Рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Ахметова Юлия Александровна

Рабочая  программа составлена   на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, примерной программы по окружающему миру и  программы  «Начальная школа XXI века» (Н.Ф.  Виноградова) М.:Вентана- Граф, 2013.   

Изучение  предмета  осуществляется  по  программе  УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф. Виноградовой.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_4_klass.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

                                                                                     Пояснительная  записка

Рабочая  программа составлена   на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, примерной программы по окружающему миру и  программы  «Начальная школа XXI века» (Н.Ф.  Виноградова) М.:Вентана- Граф, 2013.   

  Изучение  предмета  осуществляется  по  программе  УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф. Виноградовой.   

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальнойшколе — формирование целостной картины мира и осознание

места в нём человека на основе единства рационально научного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина

России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи  курса «Окружающий мир» состоят в том, что входе его изучения школьники овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе,учатся осмысливать причинноследственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и

соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительнуюроль в духовнонравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурноценностных ориентациймладшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

• осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство

любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать

в делах и событиях современной российской жизни;

• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

• расширение сферы социальнонравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика,

понимание образования как личностной ценности;

• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение

ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание

(в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни

человека;

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного

типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для

природной и социальной действительности (в пределах изученного);

• сформированность целостного, социальноориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве

и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественноначных и социальногуманитарных дисциплин;

• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять,сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

• владение навыками устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире природы и социума;

• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

• понимание роли и значения родного края в природе и историкокультурном наследии России, в её современной жизни;

• понимание места своей семьи в прошлом и настоящемсвоего края, в истории и культуре России;

 • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально"гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных

целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитываетнравтвенно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Содержание учебного предмета

4 класс (68 ч)

Введение (1 ч)

Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

Универсальные учебные действия:

  • объяснять значение природы как источника существования человеческого общества.

Человек — живое существо (организм) (30 ч)

Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).

Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.

Человек среди людей.

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения.

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов;
  • объяснять роль нервной системы в организме;
  • рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;
  • конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
  • характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного;
  • устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;
  • характеризовать условия роста и развития ребенка;
  • различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.

Человек и общество, в котором он живет (37 ч)

Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России. Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.

Человек и культура. Человек — творец культурных ценностей. Школы, книги, библиотеки как часть культуры в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине ХVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в ХIХ веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России ХVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство ХVIIIвека. Возникновение публичных театров.

Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).

Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты ХХ века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.

Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в ХVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Универсальные учебные действия:

  • описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;
  • моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;
  • находить на карте равнины и горы России (своего края);
  • выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям);
  • составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
  • ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами;
  • составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;
  • называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);
  • называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох;
  • называть имена наиболее известных правителей Древней и Руси и России разных исторических эпох, рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
  • узнавать символы царской власти;
  • знать имя Президента современной России;
  • составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их протекания.

Календарно-тематическое  планирование

        

Календарные сроки

Наименование раздела

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Планируемые результаты

Вид контроля, измерители

Домашнее задание

примечание

План

факт

предметные

личностные

УУД

1

04.09.2017

04.09

Человек – живое существо

Общее строение организма человека

1

Вводный

Знать общее представление о строении организма человека.

Уметь называть признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных

Понимание

ценности любой

жизни.

Слушает и

слышит

собеседника,

ведет и

поддерживает

диалог,

аргументи-

рованно

отстаивает

собственное

мнение.

Строит предположения,

анализирует, обобщает,

сравнивает. Читает,

наблюдает. Составляет

план пересказа,

пересказывает.

Применяет правила

ведения учебного

диалога. Читает

информацию,

представленную в виде

рисунка-схемы.

(Р) Осуществляет

самоконтроль

выполнения учебной

задачи.

Тематический.

Проверочная работа

Учебник
с. 6.

Р. т.
с. 3
№ 1–2

2

06.09

06.09

Нервная система. Головной и спинной мозг

1

Изучение нового материала

Знать основные органы и системы органов человека, их функции.

Раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека Объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки».

Знать и применятьв самостоятельной

Понимание

ценности любой

жизни.

Целостно,

гармонично

воспринимает

мир. Проявляет

интерес к

окружающей

природе, к

наблюдениям за

природными

явлениями

Строит предположения,

анализирует, обобщает,

сравнивает. Читает,

наблюдает. Составляет

план пересказа,

пересказывает.

Применяет правила

ведения учебного

диалога. Читает

информацию,

представленную в виде

рисунка-схемы.

Осуществляет

самоконтроль

выполнения учебной

задачи.

Учебник
с. 7–9.

Р. т.
с. 3–4, № 3–5

3

11.09

11.09

Опорно-двигательная система

Практическая работа № 1 «Составление режима дня школьника»

1

Изучение нового материала

Сравнивает свои

выводы с текстом.

Выполняет

самоконтроль

осанки. Анализирует

деятельность

отдельных мышц на

примере разных

движений. Работает

с листами

оценивания:

самооценка работы

в парах. Составляет

план текста.

Анализирует осанку

детей класса на

основе выполнения

различных

упражнений.

Объяснять

взаимозависимость

между осанкой и  здоровьем человека.

Называть признаки

правильной

205саннки.

Использовать

различные

упражнения для

формирования

правильной осанки

Выделяет признаки

различия; анализирует;

готовит вывод,

обобщение. Читает,

наблюдает. Применяет

правила участия в

диалоге, составляет

план текста. Читает

информацию,

представленную на

рисунках-схемах.

Представляет ответ на

поставленный вопрос.

Оценивает

взаимодействия в

совместной

деятельности

Анализирует, обобщает,

представляет

информацию в

«свёрнутом» виде

(памятка). Владеет

смысловым чтением.

Определяет главную

мысль текста.

Составляет рассказ-

рассуждение,

пересказывает текст.

Читает информацию,

представленную на

рисунках-схемах.

Представляет

информацию в

«свёрнутом» виде

(памятка).

Анализирует, обобщает,

оформляет выводы.

Наблюдает, проводит

опыт. Строит текст-

рассуждение. Читает

информацию,

представленную на

рисунках-схемах.

Предвидит результат

своей деятельности.

Адекватно оценивает

результаты своей

деятельности.

Учебник
с. 9–13.

Р. т.
с. 4–5

4

13.09

13.09

Пищеварительная система

1

Комбинированный

Рассказывает о

работе

пищеварительной

системы человека.

Называет органы

пищеварительной

системы.

Характеризует

значение отдельных

органов

пищеварения для

работы организма в

целом. Определяет

назначение

отдельных органов

пищеварительной

системы в процессе

пищеварения.

Объясняет, что такое

«аппетит».

Составляет памятку

по здоровому

питанию.

Понимание

ценности любой

жизни

Учебник
с. 14–16.

Р. т.
с.  8, работа над проектом

№14-21

5

18.09

18.09

Дыхательная система

1

Изучение нового материала

Знакомство с системой органов дыхания. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания

Понимание

ценности любой

жизни.

Сотрудничает в

группе, в паре;

ищет

информацию.

Выражает свои

чувства,

вызванные

состоянием

природы

Учебник
с. 17–18,

Р. т.с.11, №26, работа над проектом

6

20.09

20.09

Кровеносная система. Кровь и ее значение

1

Комбинированный

Пересказывает текст

рубрики «Этот

удивительный мир»

с опорой на рисунки.

Характеризует

функции разных

систем органов.

Моделирует схему  кровеносной

системы. Наблюдает

капли крови в

микроскоп. Понимает

значение крови в

организме человека

и опасность больших

ее потерь. Умеет

оказывать первую

помощь при

поверхностном

ранении кожи.

Объясняет

необходимость

обеззараживания

ран.

Выдвигает гипотезы.

Анализирует, обобщает,

оформляет выводы.

