Открытый урок на тему: «Почему радуга разноцветная».
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) на тему

Алина Ивановна Подточилина

Цели: определить цвета и последовательность цветов радуги; объяснить, почему появляется радуга; узнать, что нужно, чтобы увидеть радугу; посмотреть, какой разной бывает радуга в природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Почему радуга разноцветная"23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему:

«Почему радуга разноцветная».

Подготовила учитель         1 «б» класса Подточилина А. И., школа №3

Цели: определить цвета и последовательность цветов радуги; объяснить, почему появляется радуга; узнать, что нужно, чтобы увидеть радугу; посмотреть, какой разной бывает радуга в природе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научить детей называть цвета радуги и запоминать порядок цветов в ней различными способами; высказывать свои предположения относительно возникновения радуги; найти возможность «создать» радугу самому в домашних условиях; прививать  интерес к устному народному творчеству (легендам, сказкам, приметам)

Метапредметные:  учиться  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;  задавать вопросы самому и отвечать на вопросы учителя; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, умение оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; развивать смекалку и умение путем эксперимента находить необычные свойства обычных вещей; учиться работать в паре, находить и исправлять ошибки в своей и чужой работе.

Личностные: формирование эстетического вкуса; расширение кругозора; формирование правильного восприятия и умения ценить красоту природы; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Универсальные учебные действия:

Познавательные:  общеучебные – самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей урока; логические – осуществление  поиска необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, из собственного опыта, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: возможность ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; оценка результата своих действий; прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в обучении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неудачи, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, согласовывать свои действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строить понятные речевые высказывания.

Оборудование: картинки с изображением радуги, емкость с водой, белый картон, зеркало.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности

- Поделились своими улыбками друг с другом, улыбнитесь нашим гостям!

И в хорошем настроении начнем урок.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все на месте, все ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Объяснение нового материала:

Для начала я предлагаю отгадать нам загадки, которые приготовили нам ребята!

Алый шар с утра над крышей

Погулять по небу вышел.

Он гулял, гулял, гулял.

Встретил вечер — и пропал.

Где же шар теперь искать?

Подскажи мне, ветер!

- Завтра снова он гулять

Выйдет на рассвете!

(Солнце)

Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник. 
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и листы.
А как сумерки настали.
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет 
И польет наш огород.

(Дождик)

Дождик с Солнцем смастерил                                                                                  Мост высокий без перил.                                                                                                 От чудесного моста                                                                                               Всему миру красота…(Радуга)

О каких природных явлениях мы с вами говорили ранее?

А о каком сегодня ? Правильно! Сегодня мы поговорим о радуге!

Что же такое радуга?

На что она похожа?

Что бы вы еще хотели узнать о радуге?

Именно поэтому мы с вами сегодня поговорим о чуде природы, о радуге!

Кто из вас видел радугу?

Что вы чувствовали, глядя на нее?

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

 Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги!

А если мы посмотрим на радугу с неба, то она будет в виде круга!

Так откуда же берется радуга? Я вам сейчас прочту маленькую сказку и вы все поймете!

 

Сказка «Солнце, Дождь и Радуга»

В высоком небесном царстве жили – были два брата Дождь и Солнце. Они всегда спорили, кто будет первым идти, а кто следом.
Однажды Солнце сказало:
- Я больше не хочу спорить. Давай попробуем идти вместе!
- Давай! Попробуем! – с радостью согласился Дождь.
Осеннее воскресное утро. В небе ярко светило солнце. Тихо падали на землю разноцветные листья. И вдруг пошёл Дождь, но Солнце по-прежнему продолжало светить.
Тут на небе появился семицветный мостик.
- Ты кто?! – спросил Дождь.
- Я Радуга! Я появляюсь тогда, когда вы идёте вместе. – ответила Радуга.
Дождь устал лить и решил отдохнуть. И Радуга тот час пропала.
- Ты почему перестал лить? – спросило Солнце у Дождя.
- Я очень устал, хочу отдохнуть, - ответил Дождь.
- Разве ты не слышал, что сказала Радуга? Она появляется только тогда, когда мы идём вместе! Ведь она наша сестра и радуется за нас. Радуется тому, что мы с тобой живём в дружбе и согласии. Радуется и радует всех вокруг.
Дождь внимательно выслушал Солнце и вновь пошёл. А на небе снова появилась Радуга.
- Я уже стала волноваться, почему вы не вместе? Неужели поругались? – сказала Радуга.
С тех пор Дождь и Солнце перестали спорить. На небе всё чаще появляется Радуга. Даже зимой нет, нет, да увидишь семицветную красавицу. Ведь брат Солнце так же сияет в небесной голубизне. А брат Дождь на время превращается в снег, но идут они вместе, не перегоняют друг друга.
Дождь , Солнце и Радуга и сейчас живут дружно, чего и вам желают.

