Конспект экологической викторины с детьми подготовительной к школе группы «Знай, люби и охраняй свой край»
план-конспект по окружающему миру на тему

Мухаметзянова Светлана Владимировна

Расширить представления детей о жизни растений и животных родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экологической викторины с детьми подготовительной к школе группы «Знай, люби и охраняй свой край»

Цель: расширять знания детей о растительном и животном мире своего края.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах;
- закрепить правила поведения в природе;
Развивающие: - развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, память, связную речь, внимание, любознательность, умение анализировать, делать выводы;
Воспитательные: - воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края, умение вести себя в лесу.
Материалы и оборудование: эмблемы, кубики с изображением животных, кусок ткани голубого цвета, вторичное сырьё, ракушки, иллюстрации с изображением птиц, шишка с вопросами.
Предварительная работа: беседы о природе родного края, рассматривание иллюстраций растительного мира, диких животных своего края , загадывание загадок, чтение произведений.

Ход викторины

Ведущий:
- Сегодня к нам на игру спешат знатоки природы. Давайте встретим их и поприветствуем дружными аплодисментами (в зал входят команды игроков)
- Ребята, сегодня мы с вами будем беседовать о животных и растениях нашего замечательного края, вспомним, как нужно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
- Для начала предоставим слово нашим командам. Они уже придумали название своей команде и девиз.
Представление команд, выбор жюри
(звучит музыка, входит Водяной).
Водяной: Чего это расшумелись здесь?
Ведущий: Ой, кто вы такой?
Водяной: А кто такой я не скажу, вы догадайтесь сами.
В воде, водице я сижу, и не один, с друзьями.
Догадались? Я – красавец водяной.
- Много лет я в реченьке живу, но терпеть я больше не могу. Засорили, замутили всю водицу, разве будет в речке кто водиться? На дне моём бутылки, и рваные ботинки, бумага, тряпки, склянки, консервные банки. Гибнут растения, раки, рыбёшки, помогите друзья мне немножко.
Ведущий: Ну конечно мы тебе поможем. Водяной. Какие же недобрые люди набросали в речку столько мусора! Сейчас мы выберем тебе помощников (по 3 человека)

Игра: «Очисти речку от мусора»

Водяной: Спасибо, вам за помощь.
Ведущий: А ещё Водяной приготовил для вас загадку. Разгадав её, вы узнаете кто его друзья.
«Любим жить в прозрачных водах, каждый день в урочный час,
Возле берега охотно рыболовы кормят нас» (рыба)
- А насколько хорошо вы знаете его друзей, мы сейчас проверим.
Участники команд должны вспомнить и назвать рыб, живущих в наших реках и озёрах. А жюри подсчитает, чья команда даст больше правильных ответов.

Игра: « Назови рыбок»

(за каждый правильный ответ Водяной даёт ракушку)
Водяной: Спасибо, дети. Вижу, что вы растёте добрыми и умными. Но я долго находиться на земле не могу, пора мне в речку (раздаётся «Ау»).
Ведущий: Со всех концов разносится «Ау»
Играет кто здесь в прятки, не знаете, ребятки?
(выходит дядюшка «Ау»)
Дядюшка Ау: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки.
Я – дядюшка Ау, живу всегда в лесу.
Спросить у вас хочу, зачем в лесу кричат Ау? (чтобы не заблудиться)
Правильно, а поиграть со мной хотите?
Ведущий: Дядюшка Ау приготовил для вас игру. Вот кубики, а на них картинки с изображением животных. Нужно выбрать среди них только тех, которые живут в нашем крае.

Игра: « Найди животных нашего края»

Дядюшка Ау: Молодцы, смотрю, что животных, которые живут в моём лесу, вы знаете хорошо. А вот знаете ли вы так же хорошо и птиц?