Читает, проводит

опыты, наблюдения.

Пересказывает,

рассуждает. Читает

информацию,  представленную на

рисунках-схемах.

Анализирует и

оценивает участие в

учебном диалоге.

Оценивает участие в

групповой работе.

Учебник,
с. 19–20.

Р. т.
с. 11,№27
 Реферат:  «Оказание первой помощи при кровотечении»

7

25.09

25.09

Сердце – главный орган кровеносной системыПрактическая работа № 2 «Подсчёт пульса»

1

Комбинированный

Учебник,
с. 21–22.

Р. т.с. 12-13,

№28-34

8

27.09

27.09

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества

ТЕСТ

Человек – живое

существо (организм)

1

Изучение нового материала

Обнаруживает

взаимосвязи между

системами органов.

Осознает организм

человека как единое

целое. Осознает

необходимость

физических

упражнений для

укрепления сердца и

всего организма.

Называет органы

выделительной

системы организма

человека.

Развитие

зрительног

о

восприяти

я и

узнавание

Учебник,
с. 22–23.

  Р.т.стр.

13-14,

№35-37

9

02.10

02.10

Кожа, ее строение и значение

П/р  № 3 «Оказание первой мед. помощи при ожёгах,порезах,  обморожении»

1

Комбинированный

Характеризует

значение кожи.

Использует знания о

строении и функциях

кожи для сохранения

и укрепления

здоровья.

Понимание

ценности любой

жизни.

Слушает и

слышит

собеседника,

ведет и

поддерживает

диалог,  аргументи-

рованно

отстаивает

собственное

мнение

Высказывает

предположения,

анализирует, выделяет

главную мысль текста,

обобщает, оформляет

вывод. Составляет план

пересказа текста.

Представляет

информацию в  «свёрнутом» виде

(памятка). Читает

информацию,

представленную на

схемах.

Высказывает и

обсуждает гипотезы,

формулирует вывод на

основе наблюдений,

сопоставляет,

обобщает. Проводит

опыт, наблюдения.

Участвует в

дидактической игре,

читает. Пересказывает,

принимает правила

участия в учебном

диалоге.

Тематический, фронтальный, индивидуальный

Учебник,
с. 23–25.

Р. т.
с. 14-15, №39

10

04.10

04.10

Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. Гигиена зрения

1

Изучение нового материала

Характеризует (на

элементарном

уровне и с помощью

рисунков-схем)

строение и основные

функции органов

зрения, соблюдает

правила личной

гигиены для

сохранения здоровья

органов чувств.

Понимает роль

человека в

обществе.

Понимает

особую роль

многонациональ

ной России в

развитии

общемировой

культуры.

Уважительно

относится к

своей стране.

Учебник,
с. 34-37

11

09.10

09.10

Слух. Гигиена слуха

1

Комбинированный

Характеризует (на

элементарном

уровне и с помощью

рисунков-схем)

строение и основные

функции органов

слуха, вкуса,

обоняния, осязания.

Соблюдает правила

личной гигиены для

сохранения здоровья

органов чувств.

Целостно,

гармонично

воспринимает

мир. Проявляет

интерес к

окружающей

природе, к

наблюдениям за

природными

явлениями

Учебник,
с. 38-40

12

11.10

11.10

Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человекаПрактическая  раб. №4 «Обоняние, вкус».

1

Комбинированный

Характеризует (на

элементарном

уровне и с помощью

рисунков-схем)

строение и основные

функции органов

чувств: органов

зрения, слуха, вкуса,

обоняния, осязания.

Соблюдает правила

личной гигиены для

сохранения здоровья

органов чувств.

Освоение

правил

индивидуальной

безопасной

жизни с учетом

изменений

среды

обитания

Учебник,
с. 40-45, пересказ,
Р. т.
с. 18-21

13

16.10

16.10

Урок обобщения. Тема: Органы чувств.
Проверочная работа №1

1

Контрольный

Практический. Самостоятельная работа

Стр.45

14

18.10

18.10

Мир чувств.

