Конспект урока Окружающего мира на тему" Что мы знаем о народах России" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Цопанова Алла Николаевна

Конспект урока по окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект урока по Окружающему миру на тему: Что мы знаем о народах России ? 1 класс.

МБОУСОШ№3   г. Владикавказ       Учитель : Цопанова А.Н.

 

Тема урока: Что мы знаем о народах России?

Тип урока: изучение нового материала

Цель: формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях.

Задачи:

- показать многонациональный характер населения России, раскрыть особенности национальностей ;

- способствовать пониманию единства народов России на примере многонационального народа Осетии;

- учить вступать в учебный диалог.

Планируемые результаты

Предметные:

- осваивать представление о многонациональном характере населения России  особенностях некоторых национальностей;

- рассказывать о национальных праздниках.

Метапредметные:

- понимать и принимать учебную задачу урока;

- анализировать иллюстрации учебника: выделять общее и особенное;

- вступать в учебный диалог в паре;

- находить новую информацию в диалоге со взрослыми;

- оценивать свои достижения на уроке.

Личностные:

- понимать свою принадлежность к многонациональному народу России;

- интересоваться культурой, обычаями других народов, уважительно относиться к ним.

Ресурсы урока: Плешаков А.А. окружающий мир 1класс 1часть стр12-13, рабочая тетрадь окружающий мир 1кл, 1ч стр. 5-6, карточки с заданиями, карта России, презентация.

 

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация познавательной деятельности

- Здравствуйте ребята!  

- Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с нашей Родиной .

- Как называется страна, в которой мы живем?

- А как называется Столица нашего государства?

Как называется республика,в которой мы живём?

-Назовите столицу Северной Осетии.

- Отвечают на вопросы

2.Актуализация необходимых знаний

- Каждый из нас принадлежи к какому-то народу, национальности. Некоторые из вас уже побывали в других местах нашей страны. Какие народы, кроме русских вы знаете?

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

- Отвечают на вопросы, выдвигают предложения.

3.Организация познавательной деятельности

- Откройте учебник на стр.12

Ребята, давайте с вами рассмотрим представителей некоторых народов России и сравним их лица и костюмы.

Национальный костюм- это костюм характерный для определенной нации, свойственный только ей.

Русский народ: девушки носили длинные рубахи с рукавами, поверх нее надевали сарафан, на голове заплетали одну косу и украшали голову лентой или венцом.

Парни носили рубахи, которые подпоясывали узким поясом и были порты, это так назывались штаны. Из обуви носили лапти.

Татарский народ: в татарском национальном костюме преобладают белые, красные, синие, зеленые цвета. Татарские девушки надевали на голову бархатныйкалфак, расшитый бисером или жемчугом.

Основа мужского костюма это штаны и рубаха, которую шили очень свободной, длинной до колен. Штаны шили из полосатой ткани.

Еврейский народ:единственным предметом одежды, традиционным для еврея в любом конце света является талит – четырехугольная материя, на углах которой прикреплены плетеные кисти.

Карельский народ: Дамы дополняли традиционную рубаху либо юбкой, либо сарафаном. Если надевался сарафан, пояс прятался под него. Отказываться от этого элемента гардероба считалось дурным знаком - пояса для женщин служили своеобразными оберегами, спасающими от демонов. Сарафан принято было сочетать с передником, отличавшимся от него по цвету.

Представители сильного пола надевали сорочки двух видов. Это могла быть короткая рубашка или длинная рубашка, которая доставала до колен. Штаны не отличались разнообразием: узкие, суконные. Рубашки часто дополнялись шейными платками. –

Бурятский народ: Мужская одежда- летний и зимний халат, который обязательно опоясывался. Шапки.

Женская одежда-Девочки носили длинные платья, которые подпоясывались ,чтобы подчеркнуть тонкую, гибкую талию. На голове девушки носили кушаки.

Осетинский народ: Особенностью национальной осетинской одежды являлось сходство верхнего мужского и женского платьев по крою и способу ношения.Мужчины на голове носят папахи с 3х лет, значимым был ремень на талии. Ремень начинали носить в возрасте десяти лет.

Чукотский народ: Одеваются очень тепло, т.к живут на севере, шьют одежду из шкур животных в основном оленей, шубы, на ногах унты.

Башкирский народ:Национальный костюм башкир был обычно многослойный: нижняя одежда несколькими слоями покрывалась верхней: два, три и больше толстых халата и, наконец, расшитый елян– пальто. Чем больше одежды - тем богаче выглядел человек в глазах своих соседей Обувь была чаще всего кожаная.

- Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз.

