Самоанализ урока в рамках ФГОС
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Дмитриева Оксана Владимировна

    Данный урок  является № 21-22  УМК «Перспективная начальная школа» во 2 классе в курсе «Окружающий мир».

Тема:   Вода. Свойства воды

Тип урока:  урок «открытия»  нового знания.

Оборудование: средства ИКТ: АРМ  учителя и обучающихся, интерактивная система голосования, интерактивная доска, документ-камера. Оборудование для опытов, листы для записи исследований. Презентации, учебник О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов «Окружающий мир», часть 1.

Основная цель    и задачи урока:

Деятельностная цель: формирование способности  классифицировать учебную информацию о воде.

Задачи:

Образовательная:  сформировать систему знаний о функциональном значении воды на земле.

Развивающая:  способствовать развитию интереса к процессу обучения посредством организации коммуникативно-деятельностного общения.

Воспитательная: формирование экологического мышления.

Оздоровительная: формирование благоприятного психоэмоционального климата на уроке.

 Основная цель урока реализована.

Самоанализ урока четка выполнен по плану в соответствии ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka_v_ramkah_fgos.docx41.6 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока  в рамках ФГОС

Характеристика класса.

В классе 19 человек: 10  мальчиков, 9 девочек. Из них  

п/п

Характеристики школьников

«+»

«-»

Кол-во

человек

%

Кол-во

человек

%

Включается в работу легко (+) или нет (-)

14

75

5

25

Отвлекается  больше 5 раз на уроке

16

85

3

15

Добросовестно готовит домашнее (+) или нет (-)

15

80

4

20

Отношение к оценке деятельности адекватно (+) или нет (-)

18

95

1

5

Умеет хорошо (+)   сравнивать, обобщать и делать выводы или нет (-)

13

70

6

30

Получает знания по предмету из дополнительной литературы (+) или нет (-)

15

80

4

20

Умеет работать самостоятельно (+) или

нет(-)

14

75

5

25

Активно принимает участие в учебном процессе (+) или нет (-)

13

65

7

35

На занятиях отличатся любознательностью и интересом (+) или нет (-)

16

85

3

15

Ищет оригинальные, творческие способы решения ситуационных задач (+) или нет (-)

12

65

7

5

Наблюдения показали, что у обучающихся постепенно происходит саморазвитие и самосовершенствование  путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Они могут самостоятельно получать знания  и пользоваться ими на практике.  Значит,  совокупность компетенций обучающихся полностью зависят от реализации ФГОС. И требования к результатам образования я осуществляю  на своих уроках.

    Данный урок  является № 21-22  УМК «Перспективная начальная школа» во 2 классе в курсе «Окружающий мир».

Тема:   Вода. Свойства воды

Тип урока:  урок «открытия»  нового знания.

Оборудование: средства ИКТ: АРМ  учителя и обучающихся, интерактивная система голосования, интерактивная доска, документ-камера. Оборудование для опытов, листы для записи исследований. Презентации, учебник О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов «Окружающий мир», часть 1.

Основная цель    и задачи урока:

Деятельностная цель: формирование способности  классифицировать учебную информацию о воде.

Задачи:

Образовательная:  сформировать систему знаний о функциональном значении воды на земле.

Развивающая:  способствовать развитию интереса к процессу обучения посредством организации коммуникативно-деятельностного общения.

Воспитательная: формирование экологического мышления.

Оздоровительная: формирование благоприятного психоэмоционального климата на уроке.

 Основная цель урока реализована.

   Организация урока:

В соответствии с темой урока определены цели, задачи, методы, приемы педагогических технологий, формы работы, тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени и оборудование. Построение урока соответствовало  его содержанию и поставленной цели

Мотивация

Для повышения    изучения мотивации  данной темы урок   проведен в форме деловой игры - научной лаборатории, что соответствует возрастным особенностям детей 2 класса и развитию интереса учебной деятельности.  Также  это настрой на работу в роли исследователей. Создана атмосфера значимости, серьезности и важности работы; определена субъектная позиция обучающихся на уроке.  

Соответствие урока требованиям ФГОС:

Урок соответствует  требованиям ФГОС.В основе  его лежит исследовательская, поисковая  и проектная деятельность в группах.  Формирование УУД шло через реализацию задач на протяжении всего урока.

Развивающее содержание направлено на формирование УУД.

  • Личностные:   эмоциональный настрой, формирование социальной мотивации.
  • Познавательные: актуализация знаний с опорой на собранный детьми материал, игры по кругу,  заполнение  листа   юного исследователя – формирование познавательной активности  и формирование умения работать с информацией: выбирать, оформлять, представлять другим.
  • Регулятивные:  формирование умения анализировать свою деятельность, оценивать результат; планировать свою  работу , ставить, принимать цель (учебную задачу) и учебные задачи; управлять своей деятельностью, контролировать, работать самостоятельно.
  • Личностные и регулятивные: рефлексия - формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки,  инициативности и самостоятельности, социальной мотивации.
  • Коммуникативные: работа в центрах активности - формирование коммуникативных умений, навыков сотрудничества,  коммуникативных умений, умений  выступать перед аудиторией

Методами и приёмами:

Достижениями планируемых результатов обучающихся на данном уроке  считаю:

регулятивные УУД: умения

 -выбирать цель деятельности;

 -запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

 -планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

- начинать и заканчивать действие в нужный момент;

-осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;

-адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

познавательные УУД: умения

-формулировать проблемы и решать их;

 - строить  рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

 -осуществлять синтез, анализ, сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

 -создавать устные и письменные высказывания;

- осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию.

Коммуникативные УУД

-желание вступать в контакт с окружающими  («Я хочу»);

 -знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с -окружающими («Я знаю»);

 -умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе («Я умею!»).

     На уроке  использованы  следующие технологии: проектная деятельность, информационно-коммуникационные, игровые,   здоровьесберегающие, которые помогают развивать активность обучающихся.    

   Содержание урока

Научный учебный материал на уроке соответствует  возрастным особенностям обучающихся: от простого к сложному.

Содержание данного  урока соответствует  требованиям программы.

На уроке прослеживается связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития  познавательной активности и самостоятельности. Изучаемый материал связан с ранее пройденным.

  Урок интегрированный. Прослеживается взаимосвязь  такими предметами,  как информатика,  география, литературное чтение, химия, русский язык.

Методика проведения урока:

     Для актуализации  знаний и  мотивации к учебной деятельности обучающихся  использованы  различные способы активизации мыслительной деятельности  через  поисковую деятельность, проблемные вопросы, создания  проблемной  ситуации.

Достигать  развивающего эффекта в обучении мне позволяют такие методы, как побуждающий и подводящий диалоги.

        При проведении занятия использованы  объяснительно-иллюстративный, эвристический, репродуктивный, частично-поисковый (поиск информации)  методы обучения.

      Использованы активные  методы обучения: «Мозговой штурм», диалог,      полилог, работа в группах, самостоятельное наблюдение,  сравнение, чтение.

    Наглядные методы: презентация, показ опытов.

Структура урока динамична, набор разнообразных действий, операций, объединённых в целесообразную деятельность.

Поддерживается  инициатива   обучающегося  в нужном направлении. Обеспечивается  приоритет его деятельности по отношению к собственной.

Вместо цели урока на первый план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся.

Критерии, по которым  оценивается  обучающийся, определены заранее и разделяются другими воспитанниками.

 На уроке преобладают задания  поискового характера( «докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)

    Объем и характер самостоятельной работы соответствует возрастным особенностям обучающихся

    На уроке осуществляется  обратной связь: ученик-учитель

Фронтальной  работа  уместно  сочетается с  групповой и индивидуальной.

Реализуется  дифференцированное  обучение. Наличие заданий для детей разного уровня обученности в поиске информации, демонстрации опытов.

  Индивидуализация и дифференциация также  осуществляется  через информационные листы, учёт интересов и возможностей обучающихся при организации групп .

          Для отбора содержания были использованы следующие средства обучения:

-вопросы – тесты  (тема «Свойства воздуха» для проверки домашнего задания);

- цифровой образовательный ресурс  (раскрась полушария по образцу);

- Интернет – ресурсы

-  рисунки  обучающихся по теме «Вода на земле»;

-  научно-популярные фильмы  («Как спасти воду», «Значение воды для окружающей среды»).

-учебники «Окружающий мир»-2 класс.  (сравнение выводов)

-инструкции для выполнения опытов;

-лабораторное оборудование.

Листы юного исследователя (для сбора информации о воде)

-использование документ - камеры (для демонстрации листа-голосования);

Презентация –планирование.

 Они использованы  в соответствии с темой, этапом обучения.

