РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

по учебно-методическому комплекту:
Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 2 класса  нач. шк.; М: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 кл. в 2-х частях, М.: Просвещение, 2016;
Тихомирова Н.А. Тесты к учебнику окружающий мир 2 класс. М: Просвещение, 2016
Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас определитель для нач. школы.
Дьячкова Г.Т. Технологические карты уроков по учебнику А.А.Плешакова. Издательство Учитель, Волгоград, 2015
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_programma_po_okr.miru-2017.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая основа

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273- 73 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от07.05.2013 № 99-ФЗ);
  2. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240 –V  Об образовании в Республике Бурятия (принят Народным Хуралом РБ от 05.12. 2013) (ред. 07.07.2015);
  3. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования  (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) (в ред. От 31.12.2015 № 1576);
  4. Примерной программы начального общего образования по Окружающему миру
  5. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Музыкально-гуманитарный лицей им.Д.Аюшеева»

И ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  • Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 2 класса  нач. шк.; М: Просвещение, 2011.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 кл. в 2-х частях, М.: Просвещение, 2016;
  • Тихомирова Н.А. Тесты к учебнику окружающий мир 2 класс. М: Просвещение, 2016
  • Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас определитель для нач. школы.
  • Дьячкова Г.Т. Технологические карты уроков по учебнику А.А.Плешакова. Издательство Учитель, Волгоград, 2015

Изучение курса «окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
  • Осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  • Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

      Специфика предмета «Окружающий мир» во 2 классе состоит в том, что:

  • имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях;
  • имеет ярко выраженный интегративный характер;
  • соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;
  • даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Изучение окружающего мира во 2 классе направлено на решение следующих задач:

  • развитие  у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  • воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
  • овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
  • развитие у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
  • систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
  • освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
  • знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
  • существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

     На изучение курса «Окружающий мир»  во 2 классе отводится 68 часов / 2 часа в неделю. Из них на  Контроль

 Контрольных работ по разделу-6

Проекты – 4

Практические работы-5

Экскурсии-3

Организация учебного процесса по предмету

           В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.

Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

           В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

           

Национально-региональный  компонент реализуется через наполнение познавательной  части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Часы национально-регионального компонента выделены   в  календарно- тематическом планировании курсивом (10% от 68 часов  7 ч)

   

Основное содержание курса

Тема 1: Где мы живем?  4 ч

Наш адрес в мире. Рукотворный мир и предметы природы.

Тема 2: Природа- 21ч

Живая и неживая природа, солнце-источник тепла и света, воздух и вода и их роль, загрязнение воды и воздуха, какие бывают растения, какие бывают животные, взаимосвязи между растениями и животными, сезонные изменения в природе, охрана растений и животных своего края, красная книга

Тема 3:Жизнь города и села -11ч

Город и село, наш дом, экономика, деньги, промышленные предприятия, строительство, транспорт и его виды, культура и образование, профессии людей

Тема 4 :Здоровье и безопасность -10ч

Строение тела человека, режим дня. Правила личной гигиены, учреждения здравоохранения, специальности врачей, правила поведения на воде и правила безопасного поведения на улице. Грибы, правила экологической безопасности

Тема 5: Общение -5ч

Моя семья, труд и отдых в семье, школьная жизнь, правила вежливости.

Тема 6: Путешествия – 18 ч.

Горизонт, поверхность и воды своего края, разнообразие водоемов, изображение нашей страны на карте, карта мира, материки и океаны, страны и народы мира.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир

   

Предметные результаты

К концу 2 года обучения учащийся  научится:

  • различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;

  • использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
  •   обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Учащийся  получит возможность научиться:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

К концу 2 года обучения учащийся  научится:

  • различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
  • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Учащийся получит возможность научиться:

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

                                             

                             Календарно-тематическое планирование

 

           Тема урока

 

сроки

Основные виды деятельности

Тема 1: Где мы живём – 4 часа

1/1

НРК

Родная страна.

Республика Бурятия.

1 неделя сентября

- Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

- различать государственные символы России; Республики

- анализировать информацию учебника;

-различать национальные языки и государственный язык России;

- извлекать из различных источников сведения о символах России, Бурятии

1/2

НРК

Город и село.

Города и сёла Бурятии

1 неделя сентября

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

-  сравнивать город и село;

-рассказывать о своём доме по плану;

-формулировать выводы;

-распределять обязанности по выполнению проекта;

-собирать информацию о выдающихся земляках;

-проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;

-оценивать свои достижения.

1/3

Природа и рукотворный мир.