Только ли внешне отличаются друг от друга представители разных народов?

- Все народы живут в одной стране, единой семьей. Вместе трудятся, отдыхают, решат проблемы, но у каждого народа есть свои традиции.

Работа в рабочей тетради по заданиям 1,2.(стр 5,6)

Традиция- это то, что перешло от одного поколения к другому. Например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)

_ Какие  национальности живут в нашей республике?

_ Что их обьединяет ?

-Какие традиции осетинского народа вы знаете? Какие традиции соблюдаются в вашей семье?

- А еще все народы отмечают праздники, какие праздники вы знаете?.....

_ Какие национальные праздники отмечают в Осетии?

Сегодня я расскажу вам об одном из главных праздников осетин, дне Святого Хетага.

Общенародный праздник святого Хетага — особо почитаемый у осетин праздник. Отмечается во второе воскресенье июля. Главное место торжества — роща Хетага, расположенная в  Алагирском  районе, в 30 километрах от Владикавказа. Со всех уголков республики съедутся туда десятки тысяч человек, чтобы попросить счастья, мира и благополучия. Согласно легенде,  Хетаг был христианином, сыном кабардинского князя, отказавшимся принимать ислам. Родные обозлились на него за это, и тогда он решил скрыться в Осетии.

По пути в Куртатинское ущелье, у современного селения Суадаг, Хетага стали настигать преследователи. Тогда из леса Хетаг услышал зов: «Хетаг! В лес! В лес!». Но домчаться до леса беглец уже не успел бы. И тогда Хетаг произнес: «Пусть лес придет к Хетагу».Масса леса окружила Хетага. Преследователи повернули обратно, так как не смогли найти Хетага. Он прожил в роще около года, после чего перебрался в горное селение Нар, где дал начало известному роду Хетагуровых (осет. Хетæгкатæ).

Теперь, это — святое место. Молиться Всевышнему о помощи сюда приезжают люди со всех уголков Северной Осетии. Говорят, молитвы, произнесённые в святой Роще Хетага- Хетадже Къох, имеют особую силу. Считается, что Хетаг покровительствует всем людям: даже совершившие преступления могут молиться в роще. Главное не причинять ей при этом вред.

- Кроме этих праздников народы России отмечают и национальные праздники. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Русский народный праздник-Масленица (связан с проводами зимы и встречей весны. Разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и  рыбы)

Пасха-(Светлое Христово Воскресение (воскресение Иисуса Христа). Сегодня этот важнейший христианский праздник отмечается в России очень широко.  Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

Ежегодно в нашей стране проводится национальный праздник татар и башкир – Сабантуй – праздник урожая. Отмечается он в воскресенье. К нему готовятся заранее — убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей

Праздник Курбан – байрам отмечается в Башкирии, Татарстане, Чечне и других исламских государствах. В этот день принято совершать полное омовение, закалывать овец и есть баранину, раздавать милостыню (делиться угощением из баранины). Праздник показывает милосердие, величие Бога и то, что люди должны исполнять повеление Бога, каким бы трудным оно не было.

Новруз – религиозный праздник начала нового года у татар и башкир. На праздничный стол складывают круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов.

Важную роль в жизни народов России играет религия.

Религия-совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поколения.

 Особенно распространены в нашей стране такие религии как христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Творческая работа.

- Детям раздается картинка с одним из народов России, которую нужно раскрасить.

- Назовите название национальностей, которые изображены на рисунке.

Анализируют иллюстрации в учебнике, делятся наблюдениями.

4. Подведение итогов.

Рефлексия

- Ребята, кто назовет, какие народы проживают в России?

- Чем различаются представители разных народов?

- А какие народы населяют наш край,Северную Осетию?

- О каком  празднике Осетин вы узнали?

-Кому покровительствует Хетаг?

- Какие ещё народные праздники вы запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира по теме "Первые русские князья" в 4 классе

В данном материале представлен конспект урока, технологическая карта, а также презентация....

План-конспект урока окружающего мира с использование технологии проблемного обучения в 1 классе

1.     Тема урока: «Откуда берутся снег и лед? (Состояние воды: снег и лед)».2.     Возраст обучающихся: 7 лет.3.     Название предмета: окр...

Конспект урока окружающего мира по теме: «Как зимой помочь птицам?» 1 класс УМК "Школа России"

Учащиеся научатся распознавать зимующих птиц  с помощью наглядности и в природе, изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Экономика и экология. Экологическая катастрофа».. 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Экономика и экология. Экологическая катастрофа».Цели урока: познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной; систематизировать и расширить знания учащихся о...