Лес и его обитатели.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Конспект урока по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.doc92.5 КБ
Microsoft Office document icon otkr.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Откр.ур.окр.Учитель: Коновалова Ирина Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 класс

Тема. Лес и его обитатели.

Цель: Знакомство с лесом как природным сообществом.

  • познавательные УУД:
  • начать знакомство с лесом как природным сообществом;
  • - обобщить и систематизировать знания о лесе;
  • - учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;
  • - учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований:
  • - описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
  • - использовать словарь;

личностные УУД:

  • - работать над развитием учебных и познавательных мотивов;
  • - работать над формированием рефлексивного отношения к учёбе;

регулятивные УУД:

  • - учить ставить цели предстоящей работы;
  • - учить различать учебные задания разного типа;
  • - учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;
  • - учить оценивать себя и своих товарищей;

коммуникативные УУД:

  • - совершенствовать умение работать в паре, в группе;
  • - учить осуществлять учебное сотрудничество;
  • - учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Оборудование: презентации, учебник, карточки для самостоятельной работы.

  • Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных организаций часть 2, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2013.

Форма урока: изучение нового материала с мультимедийным сопровождением (виртуальная экскурсия)

Инновационные технологии:

  1. «Обучение в сотрудничестве» как элемент интерактивной технологии.
  2. Информационная технология.
  3. Личностно – ориентированный подход.

    Методы:

1. Основные:

  • беседа;
  • метод проблемного обучения;
  • познавательная игра;

2. Вспомогательные:

  • иллюстрация;
  • демонстрация;
  • работа с книгой.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

  1. Самоопределение к учебной деятельности (психологический настрой на урок)

Сегодня у нас много гостей. Давайте их поприветствуем.

-Ребята, кто из вас любит ходить в гости? А кто любит , когда к нему приходят гости?

-Я принесла вам приглашение в один необычный дом. А с каким настроением надо ходить в гости?

-Давайте улыбнёмся друг другу так, как никогда ещё не улыбались. Пусть прекрасное настроение останется с нами до конца урока.

Проверка домашнего задания.

-Что такое природное сообщество?

Можно ли пищевую цепь считать условием жизни животных в природном сообществе?

-У вас на партах лежат карточки. (жёлудь, мышь, сова, кора деревьев, заяц, волк) Составьте пищевые цепи

-Оцените себя по алгоритму самооценки.

  • Какое было задание?
  • Выполнил задание или нет?
  • Выполнил с ошибкой или без?
  • Самостоятельно или с чьей-то помощью?

5 учеников по карточкам.

Настраиваются на урок.

Группа растений и животных, живущих вместе, связанных между собой и очень нуждающихся друг в друге.

Да

Уч-ся составляют цепи питания.1 ученик на доске.

ЛичностныеУУД

формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающим;

самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

А теперь закройте глазки, расслабьтесь и послушайте, какая замечательная музыка доноситься из этого дома?

(звучит музыка леса) Физминутка

-Куда же нас пригласили?

- А вы были в лесу?

- Что вы там наблюдали?

В лес

Регулятивные:

Формирование индивидуального затруднения в пробном действии, умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества

при  работе со сверстниками в паре и группе

      3. Выявление места и         причины затруднения

-Определите тему нашего урока .

Лес и его обитатели.

Коммуникативные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

4.Построение проекта выхода из затруднения

— Что же вы должны сегодня узнать? Поставьте перед собой цель.    

-Что нам поможет достичь цели?

-Составим план:

1. Определение  леса.

2. Виды лесов.

3. Лес-многоэтажный дом

4. Правила поведения в лесу.

Согласованный план фиксируется на доске.

Познакомиться с лесом и его обитателями.

-План, по которому мы будем действовать.

Регулятивные:

планирование деятельности, целеполагание

Коммуникативные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.Реализация построенного проекта

 - Что такое лес?

-Ребята, а где можно найти объяснение слова «лес»?

-Что такое крона? (разветвлённая часть дерева с его листвой)

Слайд 1

-Посмотрите, какие виды лесов существуют? _{хвойные, лиственные, смешанные)

Вывешиватся таблички на доску

- Ребята, вы согласны, что лес это одни деревья?

- Как много жильцов в лесу! Неужели они не мешают друг другу?

-Чтобы их всех расселить , каким должен быть дом? ( большой и многоэтажный, многоярусный)

Слайд 2

- Посмотрите на слайд

_Кто занимает верхний этаж?

- Это светолюбивые растения.

-Назовите какие деревья встречаются в наших лесах?

- На этаж ниже поселились растения, которые меньше нуждаются в солнечном свете- это…Кустарники

- Чем кустарник отличается от дерева?

-Назовите кустарники наших лесов .

-На самом нижнем этаже света совсем мало. Живут там самые низкие и теневыносливые травянистые растения.

-Чем они все похожи?

