские методы.

Проанализировав учебники А.А. Плешакова, я выделила для себя основные экологические термины и понятия, которые необходимо сообщить и обсудить с учащимися. Умелое использование заложенных в программе экологических знаний позволяют мне добиться высокой эффективности воспитательной работы в учебном и во внеурочном процессе.

Формировать у детей эмоциональное заинтересованное отношение к природе, повысить познавательную активность на уроке и экскурсии  помогают экологические игры. Игра - самый естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей. Она помогает развивать у детей самые разнообразные положительные качества и облегчает восприятие ими излагаемых проблем и знаний.

     В экологическом воспитании игры с правилами могут занять важное место в общей системе. Они дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения книг. Например: «Садовник», «Гуси-Лебеди», «Земля, вода, воздух» и т.д.

Разнообразными могут быть словесно – дидактические игры. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания. Например: «Поле чудес», «Знатоки»

Интересны игры в загадки-описания – в них дети упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание .Приложение .

Самые интересные наблюдения связаны с проведением реальных опытов.

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно – следственных связей.

Например, в 3 классе при прохождении темы «Разнообразие веществ» класс делится на 5 групп. Каждая группа получает какое-нибудь тело (картофель, яблоко, хлеб, груша, рисовая каша). Также каждой группе выдаётся пипетка и раствор йода, Задание: 1.Спомощью разбавленной настойки йода определить, есть ли крахмал в продуктах, выданных вашей группе. 2.Результаты исследования записать и зарисовать на альбомном листе. 3.По окончании работы о результатах исследования доложить классу.

Воспитывать экологическую культуру младших школьников мне помогают интерактивные формы организации учебного процесса: статичные группы; статичные пары; пары сменного состава. Наиболее эффективной считаю групповую форму работы.

В настоящее время процесс обучения связан с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.

Проект-метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность младшим школьникам, необходимо следовать принципам: поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальны для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться добровольно и обеспечиваться необходимыми средствами, материалами и оборудованием.

Я считаю, что работать над проектами способны дети разного уровня подготовленности и развития интеллекта. Главное – помочь ребёнку поверить в свои силы. Приложение 1 .

Путей развития экологической культуры ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика бесспорно - одна из самых эффективных. Именно в процессе исследовательского обучения у учащихся формируются способности самостоятельно, творчески оценивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

     Экологическая работа  проводится  и с родителями: на родительских собраниях, через индивидуальные беседы и консультации. На них я разъясняю родителям, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка  играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, рассказываю об эколого-оздоровительной работе, о пользе походов и экскурсий, об участии родителей в акциях.

     С целью  выяснения отношения родителей  к вопросам экологического воспитания, его реального  осуществления  в семье было проведено анкетирование. Родителям было предложено ответить на ряд вопросов:

-Есть ли дома животные?

-Есть ли комнатные растения?

-Кто ухаживает за ними? Что делает ребенок?

-Бываете ли вы в лесу, парке? С какой целью?

     Проводилось анкетирование на первом родительском собрании  в 1 классе и после проведения  мероприятий экологической направленности в течении года. Анализ анкет показал, что  большинство родителей стали  уделять больше  внимания общению детей  с животными, растениями. У большинства  имеются  дома животные. Во всех семьях   есть комнатные растения. Если  до проведения работы с родителями раньше ухаживали за комнатными растениями  в основном взрослые, то после, большую часть работы  делают дети сами или под руководством взрослых. Из анкет я узнала, что  многие проводят теперь  выходные весной и осенью  в ближайшем лесу, городском парке ,на дачных участках.  Меня  это радует: большинство  детей все  таки имеют  возможность  ближе  общаться  с родной природой.

     Разнообразная  кропотливая работа  дает  хорошие  результаты. На основе диагностики можно сделать вывод: дети  задают  больше вопросов, вопросы  становятся  более  глубокими по смыслу, стараются найти ответы на эти вопросы самостоятельно. Ребята не  просто  созерцают  живые  существа, но и переживают, волнуются, радуются, сопереживают, овладели навыками ухода за животными и растениями.

  Дети познают  окружающий мир в процессе исследовательской деятельности, у учащихся  продолжается формирование  знаний  о  предметах  и явлениях  природы  во внеурочной деятельности. Одновременно  на доступном  для ребят уровне раскрывается  сложившиеся  противоречия между  обществом  и природой, пути  его разрешения. Ребята узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми.(Приложение 2 ).

     Важной задачей курса  является  преодоление  утилитарного, потребительского  подхода  к природе, порождающего  безответственное  отношение  к ней. Школьники  приобретают определенные  умения, позволяющие  им участвовать  в практической  деятельности  по охране природы. Дети изготовили  экологические  знаки, которые  потом  раздали  вместе с памятками «Правила поведения в природе» , ученикам школы и взрослым . С  помощью  этих знаков  была проведена акция  «Осторожно! Природа!» Ребята почувствовали  свою значимость, даже  будучи  в  таком  юном возрасте  они  могут  тоже  оказать  помощь природе и предотвратить  экологические беды.  Деятельность  на занятиях - это не  задания, за которые будет выставлена  оценка. Она должна  выполняться не по принуждению, а по собственному  желанию. А так как  дети   с удовольствием  посещают  занятия , можно сделать  вывод: учащихся  интересует  судьба  нашей  природы, нашей Родины.