Ну что ребята, поняли как появляется радуга, кто мастер строитель Радужного мостика?

А кто скажет откуда появляется дождь? Ответы ребят.

А солнце? Ответы ребят.

Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи.

Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Закрепление по учебнику. Открываем учебник страница 41 и ещё раз прочитаем как получается радуга. (Дети читают самостоятельно, затем вслух.)

Что такое радуга? (Это солнечное свечение.)

Физкультминутка

Летний дождь прошел с утра,

Выглянуло солнце.

Удивилась детвора,

Посмотрев в оконце, –

Семицветная дуга

Заслонила облака.

– А сколько в радуге цветов? (Семь цветов, семь мостиков.)

– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)

В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

– Как запомнить их по порядку и очень быстро?

Решение проблемной ситуации

– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

«Крот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки»

Раскрасьте радугу в рабочей тетради на стр. 26, используя эти подсказки.

Опыт:

Мы можем сами дома расщепить видимый солнечный свет на отдельные цвета, воспроизведя эффект радуги. Для этого нам понадобится: солнечный свет или фонарик, миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Поставим миску с водой на самое солнечное место. Опустим зеркальце в воду и прислоним его к краю миски. Повернем зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещаем картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная «радуга»

Работа по учебнику (с. 41).

– Как ещё в домашних условиях можно получить радугу? Учебник стр. 41.

– Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)

– Может ли получиться у них радуга?

– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

Посмотрите на наш пейзаж! Пришла злючка-колючка и украла нашу радугу! Но пока несла, уронила ее и радуга разбилась на кусочки! Чтоб нам ее собрать, вам потребуется вспомнить математику. Каждый пример обозначает последовательность кусочков, и так, у кого получился ответ 1? 2? И т.д.

Молодцы! Наш пейзаж так преобразился, стало веселее на картине!

Литературная минутка.

В небе дождь, гроза,

Закрывай глаза!

Дождь прошел, трава блестит,

В небе радуга стоит.

Поскорей, поскорей

Выбегай из дверей,

По траве босиком,

Прямо в небо прыжком.

(С. Маршак)

Солнце светит и смеется,

А на землю дождик льется.

И выходит на луга

Семицветная дуга.

(Н. Михайлова)

Теплым майским днем

Барабанщик-гром

Словно молотом

Бьет по туче: «Бом!».

Туча дождик льет,

Ветер краски трет

И рисует РА-

И рисует ДУ-

И рисует ГУ.

Радугу!

Рефлексия:

И так, как же получается радуга?

Какие два слова соединили, чтобы получилось слово радуга?

А теперь я предлагаю вам  поставить оценку нашему уроку с помощью цветов в конверте. Которые мы с вами сейчас приклеим на нашу веселую полянку. Если урок вам понятен и был интересен клеем розовые цветы, если у вас остались вопросы то желтые, если вообще урок был не понятен, то оранжевые.

Всем спасибо за урок, Дома предлагаю вам самим составить  загадки про явления природы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Презентация поможет детям понять как образуется радуга и запомнить последовательность цветов радуги....

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему радуга разноцветная?""

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использованы различные приемы и методы для развития познавательной активности учащихся....

Урок окружающего мира на тему :"Почему радуга разноцветная?"

                Урок окружающего мира в 1 классе                Тема: «Почему ...

Презентация к уроку по окружающему миру для 1 класса по теме "Почему радуга разноцветная?"

Данная презентация содержит слайды с загадками,  иллюстрациями явлений природы и другими материалами....

Открытый урок по предмету « Окружающий мир» по теме "Почему радуга разноцветная"

Цель урока:Сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и ихпоследовательности,представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдат...