Внеклассное занятие:: «В краю таежных рек и озер»
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Богордаева Надежда Геннадьевна

Данный материал содержит конспект занятия и презентацию по теме "В краю таежных рек и озер" Цель данного занятия- расширить знания учащихся о водоемах нашего края, познакомить с реками Югры. Формировать понятие о значении воды и водоемов в жизни человека вообще и в жизни коренных народов  Югры в частности. Развивать речь, наблюдательность, мышление детей. Воспитывпать бережное отношение к водным ресурсам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_pro_vodu_kraya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В краю таежных рек и озер»

Внеклассное занятие.

Цели:

Расширить знания учащихся о водоемах нашего края; познакомить с реками и озерами Югры.

Формировать понятие о значении воды и  водоемов в жизни человека  вообще и коренных народов Югры в частности.

Развивать речь, наблюдательность, мышление детей.                                                                                                                       Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Задачи: 

Регулятивные:  самостоятельно формулировать тему занятия после предварительного обсуждения,  преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.                                                                                                

Познавательные: представление о разнообразии водоемов Югры и их существенных признаках; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); сравнивать и  группировать факты и явления.

 Комуникативные: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);  уметь задавать вопросы, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи),учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Личностные: оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общечеловеческих ценностей (в т.ч. справедливости, умения уступать другому), осознавать свою сопричастность к происходящему вокруг, учиться бережно относиться к водным богатствам края.

План:

1.Голубые просторы Югры. Знакомимся с реками и озерами нашего края.

2.Роль водоемов в жизни коренных народов ханты и манси.

Вода-дорога.

Вода-жизнь.

Вода-дом для животных и растений.

3.Учимся беречь богатства нашего края.

Ход занятия.

I.Голубые просторы Югры. Знакомимся с реками и озерами нашего края.

У. Как называется наш край?   Слайд1

1.Югорский край, как ты велик. Гостеприимен, щедр, красив.

Кругом леса, болота и снега, и это все моя Югра!    Слайд 2

2.Ты - святая земля, ты надежда,

Ты богатством своим дорога.

Летним зноем, зимой белоснежной,

Дорогая моя Югра.

У. Разноцветной кладовой  называют богатства Югры.

Слайд 3  У.Что называют черным золотом Югры?

Слайд 4 У.Что называют белым  золотом Югры?

Слайд 5 У.Что называют зеленым золотом Югры?

Слайд 6 У.Что называют голубым золотом Югры?

У. Мансийский поэт Юван Шесталов  написал о голубых просторах Югры необычный стих. Вставьте нужное слово и прочитайте его.

На доске стих с пропущенным словом ВОДА. Прикрепляем карточки со словом. Слайды 7,8,9

Здесь так много __________,

Глаза тонут в ____________.

И синее небо тонет в _______.

И солнце, как рыба, попавшая в сеть,

Плещется, плещется в синей __________.

У. Какова же будет тема сегодняшнего занятия, сформулируйте. Слайд 10

У. Какие водоемы расположены на территории нашего края? Слайд 11

3. На территории ХМАО-Югры протекает около 30 тысяч больших и малых рек, общей протяженностью свыше 172 тысяч км. В округе насчитывается более 300 тысяч озер. А одну треть всей территории занимают болота.

Слайд 12

4.Основные реки нашего округа  - это Обь и ее приток Иртыш. Крупными реками также являются притоки Оби - Вах, Лямин Тромъеган, Пим и многие другие.

5.Река Обь вместе с Иртышом занимает 1 место по длине и площади водосбора. Обь берет свое начало в горах Алтая и впадает в Обскую губу. Длина Оби 3650 км, протяженность в округе 928 км. Слайд 13

У. На какой реке расположен наш город Ханты-Мансийск? Слайд 14

У. Большую часть территории округа занимают очень необычные водоемы.  

Слайд 15

6. Все обходят это место,

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги.

У.Почему так говорят: с одной стороны болота -беда, а с другой - кладезь добра? Слайд 16   

7.Болота - избыточно увлажненные участки суши с особенным растительным и животным миром. Болота, как губка, сохраняют воду. Когда много воды, они ее впитывают, а когда засуха - отдают воду реке. В  наших болотах имеются  огромные запасы полезного ископаемого - торфа.

У. Итак, на территории Югры имеются различные водоемы с большими запасами пресной воды.

II.Роль водоемов в жизни коренных народов ханты и манси.

8.Историческое название Ханты-Мансийского автономного округа -  Югра. «УГ» - означает вода, «РА» - народ. Слайд 17

У.А какие  коренные народы  издавна  живут на территории нашего округа?

9. Жизнь ханты и манси  с детства была тесно связана с Обью и ее притоками,  а значит, с водой.  Реки служили источником питания и основными средствами передвижения. Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса.  От дома ханты самая натоптанная тропа всегда ведет к берегу реки. Слайд 18

10.Отгадайте загадку.

К лежебоке у реки
Притащил я две руки.
По руке к бокам приладил
И поплыл по водной глади.

Ответ: Лодка, вёсла.

11.А сейчас послушайте хантыйскую загадку.

У какого карася семь рёбер? Лодка (облас) Слайд 19

У.Облас — выдолбленная из целого дерева (осины или тополя, иногда из кедра) лодочка, очень легкая, но крайне неустойчивая.

Счастье рыбака в лодке - гласит хантыйская пословица, потому что рыбак без лодки - не рыбак, и по водной дороге летом можно было передвигаться только на лодке. Слайд 20

Еще с древних времен ее почитали и в середине лета устраивали в честь нее веселый спортивный праздник. Гвоздь праздника Обласа – гонки на обласах, управлять которыми очень сложно. Слайд 21

12. Зимой,  при замерзании, реки так же становятся дорогами.  По ним ездили и на собаках, и на оленях, и на лошадях. Слайд 22

У. Итак, каково же первое значение воды, рек в жизни народов ханты и манси? ( Ученик собирает на доске из букв слово ДОРОГА)

 1.ВОДА-ДОРОГА

У.Дороги, где бы они ни лежали, на земле или на воде, многому учат человека. Сейчас вы посмотрите фильм про мальчика ханты, а после просмотра ответите на вопрос: Что важного для себя он понял во время путешествия по реке?

Просмотр фильма «Река времени»

У.Всех людей в фильме назвали родственниками, и в природе все живое и неживое все взаимосвязано, например, с рекой связано одно из основных занятий коренных жителей, а какое, вы узнаете, разгадав ребус. Слайд 23

13.На  обласке  ханты ловят рыбу в летнее время года.  Выловленную рыбу используют всю: готовят различные блюда, из внутренностей  топят рыбий жир, который разливают в бутылки и суровой зимой лечат больных. Из высушенных костей делают вкусную муку, из чешуи варят рыбный холодец, а отбросы отдают собакам. Слайд 24, 25

У.Рыба - это один из основных источников питания народов ханты и манси, вода необходима и для питья, и в хозяйстве,  поэтому говорят: (Ученик на доске составляет слово из букв)

2. Вода - жизнь.

Прочитайте, что у нас получилось?

У. Вода- жизнь.

У. Вода-дорога.

Остались еще буквы. Давайте составим  слово. (Дом). Прочитаем хором.

У. Вода- дом.

А кто живет в этом доме?

У. Рыбы.

Отгадав загадки, вы узнаете, какие рыбы живут в нашем водоеме. (Учитель показывает рисунок водоема на доске).

1.Под водою проплыла

Рыба с пастью, как пила.

Всех пугала эта злюка.

Кто она, скажите?

У. Щука.

Найдите ее среди рыб и поместите в наш водоем.

2. Под корягою лежит,
В летний жаркий полдень спит.
Любитель сумрачных глубин,
Изворотливый..

У. Налим. (Находит и магнитом прикрепляет на доску).

Так продолжается работа с другими загадками.

3. Золотая чешуя, красны плавники,
Бабочек, кузнечиков  кушает с  тоски.
Разоделся словно князь,
Хороша ты, рыба.. .(язь)

4. До чего ж его иголки

Велики и очень колки.

Что за рыба, словно еж?

Догадались? Это... (ерш)

5. От зубастой щуки скрылся,
В зарослях он притаился.
Выплыл с тины, серебрясь...
Как его зовут? ...(Карась)
              

6. Краснопёр, полосат, тигр любой реки,
В страхе разбегаются от него мальки.
Ох, не любит котелок
Этот шустрый...(окунёк).

7. Тот рыбак - большой везун,
У кого в руках. (Муксун).

Молодцы!

А кто еще, кроме рыб, живет в нашем водоеме?

У. Речной бобр, ондатра. Слайд 26

(Учитель помещает рисунки с изображением этих животных и растений в рисунок водоема на доске).

Другие животные (лось, медведь и др.) приходят к водоему, чтобы напиться чистой воды.

Вода  - это дом не только для животных, но и для растений.