Эмоции

Опыт «Измерение

пульса при спокойной

работе в классе и при

ответе на трудный

вопрос».

1

Комбинированный

Характеризует (на

элементарном

уровне и с помощью

рисунков-схем)

строение и основные

функции органов

чувств: органов

зрения, слуха, вкуса,

обоняния, осязания.

Соблюдает правила

личной гигиены для

сохранения здоровья

органов чувств.

Освоение

правил

индивидуальной

безопасной

жизни с учетом

изменений

среды

обитания

Учебник,
с. 46-50

15

23.10

23.10

Чувства человека

1

Стр.51-52

16

25.10

25.10

Внимание, его роль в жизни человека

1

Изучение нового

Умеет

сосредотачиваться,

выделять главное,

быстро  предположений; анализ,

сравнение, обобщение,

формулирование

вывода; выбор

альтернативы.

Выполняет

рефлексивные

действия: самооценка

взаимодействия в

совместной

деятельности.

Освоение

правил

индивидуальной

безопасной

жизни с учетом

изменений

среды

обитания.

Учебник,
с. 53-54

17

06.11

06.11

Память, ее значение в жизни человека

Итоговый тест за  1 четверть.

1

Изучение нового

Характеризует

память как

способность

человека запоминать

то, что он

воспринимает с

помощью органов

чувств. Придумывает

упражнения для

развития памяти.

Освоение

правил

индивидуальной

безопасной

жизни с учетом

изменений

среды

обитания.

Выполняет

интеллектуальные

действия: высказывание

и обоснование

предположений; анализ,

сравнение, обобщение,

формулирование

вывода; выбор

альтернативы;

выделение главной

мысли текста.

Выполняет

рефлексивные

действия: самооценка

взаимодействия в со-

вместной деятельности

и учебном диалоге;

самоконтроль вы-

полнения учебных

задач.

Учебник,
с.59-64, читать, пересказывать

18

08.11

08.11

Здоровье человека

Здоровье человека.

Ответы на вопросы.

1

Комбинированный

Понимание

роли человека

в обществе.

Учебник,
с. 65-69, читать, пересказывать

19

13.11

13.11

Здоровье человека.

1

Учебник с.67-71, рабочая тетрадь с 21-24

20

15.11

15.11

Вредные привычкиП/р № 5 «Измерен.роста и веса»

1

Стр72-75 пересказ; рабочая тетрадь с.25-26 № 72,73

21

20.11

20.11

Охрана здоровья в разные времена года

1

.

22

22.11

22.11

Урок обобщения «Здоровый образ жизни».

 Проверочная работа №2

1

Контрольный

Самостоятельная работа

23

27.11

27.11

Когда дом становится

опасным.

1

Объясняет, при каких

условиях человек

может получить ожог

и что при этом нужно

делать. Составляет

план поведения при

пожаре. Составляет

памятку «Правила

поведения при

пожаре», «Как

уберечь себя на

пожаре».

Понимание

ценности любой

жизни

Выполняет

интеллектуальные

действия:

высказывание

предположений, анализ

жизненных ситуаций,

оформление вывода,

обобщение. Читает,

наблюдает. Речевые

умения: рассказ-

рассуждение, пересказ

Фронтальный

24

29.11

29.11

Когда дом становится

опасным.

1

Изучение нового материала

  Объясняет, как

правильно

обращаться с

острыми предметами,

при каких условиях

человек может

пораниться и что при

этом нужно делать

Понимание

ценности любой

жизни

. Читает информацию,

отражённую на

иллюстрациях.

Представляет

графическую

информацию в виде

текста. Представляет

информацию в

«свёрнутом» виде.

Выполняет

рефлексивные

действия: самооценка

жизненных ситуаций;

контроль выполнения

учебных задач.

Р.т.с.27-28

25

04.12

04.12

Улица полна

неожиданностей..