-У каждого дома есть фундамент- основание, на котором дом держится. Он находится под землёй.

- У леса, что является фундаментом?

-Лесные этажи называются ярусами. Ярусность помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу.

Физминутка

Ответы детей

Да, в толковых словарях С.И. Ожегова и В.И.Даля.

«Лес- множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами.»

Ещё есть кустарники, травы, цветы, грибы.

Деревья

Ель, дуб, клён, берёза, липа.

У дерева один толстый ствол, покрытый корой. У кустарника несколько стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволы.

(рябина, калина, орешник, малина, сирень)

У них тоненькие стебельки зелёного цвета, легко ломаются) .

Корни растений

Познавательные:

на основе анализа объектов делать выводы, умение обобщать, умение извлекать информацию из текста.

Коммуникативные:

умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

      6. Первичное закрепление с    проговариванием во внешней речи

Работа по карточкам ( в парах).

- Человек не любит одиночество. Растения тоже редко растут вдали друг от друга. Чаще собираются компаниями. Каждая компания имеет своё название. Поиграем в игру «Найди друга»

В первый столбик записаны названия деревьев, во- второй- соответствующее ему название леса, где растут только эти деревья. Если затрудняетесь, можно найти помощь в учебнике на стр. 41-42.

Дуб-березняк

Ель-осинник

Сосна-дубрава

Осина-ельник

Берёза-сосновый бор

-Проверка- проговаривание вслух.

- Ребята, а кто знает, какое дерево является символом России?

Сообщение о берёзе .

Вывешиваю слова берёза, берёзка, березняк, берёзовая, подберёзовики

- Что это за слова?

-Какой у них общий корень?

Работа по учебнику с. 43-44.

Композиторы пишут музыку, поэты пишут стихи, художники пишут картины.

-Удаётся ли им передать красоту лесов России?

-Узнайте по подсказкам названия картин.

1 И.И.Шишкин «Сосны, освещённые солнцем».

2 А.И. Куинджи «Берёзовая роща».

3 В.Д. Поленов «Золотая осень».

- Вы часто ходили в гости в лес – за чем?

-Приходя в гости, как мы себя должны вести?

Работа в группах

- Прочитай текст и найди ошибки в поведении человека в лесу, обведите красным карандашом (работа по карточкам)

Текст: «С весёлой музыкой люди шагали по лесу. Они собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которые они не знали, сбивали палкой. Потом люди быстро наломали веток и разожгли костёр. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, наломали прутиков и начали протыкать его ими». 

Работают в парах

Ответы детей

берёза

В народе берёзу ласково называют «берёзка». Лес, в котором растут только берёзы называют березняком или берёзовоё рощей. Под берёзой растут грибы подберёзовики. Берёза единственное дерево в мире с белым стволом.

родственные

берёз

Ответы детей

Правила работы в группе:

1.В группе должен быть ответственный

2. Работать должен каждый на общий результат

3. Один говорит, другие слушают

4.Свое мнение высказывай вежливо

Если не понял, переспроси

Ответственный  дает самооценку работы в группе.

Алгоритм самооценки

-У нашей группы было задание: прочитать текст и найти ошибки в поведении человека в лесу..

Познавательные:

умение выявлять сущность, особенности объектов, находить ответы на вопросы, используя знания, полученные на уроке

Регулятивные:

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

формулирование и аргументация своего мнения

7.Включение в систему знаний и повторения

Работа в рабочей тетради- стр.18

-Проверка слайд

Работа в группе.

Липа,земляника.малина.шиповник.сирень,подорожник.ель.клён. Распредели данные названия на группы:

Верхний ярус

Средний ярус

Нижний ярус

Дети самостоятельно работают в тетрадях.

Познавательные:

анализ  объектов; умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя знания, полученные на уроке и свой жизненный опыт.

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества

при  работе со сверстниками в паре и группе

Коммуникативные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Домашнее задание

Оценки.

- Урок наш заканчивается, подведем итоги. Какую цель ставили на уроке?

- Вы достигли цели?

- Докажите, что цель вами достигнута!

Продолжите фразу:

Сегодня я узнал...

Я научился...

Мне было легко...

Мне было трудно...

- Оцените себя как участника открытия нового знания

Красный квадратик : я всё понял, не было ошибок, могу рассказать другим

Зелёный квадратик: я понял, но были  ошибки

Голубой квадратик: я не понял, были ошибки.

.

Составить памятку «Правила поведения в лесу». С.41-42 пересказ

Личностные:

Самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Регулятивные:

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли



Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 класс

Тема. Лес и его обитатели.

Цель: Знакомство с лесом как природным сообществом.

  • познавательные УУД:
  • начать знакомство с лесом как природным сообществом;
  • - обобщить и систематизировать знания о лесе;
  • - учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;
  • - учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований:
  • - описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
  • - использовать словарь;

личностные УУД:

  • - работать над развитием учебных и познавательных мотивов;
  • - работать над формированием рефлексивного отношения к учёбе;

регулятивные УУД:

  • - учить ставить цели предстоящей работы;
  • - учить различать учебные задания разного типа;
  • - учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;
  • - учить оценивать себя и своих товарищей;

коммуникативные УУД:

  • - совершенствовать умение работать в паре, в группе;
  • - учить осуществлять учебное сотрудничество;
  • - учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Оборудование: презентации, учебник, карточки для самостоятельной работы.

  • Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных организаций часть 2, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2013.

Форма урока: изучение нового материала с мультимедийным сопровождением (виртуальная экскурсия)

Инновационные технологии:

  1. «Обучение в сотрудничестве» как элемент интерактивной технологии.
  2. Информационная технология.
  3. Личностно – ориентированный подход.

    Методы:

1. Основные:

  • беседа;
  • метод проблемного обучения;
  • познавательная игра;

2. Вспомогательные:

  • иллюстрация;
  • демонстрация;
  • работа с книгой.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

  1. Самоопределение к учебной деятельности (психологический настрой на урок)

Сегодня у нас много гостей. Давайте их поприветствуем.

-Ребята, кто из вас любит ходить в гости? А кто любит , когда к нему приходят гости?

-Я принесла вам приглашение в один необычный дом. А с каким настроением надо ходить в гости?

-Давайте улыбнёмся друг другу так, как никогда ещё не улыбались. Пусть прекрасное настроение останется с нами до конца урока.

Проверка домашнего задания.

-Что такое природное сообщество?

Можно ли пищевую цепь считать условием жизни животных в природном сообществе?

-У вас на партах лежат карточки. (жёлудь, мышь, сова, кора деревьев, заяц, волк) Составьте пищевые цепи

-Оцените себя по алгоритму самооценки.

  • Какое было задание?
  • Выполнил задание или нет?
  • Выполнил с ошибкой или без?
  • Самостоятельно или с чьей-то помощью?

5 учеников по карточкам.

Настраиваются на урок.

Группа растений и животных, живущих вместе, связанных между собой и очень нуждающихся друг в друге.

Да

Уч-ся составляют цепи питания.1 ученик на доске.

ЛичностныеУУД

формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающим;

самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

А теперь закройте глазки, расслабьтесь и послушайте, какая замечательная музыка доноситься из этого дома?

(звучит музыка леса) Физминутка

-Куда же нас пригласили?

- А вы были в лесу?

- Что вы там наблюдали?

В лес

Регулятивные:

Формирование индивидуального затруднения в пробном действии, умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества

при  работе со сверстниками в паре и группе

      3. Выявление места и         причины затруднения

-Определите тему нашего урока .

Лес и его обитатели.

Коммуникативные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

4.Построение проекта выхода из затруднения

— Что же вы должны сегодня узнать? Поставьте перед собой цель.    

-Что нам поможет достичь цели?

-Составим план:

1. Определение  леса.

2. Виды лесов.

3. Лес-многоэтажный дом

4. Правила поведения в лесу.

Согласованный план фиксируется на доске.

Познакомиться с лесом и его обитателями.

-План, по которому мы будем действовать.

Регулятивные:

планирование деятельности, целеполагание

Коммуникативные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.Реализация построенного проекта

 - Что такое лес?

-Ребята, а где можно найти объяснение слова «лес»?

-Что такое крона? (разветвлённая часть дерева с его листвой)

Слайд 1

-Посмотрите, какие виды лесов существуют? _{хвойные, лиственные, смешанные)

Вывешиватся таблички на доску

- Ребята, вы согласны, что лес это одни деревья?

- Как много жильцов в лесу! Неужели они не мешают друг другу?

-Чтобы их всех расселить , каким должен быть дом? ( большой и многоэтажный, многоярусный)

Слайд 2

- Посмотрите на слайд

_Кто занимает верхний этаж?

- Это светолюбивые растения.

-Назовите какие деревья встречаются в наших лесах?

- На этаж ниже поселились растения, которые меньше нуждаются в солнечном свете- это…Кустарники

- Чем кустарник отличается от дерева?

-Назовите кустарники наших лесов .

-На самом нижнем этаже света совсем мало. Живут там самые низкие и теневыносливые травянистые растения.

-Чем они все похожи?

-У каждого дома есть фундамент- основание, на котором дом держится. Он находится под землёй.

- У леса, что является фундаментом?

-Лесные этажи называются ярусами. Ярусность помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу.

Физминутка

Ответы детей

Да, в толковых словарях С.И. Ожегова и В.И.Даля.

«Лес- множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами.»

Ещё есть кустарники, травы, цветы, грибы.

Деревья

Ель, дуб, клён, берёза, липа.

