Открытый урок окружающего мира в 1 классе по теме "Как помочь птицам зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Целуйко Галина Ивановна

Открытый урок окружающего миру в 1 классе с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-proekt_1_klass.pptx2.83 МБ
Файл otkrytyy_urok_po_okr_miru.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира в 1 классе

Слайд 2

Игра « Третий лишний?»

Слайд 3

ЗИМА

Слайд 4

Тема урока: Как зимой помочь птицам

Слайд 5

Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика.

Слайд 6

6 синица

Слайд 7

По дереву — вниз головой! — Бежит в одежде голубой…

Слайд 8

поползень

Слайд 9

Чернокрылый, красногрудый, Не боится он простуды — С первым снегом Тут как тут!

Слайд 10

03.08.2018 10 снегирь http://www.deti-66.ru/

Слайд 11

Мне едою служат крошки. Я хитер и шаловлив, Суетлив, Чив-чив !

Слайд 12

воробей

Слайд 13

Засвистели: “ Свири- свир ! ” На рябину налетели Дружной стаей …

Слайд 14

свиристель

Слайд 15

КАКИЕ ИЗ ЭТИХ ПТИЦ ЖИВУТ У НАС КРУГЛЫЙ ГОД? А КАКИЕ – ПРИЛЕТАЮТ НА ЗИМУ?

Слайд 16

ЗИМУЮТ У НАС ПРИЛЕТАЮТ К НАМ

Слайд 17

А сейчас познакомимся ещё с одной птицей…

Слайд 19

рябина

Слайд 20

калина

Слайд 21

КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ

Слайд 22

Сами сделаем кормушку

Слайд 23

Чем же можно подкармливать птиц?

Слайд 24

Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы.

Слайд 25

Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи .

Слайд 26

Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить .

Слайд 27

А что нельзя класть в кормушку ?

Слайд 30

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Сколько гибнет- их счесть Видеть тяжело. А ведь в вашем сердце есть И для них тепло. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Вам встречать весну.

Слайд 31

Подведём итоги Я буду … Теперь я знаю, что … Я понял, что …

Слайд 33

http://all-pages.com/img/repphotos2/repphoto_3653_7829.jpg http://www.floranimal.ru/gallery/big/1351.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/39/ankudrya.2/0_169cb_a2a267e5_XL http://kemclub.ru/best/3440680.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/3111/astra-alaya.27/0_1caa0_4a14dd22_XL http://forum.materinstvo.ru/uploads/1206285201/post-38074-1206357220_thumb.jpg http://pics.photographer.ru/nonstop/pics/pictures/153/153947.jpg http://www.rukodelie.com.ua/images/b/4261.jpg http://as.baikal.tv/news/nimg/2005_01_26/big/R%20-%20Kormushki1701.jpg http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp101/rabot/22/images/kopm_2.jpg http://www.darwin.museum.ru/expos/floor2/Img/drozdb.jpg http://gorod.dp.ua/photo/userfoto/2007/11/12/795.jpg



Предварительный просмотр:

Урок-проект

 « КАК зимой помочь птицам?»

Задачи:

Образовательные:

  • знакомить детей с зимующими птицами, учить различать их;
  •  раскрыть важность заботы о птицах зимой и заинтересовать учащихся в решении этой проблемы ;
  • научить изготавливать простейшую кормушку и подбирать корм для птиц.  

Развивающие:

  • Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
  • Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы;

Воспитательные: 

  • Воспитание гуманного отношения к природе;
  • Экологическое и нравственное воспитание;
  • Пополнять словарный запас детей.

Оборудование: презентация « Как зимой помочь птицам?», учебник « Мир вокруг нас», 1 класс, автор Плешаков; у учащихся — цветные фишки,  учебник  и рабочая тетрадь к учебнику.

Методы: 

  • Словесный (индивидуальные рассказы учеников, рассказ учителя, беседа).
  • Наглядный (показ слайдов).

