Урок по окружающему миру "Опасные незнакомцы"2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Дорофеева Ирина Васильевна

Урок по окружающему миру по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx40.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

Класс: 2 «Г»

Учитель: Дорофеева Ирина Васильевна

Тема

Опасные незнакомцы.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока

Познакомить с опасностями,  которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми.

Задачи

Предметные: 

-изучение ситуаций, содержащих опасности при общении с незнакомыми людьми;

-развитие умений правильно действовать при контактах с незнакомцами; умение работать сообща, вести диалог; умение оценивать работу одноклассников; развитие в детях чувства уверенности в своих возможностях.

-воспитание чувства ответственности за совершенные поступки, любознательности и пытливости в процессе учения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД – учиться высказывать свои предположения.

Познавательные УУД

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов решения проблемы;
  • способность к умению учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение)

Коммуникативные УУД формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать, организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника к незнакомцу;
  • учебно-познавательный интерес к теме урока;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • самоанализ и самоконтроль результата.

Планируемый результат

Учащиеся должны: 

  • обучающиеся запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами; научатся предвидеть опасность;
  • пользоваться правилами безопасного поведения;
  • делать выводы из изученного материала;
  • научатся оценивать свои достижения.

Межпредметные связи

 Русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:- основные

- дополнительные

Учебник «Окружающий мир», 2 часть, Плешаков А. А., рабочая тетрадь – 2 часть к учебнику «Окружающий мир»; презентация на компьютере, интерактивная доска, эмблемы самооценки: тучка, тучка и солнышко, солнышко(на каждого ученика),таблички с телефонными номерами служб, карточки с заданиями для групп.

Организация пространства

Работа фронтальная фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Методы

диалог, мини-сообщения, игровые методы, обобщение, анализ.


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

I этап.  

Эмоциональный настрой (2 мин.)

Цель: создание эмоционального настроя на современную коллективную деятельность

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять

И внимательно читать.

К уроку готовы?  

Я надеюсь на вас, друзья.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Какой наш главный девиз?

  Я хочу, мне надо и я могу.

Да

 

 

Я хочу, мне надо и я могу.

Личностные:

(Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позиции школьника)

II этап.

Актуализация знаний (7 мин.)

Цель: создание условий для активизации знаний  

-Ребята, вспомните, какой раздел в учебнике «Окружающий мир» мы изучаем?

-Сегодняшний урок будет посвящён очень важной теме завершающей данный раздел. Название мы озвучим чуть позже.

 А пока поработаем в группах и вспомним всё, что изучали в этом разделе.

(Дети собирают из букв слово опасности каждая группа получает картинки с изображением автомобиля, пешехода на дороге, озера, леса, домика, огня)

Догадайтесь, о каких опасностях мы будем говорить?

1группа «Домашние опасности».

- Какие опасности могут быть в доме?

Вы остались одни дома. Каждый из вас взял себе по одному предмету. Какую опасность представляет каждая вещь. Как избежать беды.

2группа «Пожар».

Вам нужно исправить все ошибки.

«Чтобы не было пожара».

  • Всегда и везде играй со спичками и зажигалками.
  • Самостоятельно зажигай газовую плиту.
  • Оставляй без присмотра включенный утюг или чайник.
  • Играй с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.
  • В лесу разжигай костер без взрослых.

3группа «Лесные опасности».

- Что в лесу может быть опасным?

У вас на столах лежат картинки грибов, ягод. Вам нужно собрать в корзинку съедобные грибы и ягоды, а ядовитые отложить в сторону.

4группа «Как нужно купаться?».

Устно дополни предложения

Купайтесь только под присмотром…….. (взрослых)

Не купайтесь в очень холодной…… (воде)

Купаться можно только в чистых……(водоёмах)

Не плавайте в незнакомом….. (месте)

На водоема не мешайте……(друг другу)

5 группа «Берегись автомобиля»

-Знаете ли вы дорожные знаки?

Подписать на картинках дорожные знаки.

