Конспект урока Окружающего мира на тему" Что мы знаем о народах России" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что мы знаем о народах России. 1 класс | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по Окружающему миру на тему: Что мы знаем о народах России ? 1 класс.
МБОУСОШ№3 г. Владикавказ Учитель : Цопанова А.Н.
Тема урока: Что мы знаем о народах России?
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях.
Задачи:
- показать многонациональный характер населения России, раскрыть особенности национальностей ;
- способствовать пониманию единства народов России на примере многонационального народа Осетии;
- учить вступать в учебный диалог.
Планируемые результаты
Предметные:
- осваивать представление о многонациональном характере населения России особенностях некоторых национальностей;
- рассказывать о национальных праздниках.
Метапредметные:
- понимать и принимать учебную задачу урока;
- анализировать иллюстрации учебника: выделять общее и особенное;
- вступать в учебный диалог в паре;
- находить новую информацию в диалоге со взрослыми;
- оценивать свои достижения на уроке.
Личностные:
- понимать свою принадлежность к многонациональному народу России;
- интересоваться культурой, обычаями других народов, уважительно относиться к ним.
Ресурсы урока: Плешаков А.А. окружающий мир 1класс 1часть стр12-13, рабочая тетрадь окружающий мир 1кл, 1ч стр. 5-6, карточки с заданиями, карта России, презентация.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивация познавательной деятельности | - Здравствуйте ребята! - Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с нашей Родиной . - Как называется страна, в которой мы живем? - А как называется Столица нашего государства? Как называется республика,в которой мы живём? -Назовите столицу Северной Осетии. | - Отвечают на вопросы |
2.Актуализация необходимых знаний | - Каждый из нас принадлежи к какому-то народу, национальности. Некоторые из вас уже побывали в других местах нашей страны. Какие народы, кроме русских вы знаете? - Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? | - Отвечают на вопросы, выдвигают предложения. |
3.Организация познавательной деятельности | - Откройте учебник на стр.12 Ребята, давайте с вами рассмотрим представителей некоторых народов России и сравним их лица и костюмы. Национальный костюм- это костюм характерный для определенной нации, свойственный только ей. Русский народ: девушки носили длинные рубахи с рукавами, поверх нее надевали сарафан, на голове заплетали одну косу и украшали голову лентой или венцом. Парни носили рубахи, которые подпоясывали узким поясом и были порты, это так назывались штаны. Из обуви носили лапти. Татарский народ: в татарском национальном костюме преобладают белые, красные, синие, зеленые цвета. Татарские девушки надевали на голову бархатныйкалфак, расшитый бисером или жемчугом. Основа мужского костюма это штаны и рубаха, которую шили очень свободной, длинной до колен. Штаны шили из полосатой ткани. Еврейский народ:единственным предметом одежды, традиционным для еврея в любом конце света является талит – четырехугольная материя, на углах которой прикреплены плетеные кисти. Карельский народ: Дамы дополняли традиционную рубаху либо юбкой, либо сарафаном. Если надевался сарафан, пояс прятался под него. Отказываться от этого элемента гардероба считалось дурным знаком - пояса для женщин служили своеобразными оберегами, спасающими от демонов. Сарафан принято было сочетать с передником, отличавшимся от него по цвету. Представители сильного пола надевали сорочки двух видов. Это могла быть короткая рубашка или длинная рубашка, которая доставала до колен. Штаны не отличались разнообразием: узкие, суконные. Рубашки часто дополнялись шейными платками. – Бурятский народ: Мужская одежда- летний и зимний халат, который обязательно опоясывался. Шапки. Женская одежда-Девочки носили длинные платья, которые подпоясывались ,чтобы подчеркнуть тонкую, гибкую талию. На голове девушки носили кушаки. Осетинский народ: Особенностью национальной осетинской одежды являлось сходство верхнего мужского и женского платьев по крою и способу ношения.Мужчины на голове носят папахи с 3х лет, значимым был ремень на талии. Ремень начинали носить в возрасте десяти лет. Чукотский народ: Одеваются очень тепло, т.к живут на севере, шьют одежду из шкур животных в основном оленей, шубы, на ногах унты. Башкирский народ:Национальный костюм башкир был обычно многослойный: нижняя одежда несколькими слоями покрывалась верхней: два, три и больше толстых халата и, наконец, расшитый елян– пальто. Чем больше одежды - тем богаче выглядел человек в глазах своих соседей Обувь была чаще всего кожаная. - Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. Только ли внешне отличаются друг от друга представители разных народов? - Все народы живут в одной стране, единой семьей. Вместе трудятся, отдыхают, решат проблемы, но у каждого народа есть свои традиции. Работа в рабочей тетради по заданиям 1,2.