2 неделя сентября

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

-различать объекты природы и  предметы рукотворного мира;

-работать в паре и группе;

-формулировать выводы из изученного материала;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

1/4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»

2 неделя сентября

-выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать свои достижения и достижения учащихся.

Защита проекта «Мой город»

                                                            Тема 2:  Природа – 20 часов

2/5

Неживая и живая природа.

3 неделя сентября

- Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

-классифицировать объекты природы по существенным признакам;

-различать объекты неживой и живой природы;

-устанавливать связи м/у живой и неживой природой;

-работать в паре.

2/6

Явления природы.

Практическая работа: измерение температуры при помощи термометра

3 неделя сентября

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

-работать в паре: различать объекты и явления природы;

-приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

-рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева.

2/7

Что такое погода.

4 неделя сентября

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

-приводить примеры погодных явлений;

-сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

-работать со взрослыми: составить сборник народных примет своего народа.

2/8

В гости к осени (экскурсия).

 

4 неделя сентября

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость м/у ними;

-определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

- оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

2/9

В гости к осени (урок).

 

1 неделя октября

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе;

- рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);

-сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии;

-прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе.

2/10

   

Звёздное небо.

 

1 неделя октября

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- находить на рисунке знакомые созвездия;

-сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия;

-моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;

-находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете;

-осуществлять самопроверку.

2/11

НРК

Заглянем в кладовые земли.

 Минералы и полезные ископаемые Бурятии

практическая работа исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;

2 неделя октября

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

-различать горные породы и минералы;

-работать в паре: готовить краткое сообщение о горных породах и минералах;

-формулировать выводы.

2/ 12

Про воздух и про воду.

 

2 неделя октября

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

-работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;

2/13

НРК

Вода, её распространение в природе.

Водный богатства Бурятии

3 неделя октября

описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;

- наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;

-находить информацию об охране воздуха и воды родного края.

2/14

НРК

Какие бывают растения.

Многообразие растений Бурятии.

3 неделя октября

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

-устанавливать по схеме различия м/у группами растений;

-работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

-приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;

-определять растения с помощью атласа-определителя;

- оценивать эстетическое воздействие растений на человека

2/15

НРК

Какие бывают животные.

Многообразие животных Бурятии.

4 неделя октября

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;

-работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением;

-сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.

2/16

Невидимые нити.

4 неделя октября

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- устанавливать взаимосвязи в природе;

-моделировать изучаемые взаимосвязи;

-выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;

-оценивать свои достижения.

2/17

Дикорастущие и культурные растения.

 

 

Практическая работа по уходу за растениями класса

2 неделя ноября

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

-сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;

-осуществлять контроль и коррекцию;

-классифицировать культурные растения по определённым признакам;

-находить информацию о растениях;

-обсуждать материалы книги «Великан на поляне».

2/ 18

Дикие и домашние животные.

2 неделя ноября

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- сравнивать и различать диких и домашних животных;

-приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека;

-рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними.

2/19

Животные живого уголка.

3 неделя ноября

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;

-рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;

-осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями.

2/20

Про кошек и собак.

3 неделя ноября

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- определять породы кошек и собак;

-обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме;

-объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.

2/21

Красная книга.

4 неделя ноября

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- выявлять причины исчезновения  изучаемых растений и животных;

-предлагать и обсуждать меры по их охране;

-использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге;

-подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору).

2/ 22

НРК

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или «Возьмём под защиту». Красная книга Бурятии

 

4 неделя ноября

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;

-знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками;

-предлагать аналогичные правила;

-распределять обязанности по выполнению проекта;

-извлекать информацию из различных источников;

-составлять собственную Красную книгу;

-презентовать Красную книгу.

2/23

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

1 неделя декабря

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

                                                   

                                                Тема 3: Жизнь города и села – 9 часов

3/24

НРК

Что такое экономика.

Экономика родного края.

1 неделя декабря

- Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

- рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;

-анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;

-моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом;

-извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение.

3/25

Из чего что сделано. 

2 неделя декабря

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- классифицировать предметы по характеру материала;

-прослеживать производственные цепочки, моделировать их;

-приводить примеры использования природных материалов для производства изделий.

3/26

НРК

Как построить дом.

Отличия домов семейских, бурят и русских

2 неделя декабря

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям);

-сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского;

-рассказывать о строительных объектах в своём селе;

-предлагать вопросы к тексту.

3/27

Какой бывает транспорт.