      Работа  по экологическому воспитанию  ведется   и за пределами  школы. Экскурсии  имеют  большое воспитательно-образовательное значение. Они обеспечивают непосредственное  общение детей с природой в разные  сезоны, активную деятельность  в ней. Наша школа  расположена рядом с  лесом. Это дает возможность проводить сезонные  экскурсии в лес. Экскурсии  стараюсь  проводить  в то время,  когда наступает в природе  наиболее  яркие  изменения. Например, во  второй половине  осени, когда идет  массовое опадение листвы. Зимой – посмотреть  следы зверей на снегу. Общение  с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем самая прекрасная книга с картинками.

     Я стараюсь учить детей видеть не только  красивое, но и отмечать следы грубого  отношения  людей  к природе. Дети обязательно  заметят  сломанную ветку и аккуратно ее удалят. Если на ветках  много зимой снега,  и они пригибаются – то стряхнут. Много радости и удивления  доставляют детям показ травы, зимующей  под снегом (осторожно раскопав снег, можно увидеть пожелтевшую траву и зеленые листочки)

     Экологическое  воспитание  подрастающего поколения - одна из основных задач в данный  момент. Это  трудная, но  интересная работа. Возможностей здесь много. Результат такой работы -  желание детей сделать свою школу,  город, Родину чистой и красивой.

7.  Результативность опыта.

     

       Положительными  результатами  использования данного  опыта  можно считать  следующее:

-на протяжении  4  лет  наблюдается  положительная  динамика  показателей  успеваемости и качества  знаний  путем  введения  в процесс  обучения  и воспитания заданий  экологического содержания;

-участие  учащихся  в различных  акциях, проектах, мероприятиях говорит о существовании стабильного интереса  учащихся  к  охране  природы, окружающей  среде;

-повышение  учебной мотивации учащихся с разным  уровнем имеющихся знаний, умений, навыков;

-оптимизация  процесса  восприятия  учебного  материала  всеми учащимися  класса  независимо  от  способностей.

Результатами данного опыта  считаю создание фильма об экологической деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности .(Приложение 2) .

3 года мои учащиеся являются победителями в номинации «Юный эколог» школьного смотра — конкурса «Десять жемчужин» .(Приложение 3).

2017 год в России был Годом экологии. Я с учащимися приняла участие в муниципальном этапе 15 Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2017» (3-е место ), в региональном этапе - (5-е место), во Всероссийском творческом конкурсе – Мой Эко Мир – 2017г., посвященном году

 Экологии —  Диплом 1степени (Приложение 4).

4 года мой класс является победителем в акции «Сбережем леса России» (сбор макулатуры).

Ребята несколько лет дружат с организацией «Верный друг» (собирают корм,вещи,лекарства для животных) . (Приложение 5).  

       

     

      Данный опыт  повышает  эффективность  преподавания, развивает творческие  способности  учащихся, повышает учебную мотивацию школьников. Это и есть  главный результат работы каждого учителя

8.  Адресная направленность.

       Данный опыт может использован учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования  , организаторами экологического образования.

9.  Литература:

   1.Ласкина Л.Д. «Экологическое образование младших школьников», Волгоград, «Учитель».2011 г.

   2.Лободина А.В. «Экологическое воспитание в начальной школе», Волгоград «Учитель»,2006 г.

   3.ГреховаЛ.И. «В союзе с природой» , Москва, 2000г.

   4.Обухова Л.А. «Новые 135 уроков здоровья» , Москва, «Вако2.2008 г.

   5.Сорокоумова Е.А. «Уроки экологии в начальной школе», Москва «Аркти»,2007 г.

   6.Л.П.Молодова «Беседы с детьми о нравственности и экологии», Минск, «Юнипол»,2001г.    

   7.Елизарова Е.М.  «Такие незнакомые растения» , Волгоград, «Панорама»,2006 г.

   8.Я познаю мир : Детская энциклопедия .Экология .ООО «Издательство АСТ»,1997 г.

   9.Плешаков А.А. Факультативный курс «Экология для младших школьников» Москва , «Просвещение», 2002 г.

 10.Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», Минск «Асар», 1996 г.

 11.Найденская Н.Г. Учебная хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников , Москва «Лайда» .1995 г.

     

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание и обучение младших школьников в проектной деятельности.

О формах работы с младшими школьниками по экологическому воспитанию...

Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.».  

условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.». ...

Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,  можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно....

Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"

Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"...

Экологическое воспитание и обучение младших школьников

Информационный материал для родителей...

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Актуальность  данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность  обуслов...