В пресных водоемах нашего края можно встретить растение, занесенное в Красную книгу ХМАО- Югры.  Кто из вас знает, какое это растение?

У. Белая кувшинка. Слайд 27

III. Учимся беречь богатства нашего края.

У. Чтобы наши реки и озера остались домом для животных и растений, чтобы всегда у нас была чистая вода - для этого людям необходимо соблюдать определенные условия.

Инсценировка « На берегу лесной речки»

Действующие лица: бабушка и внучка в национальных костюмах, Речка.

На слайде загрязненная река, к слайду - голубая с черными полоска ми река на бумаге, на берегу разбросаны бутылки, бумага, пакеты. К берегу подходят с туесками бабушка и внучка.

В. Бабушка, я устала, я пить хочу.

Б. Сейчас, внученька, отдохнем, вон впереди лесная речка виднеется, посидим на бережку, умоемся, водички попьем.

Подходят к реке.

В. Бабушка, а почему в речке вода такая черная и грязная? Как же мы ее пить будем?

Выходит Речка. (Девочка в голубом платье)

Р. Ох, плохо мне, ох, тяжко мне!

В. Кто ты и почему так стонешь?

Р. Речка я лесная, а жалуюсь, потому что залиты мои воды нефтью и всякими отходами, гибнет во мне все живое,  а по берегам нерадивые туристы  разбросали кучи мусора. Слайд 28

Б. Давай внученька, хоть немного поможем речке, уберем с ее берегов мусор.

Р. Спасибо вам за помощь, мне стало немного легче, вот, в благодарность испейте чистой водицы, есть еще у меня в истоках немного ключевой.

Подает на подносе стаканы с водой, бабушка и внучка пьют. Кланяются.

Б. и В. Спасибо тебе, речка. До свидания.

Речка машет платочком вслед.

У. Что же вызывает загрязнение не только наших рек, но и вообще всех водоемов? Слайд 29, 30

У. Живет в селе Леуши в  нашем округе поэтесса Надежда Сысоева. Она написала такое стихотворение про свою реку Шайтанку. Слайд 31

Над рекою на высоком берегу

Вдаль гляжу - и наглядеться не могу.

Красота вокруг меня такая,

Что дыханье от восторга замирает!

Только если вниз случайно гляну,

Восхищаться я уже не стану.

Все внизу: река и побережье

В мусоре, в  отходах и  железе.

Следы людей теперь видны повсюду,

Как будто завтра они жить уже не будут,

Как будто им рекой не любоваться,

Как будто детям  здесь их  больше не купаться...

Остановитесь же! Пока еще не поздно,

Ведь не для нас одних мир этот создан!

И неужели  дома своего вам так не жалко?

Не превращайте мир в большую свалку! Слайд 32

У. В некоторых странах вода в реках загрязнена уже настолько, что использовать ее совершенно невозможно, поэтому люди вынуждены покупать питьевую воду в магазинах. Слайд  33,  34

У. Чтобы у нас не допустить такого, что  же должны делать взрослые для сохранения чистоты воды в реках? Слайд 35

У. Чем можем помочь мы с вами, дети?

У. Давайте же будем все вместе беречь богатства нашего края и заботиться о родной земле.

Как же нам Югрою не гордиться, как нам эту землю не любить,

Родины ты малая частица, без которой нам нельзя прожить. Слайд 36, 37

У. На память о нашем занятии лесная речка дарит вам эмблемы-закладки с изображением югорской реки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия по курсу «Наш край» 3 класс

Внеклассное мероприятие по региональному курсу "Наш край". Расширяет понятие о фольклерной культуре и растениях края....

внеклассное занятие "духовные ценности родного края"

занятие расчитано на детей 1-2 класса...

Внеклассное занятие по окружающему миру "Мой край родной – Октябрьский район"

Тема занятия:Мой край родной – Октябрьский район.Цель:воспитание любви к родному краю.Задачи:ü     формировать интерес к родному краю;ü     расширить знания о р...

внеклассное занятие «Край родной, навек любимый …»

внеклассное занятие по окружающему миру "Край родной, навек любимый"Цели: воспитание чувства настоящего хозяина родной земли, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края,ознакомиться с истори...

Внеклассное занятие "Наш край"

На внеклассном занятии учащиеся в игровой форме знакомятся с историей своего края...

Внеклассное занятие о родном крае «Мой край - Ямал»

Цели. Познакомить с культурой и традициями народов Севера, активизировать словарный запас и расширить кругозор, обогатить жизненный опыт детей;воспитывать чувство гордости за родной край;развивать жел...