1

Изучение нового материала

Объясняет, как

правильно

обращаться с

острыми предметами,

при каких условиях

человек может

пораниться и что при

этом нужно делать.

Понимание

ценности любой

жизни

26

06.12

06.12

Улица полна

неожиданностей.

1

Изучение нового материала

27

11.12

11.12

Если случится беда.

Практическая работа

«Правила оказания

первой медицинской

помощи».

1

Изучение нового материала

Выполняет

практическую работу

«Правила оказания

первой медицинской

помощи». Составляет

памятку «Признаки

ядовитых растений».

Понимание

ценности любой

жизни

Актированный день. Дистанционный урок с заданиями.

28

13.12

13.12

Если случится беда.

1

Комбинированный

Выполняет

рефлексивные

действия: самооценка

жизненных ситуаций;

самоконтроль участия в

совместной

деятельности

29

18.12

18.12

Человек часть природы

Чем человек отличается от животных

Комплексная работа

1

Закрепление знаний

Анализировать

шмуцтитул: о

чём ты узнаешь

в этом разделе,

на какие

вопросы

ответишь.

Вести учебный

диалог:

обсуждение

высказанных

предположений

по вопросу

«Чем человек

отличается от

животных?» (на

основе

иллюстраций

учебника).

Читать и

обсуждать

текст «Человек

умеет думать и

говорить»

Проявляет

интерес к

окружающей

природе, к

наблюдениям

за природными

явлениями.

Успешно

осуществляет

учебную

деятельность.

Использует

информацию

для решения

учебных и

практических

задач.

Выполняет

интеллектуальные

действия: сравнение,

анализ, установление

причинно-следственных

связей, высказывание

предположений,

оформление вывода.

Читает, наблюдает.

Читает информацию,

представленную на

рисунках, оформляет её

в виде текста.

Учебник,
с. 100-104 читать, пересказывать

30

20.12

20.12

От рождения до старости (развитие человека)

1

Комбинированный

Анализирует

информацию

видеофильма «Что

умеет делать

маленький ребенок».

Сравнивает со своей  реальной жизнью.

Делает вывод об

условиях,

необходимых

человеку для

развития. Наблюдает

за поведением

малышей. Понимает

важность заботы о

стариках.

Понимание

роли человека

в обществе.

Учебник,
с. 105-108
составить вопросы

31

3 четв.

10.01.2018

10.01

От рождения до старости (развитие человека)

1

Изучение нового материала

С 114-117

32

15.01

15.01

Человек среди людей

Поговорим о доброте.

1

Повторение

Вести учебный

диалог:

обсуждать

жизненные

ситуации с

нравственных

позиций.

Объяснять

смысл

крылатых

выражений.

Оформлять

вывод.

Воспитание

толерантности

к людям,

независимо от

возраста,

национальност

и,

вероисповедан

ия.

Выполняет

интеллектуальные

действия: анализ,

установление причинно-

следственных связей,

аргументация суждений,

оформление вывода.

Выполняет

рефлексивные

действия: оценка

жизненных ситуаций,

самооценка отношения

к окружающим людям

Учебник стр 118-125, подготовиться к проверочной работе «Ты и твоё здоровье»

33

17.01

17.01

Что такое

Справедливость

Проверочная работа

«Ты и твоё

здоровье»

1

Изучение нового материала

Учебник стр 121-125, читать, пересказывать

34

22.01

22.01

О смелости.

1

Делает вывод, что

страх – это

врожденная эмоция

человека, которая

позволяет ему

сохранить жизнь,

избежать

неприятностей,

уберегает его от

непродуманных

поступков. Приводит

примеры ситуаций, в

которых надо

действовать вопреки

страху, решительно

Учебник стр 126-127 Актированный день, дистанционный урок

35

24.01

24.01

Умеешь ли ты

общаться

1

Обсуждает

коммуникационные

ситуации.

Определяет, какие из

представленных

диалогов можно

называть

культурными и

почему.