6 группа «Азбука пешехода»

Отгадать загадки

1. Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти,

Там иди, где весь народ,

Где есть надпись…(переход)

2. Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти,

Помни, Петя, Толя, Сева,

Что смотреть надо … (налево)

3. Как дойдёшь до середины,

То отсюда, с половины,

Помни, Таня, Юра, Клава,

Что смотреть нужно … (направо)

4. Ты спешишь на стадион,

Не цепляйся за вагон,

За троллейбусом не мчись,

От увечья … (берегись)

Ответы детей

-Здоровье и безопасность.

Уч-ся рассказывают об опасности данного предмета

Уч-ся исправляют ошибки в предложениях.

Уч-ся выбирают съедобные грибы и ягоды.

Уч-ся устно дополняют предложения.

Уч-ся подписывают дорожные знаки.

Уч-ся отгадывают загадки

Познавательные:

Общеуч-е. Повторяют, закрепляют знания о том, какие  опасности нас подстерегают дома, в лесу, на водоеме; как следует поступать в разных обстоятельствах, чтобы избежать беды.

Логич-е: анализируют объект, делают предположение.

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу.

Регулятивные: развитие чувства возможности в своих способностях.

 Физминутка

 Игра в хлопки (стоя), если вы услышите жалящее насекомое – хлопаем в ладоши.
 Муха, кузнечик, оса, пчела, стрекоза, божья коровка, шмель, шершень.

-Как надо себя надо вести, чтобы насекомые не жалили?

-Какую первую помощь надо себе оказать?

Уч-ся хлопают в ладоши в нужный момент

(1. Не приближаться к пчелиным ульям. Вблизи них не делать резких движений.

2. Не разорять осиные гнёзда.

3. Если жалящее насекомое залетело в комнату, не гоняться за ним, открыть пошире окно и подождать, пока насекомое улетит.

4. Нужно быть осторожным, когда пьёшь или ешь, чтобы оса не ужалила в язык или губу. Так как осы частенько забираются в мёд, варенье, ползают по фруктам)

При укусе насекомого надо в первую очередь удалить жало (так же как занозу).Ранку надо промыть слабым раствором марганцовки или перекисью водорода. Чтобы уменьшить боль и замедлить всасывание яда, на место укуса следует положить что-нибудь холодное, например носовой платок, смоченный в холодной воде. Если укус насекомого пришёлся в губу или веко, надо немедленно обратиться к врачу.

II этап.

Актуализация знаний (5 мин.)

Цель: создание условий для активизации знаний  

-У вас на столах лежит форма для оценки своей деятельности на уроке. В конце урока я попрошу вас поставить галочку в кружке, который вы сочтете наиболее подходящим к оценке вашей работы:

Если ваша работа выполнена частично, и вам не будет интересно, то поставите галочку в нижнем кружке.

Если работа будет выполнена вся, и урок был интересен, то галочку в среднем кружочке.

Если работа выполнена хорошо, и вам захочется продолжить изучение предложенной темы, то поставите галочку в верхнем кружочке.

-Вспомните, пожалуйста, персонажей сказок и название сказки.

Вы знаете девушку эту:

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг только грязь и зола,

А звали красавицу ... (Золушка)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?  (Козлята)

Слепой хитрец

И рыжая плутовка

Обвели мальчишку

Очень ловко.   (Кот Базилио и лиса Алиса)

Ужасный и страшный,

Но добрый внутри,

Очень любит он цветы.    (Чудище)

-Кем были эти герои для других персонажей сказки? (Незнакомцами.)

Вспомните сказки, где появляются незнакомцы. (Красная шапочка, Буратино, Сказка о мертвой царевне, Колобок...)

Скажите, всегда ли можно по виду определить, хороший перед нами человек или злой? (Ответы детей.)

Действительно, сложно узнать по внешности человека добрый он или злой. Одни незнакомцы могут оказаться очень добрыми и милыми людьми. А некоторые могут оказаться опасными злоумышленниками.

-Вспомните название раздела окружающего мира, который мы с вами сейчас изучаем и сформулируйте тему нашего урока. (Опасные незнакомцы.)

-Предположите, чем эта тема будет полезна нам, что нового мы узнаем и чему научимся?

