Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Каурова Елена Витальевна

Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Окружающий мир» А.А.Плешакова Ч.1.- М.: Просвещение, 2015 г., Ч.2.-М.: Просвещение, 2015 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okr_mir_4_klass.docx52.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

ФГОС НОО

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 9»

_______________ / Гафурова Л.Н./

приказ от 30  августа 2017 г. № 64/5 

Рабочая программа

учебного предмета   «Окружающий мир»                                             

(базовый уровень)

для 4 класса

                                                                                                              Составитель

Каурова Елена Витальевна,

 учитель начальных классов

первой квалификационной категории

г. Воскресенск

2017

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»  составлена в соответствии с требованиями

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357,от 31 декабря 2015 г № 1576),
  • основной образовательной программой начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МОУ «СОШ № 9», утвержденной приказом № 64/4 от 30.08 2017 года,
  • авторской   программой для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» (УМК «Школа России»), под ред. А.А.Плешакова - М.: Просвещение, 2013г., без изменений,

           Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Окружающий мир» А.А.Плешакова Ч.1.- М.: Просвещение, 2015 г., Ч.2.-М.: Просвещение,  2015 г.

           В соответствии с учебным планом МОУ « СОШ № 9» на изучение учебного предмета  «Окружающий мир» в 4  классе  отводится 68 ч в год (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения учебного курса

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
  • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
  • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
  • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
  • понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
  • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
  • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;
  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
  • планировать свои действия;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
  • моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
  • аргументировать свою позицию;
  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

  • понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
  • находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
  • называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
  • называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
  • понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
  • объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
  • раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
  • называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
  • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • проводить несложные астрономические наблюдения;
  • изготавливать модели планет и созвездий;
  • использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
  • анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
  • приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;
  • находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
  • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
  • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
  • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
  • оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
  • давать краткую характеристику своего края;
  • различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
  • давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
  • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
  • оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
  • рассказывать об охране природы в своём крае;
  • различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
  • приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
  • соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
  • читать историческую карту;
  • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
  • с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
  • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
  • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
  • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
  • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
  • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
  • описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
  • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
  • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
  • раскрывать связь современной России с её историей;
  • использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем. 

                                                    Содержание учебного предмета

«Земля и человечество». (9 ч).

Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Изучение планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Причины смены дня и ночи и времён года. Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия. Звёзды. Плеяды. Понятие о географии как науке и географических объектах. История создания карт, глобуса. Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление. «Лента времени».  Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Понятие о Всемирном наследии и его составных частях. Наиболее значимые объекты Всемирного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга.

«Природа России». (10 ч).

Формы земной поверхности России. Равнины. И горы. Вулканы. Ильменский заповедник.

Моря, озёра и реки России. Дальневосточный морской заповедник. Карта природных зон России. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность. Зона арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь. Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры. Леса России. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах. Роль леса в природе и в жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Правила поведения в лесу. Зона степей и её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны.

Пустыни и их природные особенности. Растительный и животный мир пустынь. Экологические проблемы пустынь и пути их решения. Заповедник «Чёрные земли». Зона субтропиков и её природные особенности. Экологические проблемы Черноморского побережья. Привил безопасности во время отдыха у моря.

«Родной край – часть большой страны». (15 ч).

Наш край на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного края.

Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края.

Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде.  Полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств. Разнообразие почв России, типы почв. Почвы родного края. Охрана почв. Лес – сложное единство живой и неживой природы. Природное сообщество смешанного леса. Экскурсия №1 в природное сообщество родного края смешанного леса. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов. Экскурсия №2 в природное сообщество родного края луга. Природное сообщество пресных вод. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана. Экскурсия №3 в природное сообщество родного края пресных вод. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Отрасли животноводства, развитие их в регионе. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (по выбору учащихся).

«Страницы Всемирной истории». (5 ч).

История первобытного общества. Первобытное искусство. История Древнего мира. Культура, религия, археологические находки. Средние века в истории Европы. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания. Новое время в истории Европы. Великие географические открытия. Развитие техники. Новейшее время: исследования Арктики и Антарктики, развитие форм правления, достижения науки и техники, освоение космоса, Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия, ООН.

«Страницы истории России». (20 ч).

Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Возникновение Древнерусского государства. Крещение Древней Руси. Устройство древнерусского города. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы. Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Древнерусские летописи. Рукописные книги. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский.

Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский. Поход Мамая на Русь. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Падение монгольского ига. Иван Грозный – первый российский царь. Начало освоения Сибири.

Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Фёдоров. Смута. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Пётр I – первый российский император. Реформы Петра. Освоение Петербурга. Создание русского флота.

Биография М.В.Ломоносова. Основание Московского университета. Екатерина Великая. Развитие Просвещения. Положение крестьянства. Войны с Турцией. Вторжение в Россию армии Наполеона. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва.

Декабристы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Технические достижения России в ХIХ веке. Николай II – последний император России. В.И.Ленин и партия большевиков. Революции 1917года. Гражданская война. Образование СССР. Борьба с неграмотностью. Репрессии 1930-х годов. Начало Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда. Битва под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение.

Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Перестройка. Распад СССР.

«Современная Россия». (9 ч).

Конституция – основной закон страны. Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция  правах ребёнка. Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство Российской Федерации. Государственные герб, флаг и гимн, их история, значение в жизни государства и общества. Праздники в жизни человека, семьи, страны. Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности.

Народы России, особенности их традиционной культуры. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (по выбору учащихся).

Тематическое планирование

№ раздела

Наименование раздела

Количество часов

Номера уроков

1.

«Земля и человечество».

9

1-9

2.

«Природа России».

