ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Иванова Анастасия Андреевна

конспект для 3 класса по окружающему миру, раздел МОЕ ОТЕЧЕСТВО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh_2.doc352.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир (3-й класс)

МОЁ ОТЕЧЕСТВО 

Урок 5.

ГЛАВА I. ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ

Тема: ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ

Цели:

  1. Ознакомить учеников с первичными представлениями о понятиях «история» и «исторический источник».
  2. Помочь ученикам осознать важность изучения и использования в современной жизни опыта, накопленного поколениями предков.

 Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

 4  1  3

– Ребята, вы помните, что происходило с вами вчера, год назад, пять лет назад? Вы можете друг другу об этом рассказать? (Да.)

– А кто нам может рассказать о том, что происходило 20 лет назад? (Родители, бабушки и дедушки.)

– Кто может рассказать о том, что было 50, 70 лет назад? (Бабушки и дедушки.)

– Можем ли мы сказать, что вокруг нас живут люди, которые видели и помнят события пяти-, двадцати-, пятидесятилетней давности? (Да, можем.)

На доске появляется запись:

О недалёком прошлом могут рассказать свидетели событий.

А теперь я хочу показать вам изображение удивительного памятника, который стоит в старинном русском городе Новгороде (учебник, с. 22, но лучше обратиться к презентации к уроку).

– Он установлен в честь тысячелетия основания нашего государства. Подсчитайте, сколько поколений россиян изображено на памятнике? (1000 лет = = 10 веков; так как за один век сменяется 4–5 поколений, то за 10 веков их сменилось 40–50.)

– Живут ли сейчас на земле люди, которые своими глазами видели, что происходило 1000 лет назад? (Нет.)

На доске появляется запись:

Свидетелей давних событий не осталось.

Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?

Получается, что о далёком прошлом нам никто рассказать не может?

Какой возникает вопрос?

Как скульптор, создававший памятник «Тысячелетие России», узнал о том, что нашему государству – тысяча лет; что люди, изображённые на нём, много лет назад выглядели и были одеты именно так? (Возможны другие варианты вопросов.)

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Откуда люди узнают о далёком прошлом, если живых свидетелей тех времён уже не осталось?

– Составим план урока.

План (примерный) 3

Учитель вместе с детьми составляет план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.

1 4 7 3 3

Работа в учебнике.

1. Исторические источники.

Подумайте, откуда учёные-историки берут информацию о прошлом?

Собственный жизненный опыт и знание материала предыдущих уроков позволят учащимся высказать несколько предположений, способствующих решению проблемы. Версии детей могут оказаться такими:

–        о прошлом можно узнать из старинных книг;

–        до наших дней сохранились обычаи, праздники, народные костюмы, игры, песни, сказки и т.д., созданные нашими предками;

–        наши имена и фамилии тоже могут рассказать о прошлом.

В качестве подсказок можно использовать иллюстрации учебника со с. 8, 9, 11. Необходимо обратить внимание учеников на фотографии со с. 23. Возможно, в классе найдутся ученики, имеющие представление о раскопках и археологии.

От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии.

Для проверки высказанных предположений и расширения знания учитель предлагает прочитать вслух текст фрагмента «Родники истории».

Как вы поняли, что учёные называют историческими источниками? (Ответы учеников с опорой на прочитанный текст.)

– Можно ли назвать историческими источниками старинные украшения? Русские народные сказки и песни? Тексты и рисунки старинной книги? Боевые доспехи и оружие наших предков? Издавна сохранившиеся названия улиц? (Да, всё это свидетельства прошлого, значит, это исторические источники.)

Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились?

Напротив подтвердившихся версий ставим знак «+», дописываем те виды исторических источников, которые не были названы на этапе актуализации.

 2. История – наука о прошлом человечества.

– Как вы думаете, почему памятник «Тысячелетие России» часто называют «живой историей России»? Со словом «Россия» нам всё понятно, ведь памятник поставлен в честь нашей страны. А как вы понимаете слово «история» в этом определении? (Ученики говорят о том, что памятник изображает прошлое нашей страны. Таким образом акцентируем внимание учеников на том, что слово «история» здесь означает «то, что прошло, прошлое».)

– Почему, говоря об этом памятнике, к словам «история России» люди добавляют определение «живая»? (Ученики высказывают предположения.)

Задача учителя – донести до учеников мысль, что люди, изображённые на памятнике, имеют самое непосредственное отношение к истории государства. Из их мыслей и поступков, из историй их жизни складывалась история всей России. 

– Давайте посмотрим на задание на с. 24.

Ученики должны сделать вывод, что учёные-историки изучают прошлое человечества.

Как вы думаете, для чего понадобилась такая наука, как история? Для чего нужно знать о прошлом?

Ученики высказывают предположения.

– Прочитайте высказывание российского учёного-историка В.О. Ключевского: «История – это фонарь, зажжённый в прошлом, горящий в настоящем и освещающий дорогу в будущее!»

– Как вы понимаете эти слова?

Можно провести такое сравнение: как отдельный человек обладает своей личной памятью, так и всё человечество обладает общей коллективной памятью – историей. Как человек, лишившийся памяти, не сможет жить без посторонней помощи, так и человечество, не знающее своей истории и не пользующееся опытом, накопленным многими поколениями, обречено на гибель.

Обобщая вышесказанное, на доске можно записать (или прикрепить написанную заранее на листе) фразу: «История – не просто наука о прошлом, это память всего человечества».

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

 

 2 1 4 4

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Откуда люди узнают о далёком прошлом, если живых свидетелей тех времён уже не осталось?

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. В конце урока ученики с помощью учителя формулируют вывод:

Люди могут узнать о далёком прошлом – этим занимается наука история. Знания о прошлом учёные-историки черпают из исторических источников – так называют свидетельства прошлого, сохранившиеся до наших дней.

Работа в учебнике.

Найдите в учебнике вопросы после текста, ответьте на них.

Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант ответа.

Можно предложить детям поработать с одним вопросом в каждой группе.

 Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 4, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему полностью, а также выполнить творческое задание:

– С помощью книг, рассказов взрослых узнай, когда был построен твой город или село, какие есть в нём древние здания, памятники старины, чем прославились в истории твои родственники и земляки. Подготовь устное или письменное сообщение «Из истории нашего города (села)».

Также по желанию ученики выполняют задание актуализации на с. 28.

V. Итог урока.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

– Что нового узнали?

– Где пригодятся знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Твое здоровье - в твоих руках

Познавательная спортивная игра...

Урок внеклассного чтения по теме "Твой родной край" в 4-м классе коррекционно - развивающего обучения. Р.Казакова "Хабаровску"

Урок внеклассного чтения по теме «Твой родной край» для учащихся 4-х классов коррекционно-развивающего обучения помогает понять красоту родного края, развивает мышление, речь, творческие способн...

Конспект урока окружающего мира "Твой родной край"

Данный урок разработан для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Твой родной край» УМК "Школа России"

Тема урока: «Твой родной край» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления учащихся о родном крае, изучение географического положения Челяб...

Конспект внеурочной деятельности "Твой город\село; твой край" (Курс "Моя малая Родина) (2 класс)

Планируемые результаты: Личностные:-Уметь планировать работу на уроке-Устанавливать связь между учебной деятельности и ее мотивов;Предметные: углублять и расширять знания учащихся о родном городе...

урок Твой родной край

урок Твой родной край в 4 классе (окружающий мир/кубановедение)...