Интегрированный урок окружающего мира с физической культурой: "Люби, знай и охраняй свой край"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Горбовская Татьяна Демьяновна

Интегрированный урок окружающего мира с физической культурой: "Люби, знай и охраняй свой край"

Скачать:


Предварительный просмотр:

интегрированный урок  по ознакомлению

с окружающим миром и физической культуре

учитель начальных классов: Горбовская Т. Д.

учитель по физической культуре: Головина Т. И.

4 класс

МОУ СОШ № 2 г. Задонска

2010 г.

Цели: – формирование творческого подхода в разрешении игровых ситуаций, развитие воображения, эмоционально-игровой отзывчивости в процессе ознакомления детей с традициями русской национальной культуры;

– показать актуальность проблемы охраны окружающей среды, формирование ценностей, экологических ориентаций (эстетических, познавательных), развитие творческих способностей детей;

– показать роль человеческого фактора в природе и зависимость здоровья человека от его образа жизни.

Задачи: – обучение играм, эстафетам, самостоятельному выполнению упражнений по карточкам;

– развивать экологический взгляд на мир;

– прививать любовь к природе, родному краю;

– воспитывать чувство гордости за свой родной край;

– способствовать выработке правильной осанки, обучение умению расслабляться;

– учить бережному и доброму отношению к природе.

Оборудование и инвентарь: гимнастические скамейки, маты, коврики, обручи, баскетбольные и набивные мячи, скакалки, канат.

Место проведения: спортивный зал

Время проведения: 1 час 30 минут.

Наглядные пособия:

 - Плакаты:

″Лес – наше богатство!»

 «Помни! Мы в лесу не хозяева, а гости″.

 ″Лес не школа, а всех учит″.

 ″Много леса – не руби, мало леса – береги, нет леса – посади″.

 ″По лесу ходи – под ноги гляди″.

- Детские рисунки с изображением достопримечательностей Задонского района и любимых уголков природы.

- Слайды с изображением природы Задонского района.

- Карта Задонского района.

Дети входят в спортивный зал под музыку. Построение. Объяснение задач урока.

(Появляются на стенде слайды с изображением г. Задонска (вид сверху и вид сбоку)).

Ученики под музыку читают стихотворение И.Мелихова ″Родные места.″

1. Куда б в жизненной сини

Меня поезд ни мчал,

Но признаться, красивей

Родных мест не встречал.

Этих далей просторы,

Дона гладь синеву,

Журавлей разговоры

Не во сне, наяву

2. Купала золотые

В небе сини синей,

И над ними простые

Сизых пар голубей.

Эх, сторонка родная,

Клин пшеничный вокруг,

Ты теплынь заревая,

Полонившая луг.

3. Это все так знакомо

С самых ранних мне лет,

И утрами над домом

Краснощекий рассвет.

И в объятьях России,

В гуще лип, тополей,

Задонск – самый красивый

Город в жизни моей.

Куда в сказочной сини

Меня поезд не мчал,

Но нигде я красивей

Родных мест не встречал.

(Появляется слайд с изображение карты Задонского района.)

Учитель: 

- Да, ребята, наш Задонск – действительно уникальный город России. Он находится в центрально-черноземном районе России, на одной из крупнейших равнин – Восточно-европейской. С трех сторон он окружен хвойными лесами, с четвертой – рекой Дон. Сегодня мы поговорим о природных богатствах нашего края.

Учитель: 

- Наш край щедрый, солнечный, в нем живут гостеприимные люди. Мы предлагаем вам совершить путешествие по Задонскому району, познакомиться поближе с его природными особенностями. Ну, как путешественники, готовы? Тогда в путь.

 (Медленный бег под музыку.)

Учитель: 

- Итак, мы подбежали с вами к лесу.

(слайд)

Ученик:

″Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не упускай,

Ты же видишь, мы свои.″

Учитель: 

- Ребята, уже в самом начале нашего пути я вижу первое препятствие – это лесной массив, густые и высокие кустарники, через которые придется пробираться.

Задание 1. По сигналу последний игрок в шеренге устремляется к ее началу, обегая змейкой стоящих перед ним. Добежав до начала шеренги, становится вперед, сохраняя тот же интервал. Второй участник по сигналу стартует за первым, старается его догнать и обогнать.

Учитель: 

- А теперь предстоит пробираться ползком под завалами сухих деревьев.

Задание 2. И.п. – упор стоя, согнувшись, пролезать в образовавшиеся ворота.

Задание 3. Дети становятся вслед за учителем друг за другом и берутся руками за пояс впереди стоящего. По сигналу колонна пускается в путь, совершая волнообразные перемещения. По условиям игры участник, расцепивший руки на поясе партнера, выполняет задание учителя.