10

10-19

3.

«Родной край – часть большой страны».

15

20-34

4.

«Страницы Всемирной истории».

5

35-39

5.

«Страницы истории России».

20

40-59

6.

«Современная Россия».

9

60-68

Календарно - тематический план

по  учебному предмету «окружающий мир» 4 класс

на 2017 – 2018 учебный год.

№ уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Земля и человечество (9 ч.)

1.

1

Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце – ближайшая к Земле звезда.

01.09

2.

2

Изучение планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Причины смены дня и ночи и времён года.

04.-08.09

3.

3

Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия. Звёзды. Плеяды.

4.

4

Понятие о географии как науке и географических объектах. История создания карт, глобуса.

11.-15.09

5.

5

Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений.

6.

6

Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление. «Лента времени».

18.-22.09

7.

7

Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения.

8.

8

Понятие о Всемирном наследии и его составных частях.

25.-29.09

9.

9

Наиболее значимые объекты Всемирного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга.

Природа России (10 ч.)

10.

1

Формы земной поверхности России. Равнины. И горы. Вулканы. Ильменский заповедник.

02.-06.10

11.

2

Моря, озёра и реки России. Дальневосточный морской заповедник.

12.

3

Карта природных зон России. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность.

09.-13.10

13.

4

Зона арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь.

14.

5

Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры.

16.-20.10

15.

6

Леса России. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах.

16.

7

Роль леса в природе и в жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Правила поведения в лесу.

23.-27.10

17.

8

Зона степей и её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны.

18.

9

Пустыни и их природные особенности. Растительный и животный мир пустынь. Экологические проблемы пустынь и пути их решения. Заповедник «Чёрные земли».

30.-03.11

19.

10

Зона субтропиков и её природные особенности. Экологические проблемы Черноморского побережья. Привил безопасности во время отдыха у моря.

Родной край – часть большой страны (15 ч.)

20.

1

Наш край на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного края.

06.-10.11

21.

2

Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края.

22.

3

Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде.

13.-17.11

23.

4

Полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств.

24.

5

Разнообразие почв России, типы почв. Почвы родного края. Охрана почв.

27-01.12

25.

6

Лес – сложное единство живой и неживой природы. Природное сообщество смешанного леса.

26.

7

Экскурсия №1 в природное сообщество родного края смешанного леса.

04.-08.12

27.

8

Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов.

28.

9

Экскурсия №2 в природное сообщество родного края луга.

11.-15.12

29.

10

Природное сообщество пресных вод. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана.

30.

11

Экскурсия №3 в природное сообщество родного края пресных вод.

18.-22.12

31.

12

Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе.

32.

13

Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Отрасли животноводства, развитие их в регионе.

25.-29.12

33.

14

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

34.

15

Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (по выбору учащихся)

09.-12.01

Страницы Всемирной истории (5 ч.)

35.

1

История первобытного общества. Первобытное искусство.

36.

2

История Древнего мира. Культура, религия, археологические находки.

15.-19.01

37.

3

Средние века в истории Европы. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания.

38.

4

Новое время в истории Европы. Великие географические открытия. Развитие техники.

22-26.12

39.

5

Новейшее время: исследования Арктики и Антарктики, развитие форм правления, достижения науки и техники, освоение космоса, Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия, ООН.

Страницы истории России (20 ч.)

40.

1

Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования.

29-02.02

41.

2

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Древней Руси.

42.

3

Устройство древнерусского города. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы.

05.-09.02

43.

4

Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Древнерусские летописи. Рукописные книги.

44.

5

Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский.

12.-16.02

45.

6

Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский.

46.

7

Поход Мамая на Русь. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы.

19.-23.02

47.

8

Падение монгольского ига. Иван Грозный – первый российский царь. Начало освоения Сибири.

48.

9

Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Фёдоров.

26.-02.03

49.

10

Смута. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

50.

11

Пётр I – первый российский император. Реформы Петра. Освоение Петербурга. Создание русского флота.

05.-09.03

51.

12

Биография М.В.Ломоносова. Основание Московского университета.

52.

13

Екатерина Великая. Развитие Просвещения. Положение крестьянства. Войны с Турцией.

12.-16.03

53.

14

Вторжение в Россию армии Наполеона. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва.

54.

15

Декабристы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Технические достижения России в ХIХ веке.

19-23.03

55.

16

Николай II – последний император России. В.И.Ленин и партия большевиков. Революции 1917года. Гражданская война.

56.

17

Образование СССР. Борьба с неграмотностью. Репрессии 1930-х годов.

26.-30.03

57.

18

Начало Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда. Битва под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение.

58.

19

Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году.

02.-06.04

59.

20

Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Перестройка. Распад СССР.

Современная Россия (9ч.)

60.

1

Конституция – основной закон страны. Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка.

16.-20.04

61.

2

Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство Российской Федерации.

62.

3

Государственные герб, флаг и гимн, их история, значение в жизни государства и общества.

23-27.04

63.

4

Праздники в жизни человека, семьи, страны.

64.

5

Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности.

03.-11.05

65.

6

Народы России, особенности их традиционной культуры.

66.

7

Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России.

14.05-18.05

67.

8

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

68.

9

Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (по выбору учащихся)

21-25.05

Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

68

0

0

0

0

выполнено

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________  /Мажирина М.В./

«29» августа 2017г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО.

Рекомендовано к утверждению.

протокол № 1  от « 30» августа 2017г.

Руководитель ШМО

_____________ /Щербакова С.А./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта   начального   общего образования второ...

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе авторской                                       ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета  «Окружающий мир»  для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год...

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.

Вашему вниманию представлена рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год. Составитель: Сидорук Елена Анатол...