  • Узнаем основные правила безопасного поведения с незнакомцами.
  • Научимся правильно себя вести при встрече с незнакомыми людьми

-У вас на столах есть памятка с правилами безопасного поведения с незнакомцами. Только в ней пропущены некоторые слова. В течение урока  мы будем знакомиться с правилами и вы сможете дописать нужные слова в памятку.

( Слайд 1)

( Слайд 2)

( Слайд 3)

( Слайд 4)

( Слайд 5)

(Слайд 6)

(Слайд 7)

Познавательные:

Общеуч-е: извлекают необходимую информацию из увиденного

Логич-е: анализируют объект,делают предположение.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные: ставят учебную задачу.

IV этап.

Открытие нового знания»

(10 мин.)

Цель: создание условий для знакомства с многообразием растений

-Предположите, кто такой незнакомец?

-Чем опасны незнакомые люди?

-Где можно встретить незнакомца?

-Действительно, к встрече с незнакомцами нужно быть готовыми всегда.

-Даже, когда вы находитесь дома, особенно если вы дома одни.

Вспомните сказку, в которой в доме остались маленькие дети и подверглись нападению незнакомца. (Волк и семеро козлят.)

-Рассмотрите иллюстрации в учебнике на странице 31. Обсудите с соседом по парте, как незнакомец может пытаться попасть к вам в дом.

Обсуждение ситуаций. Как же действовать, когда кто-то пытается проникнуть в ваш дом? (Предположения детей.)

Ситуация 1 "Ты один дома. Зазвонил дверной звонок".

Предлагаемые обстоятельства: ребенок один дома, раздается звонок в дверь.

- Здравствуйте, я ваша соседка снизу. Вы нас затопляете.

- Взрослые дома есть?

- Открывай, я посмотрю,  где течет кран.

- Если не откроешь, твоим родителям придется оплачивать нам ремонт!

Используйте любые варианты ответов: говорите, что взрослые на кухне, что они уже перекрывают краны, что вы им уже сказали. Сами в это время вы должны позвонить родителям и сказать им, что кто-то стучится к вам в дом и говорит, что протекает кран. Если действительно случилась авария, то соседка в таком случае придет с полицией. А полицейский должен позвонить вашим родителям. Если он этого не делает, то открывать ему не надо.

Обсуждение поведения героя.

Злоумышленники могут оказаться хитрее и сначала "прощупать почву" по телефону.

Ситуация 2 "Ты один дома. Зазвонил телефон"

Предлагаемые обстоятельства: ребенок один дома. Раздается телефонный звонок.

- Алло, это квартира Ивановых?

- Как нет!? Это какой номер квартиры?

- Это звонят из полиции, позови родителей!

- Когда они будут?

- А ты Маша (Дима)?

- Маргарита, слушай, сейчас к тебе придет полицейский. Он принесет документы для родителей. Ты их возьми у полицейского и аккуратно положи в прихожей. Как только родители придут, сразу им отдай документы. Поняла?

Обсуждение поведения героя.

Правильное поведение здесь: вежливо, но твердо дать понять чужому человеку, что вы ему открывать не будете. А лучше, если он будет думать, что в доме есть взрослые или даже гости.

Итак, какие правила безопасного поведения в ситуации, когда ты один дома, мы можем записать в нашу памятку?  

Заполнение памятки. Работа в парах. Проговаривание-запись-чтение.

-Какие же выводы вы для себя сделали?

(Слайд 8)

-Тот человек, которого вы не знаете.

-Могут причинить нам вред: обокрасть, ударить, похитить.

(Слайд 9)

Везде

(Слайд 10)

Двери незнакомым людям не открывать.

(Слайд 10)

Сообщать свои данные незнакомым людям нельзя.

Познавательные:

-осуществляют осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;

- анализируют объект, делают, предположение.

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество вместе  с учителем; принимают другие мнения.

V этап.

Первичное закрепление и осмысление материала. (5 мин.)

Цель: получить представление о сформированности у каждого учащегося применить полученные знания на практике.

