Конспект урока развития речи в 3 классе школы для детей с ОВЗ
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Апарина Юлия Геннадьевна

Тема : Весна – пробуждение природы.

Цели :

Образовательные:

  • Формирование умения составлять повествовательно-описательный рассказ по серии картинок, используя опорные слова;
  • Уточнить представления учащихся о сезонных изменениях в природе;

Коррекционно-развивающие:

  • Коррекция интонационной стороны речи
  • Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей и отношений
  • Коррекция и развитие слухового восприятия при прослушивании звуков природы
  • Воспитание эмоциональной адекватности поведения, эмоциональной стороны речи
  • Коррекция зрительного восприятия при работе с осколочными картинками

Воспитательные:

  • Воспитание мотивацию к обучению, получению новых знаний

Оборудование : мультимедийная презентация, аудиозапись звуков природы(журчание ручья, весенний гром, пение птиц, весенний дождь), разрезные картинки сосульки, ручей, верба, подснежники, солнышко, гнездо птиц, карточки со словами ,корзинка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_vesna.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Весна – пробуждение природы.

Цели : 

Образовательные:

  • Формирование умения составлять повествовательно-описательный рассказ по серии картинок, используя опорные слова;
  • Уточнить представления учащихся о сезонных изменениях в природе;

Коррекционно-развивающие:

  • Коррекция интонационной стороны речи
  • Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей и отношений
  • Коррекция и развитие слухового восприятия при прослушивании звуков природы
  • Воспитание эмоциональной адекватности поведения, эмоциональной стороны речи
  • Коррекция зрительного восприятия при работе с осколочными картинками

Воспитательные:

  • Воспитание мотивацию к обучению, получению новых знаний

Оборудование : мультимедийная презентация, аудиозапись звуков природы(журчание ручья, весенний гром, пение птиц, весенний дождь), разрезные картинки сосульки, ручей, верба, подснежники, солнышко, гнездо птиц, карточки со словами ,корзинка.

Ход урока :

Орг. Момент. Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Вот книжки на столе

А вот-тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный-

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный!

-Ребята, на прошлых уроках мы с вами учились узнавать тип деревьев по их листьям. Давайте вспомним: - Как называются деревья, у которых на ветках листья? (лиственные)

-А как называются деревья, у которых на ветках хвоя? (хвойные)

Сейчас постараемся быть внимательными. Я буду называть тип дерева, а вы слушайте. На название лиственного дерева садятся девочки, а на название хвойного – мальчики. Береза - девочки, ель – мальчики.

-У нас было домашнее задание: «Третий лишний». (вычеркнуть лишнее слово)

                       тополь        сосна

                      берёза           ель

                        ель             рябина

Актуализация знаний учащихся.

Сегодня по дороге в школу я нашла корзиночку. Хотите узнать, кто ее потерял?

 Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (весной)

Да, эту корзинку потеряла весна. Когда я утром шла по дороге встретила весну. (слайд1)

Кто из вас видел весну?

Даша видела и расскажет стихотворение о весне. (Стихотворение рассказывает заранее подготовленный ученик).

К нам весна шагает

Быстрыми шагами

И сугробы тают под её ногами

Первые проталины  на полях видны

Видно очень тёплые ноги у весны.

Артикуляционная гимнастика.

Наше настроение. (Мимическое настроение)

Мы заходим в лес. Показать какое у вас настроение в яркий, солнечный, весенний день.(повернулись друг  к другу, улыбнулись)

И в дождливый, пасмурный день.(нахмурились)

Идем по лесу – увидели подснежник (удивились - вытянуть лицо и раскрыть рот)

-Любуемся красивыми нарядами весны «О-о-о, о-о-о, о-о-о»

Идем по лесу дальше.

Упражнение для губ и щёк, языка.

-Увидели хомяка– толстячка.

а) Показать, какие толстые щеки у хомячка. (надуть обе щёки одновременно)

б) Увидели птиц, изобразим клювы этих птиц. Медленно всасываем щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед

в) Увидели белочку. Она грызёт орешки. (улыбнуться и постучать зубами)

г) У нее мелькает хвостик. (рот открыт, губы в улыбке, двигать языком вправо - влево)

Работа с пиктограммой. Я предлагаю вам разгадать слово , которое будет часто звучать  сегодня на уроке.(слайд 2)(Работа с пиктограммой , зашифровано слово ВЕСНА  ) На доску помещается слово ВЕСНА.(картинка на доске)

3.Работа с осколочными картинками. Хотите узнать, что потеряла весна в корзинке? Вам нужно составить разрезные картинки и подобрать к ним слова.

