Родной край - частица Родины
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Тема: «Родной край – частица Родины». Сталинградская битва».

Тип презентации: «открытие» нового знания 

Цель: пропедевтическая – подготовка к более глубокому изучению исторического материала в средних классах.

Задачи:

- вовлечь обучающихся в самостоятельно - познавательную деятельность;

- развивать элементы духовно – нравственной культуры;

- познакомить с историей российского государства, города Волгограда,

-сформировать представление учащихся о подвигах защитников отечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  к предмету окружающий мир

УМК «Начальная школа ХХI века», 2 класс

Тема: «Родной край – частица Родины». Сталинградская битва». 

Тип урока: «открытие» нового знания (на основе деятельностного подхода)

Цель: пропедевтическая – подготовка к более глубокому изучению исторического материала в средних классах.

Задачи:

- вовлечь обучающихся в самостоятельно - познавательную деятельность;

- развивать элементы духовно – нравственной культуры;

- познакомить с историей российского государства, города Волгограда,

-сформировать представление учащихся о подвигах защитников отечества.

Используемые педагогические технологии:

- технология деятельностного подхода;

- элементы технологии организационно - исследовательской деятельности обучающихся;

- информационно - коммуникативные технологии.

Организация пространства: индивидуальная работа,  групповая работа, фронтальная работа.

Методы:  частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ресурсы:

- персональный компьютер, мультимедиа-проектор;

- пластилин, картон;

- презентации;

- Н.Ф.Виноградова.  «Окружающий мир», 2кл.. Вентана - Граф /Учебник

                

ХОД УРОКА.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Этап. Самоопределение к деятельности

(орг. момент) (Слайд )

- Ребята, урок я начну стихами Владимира Марахина.  Послушайте.

Начинается с Валдая

И течет через века

Сердцем вечно молодая

Многоводная река.

Всех российских рек столица,

И с земным поклоном к ней,

Весь народ страны гордится

Волгой – матушкой своей.

И стоит на Волге город,

Ставший краше во сто крат,

Тот, что светел, свят и молод,

Славный город Волгоград.

- Понравилось стихотворение? О чем оно?  

- Какие чувства вызывают слова автора?  

- Чем гордится автор?

- Почему Владимир Марахин о городе говорит: «Ставший краше во сто крат».

- Как случилось, что город был разрушен, что вы знаете об этом времени?

Слушают.

- Понравилось. О реке Волге. О нашем городе.

- Гордость, любовь.

- Силой и размерами  реки Волги. Красотой города.

- Наш город был разрушен  во время войны, а потом восстановлен.

- На нашу страну напала фашистская Германия, на территории нашего города велись жестокие бои. Город был сожжен и разрушен полностью. После войны город отстраивали заново полностью.

2 этап. Актуализация знаний.

- Верно. Ребята, мы с вами родились и живем в городе, который стоит на берегу великой русской реки Волги – Волгограде.  Сегодня, это  - город  широких улиц, прекрасных набережных, скверов. У нас много памятников, свидетельств  величия человеческого духа. Имя, нашего города  известно всему миру. Не так уж много на земле городов, к которым так приковано  внимание.

- Почему наш город известен всему миру?

Блиц – опрос.

- Как город  назывался раньше?

- За что дали ему имя «город-герой»?

- Когда началось контрнаступление?

- Когда завершилось контрнаступление?

-  Сталинградская битва длилась?

- Назовите известные вам фамилии героев сражавшихся в битве?

Фиксация планируемой деятельности.

- «Победа под Сталинградом была полной. Победа была великой. Не померкнет её слава в веках.

Сталинград!

Крепость на Волге.

Город – легенда.

Город – герой.

Здесь люди стояли, как скалы. Здесь жизнь победила смерть» [1] 

     Ответы детей

3 этап. Постановка учебной задачи.

- Как вы, думаете, над какой темой будем работать сегодня?

-  Зачем нужны эти знания?

- Посмотрите на экран и поставьте свои задачи на сегодняшний урок?  (Слайд)

  • Я научусь.....
  • Я узнаю........  

Формулируют тему урока и уточняют задачи урока, в сотрудничестве с учителем

- О нашей родной земле, крае.

- Сталинграде и его историческом прошлом.

- Об истории нашего города. Сталинградской битве.

- Каждый человек должен знать историю своего города, государства.

4 этап. Открытие нового знания.

Просмотр презентации с комментированием.

 Город – герой был в сраженьях изранен,

Но, недоступен врагу,

Он гордо стоит, как победное знамя,

На волжском крутом берегу.             Галина Васелистова

- За что город был удостоен звания город – герой?

- Хотите узнать подробнее об этих событиях и поучаствовать в проекте «Сталинградская битва»?

- Тогда, садитесь поудобнее и постарайтесь переместиться мысленно в прошлое. Внимание на экран. Послушайте. (Слад)

     «Город Волгоград носит почетное звание «город герой».  17 июля 1942 года началось наступление фашистских войск на Сталинград. Это – дата начала одного из величайших сражений Второй мировой войны. Сначала бои велись на подступах к Сталинграду, а уже в конце августа враг  ворвался в город. Врага встретило стойкое сопротивление.  На защиту города встали не только военные, но и мирное население. 25 августа командование Красной Армии объявило город на осадном положении. Жителей стали эвакуировать на левый берег Волги. Всего было перевезено больше 300 тысяч человек.

