Классный час "Люби и охраняй свой край!"
классный час по теме

Милованова Ольга Сергеевна

 Классный час на экологическую тему «Люби и охраняй свой край!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_lyubi_i_okhranyay_svoy_kray.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на экологическую тему

«Люби и охраняй свой край!»

Разработала

Милованова О.С.,

классный руководитель 4 класса

Задачи:

- воспитывать любовь к Родине, к  окружающему миру;

- воспитывать  бережное отношение к природе родного края;

- развивать умения видеть и чувствовать прекрасное;

- закрепить правила поведения в лесу;

- расширить знания детей о растительном и животном мире нашего края;

- развивать творческие способности детей, умения работать в группах.

Оборудование:

- мультимедийная техника, экран;

- слайды (презентация: картины природы, растительного и животного мира);

- музыкальное сопровождение;

-  ватман, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы;

- тексты для выступлений;

- названия групп («краеведы», «экологи», «экономисты»,  «врачи», «художники-оформители»);

- конверты с заданиями для каждой группы

- эмблемы (25-30 штук)

Классный час проводится в классной комнате. Школьная мебель расставлена для групповой работы по всей классной комнате: пять школьных парт и по четыре стула для ребят каждой группы. Справа стоит мультимедийная техника для демонстрации слайдов, слева – экран.

До начала классного часа звучит тихая лирическая  музыка.

Всё занятие проводит ведущий- учитель, который организовывает работу учащихся в группах, контролирует её, даёт рекомендации по выполнению заданий, подводит детей к выводам по данной теме.

Все учащиеся рассаживаются за рабочие группы и в течение классного часа выполняют роли специалистов разных специальностей.

План проведения классного часа.

1.Оргмомент: знакомство с детьми.

Учитель:

Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада нашей  встрече. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

2 Сообщение темы классного часа.

Учитель:

Сегодня наш классный час будет посвящён очень актуальной и тревожной теме – охране природы. А эпиграфом будут слова Л.М.Леонова.

Слайд:

«Охраняйте природу!

Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недруга.

Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству».

                                                                                                     Л.М.Леонов.

3.Вступительное слово учителя.

 Во время «живого слова» учителя звучит тихая классическая музыка, которая сопровождается показом картин природы.

Учитель:

- Человек живёт на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями.

Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке, делают одно общее дело. То место, где родился человек, называется Родиной. Для всех нас наш Уральский край стал родиной. Мы не мыслим своей жизни без её лесов, полей        , рек, озёр.

«Мы – хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу, значит охранять Родину!

«О, люди, мыслю я,

У всех у нас есть мать одна

По имени ПРИРОДА!

Её для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки,

В душе её прекрасные черты:

Поля, луга, леса, моря и реки».

- Сколько прекрасных стихов написано поэтами о природе и её охране!

Книга природы открывается для всех, но по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать её язык.

Поэтому каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломит цветущую ветку черёмухи, не разрушит муравейника и птичьего гнезда.

А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчёл, стрекоз, бабочек; погубит под новый год самую красивую ёлочку; забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка.

Нет! Не назовёшь такого человека частью природы, его детищем!

Установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами деятельности человека.

Учёные всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких растений и животных, который называется «Красной книгой», т.к. красный цвет – это сигнал тревоги.

А загрязнение почв, воды, воздуха, оскуднение животного и растительного мира на планете приобрело глобальные масштабы. Не исключение и наша Родина – Челябинская область. Думаю, что каждому из нас полезно знать о природе своего родного края и уметь постоять на её защите.

4. Загадки и вопросы.

Учитель:

- У меня для вас есть загадки и интересные  вопросы.

 Попробуйте на них ответить.

1. «Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой.»  Что это за богатырь?

Ответ детей: ЛЕС.

 Показ слайда: (ЛЕС)

2 вопрос: Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон?

Ответы детей 

(Шум, запах дыма пугает лесных обитателей, заставляет птиц бросать гнёзда, а зверюшек – искать укромные места).

3 вопрос: Каковы причины лесных пожаров и как правильно разжечь костёр в лесу?

Ответы детей 

(Непотушенный костёр, окурки, молния; для того, чтобы правильно разжечь костёр, надо выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн и положить его подальше от огня, когда костёр будет залит водой, убрать головни, уложить обратно дёрн и хорошо полить его водой).

4. «Он в своей лесной палате

Носит пёстренький халатик.

Он деревья лечит,

Постучит – и легче!»

Показ слайда: рисунок дятла

5 вопрос: Вы увидели гнездо птицы, как его сохранить?

Ответы детей 

(Не вытаптывать траву у гнезда, если оно находится на земле; не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов)

6 вопрос: У кого из зверей фамилия Топтыгин, а отчество Патрикеевна?

Ответы детей: медведь и лиса

 Показ слайда: рисунки с изображением медведя и лисы.