Учебник стр 128-136

Актированный день,дистанционный урок

36

29.01

29.01

Умеешь ли ты

Общаться

1

Учебник стр 128-138, выучить правила общения

37

31.01

31.01

Родная страна: от края до края

Природные зоны

России. Зона

арктических пустынь и

тундра.

1

Различает (по

описанию, рисункам,

фото) природные

зоны. Работает с

картой: выполняет

учебные задачи.

Находит изучаемую

природную зону.

Называет

особенности

природной зоны:

температуру воздуха,

длительность

холодных (летних

месяцев),

характеристика

почвы, специфика

растительного и

животного мира.

Воспитание

любви к

родному краю.

Осознает мотивы

изучения темы,

анализирует свое

отношение к природе;

понимает правила

взаимодействия в

совместной

деятельности. Читает

информацию,

представленную в

видеоматериалах.

Имеет экологические

представления об

охране природы

человеком.

Учебник часть2 стр.6-17 пересказ и ответы на вопросы

38

05.02

05.02

Природные зоны

России. Тайга и зона

смешанных лесов.

1

Характеризует

природные зоны

«тайга», «зона

смешанных лесов».

Различает (по

описанию, рисункам,

фото) природные

зоны. Работает с

картой: выполняет

учебные задачи.

Находит изучаемую

природную зону.

Называет

особенности

природной зоны

Идентифицируе

т себя как

гражданина

Российской

Федерации.

Понимает

особую роль

многонационал

ьной России в

развитии

общемировой

культуры.

Умеет

соотносить

информацию с

имеющимися

знаниями.

Выполняет

интеллектуальные

действия: анализ,

классификация,

обобщение. Выполняет

познавательные

действия: работа с

картой. Объясняет

значения устаревших

слов; составляет план-

пересказ. Анализирует

свое отношение к

природе; понимает

правила

взаимодействия при

групповой совместной

деятельности.

Стр.18-25 пересказ, р.т.стр.4-7 (карты природных зон)

39

07.02

07.02

Природные зоны

России. Степи и

пустыни.

1

Характеризует

природные зоны

России «степи» и

«пустыни».

Различает (по

описанию, рисункам,

фото) природные

зоны. Работает с

картой: выполняет

учебные задачи.

Находит изучаемую

природную зону.

Называет

особенности

природной зоны:

температура воздуха,

длительность

холодных (летних

месяцев),

характеристика

почвы, специфика

растительного и

животного мира.

Воспитание

любви к

родному краю.

Формирование

основ

экологической

культуры.

Выполняет

интеллектуальные

действия: анализ,

сравнение,

классификация,

оформление вывода.

Составляет рассказ-

описание (по картине).

Выполняет

регулятивные действия:

оценка своего участия в

совместной групповой

деятельности. Работает

со справочной

литературой;

представляет

информацию в

табличном виде;

готовит презентации

С. 30-32, пересказ близкий к тексту

40

12.02

12.02

Почвы России.

Опыт «Состав почвы».

1

Анализирует состав

почвы. Создает

коллективный проект

«Берег реки» с

изображением среза

земли с почвенным

слоем и

нижележащими

слоями. Делает

вывод, что любое

природное существо

полезно и имеет свое

место в природе

Формирование

основ

экологической

культуры.

Анализирует, обобщает.

Установление

причинно-следственных

связей, оформление

вывода.

Выполняет

познавательные

действия: наблюдения,

опыт. Осознает

положение «вредных

живых существ в

природе не бывает».

Рабочая тетрадь стр.3-12 №15

41

14.02

14.02

Рельеф

России.

1

Работает с картой:

находит разные

рельефы, узнает и

различает по цвету

равнины России.

Характеризует

понятия «рельеф»,

«равнина».

Воспитание

любви к

родному краю.

Выполняет

интеллектуальные

действия: высказывает

предположения;

сравнивает ложные и

истинные

высказывания;

анализирует;

сравнивает, обобщает.

Выполняет

познавательные

действия: работает с

картой.

Учебник стр 37-39, пересказ

42

19.02

19.02

Рельеф

России. 