3 неделя декабря

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- классифицировать средства транспорта;

-узнавать транспорт служб экстренного вызова;

-запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.

3/28

НРК

Культура и образование.

Культура и образование Бурятии.

3 неделя декабря

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- различать учреждения культуры и образования;

-приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;

3/29

Все профессии важны. Проект «Профессии».

 

4 неделя декабря

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи;

-определять названия профессий по характеру деятельности;

-обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

-формулировать выводы;

-распределять обязанности по подготовке проекта;

-интервьюировать респондентов об особенностях их профессий.

3/30

В гости к зиме (экскурсия).

Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе.

4 неделя декабря

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- наблюдать над зимними погодными явлениями;

-исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

-распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;

-наблюдать за поведением зимующих птиц.

3/31

В гости к зиме (урок).

Зимние явления в неживой и живой природе.

 

5 неделя декабря

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий;

-формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;

-вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике».

3/32

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

 

5 неделя декабря

 - выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

                                           Тема 4: Здоровье и безопасность -  10 часов

4/33

Строение тела человека.

2 неделя января

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- называть и показывать внешние части тела- человека;

-определять на муляже положение внутренних органов человека;

-моделировать внутреннее строение тела человека.

4/34

 Если хочешь быть здоров.

3 неделя января

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- рассказывать о своём режиме дня;

-составлять рациональный режим дня школьника;

-обсуждать сбалансированное питание школьника;

-различать продукты растительного и животного происхождения;

-формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.

4/35

 

Берегись автомобиля!

3 неделя января

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- моделировать сигналы светофоров;

-характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

-различать дорожные знаки и ;

-формулировать правила движения по загородной дороге.

4/36

 

Школа пешехода

4 неделя января

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

-формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

4/37

Основные правила безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД.

 

4 неделя января

- учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

4/38

Домашние опасности.

1 неделя февраля

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

-формулировать правила безопасного поведения в быту;

-узнавать правила по предложенным в учебнике знакам;

-сравнивать свои знаки с представленными в учебнике.

4/39

Пожар.

 

1 неделя февраля

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- характеризовать пожароопасные предметы;

-запомнить правила предупреждения пожара;

-моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону;

-рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности;

-находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение.

4/40

На воде и в лесу.

 

2 неделя февраля

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

-запомнить правила поведения во время купания;

-различать съедобные и ядовитые грибы;

-находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»;

-определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых.

4/41

Опасные незнакомцы.

 

2 неделя февраля

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми;

-предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях;

-моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС;

- моделировать правила поведения в ходе ролевых игр.

4/42

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

 

3 неделя февраля

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Тема 5: Общение- 7 часов

5\ 43

Наша дружная семья.

 

3 неделя февраля

- Понимать учебные  задачи при изучении материала раздела «Общение и данного  урока, стремиться их выполнить;

 -рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;

-формулировать понятие «культура общения»;

-обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

-моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.

5/44

НРК

Проект «Родословная».

 Особенности родословной у бурят

4 неделя февраля

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их  именах, отчествах, фамилиях;

-отбирать фотографии из семейного архива;

-составлять родословное древо семьи;

-презентовать свой проект.

5/45

В школе.

 

4 неделя февраля

-- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

-обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

-формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

-оценивать с нравственных позиций формы поведения;

-моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.

5/46

Правила вежливости.

 

1 неделя марта

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

-обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

-формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

-моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

5/47

Ты и твои друзья.

 

1 неделя марта

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

-обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

-обсуждать проблему подарка в день рождения друга;

-обсуждать правила поведения за столом;

-формулировать правила этикета в гостях.

5/48

Мы – зрители и пассажиры.

2 неделя марта

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их;

- обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника.

5/49

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».  

2 неделя марта

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

                                                      Тема 6: Путешествия- 18 часов

6/50

Посмотри вокруг.

3 неделя марта

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

-сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

-различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

-анализировать текст учебника;

-формулировать вывод о форме Земли.

6/51

Ориентирование на местности.

 

3 неделя марта

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;

- знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;

-осваивать приёмы ориентирования по компасу;

-знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.

6/52

Ориентирование на местности

Практическая работа по ориентированию

4 неделя марта

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;

- знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;

-осваивать приёмы ориентирования по компасу;

-знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.

6/53

Формы земной поверхности.

Формы поверхности Бурятии

4 неделя марта

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;

-анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

-сравнивать по схеме холм и гору;

-характеризовать поверхность своего края.

6/54

Водные богатства.