В сентябре фашисты начали штурм Сталинграда. Город постепенно превращался в груду развалин, но не сдавался! Сколь упорно враги стремились захватить Сталинград, столь же настойчивым было желание советских воинов отстоять его. Шли ожесточенные бои за каждую улицу, каждый завод, каждый дом, подвал или лестничный проход. Красная Армия постоянно проводила контратаки, стараясь отбить ранее утраченные позиции. По несколько раз переходили из рук в руки Мамаев Курган, железнодорожный вокзал.

     Девизом Сталинградской битвы стали знаменитые слова: «Ни шагу назад!»

  Здесь столкнулись не просто две враждебные армии, а два противоборствующих мира. Сталинград стал символом решающей схватки нашего Отечества с фашистскими захватчиками.

             19 ноября 1942 года Красная Армия в районе Сталинграда нанесла фашистам ответный сокрушительный удар. Наши войска под руководством генералов Рокосовского и Ватутина перешли в наступление. Множество советских танков двигались, словно мощная волна, и сметали все на своем пути. Битва за Сталинград завершилась 2 февраля 1943 года грандиозным успехом Красной Армии.

   Победа Красной Армии в Сталинградской битве стала началом победы нашего народа в Великой Отечественной войне» [3] 

Ответы детей.

5 этап. Практическая работа  - закрепление материала.

   Построение проекта  с целью: через практическую работу закрепить, ранее полученные знания, создать макет Сталинградской битвы.

Тип проекта: групповой, краткосрочный

Формы работы в  проекте:

- работа с архивными документами - фотографии, рисунки;

- работа с пластилином, картоном;

- анализ, наблюдение, беседа.

- О каком, важном событии Волгограда мы говорили?

- Победа произошла над кем?

- Кто был самым смелым на войне?

 - Что первым делом сделали немцы, чтобы уничтожить город?

- Что происходит, когда взрываются бомбы?

- Помните!

Через века, через года,

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда,-

Помните!              Р.Рождественский

- Почтим память тех, кого с нами уже нет выполнив творческий проект «Сталинградская битва». Для этого разделимся на группы  и  попробуем изобразить события битвы  с помощью пластилина,  умелых ручек и полученных сегодня знаний.

    Далее работа над проектом проводится целенаправленно по группам. Педагог настраивает ребят строить работу в дружбе и взаимопонимании. Ребята самостоятельно договариваются о роли каждого в проекте. Педагог выступает в роли консультанта.

- 75… - летие Сталинградской битвы.

- Над фашистскими войсками.

-Советские солдаты, разведчики, танкисты

- Сбросили бомбы

- Яркий свет, сильный грохот, гибель невинных людей.

Ребята работают по группам

6 этап. Итог урока -  выставка  работ учащихся.

- Давайте, вспомним какие цели, мы ставили перед собой ?  Нам удалось добиться их?

  • Я научусь.....
  • Я узнаю........  

- Продолжите фразу:

       Сегодня на уроке я почувствовал……..

Рефлексия деятельности

Раскинулся вдоль Волги Волгоград,

Среди степей цветущий нежный сад.

Проспекты, улицы, тенистый мир аллей…

Любимый город, нет тебя родней!      

 Ираида Мордовина

- Посмотрите на нашу общую работу! Какой хороший макет получился!

- Мы с вами родились в Волгограде и для нас – это малая родина. Любовь к родине  нельзя пробудить словами. Наш город  исторически сложившееся место, и должны знать историю родного края,  помнить и уметь рассказать о нем.

Ответы детей

Используемые ресурсы:

  1. Алексеев С. Ради жизни на земле. Москва, «Педагогика», 1990, С.102
  2. Виноградова Н.Ф.. Окружающий мир, учебник, 3кл. Вентана – Граф, 2013 г.
  3.  Пашкович.И.А., Пашкович А.П. Азбука юного волгоградца, или путешествие по родному краю,Москва, «Планета», 2017, с.58-60
  4.  https://www.google.ru/search?newwindow=1&biw=1028&bih=622&tbm
  5.     ru.wikipedia.org/wiki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2класс"Родной край -частица Родины"

Урок окружающего мира 2класс"Родной край частица Родины" по программе Н.Ф.Виноградовой конспект и презентация...

Родной край-частица Родины

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе...

Презентация к уроку "Родной край - частица Родины" УМК "Начальная школа 21 века"

Презентация к уроку "Родной край - частица Родины" УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок окружающего мира во 2 классе "Родной край - частица Родины" по программе "Начальная школа XXI века"

Тема: «Родной край – частица Родины»Цели:1.      Познакомить детей с государственными символами города Менделеевска; расширить знания о своем родном городе;2....

Технологическая карта урока "Родной край – частица Родины".

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1-ом классе, УМК  «Начальная школа ΧΧΙ века»...

Родной край - частица Родины

Классный час во 2 классе  "Родной край - частица Родины"...