Учитель: 

- Трудный был переход. Давайте сделаем привал. А чтобы не было скучно, давайте послушаем о лесе.

(Слайд.)

Учитель: 

- Лес – это многоэтажное здание. На каждом этаже свои растут свои травы, кустарники, деревья, обитают птицы, звери и насекомые. И сейчас, прежде чем продолжить путешествие, вам необходимо отгадать загадки о лесных деревьях.

Загадки: 

1. ″Из какого дерева делают спинки?»

(осина).

2. ″Какое дерево используется для изготовления лыж?»

(береза)

3. ″Какого дерево применяют для изготовления пианино?»

(ель)

4.″Дрова, от каких деревьев самые жаркие?»

(береза, дуб)

5.″Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок?»

(клен)

6. Я из крошки-бочки вылез,

 Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

 Ничего, что плод мой мелок.

 (дуб)

Учитель:

 - Молодцы, ребята! Вы отгадали загадки, и мы продолжим экскурсию по лесу. Много интересного в лесу, нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны. Кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломенку, вот пестрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны.

Учитель: 

- Ребята, мы тоже с вами покажем, на что мы способны.

Задание 4. Преодоление полосы препятствий.

(Слайд.)

Учитель:

 - Ребята, преодолев препятствие, мы вышли на зеленый луг. Луговой воздух богат эфирными маслами душистых растений, которые благотворно влияют на органы дыхания, укрепляя наш организм.

Задание 5. Сделав медленный полный вдох, надо задержать дыхание, а затем очень короткими и сильными толчками полностью выдохнуть воздух через сложенные трубочкой губы. Снова медленный вдох, задержка и выдох резкими толчками.

Учитель: 

- С ранней весны и до поздней осени в лесах, полях и даже на пыльной дороге растут лекарственные травы. Только  надо их знать и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наши предки  пользовался травами для лечения различных заболеваний. Сегодня мы вспомним самые распространенные из лекарственных растений.

(Демонстрация слайдов и рассказы детей.)

– настойка валерианы и ландыша, лечит болезни сердца;

– настойка мать-и-мачехи – кашель, бронхит;

– капли зверобоя убивают микробы, лечат десна, затягивают ранки;

– сок брусники пьют при повышенном кровяном давлении;

– сок пастушьей сумки останавливает кровотечение;

– корень одуванчика лечит заболевание печени, желтуху, гастрит.

Ученик:

 Я должен над цветами наклониться,

Не для того чтобы рвать или срезать,

А чтобы увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Учитель:

 - А сейчас я проведу Вас по незнакомой тропинке.

Задание 6. Ходьба по двум гимнастическим скамейкам, расположенным под острым углом друг к другу.

Учитель:

 - Ребята, эта тропинка привела нас туда, где водятся животные. Какие? Это мы узнаем отгадав загадки.

Задание 7. Эстафеты (добежать до ориентира и выбрать из предложенных вариантов (лось, конь, белка, мышь, кабан, свинья, заяц, барсук, енот, ёж ответ на загадки ).

Загадки:

 1. Горбоносый, длинноногий, великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги

С ним тягаться трудно в беге

Коль, такого довелось встретить, знай, что это…

(лось).

2. Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам

Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке – летом

(белка).

3. Возле дуба острым рылом деловито землю рыл он

Я пугать его не стал, ни спугнул и мой Палкан,

Очень грозен был…

(кабан).

4. Это что за зверь лесной,

 Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы.

(заяц).

5. Кого называют королем грызунов

(барсук).

6. Ни елка, а колко, ни кот, а мыши боятся.

 (еж)

Учитель:

 - Молодцы, ребята. А сейчас мы поговорим о правилах поведения в лесу.

Задание 8. Круговая тренировка по станциям (выполняя упражнения по станциям дети получат карточку демонстрирующую правила поведения в лесу).

(После выполнения задания №8 ученики демонстрируют таблички с правилами поведения в лесу и читают правила.)

1. Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь

Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.

2. Ветки дуба не ломай, никогда не забывай

Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять, ты пришел не убивать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

3. Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги, ведь они нам не враги

Помоги лесным зверушкам, приготовь для них кормушки.

4. И тогда любой зверек – будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба – скажет, ты – мой друг, спасибо!

Учитель: 

- У леса есть душа. И эта душа может болеть. У леса есть глаза. Они могут плакать, а могут и улыбаться. Помните: сохранить природу – значит сохранить жизнь!

Учитель: 

- Молодцы, вы отлично справились с заданием и поэтому мы так быстро добрались до реки Дон.