Учитель:

- Молодцы, ребята, с первым моим заданием вы справились.

Далее учитель предлагает ребятам поработать в группах и исполнить роли взрослых людей разных профессий.

5. Работа в группах.

Учитель:

А теперь я предлагаю вам  поработать в группах.

Показ слайда: словарь (лексическое значение слов: краевед, экономист, эколог, врач, натуралист)

Учитель:

- 1 группа – краеведы, специалисты в области краеведения – изучения родного края;

- 2 группа – экономисты, специалисты в области экономики, которым предстоит сделать точные расчёты;

- 3 группа – будут экологи, специалисты в области экологии, которым нужно создать правила по охране природы;

- 4 группа – врачи – специалисты в области медицины

- 5 группа – юные натуралисты – защитники природы, которые будут работать в «творческой мастерской» и выпускать знаки, которые помогут сохранить природу.

(Ребята усаживаются по группам и получают задания)

Учитель:

- Каждой группе будет дано своё задание, которое вы должны выполнить за 5-7  минут, а затем доложить о его выполнении.

Далее ребята работают самостоятельно. Во время работы звучит тихая лирическая музыка. Учитель контролирует процесс выполнения работы, оказывает необходимую помощь, даёт рекомендации.

6. Самостоятельная работа учащихся и защита работ..

Как только все группы будут готовы, учитель приглашает к классной доске всех участников ролевой игры для публичного выступления.

1 группа – «краеведы».

Задание: прочитать сообщения, подготовить выступление с использованием слайдов.

Во время чтения сообщений учитель на экране демонстрирует слайды с картинами и иллюстрациями, подтверждающими прослушанный текст.

1 ученик:

Растительный мир нашего края очень богат. Встречаются не только лиственные леса, но и хвойные, смешанные.

Среди деревьев наших лесов – берёза, осина, калина, рябина, черёмуха, дуб, ель, сосна.

Древесина всех деревьев используется человеком в строительстве, в изготовлении мебели и всевозможных изделий, поделок, в качестве топлива.

2 ученик.

Богат и травами наш край. Можно встретить и луговые цветы, и цветы леса, водоёмов, болот. Но из-за варварского людского  отношения и они исчезают. А ведь не везде по Челябинской области увидишь венерин башмачок, кувшинку белую, ирисы, купальницу и подснежник – первый весенний цветок. Все растения требуют бережного отношения, т.к. многие из них уже занесены в «Красную книгу».

3 ученик.

Говоря о лесе, нельзя не сказать о грибах. Богаты ими наши леса! Это и грибы – боровики, и подберёзовики, и подосиновики, и грузди, и опята, и сыроежки, и лисички.

Без грибов кустарники и деревья растут ослабленными. Грибы помогают расти дереву и кустарнику, поставляя им из почвы с водой минеральные соли и полезные вещества.

 В свою очередь и грибы от дерева получают полезные вещества.

Грибы участвуют в образовании почвы.

Для многих животных грибы – не только лакомство, но и лекарство.

Но основная масса грибов погибает из-за нарушения грибницы при неправильном их сборе.

4 ученик.

Богат и разнообразен и животный мир нашей области.

На нашей территории можно встретить лося, лисицу, зайца, волка, медведя, рысь, бурундука, белку, барсука, хомяка; из птиц – тетерева, рябчика, глухаря, в лугах и полях – перепелов, журавлей; из водоплавающих – утки, гуси, кулики, лебеди.

Но и животный мир нашего края в опасности: сократилась численность пушных зверей. Стало меньше в лесах лосей, изредка встретишь глухарей или журавлей. Многие виды зверей и птиц стали охраняемыми: медведь, выдра, барсук, бобёр, лось, глухарь, гусь, журавль.

Многие из них также занесены в «Красную книгу».

Учитель:

- Спасибо нашим краеведам за их рассказ.

  А слово предоставляется экономистам, которые решали экологические задачи.

К классной доске выходят ребята – «экономисты». На экране появляются тексты задач и их решение.

2 группа – «экономисты».

Задание: решить экологические задачи, озвучить своё решение.

Задача 1.

«Для образования в природе слоя почвы толщиной 5 см требуется, по подсчётам учёных, 2000 лет. Сколько лет потребуется для образования слоя почвы толщиной 12 см?»

(Ответ: 4800 лет)

Задача 2.

«Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за 1 минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых приносят  муравьи за 1 час?»

(Ответ:1200 насекомых)

Задача 3 .

«Сова уничтожает за год 1000 полевых мышей. Сколько кг хлеба сохраняет в год 1 сова, если одна полевая мышь в год запасает 1 кг зерна?»

( Ответ: за 1 год сова сохранит 1000 кг или 1 тонну хлеба)

Задача 4.

«Из 250 тысяч видов растений Земли 1/10 часть находятся в угрожающем положении. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?

(Ответ:25000 растений)

Учитель:

- Спасибо нашим экономистам, они ещё раз подтвердили своими расчётами, что природу надо беречь и охранять.