Памятка

Не разговаривай с незнакомцами по телефону.

Не называй свой адрес, имя.

Не сообщай, когда придут взрослые.

Не открывай дверь незнакомым людям.

(Слайд 11)

Познавательные:

-осуществляют осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;

- анализируют объект, делают, предположение.

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество вместе  с учителем; принимают другие мнения.

Продолжение работы по теме.

-Хорошо. Вот вы выходите из квартиры. Оказываетесь в подъезде. Как правильно себя вести?

Обсуждение. Запись правил в памятку.

-На улице вы можете гулять одни, а бывают ситуации, когда дети оказываются одни, потому что потерялись. Что же делать тогда?

(Слайд 12)

(Слайд 13)

Памятка

Не разговаривай с незнакомыми людьми.

Не заходи в лифт с незнакомцами.

(Слайд 14)

Физкультминутка

Цель: снятие умственного и физического напряжения.

Я однажды потерялся - (изобразить испуг),

 Только быстро догадался - (слегка ударить себя по лбу, улыбнуться),

 Посмотрел туда-сюда - (повороты),

 Нету мамы - вот беда - (развести руки в стороны внизу),

 Побежал направо я - (бег на месте),

 Мама не нашлась моя - (руку “козырьком”),

 Побежал налево я - (бег на месте),

 Мама не нашлась моя - (руку “козырьком”),

 Повернулся я вокруг - (поворот вокруг себя),

 Может быть увижу вдруг - (руку “козырьком”),

 Нету. Я решил стоять - (руки скрестить на груди),

 И на месте маму ждать.

Проводит ребенок.

 Продолжение работы по теме.

 -Вот вы на улице. Рассмотрите иллюстрации на странице 30 и скажите, какие опасности могут подстерегать вас здесь?

Ответы детей.

-Часто дети попадают в опасные ситуации, потому что нарушают элементарные правила безопасного поведения. Предлагают посмотреть видеофрагмент об истории одной знаменитой девочки в оригинальной шапочке. Узнали, о ком пойдет речь?

Обсуждение поведения героини.

-Молодцы! Следующая история.

Обсуждение. Запись правила в памятку.

-Хорошо! Вот еще одна известная история.

Обсуждение. Запись правила в памятку.

-Иногда незнакомые взрослые могут ждать вас возле школы и представляться подругами мамы, сослуживцами папы.

Ситуация 3 "Ты один идешь из школы"

Предлагаемые обстоятельства: ребенок один выходит из школы, к нему подходит женщина и представляется подругой мамы.

- Здравствуй, Алеша. Я подруга твоей мамы - тетя Лена. Ей позвонили из ЖЭУ и вызвали, чтобы проверить сведения. А твоя мама попросила меня тебя встретить, проводить до дома и сказать тебе, чтобы ты передал мне документы по оплате, а то она ждет квитанции в ЖЭУ. Пойдем?

- Мама ведь ждет квитанции!

Обсуждение. Запись правила в памятке.

Родители обязательно предупредят тебя о том, кто тебя заберет из школы. Если незнакомый человек пытается увести вас от школы, возвращайтесь в школу, говорите, что забыли обувь, дневник. В школе предупредите учителя или дежурного о том, что случилось.

Ситуация 4 "Тебя просят помочь"

Предлагаемые обстоятельства: взрослый на игровой площадке просит помочь в поисках котенка, затем пытается силой увести ребенка.

- Здравствуй, ты тут котенка не видел?

- У меня два котенка живут. Один у меня остался, а второй, вот, убежал. Везде его ищу и не нахожу. Тут не пробегал такой черно-белый с белыми ушами.

- Помоги, пожалуйста, его найти. Ты ловкий, может котенок за горкой? а там на дереве, кажется, кто-то мяукал. Пойдем посмотрим, если он забрался на дерево, я его не достану. Поможешь на дереве поискать? Пойдем, пойдем... (берет за руку ребенка и силой пытается увести).

Обсуждение.

Иногда взрослые просят помощи. Случаи бывают разные, но вы всегда помните: взрослые должны обращаться за помощью к взрослым, а не к детям.