(стр 5,6) Традиция- это то, что перешло от одного поколения к другому. Например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи) _ Какие национальности живут в нашей республике? _ Что их обьединяет ? -Какие традиции осетинского народа вы знаете? Какие традиции соблюдаются в вашей семье? - А еще все народы отмечают праздники, какие праздники вы знаете?..... _ Какие национальные праздники отмечают в Осетии? Сегодня я расскажу вам об одном из главных праздников осетин, дне Святого Хетага. Общенародный праздник святого Хетага — особо почитаемый у осетин праздник. Отмечается во второе воскресенье июля. Главное место торжества — роща Хетага, расположенная в Алагирском районе, в 30 километрах от Владикавказа. Со всех уголков республики съедутся туда десятки тысяч человек, чтобы попросить счастья, мира и благополучия. Согласно легенде, Хетаг был христианином, сыном кабардинского князя, отказавшимся принимать ислам. Родные обозлились на него за это, и тогда он решил скрыться в Осетии. По пути в Куртатинское ущелье, у современного селения Суадаг, Хетага стали настигать преследователи. Тогда из леса Хетаг услышал зов: «Хетаг! В лес! В лес!». Но домчаться до леса беглец уже не успел бы. И тогда Хетаг произнес: «Пусть лес придет к Хетагу».Масса леса окружила Хетага. Преследователи повернули обратно, так как не смогли найти Хетага. Он прожил в роще около года, после чего перебрался в горное селение Нар, где дал начало известному роду Хетагуровых (осет. Хетæгкатæ). Теперь, это — святое место. Молиться Всевышнему о помощи сюда приезжают люди со всех уголков Северной Осетии. Говорят, молитвы, произнесённые в святой Роще Хетага- Хетадже Къох, имеют особую силу. Считается, что Хетаг покровительствует всем людям: даже совершившие преступления могут молиться в роще. Главное не причинять ей при этом вред. - Кроме этих праздников народы России отмечают и национальные праздники. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Русский народный праздник-Масленица (связан с проводами зимы и встречей весны. Разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы) Пасха-(Светлое Христово Воскресение (воскресение Иисуса Христа). Сегодня этот важнейший христианский праздник отмечается в России очень широко. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы). Ежегодно в нашей стране проводится национальный праздник татар и башкир – Сабантуй – праздник урожая. Отмечается он в воскресенье. К нему готовятся заранее — убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей Праздник Курбан – байрам отмечается в Башкирии, Татарстане, Чечне и других исламских государствах. В этот день принято совершать полное омовение, закалывать овец и есть баранину, раздавать милостыню (делиться угощением из баранины). Праздник показывает милосердие, величие Бога и то, что люди должны исполнять повеление Бога, каким бы трудным оно не было. Новруз – религиозный праздник начала нового года у татар и башкир. На праздничный стол складывают круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. Важную роль в жизни народов России играет религия. Религия-совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поколения. Особенно распространены в нашей стране такие религии как христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Творческая работа. - Детям раздается картинка с одним из народов России, которую нужно раскрасить. - Назовите название национальностей, которые изображены на рисунке. | Анализируют иллюстрации в учебнике, делятся наблюдениями. |
4. Подведение итогов. Рефлексия | - Ребята, кто назовет, какие народы проживают в России? - Чем различаются представители разных народов? - А какие народы населяют наш край,Северную Осетию? - О каком празднике Осетин вы узнали? -Кому покровительствует Хетаг? - Какие ещё народные праздники вы запомнили? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...
Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс
Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира по теме "Первые русские князья" в 4 классе
В данном материале представлен конспект урока, технологическая карта, а также презентация....
План-конспект урока окружающего мира с использование технологии проблемного обучения в 1 классе
1. Тема урока: «Откуда берутся снег и лед? (Состояние воды: снег и лед)».2. Возраст обучающихся: 7 лет.3. Название предмета: окр...
Конспект урока окружающего мира по теме: «Как зимой помочь птицам?» 1 класс УМК "Школа России"
Учащиеся научатся распознавать зимующих птиц с помощью наглядности и в природе, изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц....
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Экономика и экология. Экологическая катастрофа».. 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Экономика и экология. Экологическая катастрофа».Цели урока: познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной; систематизировать и расширить знания учащихся о...