(Слайд.)

Учитель: 

- Общая протяженность рек и ручьев задонского района составляет 155километров. Река Дон протекает через все Центральное Черноземье с севера на юг, впадает в Азовское море. Название происходит от слова «Дана» (река или вода). В поймах реки Дон водятся: карпы зеркальные, карпы чешуйчатые, окуни, сазаны, налимы, голавли, щуки, судаки, лещи, пескари, плотва, клинки, караси, ротаны, бирюки, подусты.

(Демонстрация слайдов.)

Отгадайте загадки:

1. Колюч, да не еж.

Кто это?

(ерш)

2. В какую рыбу можно смотреть как в зеркало?

 (зеркальный карп)

3. Какая рыба носит имя человека?

 (карп)

Задание 9. Подвижная игра ″Рыбаки и рыбки.″

Учитель: 

- Наших рыбок мы отпустим, пусть плавают и растут. Только из одной рыбы уху не сваришь. Чтобы узнать, из чего можно сварить уху проведем эстафету.

Задание 10. Эстафета: «Уха».

Учитель: 

- Ребята, взгляните, перед нами вход в пещеру, как называется эта гора?

(Слайд.)

Учитель: 

- Галичья гора заповедной стала в 1925году, s=19га. Основная достопримечательность этого урочища – причудливые скалы древнего известняка, рассеченные трещинами, источенные водой и ветром, ставшие прибежищем редких растений. Это уникальная жемчужина природы на Русской равнине. Здесь обитает 54 вида млекопитающих, 208 видов птиц, 39 видов рыб, 8 видов земноводных. Не мало редких и исчезающих видов растений и животных, сохраняются в заповеднике. 24 вида насекомых, 7 видов растений и 2 вида грибов занесены в Российскую Красную книгу.

Учитель: 

- Чтобы не потерять никого из виду, мы будем держать друг друга за плечи, присядем на корточки, так как проход через пещеру очень узкий и низкий.

Задание 11. Ходьба в приседе.

Учитель:

- Вот мы и вышли из пещеры, теперь нам нужно вместе сбежать вниз с горы. Тот, кто расцепит руки в колонне, выполняет любое упражнение на развитие силы.

Задание 12. Бег в колонне.

Учитель: 

″Наше путешествие подошло к концу. Давайте остановимся на зеленом лугу и немного отдохнем. Я предлагаю вам лечь на коврики и послушать голоса природы.″

Учитель: 

- А сейчас представьте себя в самом прекрасном месте на Земле. Это огромный, цветущий луг, на нем много растений, зеленая-зеленая трава. Солнышко согревает ваши тела, дует нежный ветерок, и вам хочется находиться среди этого великолепия, среди этой красоты.

(Звучит музыка.)

- Вдохните поглубже свежий воздух. Останьтесь там, среди этого прекрасного луга и почувствуйте, как в вас входят новые силы, как вам хорошо. Теперь откройте глаза. Я надеюсь, что когда вы встретите в поле цветы, почувствуете их запах и увидите их красоту, то не будете рвать эти удивительные создания. Берегите природу, свой родной край! Помните! Мы в лесу не хозяева, а гости!

(Построение, подведение итогов урока.)

Учитель: 

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы все показали себя ловкими, находчивыми, а главное дружными и трудолюбивыми. Мы надеемся, что у Вас останутся самые хорошие воспоминания о проведённом занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"....

Урок окружающего мира в 4 классе "Я знаю родной край" (итоговый)

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК "Школа России". Тип урока: обобщение и систематизация, контроль знаний.  Данный урок («Я знаю родной край»)  является заключительным в разделе «Родной к...

Урок окружающего мира по теме "Что мы знаем о своей стране" 1 класс (система РО Л.В. Занкова)

Урок окружающего мира по теме "Что мы знаем о своей стране" 1 класс (система РО Л.В. Занкова) по ФГОС...

Интегрированный урок окружающего мира и физической культуры во 2-м классе по теме "Если хочешь быть здоровым"

Интегрированный урок окружающего мира и физической культуры во 2-м классе по теме "Если хочешь быть здоровым" ...

Отрытый интегрированный урок в 3 классе по предмету «Физическая культура и мир природы и человека» «Люби, знай и охраняй свой край»

Отрытый интегрированный урок в 3 классе по предмету «Физическая культура и мир природы и человека» «Люби, знай и охраняй свой край»...

Интегрированный урок окружающего мира и физической культуры "Как человек двигается. Виды движений в спортивной деятельности"

Интегрированный урок проводится совместно с учителем физической культуры. На уроке проводится фронтальная, групповая, парная и индивидуальная формы изучения нового материала....