Работа в парах.

(Дети собирают картинки с изображением солнышка, капели, сосульки, лужи, ручей, подснежник, трава).

Картинки  с надписями разместить на доску.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

(Ответы детей)

Сегодня мы поговорим о признаках весны. Составим небольшой рассказ о весне.

4. Беседа с опорой на наблюдения учащихся.

Давайте вспомним какие изменения в природе вы наблюдали?

Я буду задавать вопрос, а вы отвечать, используя опорные слова.

Какая была погода? (пасмурно, солнечно) слайд 3

Какого цвета было небо? (голубое, серое)слайд 4

Что видели на земле? (проталины)слайд 5

Что видели на крыше? (сосульки, капель) слайд 6

Какие были сосульки? ( длинные, холодные) слайд 7

Весна принесла с собой и свою музыку. Прослушайте звуки, запомните , приготовьтесь отгадывать.

Звуки: журчание ручья, звон капели, раскаты грома и весенняя гроза, весенний дождь, пение птиц.

Давайте вспомним название весенних месяцев.

(Слайд 8 названия месяцев март, апрель, февраль, май.)

Какой месяц лишний? Почему? Слайд 9

Расположите названия весенних месяцев по порядку.

ВЫВЕСИТЬ КАРТИНКУ НА ДОСКУ

Зрительная гимнастика.

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.

5.Работа над новым материалом.( Составление предложений по картинкам. Установление цепочки причинно- следственных связей, изменений в природе.)

Вспомните, какие изменения происходят в марте? Почему снег становится рыхлым, тёмным?

Каким становится солнышко?

Что происходит со снегом?

Я начну предложение, а вы продолжите.

На дорогах появляются……(проталины).

На крышах появляются …… (сосульки).

(появляются картинки с изображением сосулек и проталин).слайд 12

Давайте составим предложения о погоде в марте, используя опорные слова. Слайд 13

Весна наступает. Солнце пригревает. Снег тает.

Как называется второй  весенний месяц?

Апрель, апрель

На дворе звенит капель

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Почему начинают бежать ручьи? Почему звенит капель? Почему набухают почки? Почему возвращаются птицы?

Давайте составим предложения о погоде в апреле.

Слайд 14 Ручьи бегут. Почки набухают. Птицы прилетают.

Физминутка.

На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)
С ветки да

ль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)

Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)
Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)
За деревней, за долиной,
Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).
Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)

Как называется последний весенний месяц?

Распустился ландыш в мае

В самый праздник, в первый день

Май цветами провожая

Распускается сирень.

Что происходит с природой в мае? Давайте составим предложения.

Слайд 15 Трава зеленеет. Листья распускаются. Цветы расцветают.

Закрепление. (карточки)

1)Работа над текстом. Составление рассказа с опорой на слова и таблицу.(самостоятельно)

ВЕСНА.

1.Наступила (_ _ _ _ _).  весна

2.Часто дует теплый (_ _ _ _ _).  ветер

3.Небо (_ _ _ _ _). голубое

4.Солнце греет (_ _ _ _ _).  жарче

5.На деревьях появляются (_ _ _ _ _). листочки

6.С юга прилетают (_ _ _ _ _).  птицы

7.Скоро наступит жаркое (_ _ _ _ _).  лето

Ветер

листья

Голубое

весна

птицы

Часто

лето

Ребята, вы хорошо поработали, мне всё очень понравилось. Давайте напоследок поиграем в игру «Веселые пернатые».

-Назовите перелетных птиц.

-Назовите зимующих птиц.

Домашнее задание:   Весна. - Ребята вы очень хорошо работали, много рассказали о весне. Я хочу, чтобы вы дома об этом нарисовали. (Д/з.)

Итог урока

1.О каком времени года мы говорили?

2.Какие признаки весны вы запомнили?

3.Что больше всего вам понравилось на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи 2 класс.

Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....

Конспект урока развития речи. 2 класс.

Конспект урока развития речи по теме: "Виды плана". 2 класс....

презентация к уроку развития речи 2 класс школы 1 вида "Занятия детей весной"

Эта презентация поможет првести урок увлекательно. Она облегчит овладение грамматическими категориями для детей с нарушением слуха....

Конспект урока развития речи. 1 класс. Работа с деформированным текстом.

Ученикам предлагается составить текст на тему масленицы. В уроке использовано большое количество наглядного материала (карточки с опорными словами и номерами предложений, тематические картин...

Конспект урока развития речи 2 класс

Этот материал может быть актиуален для учителей начальных классов  в подготовке к уроку развития речи....