ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
конспект для 3 класса по окружающему миру, раздел МОЕ ОТЕЧЕСТВО
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 352.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир (3-й класс)
МОЁ ОТЕЧЕСТВО
Урок 5.
ГЛАВА I. ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ
Тема: ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ
Цели:
- Ознакомить учеников с первичными представлениями о понятиях «история» и «исторический источник».
- Помочь ученикам осознать важность изучения и использования в современной жизни опыта, накопленного поколениями предков.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | 4 1 3 – Ребята, вы помните, что происходило с вами вчера, год назад, пять лет назад? Вы можете друг другу об этом рассказать? (Да.) – А кто нам может рассказать о том, что происходило 20 лет назад? (Родители, бабушки и дедушки.) – Кто может рассказать о том, что было 50, 70 лет назад? (Бабушки и дедушки.) – Можем ли мы сказать, что вокруг нас живут люди, которые видели и помнят события пяти-, двадцати-, пятидесятилетней давности? (Да, можем.) На доске появляется запись: О недалёком прошлом могут рассказать свидетели событий. – А теперь я хочу показать вам изображение удивительного памятника, который стоит в старинном русском городе Новгороде (учебник, с. 22, но лучше обратиться к презентации к уроку). – Он установлен в честь тысячелетия основания нашего государства. Подсчитайте, сколько поколений россиян изображено на памятнике? (1000 лет = = 10 веков; так как за один век сменяется 4–5 поколений, то за 10 веков их сменилось 40–50.) – Живут ли сейчас на земле люди, которые своими глазами видели, что происходило 1000 лет назад? (Нет.) На доске появляется запись: Свидетелей давних событий не осталось. – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? – Получается, что о далёком прошлом нам никто рассказать не может? – Какой возникает вопрос? – Как скульптор, создававший памятник «Тысячелетие России», узнал о том, что нашему государству – тысяча лет; что люди, изображённые на нём, много лет назад выглядели и были одеты именно так? (Возможны другие варианты вопросов.) Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Откуда люди узнают о далёком прошлом, если живых свидетелей тех времён уже не осталось? – Составим план урока. План (примерный) 3 Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. | 1 4 7 3 3 Работа в учебнике. 1. Исторические источники. – Подумайте, откуда учёные-историки берут информацию о прошлом? Собственный жизненный опыт и знание материала предыдущих уроков позволят учащимся высказать несколько предположений, способствующих решению проблемы. Версии детей могут оказаться такими: – о прошлом можно узнать из старинных книг; – до наших дней сохранились обычаи, праздники, народные костюмы, игры, песни, сказки и т.д., созданные нашими предками; – наши имена и фамилии тоже могут рассказать о прошлом. В качестве подсказок можно использовать иллюстрации учебника со с. 8, 9, 11. Необходимо обратить внимание учеников на фотографии со с. 23. Возможно, в классе найдутся ученики, имеющие представление о раскопках и археологии. От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии. Для проверки высказанных предположений и расширения знания учитель предлагает прочитать вслух текст фрагмента «Родники истории». – Как вы поняли, что учёные называют историческими источниками? (Ответы учеников с опорой на прочитанный текст.) – Можно ли назвать историческими источниками старинные украшения? Русские народные сказки и песни? Тексты и рисунки старинной книги? Боевые доспехи и оружие наших предков? Издавна сохранившиеся названия улиц? (Да, всё это свидетельства прошлого, значит, это исторические источники.) – Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились? Напротив подтвердившихся версий ставим знак «+», дописываем те виды исторических источников, которые не были названы на этапе актуализации. 2. История – наука о прошлом человечества. – Как вы думаете, почему памятник «Тысячелетие России» часто называют «живой историей России»? Со словом «Россия» нам всё понятно, ведь памятник поставлен в честь нашей страны. А как вы понимаете слово «история» в этом определении? (Ученики говорят о том, что памятник изображает прошлое нашей страны. Таким образом акцентируем внимание учеников на том, что слово «история» здесь означает «то, что прошло, прошлое».) – Почему, говоря об этом памятнике, к словам «история России» люди добавляют определение «живая»? (Ученики высказывают предположения.) Задача учителя – донести до учеников мысль, что люди, изображённые на памятнике, имеют самое непосредственное отношение к истории государства. Из их мыслей и поступков, из историй их жизни складывалась история всей России. – Давайте посмотрим на задание на с. 24. Ученики должны сделать вывод, что учёные-историки изучают прошлое человечества. – Как вы думаете, для чего понадобилась такая наука, как история? Для чего нужно знать о прошлом? Ученики высказывают предположения. – Прочитайте высказывание российского учёного-историка В.О. Ключевского: «История – это фонарь, зажжённый в прошлом, горящий в настоящем и освещающий дорогу в будущее!» – Как вы понимаете эти слова? Можно провести такое сравнение: как отдельный человек обладает своей личной памятью, так и всё человечество обладает общей коллективной памятью – историей. Как человек, лишившийся памяти, не сможет жить без посторонней помощи, так и человечество, не знающее своей истории и не пользующееся опытом, накопленным многими поколениями, обречено на гибель. Обобщая вышесказанное, на доске можно записать (или прикрепить написанную заранее на листе) фразу: «История – не просто наука о прошлом, это память всего человечества». – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. |
2 1 4 4 – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? – Откуда люди узнают о далёком прошлом, если живых свидетелей тех времён уже не осталось? – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. В конце урока ученики с помощью учителя формулируют вывод: Люди могут узнать о далёком прошлом – этим занимается наука история. Знания о прошлом учёные-историки черпают из исторических источников – так называют свидетельства прошлого, сохранившиеся до наших дней. Работа в учебнике. – Найдите в учебнике вопросы после текста, ответьте на них. Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант ответа. Можно предложить детям поработать с одним вопросом в каждой группе. Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ТОУУ |
ΙV. Домашнее задание. | Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 4, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему полностью, а также выполнить творческое задание: – С помощью книг, рассказов взрослых узнай, когда был построен твой город или село, какие есть в нём древние здания, памятники старины, чем прославились в истории твои родственники и земляки. Подготовь устное или письменное сообщение «Из истории нашего города (села)». Также по желанию ученики выполняют задание актуализации на с. 28. | |
V. Итог урока. | – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? – Что нового узнали? – Где пригодятся знания? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Твое здоровье - в твоих руках
Познавательная спортивная игра...

Классный час "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"
Классный час "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен" предназначен для учащихся начальных классов. Посвящен Великой Отечественной войне. Способствует формированию чувства патриотизма и гордости з...

Твое здоровье в твоих руках
Сценарий внеклассного мероприятия......В условиях ФГОС, большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям.....Данный материал посвящен именно этой теме.......

Классный час "Твое здоровье - в твоих руках"
Классный час проводится в форме игры-практикума. Дети в начале игры дают самооценку отношения к собственному здоровью, а затем в конце игры делают выбор: вести здоровый образ жизни или другой путь. В ...
Урок внеклассного чтения по теме "Твой родной край" в 4-м классе коррекционно - развивающего обучения. Р.Казакова "Хабаровску"
Урок внеклассного чтения по теме «Твой родной край» для учащихся 4-х классов коррекционно-развивающего обучения помогает понять красоту родного края, развивает мышление, речь, творческие способн...

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете самостоятельная работа учеников, направленная на разв...

Конспект внеурочной деятельности "Твой город\село; твой край" (Курс "Моя малая Родина) (2 класс)
Планируемые результаты: Личностные:-Уметь планировать работу на уроке-Устанавливать связь между учебной деятельности и ее мотивов;Предметные: углублять и расширять знания учащихся о родном городе...