 в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач  использован  наглядный  материал. Наглядный материал достаточен и уместен.

Итоговая рефлексия показала, что задачи, согласованные с обучающимися, выполнены, дети усвоили основные понятия, не испытывая особых затруднений, они довольны своей работой в группах.

Обучающиеся самостоятельно оценили свое умение договариваться с помощью сигнальных карточек: солнышко-месяц. Лидеры выставили  за работу в группе отметки по пятибалльной системе.

          Изучение нового материала шло эвристическим методом, Работая в группах, дети самостоятельно вывели определения географических объектов, сравнили свои выводы с учебником, внесли корректировки.  Работу в группах  на своих уроках использую систематически, так как дети  находятся на этапе совершенствования  умений,  отрабатывают  коммуникативные навыки, сотрудничество со сверстниками, учителем.

 Психологические основы урока

Темп урока, а соответственно плотность, достаточны  для данной темы и соответствуют  возрасту обучающихся.  

На уроке учитывается уровни  актуального развития обуающихся и зоны их ближайшего развития

Реализуется  развивающая  функция  обучения. Развиваются  восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь; психомоторные способности.

Прослеживается ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

Познавательная активность: обучающиеся работают с информацией, узнают новые научные сведения о воде через Интернет,  через демонстрацию опытов делают выводы о свойствах воды, сравнивают с выводами в учебнике.

         Социальная активность: обучающиеся взаимодействуют, общаются с учителем и друг с другом, учатся договариваться, готовят рассказы о воде для родителей.

         Физическая активность: обучающиеся  выполняют физминутку на морскую тему, делают гимнастику для глаз, пальминг, выходят к доске, говорят, слушают, читают,  играют, демонстрируют стоя опыты.

Специально планируются  коммуникативные задачи  урока.

Принимается  и поощряется, выражаемая  учеником, собственная позиция, иное мнение.

Оценивается  реальное продвижение каждого ученика, поощрение и поддерживание минимальных успехов.

Стиль, тон отношений, задаваемый на  уроке , создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На  уроке  осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» через отношения, совместную деятельность.

          На уроке создан положительный эмоциональный микроклимат: уделялось внимание каждому ученику, обеспечивалась взаимная заинтересованность всех участников.

Обучающиеся показали на уроке владение знаниями, умениями по данной теме, понимание значимости выполняемых  учебных задач. Отмечена хорошая степень учебной мотивации, ответственность, коллективные качества, такие как соревновательность, сплоченность, доброжелательность.

    В ходе урока проходило развитие мыслительных операций: анализ , синтез, обобщение (при подведении итогов урока).

Позиция учителя на уроке – позиция тьютора, который направляет и корректирует продвижение по учебной траектории детей, ведет их за собой, не торопя, давая подумать и самим разобраться в учебной задаче.

Позиции и роли обучающихся: партнёры, игроки, мыслители, экологи, журналисты, химики, медики, собиратели информации, зрители, слушатели, художники, птсатели, ораторы.

 Домашнее задание имеет  оптимальный объём, доступно про инструктировано, дифференцировано, предоставлено  право  выбора.

Все задачи выполнены. Их выполнение способствовало реализации целей урока в рамках реализации ФГОс: образовательной, воспитательной, развивающей и оздоровительной.

           

        

         

. 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Организация творческой деятельности учащихся на уроке в рамках ФГОС"

Текст доклада раскрывает творческий подход построения урока в рамках ФГОС.   Предназначена учителям , методистам общеобразовательных школ....

презентация Организация творческой деятельности учащихся на уроке в рамках ФГОС

презентация представляет пошаговые действия деятельности учителя и учащихся на уроке. Предназначена для учителей, методистов общеобразовательных школ....

Конструирование урока в рамках ФГОС

Опорная таблица для коструирования учебного занятия....

самоанализ урока математики по ФГОС

самоанализ урока математики по ФГОС...

самоанализ урока математики по ФГОС

самоанализ урока математики по ФГОС...

самоанализ урока по новым ФГОС

Самоанализ урока русского языка по новым ФГОС. 1 класс тема "Обозначение мягкости согласного звука буквами Е, Ё, Ю, И , Я. МОжет быть полезен учителям, работаюим по программе Л,В. Занкова...

Технологическая карта урока в рамках ФГОС (урок русского языка 2 класс)

Технологическая карта урока в рамках ФГОС на примере конспекта урока русского языка 2 класс УМК "Школа России"...