1

Работает с картой:

находит разные

рельефы, узнает и

различает по цвету

горные цепи России.

Воспитание

любви к

родному краю.

Характеризует понятия;

составляет рассказ-

описание. Читает

информацию,

представленную в

графическом виде

(карта).

Учебник Стр.40-50, рабочая тетрадьстр.15-19.

43

21.02

21.02

Как возникали и

строились города.

1

Комбинированный

Воспитание

уважительного

отношения к

истории страны.

Выполняет

интеллектуальные

действия:

высказывание

предположения; анализ,

обобщение изученного

материала;

установление причин

исторического факта и

события.

Пересказывает с

опорой на

иллюстративный

материал. Понимает

правила совместной

деятельности в парах.

Оценивает

деятельность. Готовит

презентацию

сообщения

Учеб стр 51-58, пересказ

44

26.02

26.02

Россия и ее соседи.

Япония. Проверочная работа

по теме

«Родная страна: от

края до края»

1

Проводит

виртуальную

экскурсию по

Японии.

Продумывает

вопросы, которые

помогут больше

узнать о стране.

Воспитание

уважительного

отношения к

истории страны.

Выполняет

интеллектуальные

действия: сравнение,

анализ. Составляет

план рассказа на

предложенную тему,

рассказ-рассуждение.

Оценивает совместную

деятельность в парах.

Читает информацию,

представленную в

иллюстративном виде.

Уч стр 51-61 Актированный день, дистанционный урок

45

28.02

28.02

Россия и ее соседи.

Китай.

1

Проводит

виртуальную

экскурсию по Китаю.

Продумывает

вопросы, которые

помогут больше

узнать о стране.

Готовит программу

встречи экскурсантов,

находит

дополнительную

информации о

стране

Дистанционное обучение.

Карантин

46

05.03

05.03

Россия и ее соседи.

Королевство

Дания.

Тест «Родная страна:

от края до края»

1

Дистанционное обучение.

Карантин

47

07.03

07.03

Человек – творец культурных ценностей

Что такое культура.

 

1

Соотносит

произведение

искусства с его

автором. Называет

имена выдающихся

деятелей литературы

и искусства разных

исторических эпох и

их произведения

Формирование

понимания

особой роли

многонационал

ьной России в

современном

мире.

Выполняет

интеллектуальные

действия:

высказывание

предположений;

характеристика понятий

«ценность», «культура»;

обобщение, анализ.

Составляет рассказ-

рассуждение, рассказ-

описание. Осознает

мотив изучения данного

раздела; оценивает

свою деятельность

Дистанционное обучение.

Карантин

48

12.03

12.03

Из истории

Письменности

1

Работает со схемой.

Предлагает варианты

символического

обозначения разных

сторон культуры

Формирование

понимания

особой роли

многонационал

ьной России в

современном

мире.

Актированный день, дистанционный урок

49

14.03

14.03

О первых

школах и

книгах.

1

Высказывает

предположения о

том, что дает

образование

человеку и обществу.

Составляет план

рассказа

«Особенности первых

школ в России».

Составляет рассказ о

первых берестяных

грамотах. Находит

дополнительную

информацию по теме

в разных источниках.

Готовит вопросы для

одноклассников по

теме урока.

Формирование

понимания

особой роли

многонационал

ьной России в

современном

мире.

Уч стр 76-78, пересказ

50

19.03

19.03

О первых

школах и

книгах.

1

Учебник стр 79-80, читать и пересказывать

51

21.03

21.03

Чему и как учились в

России при Петре I.

1

Читать текст

«Как

развивалось

образование

после Петра

I?» Составлять

план рассказа

по теме

«Образование

в XVIII веке».

Пересказывать

текст «Михаил

Васильевич

Ломоносов»

Воспитание

чувства

гордости за

национальные

достижения

Выполняет

интеллектуальные

действия: анализ,

сравнение,

высказывание

предположений.

Составляет план текста;

рассказ-рассуждение,

готовит пересказ.