Предварительная работа:

  • На уроках изобразительного искусства ученики рисуют птиц.
  • На уроках технологии ученики выполняют аппликационные работы на тему «Птицы».
  • Проводятся экскурсии и прогулки с целью наблюдения ,узнавания  и охраны птиц, живущих  в данной местности.  
  • Изучения литературы и заучивание стихотворения о птицах.
  • Итогом данной работы -   стенгазета «Птицы – наши друзья»  и кормушка.

Ход урока

I.     Организационный момент.

Приветствие, определение готовности уч- ся к уроку. Настрой на урок.

Прозвенел веселый  звонок,
Начинается урок.

 - Сегодня      к нам на урок пришли  помощники  Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик и приготовили для вас задание.

Слайд 1 (Приложение  1) 

 II.   Постановка темы, цели урока. Создание учебной ситуации.

У: - Муравей Вопросик  просит тебе помочь решить вот такое  задание.

Игра « Третий лишний».

Слайд 2 

У: -Кого убрали и почему?

У: -Какую  пользу приносят птицы? ( Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых..)

У: - Что необходимо для жизни птиц? (Пища, вода, воздух, свет, тепло)

У: -В какое время года птицам особенно тяжело? Почему? Cлайд  3.

 ( Трудно зимой, т.к. не хватает  пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом)

У: -С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна.  9 синиц погибают. Вам их жалко?

У: -  Значит о чем  сегодня мы поговорим? ( о птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить ).

Тема нашего  урока: «Как зимой помочь птицам?»   Слайд 4.

III.  Работа по новой теме.

  1. Подробное  знакомство с   птицами.

У:- Мудрая Черепаха предлагает вам отгадать  загадки.

Слайд 5-6

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
      (Синица)

У: - Почему птичку зовут синицей? (поёт си-си-си) Название у данной птички "синичка", произошло во - первых от звука который издает эта птичка: "синь - синь - синь", а во - вторых из-за синего оперения на самой верхушке головы.

- Найдите эту птицу  в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали птицу у нас.

Держится в лиственных и смешанных лесах, парках, кустарниках. Чаще других поселяется рядом с человеком. Летом уничтожает огромное количество насекомых. Зимой питается семенами. Является обычным посетителем кормушек в парках. В морозы и метели держится ближе к человеческому жилью, подкармливаясь отходами с человеческого стола.  Любят они несолёное сало.

Слайд  7-8

По дереву — вниз головой! —
Бежит в одежде голубой…
      
(Поползень) за умение ловко ползать по стволам и веткам деревьев птицу назвали поползнем. Это птица обладает поразительной способностью карабкаться по вертикальным поверхностям как вверх, так и вниз головой.

- Найдите эту птицу  в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали птицу у нас.

 Поползень – искусный древолаз. Ползая по стволам деревьев, поползень обшаривает все щели и углубления. Он почти всеяден. В морозы летает на помойные кучи, таская оттуда кухонные останки. Во время кочёвок поползни присоединяются к стаям синиц.

    Слайд 9-10        

Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут!
      (Снегирь) Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. В переводе с тюркского СНИГ, что значит красногрудый. А потом оно изменилось на современное написание СНЕГИРЬ, т. к. птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. ... Как только пойдет первый снежок – жди снегиря

- Найдите эту птицу  в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали птицу у нас.

Красногрудая птичка. После первого значительного снегопада снегири покидают родные леса и кочуют, залетая в большинство областей России. Снегирь охотно поедает семена репейника, конского щавеля, конопли, лебеды, крапивы, сирени, клёна, ясеня. Очень любят ягоды бузины, рябины и черёмухи.

Слайд  11-12

Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив,
Чив-чив!
      (Воробей)
У: - Почему воробей имеет такое название? так именовали птицу по её чириканию: звукоподражательная основа в словах «воробей» , «воробушек» , «воробка» та же, что и в слове «ворковать» . Основой этому глаголу, как и глаголу «ворчать» , послужило несохранившееся ныне слово «ворк» .

В поселениях человека воробей находит благоприятные условия для гнездования и обильный корм.