У дерева один толстый ствол, покрытый корой. У кустарника несколько стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволы.

(рябина, калина, орешник, малина, сирень)

У них тоненькие стебельки зелёного цвета, легко ломаются) .

Корни растений

Познавательные:

на основе анализа объектов делать выводы, умение обобщать, умение извлекать информацию из текста.

Коммуникативные:

умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

      6. Первичное закрепление с    проговариванием во внешней речи

Работа по карточкам ( в парах).

- Человек не любит одиночество. Растения тоже редко растут вдали друг от друга. Чаще собираются компаниями. Каждая компания имеет своё название. Поиграем в игру «Найди друга»

В первый столбик записаны названия деревьев, во- второй- соответствующее ему название леса, где растут только эти деревья. Если затрудняетесь, можно найти помощь в учебнике на стр. 41-42.

Дуб-березняк

Ель-осинник

Сосна-дубрава

Осина-ельник

Берёза-сосновый бор

-Проверка- проговаривание вслух.

- Ребята, а кто знает, какое дерево является символом России?

Сообщение о берёзе .

Вывешиваю слова берёза, берёзка, березняк, берёзовая, подберёзовики

- Что это за слова?

-Какой у них общий корень?

Работа по учебнику с. 43-44.

Композиторы пишут музыку, поэты пишут стихи, художники пишут картины.

-Удаётся ли им передать красоту лесов России?

-Узнайте по подсказкам названия картин.

1 И.И.Шишкин «Сосны, освещённые солнцем».

2 А.И. Куинджи «Берёзовая роща».

3 В.Д. Поленов «Золотая осень».

- Вы часто ходили в гости в лес – за чем?

-Приходя в гости, как мы себя должны вести?

Работа в группах

- Прочитай текст и найди ошибки в поведении человека в лесу, обведите красным карандашом (работа по карточкам)

Текст: «С весёлой музыкой люди шагали по лесу. Они собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которые они не знали, сбивали палкой. Потом люди быстро наломали веток и разожгли костёр. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, наломали прутиков и начали протыкать его ими». 

Работают в парах

Ответы детей

берёза

В народе берёзу ласково называют «берёзка». Лес, в котором растут только берёзы называют березняком или берёзовоё рощей. Под берёзой растут грибы подберёзовики. Берёза единственное дерево в мире с белым стволом.

родственные

берёз

Ответы детей

Правила работы в группе:

1.В группе должен быть ответственный

2. Работать должен каждый на общий результат

3. Один говорит, другие слушают

4.Свое мнение высказывай вежливо

Если не понял, переспроси

Ответственный  дает самооценку работы в группе.

Алгоритм самооценки

-У нашей группы было задание: прочитать текст и найти ошибки в поведении человека в лесу..

Познавательные:

умение выявлять сущность, особенности объектов, находить ответы на вопросы, используя знания, полученные на уроке

Регулятивные:

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

формулирование и аргументация своего мнения

7.Включение в систему знаний и повторения

Работа в рабочей тетради- стр.18

-Проверка слайд

Работа в группе.

Липа,земляника.малина.шиповник.сирень,подорожник.ель.клён. Распредели данные названия на группы:

Верхний ярус

Средний ярус

Нижний ярус

Дети самостоятельно работают в тетрадях.

Познавательные:

анализ  объектов; умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя знания, полученные на уроке и свой жизненный опыт.

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества

при  работе со сверстниками в паре и группе

Коммуникативные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Домашнее задание

Оценки.

- Урок наш заканчивается, подведем итоги. Какую цель ставили на уроке?

- Вы достигли цели?

- Докажите, что цель вами достигнута!

Продолжите фразу:

Сегодня я узнал...

Я научился...

Мне было легко...

Мне было трудно...

- Оцените себя как участника открытия нового знания

Красный квадратик : я всё понял, не было ошибок, могу рассказать другим

Зелёный квадратик: я понял, но были  ошибки

Голубой квадратик: я не понял, были ошибки.

.

Составить памятку «Правила поведения в лесу». С.41-42 пересказ

Личностные:

Самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Регулятивные:

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "МОРЯ. ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ".

ТИП УРОКА: ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ "УЧИТЕСЬ ТАЙНЫ ОТКРЫВАТЬ", УЧЕБНИК А.А. ВАХРУШЕВА "НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ", РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ, КАРТА ПОЛУШАРИЙ, ИЛ...

Из жизни морских обитателей

Внеклассное занятие "Из жизни морских обитателей" для 2-3 классов. Материал может использоваться на интегрированных уроках и уроках окружабщего мира....

Окружающий мир. Тема "Морские обитатели"

Материал к уроку. Картинки....

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Лес и его обитатели.

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа»Тема: Лес и его обитатели....

озеро и его обитатели

"Профессии" озера...

Моря. Обитатели морей.

Знакомство с особенностями морей....