Если вас пытаются увести силой, ваша задача привлечь внимание других людей, чтобы вам помогли. Для этого нужно кричать, вырываться, даже падать на землю. Обязательно кричите: "Я не знаю этого человека! Помогите! Это не моя мама (папа)! Позовите полицию!" Злоумышленник испугается повышенного к себе внимания и отпустит вас. 

Ситуация 5 "Тебя уводят силой"

Предлагаемые обстоятельства: ребенка силой уводят.

 

(Слайд 15)

О Красной шапочке.

Памятка

Не разговаривай с незнакомцами.

-Сказка о мертвой царевне.

Памятка

Не бери ничего у незнакомца.

"-Снежная королева"

(Слайд 16)

Памятка

Не садись с незнакомыми в машину.

Памятка

О подозрительных незнакомцах сообщай взрослым.

(Слайд 17)

(Слайд 18)

Памятка

Кричи, вырывайся, привлекай внимание окружающих.

Коммуникативные:

слушают и выражают свои мысли в соответствии с задачами.

Регулятивные:

действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу.

Познавательные:

общеуч-е: осуществляют  поиск необходимой информации из просмотренной сценки; лог-е: анализируют ситуацию, выделяют главное.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении.

Обобщение изученного.

Предлагаю вам сейчас разделиться на группы, вспомнить все правила безопасного поведения с незнакомыми людьми и снова напомнить их классу.

1 ряд, 1 четверка - правила безопасности, если ты дома один, а в дверь звонят.

1 ряд 2 четверка - правила безопасности, если ты потерялся.

2 ряд 1 четверка - правила безопасности, если ты дома один, а тебе позвонили по телефону неизвестные люди.

2 ряд 2 четверка - правила безопасности, если ты один в подъезде.

3 ряд 1 четверка - правила безопасности, если ты на улице один.

3 ряд 2 четверка - правила безопасности, если вас просят неизвестные люди чем-то им помочь.

-Какие основные правила написали мы в памятке.

Зачитываются правила.

(Слайд 19)

(Слайд 20)

Подведение итогов

-Вспомните цели, которые мы ставили в начале урока, и сделайте выводы, достигли ли мы их?

(Слайд 21)

Коммуникативные:

принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

VI  этап.

Рефлексия учебной деятельности (4 мин.)

Цели: создание условий для рефлексии.

-На шкале оцените результаты своей деятельности.

(Слайд 22)

VII  этап.

Домашнее задание (2мин.)

Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности через творческое домашнее задание.

Домашнее задание по вариантам.

Сегодня на уроке активно работали …

Они становятся экспертами по безопасности.

-На последок хотелось прочитать вам такое напутствие немного шуточное, но очень содержательное.

(Слайд 23)

Может, человек хороший,

Ну, а может быть плохой.

Будь с ним вежлив, осторожен,

Помни — человек чужой!

От конфет, игрушек, жвачки

Ты сейчас же откажись.

Не нужны тебе подачки.

Дальше от чужих держись!

Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тете,
Если мама на работе.

Ведь преступник, он хитер,
Притворится, что монтер.
Или даже скажет он,
Что пришел к вам почтальон.

Он покажет вам пакет
(А под мышкой пистолет).
Или он надел халат,
А под ним штук пять гранат!

А за ним спешит «старушка»
У нее в авоське пушка.

В жизни всякое бывает
С тем, кто двери открывает.

Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомым ты не верь,
Закрывай покрепче дверь!

Личностные:

проявляют интерес к новому учебному материалу;

Познавательные:

общеуч-е: осуществляют  поиск необходимой информации из сихотворения .

Познавательные:

общеуч-е: осуществляют  поиск необходимой информации из собственного жизненно опыта;     лог-е: анализируют ситуацию, ищут правильный выход.

Коммуникативные:

принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Открытый урок по окружающему миру 2 класс (А.А.Плешаков) "Опасные незнакомцы"

Урок окружающего мира во 2 классе по учебнику А.А.Плешакова "Школа России". Седьмой урок в разделе «Здоровье и безопасность». Урок открытия новых знаний. Форма проведения -...