Экологическая субкультура детства
статья по окружающему миру на тему

В развитии личности ребенка, интеграции его в общество и культуру особую роль иг­рает субкультура детства. В широком смысле под субкультурой понимается культурная подсистема «официальной» культуры, совокупность специфических социально-психологических признаков, определяющих стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. В бо­лее узком значении субкультуру следует рассматривать через призму определенных способов человеческой жизнедеятельности (В.А. Гришина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekologicheskaya_subkultura_detstva.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая субкультура детства

В развитии личности ребенка, интеграции его в общество и культуру особую роль играет субкультура детства. В широком смысле под субкультурой понимается культурная подсистема «официальной» культуры, совокупность специфических социально-психологических признаков, определяющих стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. В более узком значении субкультуру следует рассматривать через призму определенных способов человеческой жизнедеятельности (В.А. Гришина).

Исследованию детской субкультуры посвящены работы М. Мид, И.С. Кона, В.М. Осориной, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Э.Г. Эриксона, В.Т. Кудрявцева и др. По образному определению В.Т. Кудрявцева и Т.И. Алиевой, детская субкультура представляет собой своего рода «культуру в культуре, живущую по специфическим и самобытным законам детства». Содержанием детской субкультуры является тот мир, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза. При этом детство рождает собственную культуру бытия ребенка, которая, с одной стороны, адекватна нормам и ценностям, функционирующим в социуме, а с другой стороны, имеет отличные особенности, трансформированные собственным внутренним миром личности, ее образом «Я».

Детская субкультура является уникальным, самобытным способом освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. В ней происходит формирование целостного жизненного опыта индивида. Именно детская субкультура определяет вкусы, язык и способы взаимодействий, а группа сверстников служит референтным источником многочисленных моделей поведения, помогает соотносить их с социальными и культурными нормами взрослого общества, понять себя, испытать свои силы.

М.В. Осорина выделяет три главных фактора, определяющих формирование модели мира ребенка: влияние «взрослой» культуры; личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности; воздействие детской субкультуры, традиций, которое передается из поколения в поколение детей.

Детская субкультура включает традиционные народные игры, детский фольклор, детский юмор, детскую магию и мифотворчество, детское философствование, словотворчество, эстетические, религиозные представления детей и др. Для нее характерны ярко выраженные, общие для ее носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, стереотипы, представления, обряды, ритуалы, язык, мода, одежда, поведение, фольклор и т.д. [3,12]. Детская субкультура выступает как совокупность разнообразных форм активности ребенка.

Выделяют две взаимопротиворечащие характеристики детской субкультуры [4, 89]. С одной стороны, она достаточно консервативна, удерживает и воспроизводит в себе тексты, ритуалы, игры, «возраст» которых исчисляется десятилетиями и даже столетиями. С другой стороны, детская субкультура предельно динамична, и каждый ребенок может стать ее автором и наделять произведения новыми смыслами и возможностями.

В качестве основных функций детской субкультуры выделяют социализирующую, психотерапевтическую, культуроохранительную, прогностическую [2, 117]. С помощью традиционных культурных средств — детского правового быта, детского фольклора и игровых правил — происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение собственным поведением. Приобщаясь к традиционной культуре детей, ребенок принимает возрастные нормы \поведения в группе сверстников, учится эффективным техникам решения трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих людей. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие потребности ребенка: в близости с другими людьми за пределами семьи, в самостоятельности. Пространство детской субкультуры создает ребенку защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира. В недрах детской субкультуры сохраняются жанры, устные тексты, обряды, ритуалы и пр., утраченные современной цивилизацией, существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решению проблем, которые появятся в будущем, и сформировать алгоритм адекватного действия. Таким образом, детская субкультура обладает огромным потенциалом в развитии личности ребенка.

Частью субкультуры детства является экологическая субкультура, которая присутствует как в личности ребенка, так и в целой детской популяции, во всем периоде детства. Она обусловливает действия, поступки ребенка во взаимодействии с природой в реальной жизни и предполагает отождествление экологической культуры личности ребенка с экологической культурой общества. Здесь ребенок занимает активную позицию, участвует в собственном развитии в качестве субъекта; он взаимодействует с природным материалом, исследует его, определяет на ощупь, на вкус, по запаху, целое по части и часть по целому; группирует предметы по месту произрастания, по их использованию; устанавливает последовательность стадий развития растений и др.

На каждом историческом этапе экологическая субкультура детства претерпевает изменения, обусловленные, с одной стороны, отношением общества к субкультуре детства, достигнутым уровнем экологической культуры общества, а с другой — его соотношением с экологическим идеалом.

Экологическая субкультура детства поликультурна, так как в ходе инкультурации дети имеют дело с различными этническими культурами. Она включает культуру познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе, культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности, и культуру духовного опыта взаимодействия с природой, приемы, формы экологически целесообразного поведения, экологически культурные способы мышления.

Особенностью отношения детей дошкольного и младшего школьного возраста к природе является антропоморфизм — наделение природных объектов человеческими свойствами. Он обусловлен присущим детям способом осмысления мира, при котором природные объекты часто относятся ими к сфере «человеческого». Желая помочь, дети создают для природных объектов «комфортные условия», как для человека, не учитывая своеобразия их реальных потребностей.

И все же в большинстве случаев дошкольники и младшие школьники остаются эмоционально «глухими» к плохому самочувствию и страданию животных. Гораздо больше их занимает внешняя привлекательность животных, возможность организовать интересную совместную деятельность. От общения с менее привлекательными животными (пресмыкающимися и земноводными, насекомыми) детей отталкивает нежелание этих животных вступать в контакт с человеком, связанные с ними суеверия.

Наблюдения показывают, что дети ухаживают за комнатными и садовыми растениями, но не проявляют должного интереса к дикорастущим растениям, к неживым объектам. Ребенка интересуют образы, формы, звуки, цвета, существующие в природе. Их узнавание приводит детей к осознанию природных форм, их соотношения с функциональным назначением. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику игры. Экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, входят в их самостоятельную игру, становятся ее содержанием. Поэтому, если дошкольники или младшие школьники использовали в игре природоведческий сюжет, это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик.

В настоящее время наряду со снижением многих показателей качества жизни современного ребенка наблюдаются существенное изменение субкультуры детства в сторону рационализации, катастрофическое сокращение мира детства, вхождение в него утилитарных принципов мира взрослых (прагматизма, цинизма, жестокости), изменение условий воспитания детей, разрушение существовавших на протяжении тысячелетий естественных институтов социализации — семьи и детского сообщества, криминализация детской субкультуры — ее языка, игровых форм общения, общих установок.

Многие культурные формы, такие, как тексты детского фольклора, либо утрачены, либо находятся в стадии деградации. Произошла утрата вековых традиций под влиянием Интернета, кинопродукции и особенно телевизора. Внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов, клипов, телеобразов, экран конструирует «новую мораль», трансформируя ценностные ориентации и базовые потребности ребенка. А возникновение и широкое распространение в последние десятилетия, например, «черного юмора», жестоких розыгрышей («приколов»), так называемых «садистских стишков» свидетельствует об изменениях детского сознания в сторону его разрушения, деструкции. Ребенок все меньше вступает в контакт с природой. Особенно это характерно для детей, проживающих в условиях города. Ребенок, оказывающийся изолированным от стимулирующей среды, неизбежно страдает, что проявляется не только в задержке, но и в нарушении его развития [5, 21]. Сегодня наряду с экономической, социальной, культурной, этической, материнской, психической проявляется экологическая депривация, когда ребенку не предоставляется возможности для удовлетворения его важных психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени. Экологическая депривация приводит к глухоте по отношению к природе, что еще больше усугубляет ситуацию.

Устранение негативных факторов современной социальной ситуации возможно через обеспечение особого одухотворенного пространства детской жизнедеятельности, присвоение экологической субкультуры детства. Это даст ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды, повысит уровень его психоэмоционального благополучия, позволит скорректировать последствия экологической депривации. Обеспечить присвоение ребенком экологической субкультуры детства — важнейшая задача педагога.

О присвоении ребенком экологической субкультуры детства свидетельствуют: непрагматичность в отношении с природой; ориентированность на экологические культурные и духовные ценности; наличие своей экологической культурной среды (собственных экологических культурных явлений, событий, предпочитаемой литературы природоведческого содержания и экологической информации, развлечений, связанных с природой); самоидентификация себя с экологической субкультурой детства (положительно эмоциональное переживание в играх с объектами природы, культ чувственного удовольствия от общения с природой, участие в процессах экологической субкультурной коммуникации); характерные способы времяпрепровождения (экологические игры, усиленное общение с природой, стремление к накоплению экологического опыта).

На отношение дошкольников и младших школьников к окружающему миру самое существенное влияние оказывает поведение взрослых людей. Для ребенка посред-

ником в освоении культуры, в том числе и экологической, является взрослый, который находится рядом с ним. Более того, ребенок осваивает, прежде всего, культуру этого взрослого, подражая ему в поведении, поступках, поэтому первостепенной причиной неправильного отношения детей к природе нужно считать отношение к природе взрослых. От особенностей характера педагога, уровня его общей культуры, интеллектуальных способностей и эрудиции, системы его ценностных ориентации, мотивов, интересов, социального статуса, учета механизмов формирования субъективного отношения к природе зависит успешное экологическое развитие личности ребенка.

Список литературы

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. – 2002. – №1. –  С. 3-16.

2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Воронеж, 2000. – С. 117.

3.  Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988. – С. 12.

4. Кудрявцев В., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. – 1997. – №3. – С. 87-91; №4. С. 64-68.

5. Лангмейер И., Матейчек З. Психологическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984.

6. Mud M. Культура и мир детства. – М., 1988.

7. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детство, детство, ты куда ушло?...

Урок-классный час проводится в выпускном 9 классе 25 мая после торжественной линейки...

Детская и юношеская субкультура как фактор воспитания

Актуальность темы – заключается в том, что внимание многих современных исследователей привлекает проблема социального развития и  социального воспитания нового поколения. Особенный интерес вызыва...

Детская субкультура как механизм социализации младшего школьника.

  В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становиться одной из актуальных. Родители и педагоги ставятся вопросом, что нужно сделать ,чтобы ребёнок, входящи...

МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ (классный час-практикум, 6-8 класс)

Я предлагаю вашему вниманию разработку классного часа, посвященного молодежным субкультурам. Подобного рода занятия помогают ребятам, как мне кажется,  объективно разобраться в сущности тех или и...

«Портрет нашего современника в молодежной субкультуре: плюсы и минусы»

классный час на тему: «Портрет нашего современника в молодежной субкультуре: плюсы и минусы»Рассматриваемые вопросы:       1.      Понятие «Субкультур...

«Молодежная субкультура» ( Байкеры. Рэйверы. Растманы. Мажоры.)

Цель: Знакомство с понятием молодежной субкультуры, формирование представления о контркультурах как опасных для психического здоровья подростка явлениях в современном обществе....

Презентация муз субкультура

Презентация муз субкультура...