Игра: «Лесные заморочки»
1. Его все называют лесным доктором за то, что он «лечит» деревья – вытаскивает из ствола и из под коры вредных насекомых и их личинки (дятел)
2. Все у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, крест – накрест, и птенцов она выводит не летом, а зимой (клест)
3. Эта птица – настоящий акробат: только она может бегать по стволу дерева и вверх и вниз головой (поползень)
4. Эту птицу увидишь у нас только зимой – прилетает к нам зимовать с севера (узнаешь ее по красивому оперению, большому хохолку и резкому громкому голосу) (свиристель)
5. Эти птицы прилетают к нам зимой, когда выпадает снег. И на белом фоне хорошо видны красногрудые самцы и серые самочки (снегирь)
6. Про эту птицу говорят, что она тащит всё, что блестит (сорока)
Всех птиц, о которых сейчас шла речь, как можно назвать одним словом? (зимующие)
Ведущий:
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете наших птиц. А вот наши болельщики засиделись. Сейчас мы и для них устроим небольшую разминку. Я буду называть птиц, но, если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой, - дайте мне знать. Можно топать или хлопать.

Прилетели птицы, голуби, синицы, мухи и стрижи.
-Что неправильно? Мухи кто?
Прилетели птицы, голуби, куницы…
Прилетели птицы, голуби, синицы, чибисы, чижи,
Галки и стрижи, комары, кукушки…
Прилетели птицы, голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи,
Аисты, кукушки, лебеди и утки – и спасибо шутке

Дядюшка Ау: Ай да молодцы! Спасибо вам. Я рад, что вы любите и бережёте природу. Вот вам подарок от меня (даёт шишку). До свидания.
Ведущий: Спасибо! Ребята, а шишка-то с сюрпризом. В ней дядюшка Ау спрятал вопросы для вас о лесе и его обитателях (задаются вопросы поочерёдно каждой команде).
- Кто самый большой враг леса?
- Каковы причины лесных пожаров?
- Какая птица барабанит?
- С прилёта каких птиц мы считаем начало весны?
- Назовите деревья, растущие в нашем лесу?
- Какие съедобные лесные ягоды вы знаете?
Ведущий: Вот и завершилась наша игра. Жюри подведёт итоги, а я всех приглашаю на небольшую разминку.
(танец маленьких утят)
Жюри объявляет результат
Ведущий: Самым находчивым приз я вручаю, и с победою вас поздравляю.
(команде которая победила)
А вам я желаю не унывать, ведь главное - это хотеть всё знать!

Конспект занятия-викторины по экологии «Мы – друзья природы» в подготовительной группе.

Цель:Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Задачи:Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе

Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях

Закрепить правила поведения в природеВоспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой

Учить детей отвечать на вопросы развёрнутой фразой, используя доказательный стиль речи.

Словарная работа: березняк, ельник, дубрава, овчарни, коровники, хищники, травоядные.

Оборудование: аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»; природоохранительные знаки; эмблемы с изображением солнышка и радуги; фишка для подсчета баллов, зарисовки следов животных, плакат «Что нельзя делать лесу», картинки перелётных и зимующих птиц, природоохранительные знаки, картинки для коллажа.

Ход игры:

22 апреля – Международный день земли. Ребята, я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие, но не обычное, а в форме викторины – «Мы - друзья природы».

                                    Песня о весне.

Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться. У вас на столе лежат карточки, вам нужно каждому подойти и взять одну. В соответствии с изображением на карточке, делитесь на команды.

У нас получились две команды: «Солнышко» и «Радуга».

За каждый правильный ответ команды будут получать фишки.

Девиз команды «Солнышко»

Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде!

Девиз команды «Радуга»

Семь цветов – одна семья! Друг без друга нам нельзя!

- Ну, вот и познакомились. А вы знаете, куда мы отправимся?

Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите? А вы были когда-нибудь в лесу?

Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу")

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

- Нельзя разжигать костёр.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости.

- А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)

(Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц).

Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.

- Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща)

А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)

Много дубов? (дубрава)

А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель)

Молодцы! Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки весеннего леса»), откройте – мы с вами уже в лесу.

1) конкурс.

Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:

Отвечает команда «Солнышко»

1) Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

2)Рыжая кума всех провела (Лиса)

Отвечает команда «Радуга»

1) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.

А проснулся – стал реветь.

Этот зверь лесной (медведь)

2) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

2)конкурс 

Отвечает команда «Солнышко»

Словарная работа:
1. Опиши внешний вид волка
2. Назови волчью семью: волк, волчица, волчата
3. Как называется дом волка? – логово
4. Чем питается волк? – волк охотится на зайцев, кабанов, лосей, делает набеги на овчарни, коровники и т.д.
5. Как готовится волк к зиме – запасов на зиму волк не делает. К зиме шуба становится более пушистой, теплой.