 

1 неделя апреля

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

-анализировать схему частей реки;

- на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;

-обсуждать эстетическое воздействие моря на человека;

-составлять фото-рассказ на тему «Красота моря».

6/55

В гости к весне (экскурсия).

 

1 неделя апреля

- Понимать учебную задачу экскурсии, стремиться их выполнить;

- наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;

- формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.

6/56

В гости к весне (урок).

Весенние явления в неживой и живо природе.

 

2 неделя апреля

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

-знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;

-моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;

-наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.

6/57

НРК

Россия на карте.

Карта Бурятии

2 неделя апреля

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

-сравнивать изображение России на глобусе и карте;

-соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;

-осваивать приёмы чтения карты;

-учиться правильно показывать объекты на настенной карте.

6/58

НРК

Проект «Города России».

Виртуальное путешествие по городу Улан-Удэ

3 неделя апреля

В ходе проекта дети научатся:

- распределять обязанности по выполнению проекта;

-в дополнительных источниках находить сведения  об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

-составлять презентацию своего исследования;

-презентовать свои проекты.

6/59

Путешествие по Москве.

3 неделя апреля

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- находить Москву на карте России;

-знакомиться с планом Москвы;

-описывать достопримечательности по фотографиям;

-отличать герб Москвы от гербов других городов;

- совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета.

6/60

Московский Кремль.

 

4 неделя апреля

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;

-находить на фотографии достопримечательности Кремля;

- находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение.

6/61

Город на Неве.

 

4 неделя апреля

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- находить Санкт-Петербург на карте России;

-знакомиться с планом Санкт-Петербурга;

-описывать достопримечательности по фотографиям;

-отличать герб Санкт-Петербурга  от гербов других городов;

- совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу  с помощью Интернета.

6/62

Путешествие по планете.

 

1 неделя мая

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- сравнивать глобус и карту мира;

-находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

-соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.

6/63

Путешествие по материкам.

1 неделя мая

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- находить материки на карте мира;

-знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;

- готовить сообщения и выступать с ними перед классом.

6/64

Страны мира.

Проект «Страны мира» 

 

2 неделя мая

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

 - сравнивать физическую и политическую карты мира;

-находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;

- определять, каким странам принадлежат представленные флаги;

- распределять обязанности по выполнению проекта;

-готовить сообщения о выбранных странах;

-подбирать фотографии достопримечательностей.

6/65

Впереди лето.

 

2 неделя мая

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя;

-приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

-рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;

-за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных».

6/66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

 

3 неделя мая

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;                      -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

6/67-6/68

Обобщающий урок

3 неделя мая

4 неделя мая

-выступать с подготовленными сообщениями, -иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.


Технологические карты уроков

Тема урока

Планируемые результаты

Технологический

ресурс

Операционный

Ресурс

УУД (метапредметные), личностные

Информационный ресурс (предметные результаты)

1.Родная страна. Республика Бурятия

Регулятивные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

Познавательные: научатся оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни, обобщать  собственное представление об окружающем мире;

Коммуникативные- научатся слушать собеседника и вести диалог, овладеют диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации, научаться вступать в речевое общение, пользоваться учебником, рабочей тетрадью;

Личностные:  развивать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, подвести к осознанию этнической и национальной принадлежности, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Научатся:

  •  понимать цели и задачи данного раздела и урока
  • различать государственные символы России
  • Слушание и обсуждение темы урока
  • Ответы на вопросы учителя
  • Анализ слова «толерантность»
  • Объяснение  значения пословиц
  • Знакомство  с государственными символами России и Бурятии
  • Чтение учебника и работа  в рабочей тетради
  • Обобщение полученных на уроке знаний

1. Назови свой адрес в мире. Покажи на карте.

2.Установи соответствие между государственными символами страны и республики.

3. Опиши традиции одного из народов твоего края с использованием фотографий.

2.Город и село

Регулятивные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

Познавательные: научатся отвечать на вопросы, обобщать собственное представление об окружающем мире;

Коммуникативные- научатся слушать собеседника и вести диалог, овладеют диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации, научаться вступать в речевое общение, пользоваться учебником, рабочей тетрадью;

Личностные:  развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Научатся определять уровень своих знаний по предмету

Получат возможность научиться  работать с учебником, рабочей тетрадью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

Рабочая программа окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс...

рабочая программа окружающего мира для 3 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО для 3 класса УМК "Школа России"...

Свидетельство проекта инфоурок (Рабочая программа окружающему миру)

Свидетельство проекта инфоурок  (Рабочая программа окружающему миру)...