- Найдите эту птицу  в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали   у нас.

Слайды 13-14

Засвистели: «Свир-свир!»

На рябину налетели

Дружной стаей…

(Свиристели)

- Найдите эту птицу  в ваших учебниках и положите фишку , если вы встречали ее  у нас.

Красивая певчая птица. Обитает в хвойных и смешанных лесах. Осенью свиристели собираются в стаи и зимой перекочёвывают к югу. Зимой кочую, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины. Поедают ягоду в огромном количестве.

    У:- Какие из этих птиц живут у нас круглый год? А какие прилетают на зиму?

Слайд 15.

У:- Эти птицы остаются с нами на всю зиму, поэтому их называют зимующие.

РАБОТА А РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ЗАД.1 С.52

Физкультминуткa

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.

  1. Знакомство с новой птицей.

Слайд 18 .

У: -А сейчас познакомимся с новой птицей. Кто  это? (Дрозд). Слайд 17

В начале осени сбиваются в стаи, чтобы совместно кочевать по лесу, а так же за его пределами в поисках пищи. Питание в это время у них становится более разнообразным: кроме насекомых, они начинают употреблять в пищу плоды и семена различных растений, ягоды. Особенно часто они склёвывают ягоды рябины.

-  У птиц зимой есть  природные столовые.   Это рябина и калина.  Я прошу не ломать их ветки, чтобы не разрушать птичью столовую.

3. Беседа “ Как живётся птицам зимой?”

У:-Голодно птицам зимой.  Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Вот здесь – то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма.   А помочь им может каждый.  Как им помочь?

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

Сейчас  поработаем в парах. Каждой паре  надо  составить меню на обед для птиц. У вас на партах изображение птицы. Из текста  выберете  лакомство для вашей птицы  и угостите.

Дети рассматривают кормушки .  Слайд 20 

4.  Практическая работа 

У:- Нам не унять метели, не растопить снега,
но чтобы птицы пели – это в наших руках. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРМУШКИ

 Изготовление кормушки из  майонезного ведра (из-под майонеза ). Слайд 21.

У:- Кормушка готова.   Кто из вас хочет покормить птиц?  Чем же можно подкармливать птиц, а чем нельзя?  

Мы кормушку смастерили

И столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед

Будет вам зимой обед.

5. Составление  «Меню для птичьей столовой» 

 У: -Значит какой корм будем подсыпать в кормушки? Слайды 23-28 РАБОТА В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ  №3 (2)

У:- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае .

6.  Ученик читает стих А.Яшин « Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
 

      Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней  и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.

У: -Часть кормушек дети можете  взять домой, чтобы разместить их в своем дворе.  Важно следить за тем, чтобы вы  регулярно подкармливали птиц.

 IV. Итог урока .

 У:- Как помочь птицам зимой? У: - Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:

- Теперь я знаю, что ….

Рефлексия. На обратной стороне доски нарисовано зимнее дерево. У детей на партах гроздья рябины двух цветов (красные и жёлтые). Если урок понравился, возьмите красную гроздь (если нет- жёлтую) и повесьте на дерево.

-Что за дерево получилось? (рябина)

-А чем она является для птиц зимой? (Природной столовой)

Молодцы, ребята! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"

Открытый урок  окружающего мира в  доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...

Урок Окружающего мира (1 класс). "В гостях у зимушки зимы"

                                Урок обобщение по окружающему миру...

конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Насекомые,птицы, рыбы, звери"

Урок окружающего мира в  1 классе по программе "планета знаний"...

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Весна в жизни птиц и зверей"

Презентация к уроку "Весна в жизни птиц и зверей"...

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс по теме "Жизнь птиц зимой"

Цель данного урока подробно познакомить учащихся с зимующими птицами....

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс Н.Ф.Виноградова. Тема "Что мы знаем о птицах"

Технология деятельностного метода обучения.«Любая деятельность может быть либотехнологией, либо искусством.Искусство основано на интуиции,технология – на науке.С искусства все начинается,т...