Работа над проектом стр81- 85, читать, пересказывать

52

4 четв

02.04

02.04

Русское

искусство до XVIII

века.

1

Называет объекты

культурного наследия  России: храм

Василия Блаженного,

Дмитриевский собор

во Владимире, иконы

Андрея Рублева

Учебник стр 86-89, раб.т.стр.28 №46

53

04.04

04.04

Русское

искусство до XVIII

века

1

Учебник стр 89-95 читать

54

09.04

09.04

Искусство России XVIII

века.

1

Описывать

произведения

художественног

о искусства

Древней Руси.

Пересказывать

текст

«Скоморохи

(потешники) —

первые

артисты на

Руси».

Составлять

рассказ-

описание

«Гусляры» (на

основе картины

Учебник стр 96-99, пересказ

55

11.04

11.04

Искусство России XVIII

века.

1

Комбинированн

Характеризует

понятия «портре-

тист», «крепостной

художник»,

«парадный портрет».

Учебник стр.100-103, пересказ

56

16.04

16.04

«Золотой век» русской

культуры (XIX век).

1

Комбинированн

Рассказывает о

некоторых русских

художниках. Узнает

картины, называет их

автора. Находит

дополнительную

информацию в

Интернете. Называет

нескольких известных

русских актеров XVIII

века.

Учебник стр 104-112, пересказ. Рабочая тетрадь стр.29-31 №47-53

57

18.04

18.04

«Золотой век» русской

культуры (XIX век).

1

Учебник стр 113-125, подготовиться к проверочной работе

58

23.04

23.04

Искусство России ХХ

века.

Проверочная работа

1

Учебник 126-131, читать, пересказывать

59

25.04

25.04

Человек – защитник своего Отечества

Гражданин и государство

Как Русь

боролась с половцами

1

Вводный

Уметь:

– раскрыть причины отдельных событий в жизни страны и даты основных войн в истории России;

– узнавать по тексту, к какому времени относится это событие;

– составлять связный рассказ на темы

раздела;

– работать с географической и исторической картами;

– выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради

Текущий. Проверочная работа

Учебник,

с. 134-136, р.т.стр.37-38 375, 76, 77

60

30.04

30.04

Битва на Чудском

озере. Куликовская

битва.

1

Учебник,
с.136-139

61

02.05

05.05

Отечественная война

1812 года.

1

Стр.140-143

Внеклассный урок

62

07.05

07.05

Великая

Отечественная война

1941– 1945 гг.

1

Изучение нового

Учебник,
с. 144-148

 

63

09.05

12.05

14.05

Великая

Отечественная война

1941– 1945 гг.

Тест «Человек –

защитник своего

Отечества»

1

Изучение нового

Учебник,
с. 48-154

Внеклассный урок

64

14.05

Гражданин и

государство.

1

Учебник,
с. 156-157

65

16.05

16.05

Права и обязанности

граждан.

1

Комбинированный

Уметь:

– называть права и обязанности гражданина России;

Формирование

основ

российской

гражданской

идентичности

Учебник,
с. 158-159


66

21.05

21.05

Права и обязанности

граждан.

1

Комбинированный

Уметь:

– называть права и обязанности гражданина России;

– составлять связный рассказ на темы раздела;

– работать с географической картой

Итоговый

Рабочая тетрадь стр. 39-40

67

23.05

23.05

Права и обязанности

Граждан

 Тест «Гражданин и

государство»

1

Р.т. с.41-43

68

28.05

25.05

Символика России.

1

Комбинированный

Рассказывает о

главных символах

нашей страны в

разные исторические

периоды. Знает текст

и исполняет Гимн

Российской

Федерации.

Рассказывает о гербе

города, района

Идентифицирует себя с

принадлежностью к

государству,

российскому народу;

проявляет уважение к

символике государства.

Умеет сотрудничать в

совместном решении

проблемы, искать

информацию

Учебник, с. 160-163

Внеклассный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...