Главные вкладки

    Открытый урок. Окружающий мир 1 класс "Почему радуга разноцветная"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Урок окружающий мир в 1 класса по УМК "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okr.mir_kachkina.doc95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Паспорт урока окружающий мир в 1 классе

    Тема урока:

    «Почему радуга разноцветная»

    Учитель

    Качкина Ольга Николавна

    Образовательная цель

    Формирование исследовательской культуры личности, развитие теоретического мышления первоклассников на основе осмысления причин возникновения и способов получения радуги.

    Планируемые образовательные результаты

    ЛР-1: сохраняет мотивацию на протяжении всего урока;

    ЛР-2: активно включается в выполнение всех заданий;

    ПУД-1: выделяет основную мысль в тексте, формулирует выводы;

    ПУД-2: логически рассуждает, делает выводы;

    ПУД-3: выделяет признаки двух или более  предметов или явлений, объясняя  их сходство и различия;

    ПУД-4: извлекает необходимую информацию из текста;

    КУД-1: выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками;

    КУД-2: формулирует ответ на вопрос учителя;

    РУД-1: на основе анализа своего знания и незнания формулирует цель и учебные задачи урока;

    РУД – 2: адектатно оценивает свои учебные достижения;

    РУД-3: планирует свою деятельность;

    ПР-1: даёт определение понятия радуга;

    ПР-2: объясняет причины возникновения радуги;

    ПР-3: описывает чувства, возникающие при виде радуги;

    ПР-4: называет последовательность цветов радуги.

    Программные требования к образовательным результатам раздела «Почему и зачем?»

    Ученик научится:

    - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    - описывать чувства, возникающие при виде радуги;

    -  называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

    - запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;

    - высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;

    - работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку;

    - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

    - проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование

    - следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

     Ученик получит возможность научиться: 

    - осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;

    - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

    - обсуждать выступления учащихся;

    - оценивать своих достижения и достижения других учащихся.

    Программное содержание

    Радуга, причины возникновения, порядок цветов.

    Мировоззренческая идея

    Знания о природных явлениях способствуют пониманию и объяснению многообразия и целостности мира

    Ценностно-смысловые ориентиры

    Природа. Человек. Наука. Культура.

    План изучения нового материала

    1.Что такое радуга?

    2. Когда возникает радуга?

    3. Как возникает радуга?

    4. Почему она разноцветная?

    5. Каков порядок цветов в радуге?

    Основные понятия

    Радуга, явление.

    Понятие, причины, структура, опыты, моделирование

    Тип урока

    урок изучения нового материала

    Форма урока

    урок-исследование

    Образовательная технология

    технология развивающего обучения

    Оснащение урока

    А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение. 2011г.                                  А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь №2. Москва. Просвещение.2013г.

    Карточки с текстом для учащихся.

    полоски  бумаги с кружочками (бусы).  Краски, кисти, карандащи.

    Набор для мыльных пузырей.

    Мизансцена урока

    Парты расставлены традиционно

    Предварительная подготовка к уроку учащихся

    Отсутствует

    Домашнее задание

    1.В дополнительной литературе или в Интернете, с помощью взрослых, найдите стихи или интересные сведения о радуге.

    2.Изготовить радугу из любях подручных материалов (пластилин, крупа ит.п.)

    3.В домашних условиях получить радугу.

    Технологическая карта хода урока

    Деятельность учителя

    Деятельность уч-ся

    ПОР

    I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)

    Приветствие. Проверка отсутствующих и готовности к уроку. Психологический настрой на урок:

    Начинается урок,          

    он пойдет ребятам впрок.
    Постарайтесь все понять,      

    многое должны узнать.

    Стоя, дежурный, учебник, тетрадь,  ручка

    II. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (10-12 мин.)

    Практическая работа. Задание:

    -Ребята, скажите, что это за звук? (шум дождя)  

    Вводная беседа:

    - Я приготовила вам   задание, выполнив которое, мы узнаем тему нашего урока. Начнём наш урок со сказки. 
         Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском: 
    Я всегда со светом дружен.   Если солнышко в окне, 
    Я от зеркала, от лужи    пробегаю по листве.. 
    - Кто ты? – спросил Муравьишка. 
    -   А вы, ребята, как думаете, кто это был?(солнечный зайчик.) 
    - Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей. 
    - Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик. 
    Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо.  А какое?

    Отгадайте загадку:

    Что за чудо-красота!

    Расписные ворота

    Показались на пути.

    В них ни въехать, ни войти.

    -Что появилось на небе? (радуга)

    -  Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная!   Почему радуга разноцветная? 
             Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами надо ответить на этот вопрос. 

    - О чём будем говорить на уроке?

    - Сформулируйте тему урока.

    Проверка, обсуждение.

    - Чему нам необходимо научиться? Как можно сформулировать главный вопрос урока?

    Главный вопрос урока:

    Зачем  же человеку радуга?

    - Как вы объясните, зачем вам это знать ?

    - Можно ли в жизни обойтись без этого знания, почему?

    - Подумайте, обсудите в паре, на какие вопросы вам хотелось бы получить  ответы на уроке?

    Проверка:

    Варианты вопросов: Что такое радуга? Как она возникает? Каков порядок цветов в радуге? Почему она разноцветная?

    Фронтально

    Чтение текста

    Отгадывают загадку.

    Фронтально

    Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

    Демонстрируют знания- незнания о радуге.

    Высказывают предположения.

    Делают выводы совместно с учителем.