Словарная работа: «Радуга»
1. Опиши внешний вид лисы.
2. Назови лисью семью: лис, лисица, лисята
3. Где спит лиса? – в норе
4.Чем питается лиса? – жуками, лягушками, ящерицами, мышами, зайчатиной, ягодами, курочками, ловит уток в водоемах и т.д.
5. Как готовится лиса к зиме? – Запасы лиса не делает. Окраску лисы не меняют, но с наступлением зимних холодов лисья шуба становится теплей и пышней. 

        Динамическая пауза.

Игра «Закончи предложение и покажи движение»

команда«Солнышко» команда «Радуга»

Хитрая, как …. Голодный, как…

Быстрый, как… Неуклюжий, как…

3 конкурс

Игра «Чей голос? » (голоса птиц в записи: сова, утка, гусь, ворона, соловей, кукушка)

- Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу викторину.

4конкурс: «Кто первый» (чья команда больше назовёт)

– Назовите животных, которые зимой впадают в спячку.(медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук)

–  Кого называют лесным доктором? (дятла)

 – Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)

- Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (кукушка)

 - Какая птица считается символом мудрости и познания? (сова)

- Белобокая птица. (Сорока)

 - Красногрудая птица. (Снегирь)

5конкурс

Выбрать зимующих и перелетных птиц. (по одному представителю из команд)

На подставке: Воробей,  сорока, дятел, ворона, сова. Снешгирь, скворец, грач, лебедь, утка.

Команда «Солнце» выкладывают на мольберте: зимующие птицы.
Команда «Радуга» выкладывают на мольберте:
 перелетные птицы.

- О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.

6конкурс

Дидактическая игра «Кому – что?»

1 «Солнце» — Для чего нужна трава? (Для пищи животных.) – Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные).

2 «Радуга» — Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека).

1 «Солнце» — Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).

2 «Радуга» — Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, опыляют растения, цветы).

1 «Солнце» — Нужны ли птицы в лесу? (Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни).

2 «Радуга» —Нужен ли волк в лесу? (Хищники ). – Чем питается? (Хищники – мясом, его называют санитаром леса).

Физкультминутка «Звериная зарядка» или игра «Про ворону»

Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

7конкурс «Загадки- задачки»

«Солнышко»- у животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)

«Радуга»- наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)

8 конкурс А теперь небольшой блиц-опрос:

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

- Какие звери летают? – летучие мыши.

- Что такое «Красная книга»? (В книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины исчезновения.)

9конкурс. Работа с природоохранительными знаками.

Итак, что нельзя делать в лесу?

Не лови красивых насекомых.

Не рви цветы

Нельзя брать с собой домой лесных жителей.

Не разоряй гнёзда.

Не оставляй мусор в лесу.

Не шуми.

Не  трогай муравейники.

Не засоряй водоёмы.

И пока будут подсчитываться фишки набранные командами

а я вам предлагаю .спеть песню.

Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели викторину и вспомнили, кто, где и как живет, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами, и победила сегодня дружба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе по программе «Школа 2000». Тема: Число7. Цифра7.

Конспект занятия по математике "Число 7.Цифра 7" может быть использован учителями начальных классов, работающих в предшкольном образовании, а также воспитателями в детских садах. В занятии используютс...

Классный час "Люби и охраняй свой край!"

Классный час на экологическую тему «Люби и охраняй свой край!»...

План-конспект НОД с дошкольниками в подготовительной к школе группе. Тема: «На лесной поляне»

План-конспект НОД с дошкольниками в подготовительной к школе группе.Тема: «На лесной поляне» Автор-составитель:воспитательМалышева Светлана Анатольевна Дата проведения:20 ноября 2013 г....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Витамины для Дяди Федора»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Витамины для Дяди Федора»...

Викторина для детей подготовительной к школе группы по правилам дорожного движения.

Викторина для детей подготовительной к школе группы по правилам дорожного движения....

Конспект ООД "Непослушная принцесса" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Занятие ООД "Непослушная принцесса" ОО "Познавательное развитие", "ОО Речевое развитие",  "социально - коммуникативное"  проводилось в игровой форме с...