 А слово предоставляется нашим юным экологам, которым предстояло составить Постановление по охране природы родного края.

Выходят ребята – «экологи» и озвучивают своё Постановление.

3 группа – «экологи».

Задание: на ватмане записать правила по охране природы родного края, озвучить их.

                           

Постановление по охране природы родного края

от  «___»________    20____года.

Примерные пункты:

- не разорять муравейники

- не разорять птичьи гнёзда

- подкармливать птиц зимой, развешивать кормушки

- мастерить скворечники

- не рвать цветы

- не ломать деревья

- не вырывать грибы и не нарушать грибницу

- не засорять водоёмы

- сажать деревья и цветы

- не шуметь в лесу

- не пугать животных

- не разводить костёр

- не оставлять после себя мусор.

Учитель:

- Какие бы пункты вы предложили внести ещё?

 (Можно дополнить ответы детей)

 Выходят ребята – «врачи».

4 группа – врачи.

Задание: составить из предложенных карточек правила по сохранению собственного здоровья (оформить их на доске и зачитать)

1) Чистый воздух – чистые лёгкие.

2) Чистый водоём – здоровый кишечник.

3) Много деревьев – много кислорода и железа в организме.

4) Много солнечного света – больше жизненной энергии и гибель болезнетворных микробов.

5) Много лекарственных растений – здоровый организм .

6) Много птиц – укрепление нервной системы.

5 группа – «натуралисты».

Задание: смастерить знаки, которые запрещают и предупреждают об охране природы (составить «Экологический светофор»).

Учитель:

- И в завершении нам бы очень хотелось оценить работу наших натуралистов, которые делали знаки, помогающие запомнить правила по охране природы.

( За все выступления ребятам дарят аплодисменты)

Учитель: Молодцы, ребята, вы все справились со своими заданиями очень хорошо. Скажите, а согласны ли вы дать торжественное обещание беречь родную природу, быть всегда верными ему?

Ответы детей.

Учитель:

Тогда прошу всех встать и произнести «Клятву юного друга природы»

Ребята встают и все вместе, читая с экрана, произносят «Клятву».

Идёт показ текста на экране.

Показ слайда:

Клятва юного друга природы.

  1. Я обещаю охранять природу, быть её другом и защитником.
  2. Везде я буду примером правильного отношения к окружающему миру, буду стремиться познать законы природы, её тайны и особенности.
  3. В природе буду вести себя тихо и скромно, не стану без основания уничтожать растения, буду другом всех животных.
  4. Буду охранять ручейки, реки и пруды.
  5. Буду заботиться о чистоте окружающей среды.
  6. Буду пропагандировать идею охраны природы.

Учитель:

- Прошу всех садиться.

7. Релаксация.

Учитель:

Я поздравляю вас с решением стать маленькими хозяевами и защитниками природы. И на память о нашей встрече я хочу подарить вам такие эмблемы:

Основной цвет на ней – зелёный, цвет жизни. Полоски жёлтого и голубого цветов означают тёплое солнышко и чистые воду и воздух, прозрачные волны и голубое небо.

Эта эмблема будет отличать вас, защитников природы, от других детей. По ней будет легко узнать, что по планете шагают не просто дети, а маленькие хозяева родной земли.

Звучит тихая музыка, учитель дарит всем детям красочные эмблемы, которые они прикрепляют себе на грудь при помощи двустороннего скотча.

Учитель:

- Наш классный час подошёл к концу. Спасибо за работу. До свидания.

Ученики прощаются и выходят из классной комнаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Знай и люби свой край"

Воспитание любви и уважения к родному краю это одна из важных сторон  воспитательной деятельности классного руководителя....

Классный час "Люби и знай свой край. Чимеевский Свято-Казанский монастырь"

Классный час "Люби и знай свой край. Чимеевский Свято-Казанский монастырь" 3 класс...

Интегрированный урок окружающего мира с физической культурой: "Люби, знай и охраняй свой край"

Интегрированный урок окружающего мира с физической культурой: "Люби, знай и охраняй свой край"...

Сценарий классного часа "Я люблю свой край родной"

Сценарий классного часа "Я люблю свой край родной"...

Конспект экологической викторины с детьми подготовительной к школе группы «Знай, люби и охраняй свой край»

Расширить представления детей о жизни растений и животных родного края....

Классный час в 1 классе "Знай и люби свой край" ко Дню Знаний 2017 год

Цели:- ознакомление с историческими страницами родного края (Луги и его окрестностью), его современностью;- формирование у учащихся понятий «Родина», «малая родина», устойчивог...

Отрытый интегрированный урок в 3 классе по предмету «Физическая культура и мир природы и человека» «Люби, знай и охраняй свой край»

Отрытый интегрированный урок в 3 классе по предмету «Физическая культура и мир природы и человека» «Люби, знай и охраняй свой край»...