    ЛР-2

    ПУД-4

    ПУД-3

    КУД-2

    РУД-1

    КУД-1

    III. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин)

    1. Что такое радуга?

    эвристический метод

    - Что объединяет эти слова (дождь, снег, град, туман, радуга)?

    Проверка

    Составьте определение слову радуга.

    Самопроверка: Сравните своё определение с тем, которое официально принято в науке

    - На какой вопрос мы с вами ответили? Что мы теперь знаем об этом?

    Вывод: радуга – природное явление.

    Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» (табличка) назвали ее в старину и верили, что оно приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

    1. Когда возникает радуга?

    исследовательский метод

    Проблема: Ребята, перед вами на парте текст. Прочитайте его и найдите ответ на этот вопрос.

             До чего же весело летом шлепать по лужам во время теплого дождя! Но вот дождь стихает. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

            — Радуга! Смотрите — радуга!

    Проверка, обсуждение.

    - Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь)

    -Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь. Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.

    - Мы ответили на второй  вопрос. 

    Иногда появляются сразу две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех редких случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Ещё реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг, - такое случается только над большими реками, озёрами, водопадами, потому что тут происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды.  Природа очень изобретательна!

    3.Как же возникает радуга?

    Работа по учебнику (с. 41).

    Проверка.

    – Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)

    – Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)

    – Может ли получиться у них радуга?      (Да. )

    – Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

    Проблема:

    - Ребята, а  как вы думаете, можно ли радугу сделать дома самому?

    Учитель:

    Для этого в очень ясный, солнечный день вам понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

    Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная “радуга”.

    Практическая работа.

    Проблема.

    -А где еще мы можем увидеть радугу?

     Обсуждение.

    Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

    (Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…

    -В брызгах фонтана…

    -Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…)

    Радуга – это, конечно, природное явление.

    -Но сейчас мы побудем  волшебниками и  попробуем создать свою радугу.

    С помощью мыльных пузырей мы увидим радугу.

    - Мы с вами получили каждый свою радугу.

    4.Почему  радуга разноцветная?

    Проблема:

    Давайте посмотрим мультфильм (видео) и ответим на этот вопрос.

    Обсуждение

    -Что является причиной?

    5. Каков порядок цветов в радуге?

    Проблема:

     - Сколько  же цветов в радуге? (Семь.)

    - Из каких цветов состоит радуга? Кто знает? 

    Обсуждение:

    Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.

    -Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку».

    -Повторим этот стишок. «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

    Высказывают предположения

    Делают выводы

    Слушают учителя

    Чтиают текст

    Излагают, объясняют учебный материал.

    Высказывают предположения о причинах     возникновения радуги.

    Слушают учителя

    Читают объяснение в учебнике

    Строят предположения

    Слушают чителя

    Строят предположения

    Выполняют практическую работу

    Смотрят видеофильм

    Строят предположения

    Повторяют за учителем

    ПУД-3

    ПР-1

    РУД-2

    ЛР-1

    ПУД-2

    ПУД-4

    ПР-2

    ПУД-1

    ЛР-1

    ПР-2

    КУД-2

    РУД-3

    ЛР-1

    ЛР-2

    ПУД-2

    КУД-1

    ПР-2

    ПР-3

    ПР-3

    ПР-4

    КУД-2

    КУД-1

    IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНЕНИЙ (5-7 мин.)

    Практическая работа.

    Задание 1.

    Работа в тетради: А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. С. 26-27.

    Проверка

    -Как справились с заданием?

    -Какими знаниями руководствовались?

    Задание 2.

    Возьмите конверт   Расположите цветные полоски, чтобы у Вас получился кусочек радуги.

    Взаимопроверка(работа в парах)

    .

    Выполняют работу в тетрадях

    Проводят взаимопроверку по  критериям  оценивания

    Выполняют работу

    Взаимопроверка

    РУД-3

    ПР-4

    КУД-2

    РУД-3

    КУД-1

    V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин)

    1.Проверка изученного материала

    У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).

    Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;

    Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;

    Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.

    1 -У радуги 7 цветов?

    2 - Все цвета расположены в определённом порядке?

    3 - В радуге есть коричневый цвет?

    4 -Строители радуги – солнце и дождь?

    Проверяем

    2.Рефлексия деятельности:

    -Какой был главный вопрос урока? Почему он возник?

    - Как сейчас вы на него ответите? Что изменилось?

    - Что дал вам урок?

    - На какие вопросы вы получили на уроке ответы?

    - Что вызвало самую большую трудность, почему?

    - Над чем необходимо особенно поработать дома?

    Отвечают на вопросы

    Самопроверка

    Фронтально

    КУД-2

    РУД-2

    ЛР-1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

    Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...

    Открытый урок Окружающий мир 1 класс "Насекомые, птицы, рыбы, звери"

    Открытый урок Тема: Насекомые, птицы, рыбы, звериПедагогическая цель: способствовать выявлению у детей имеющихся знаний о животных, ознакомлению с основными признаками групп животных (насекомые, рыбы,...

    Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"

    Открытый урок  окружающего мира в  доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...

    Урок. Окружающий мир. Тема. Почему радуга разноцветная?

    Увидев в небе радугу, каждый человек невольно восторгается этим чудом природы. Задаёт себе вопрос: почему радуга разноцветная? На уроке ведётся подробное исследование для ответа на этот вопрс. Использ...

    Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс

    Технологическая карта открытого урока окружающего мира в начальной школе (1 класс)...