Природные зоны России 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Познакомить с природными зонами, т.е. с закономерным чередованием природных зон на территории России и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodnye_zony_rossii.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру, проведённый 10 октября 2014г по теме «Природные зоны России»

учителем начальных классов Тимчик Ю.Ю. ГБОУ школы №497.

Цель: Познакомить с природными зонами, т.е. с закономерным чередованием природных зон на территории России и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли.

Формируемые УУД: познавательные – устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные – осознавать уникальность природного многообразия России и его ценность как нашего общего достояния.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карта природных зон, слайды природных зон, растений, животных, карточки по вариантам с изображением природных зон.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2.  Актуализация опорных знаний.

Викторина.

1 тур.

Назовите океаны, омывающие Россию.

Назовите моря Тихого океана.

Назовите моря Северного ледовитого океана.

Назовите моря Атлантического океана.

Назовите самые крупные озёра страны.

Назовите самые крупные реки России.

2 тур.

Самое большое по площади озеро  России? (Каспийское)

Река, впадающая в Каспийское море? (Волга)

Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном? (Енисей)

Самая длинная река на территории России? (Обь)

Водоём на территории России, который находится в списке Всемирного наследия? (озеро Байкал)

Работа в парах.

Проверка выполнения задания №5  в рабочей тетради стр.35.

Сообщения учащихся.

- Какие сообщения вы приготовили к этому уроку?

- Кто принёс материал для выставки «Где мы были?»

3.  Самоопределение деятельности.

- Рассмотрите карту природных зон. Слайд№1

- Что обозначают зоны на этой карте? Почему эти территории объединили в зоны? (Предположения детей). Деятельность учителя

 

           

       

- Как вы думаете, о чём мы узнаем сегодня на уроке? Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны) Слайд№2,3.

- На уроке познакомимся с природными зонами России, познакомимся с обитателями этих территорий.

  - Какая цель может быть поставлена на уроке? Что необходимо сделать для достижения этой цели?          

4. Открытие нового знания.

Работа в парах. Приложение №1.

У вас на партах комплект карточек. Расположите карточки для путешествия с севера на юг. Обоснуйте свой выбор.

  Далее продолжается  работа в парах по заданиям учебника (с. 71). С целью сравнения карт один ученик в паре открывает в учебнике физическую карту (с. 58—59), а другой — карту природных зон (с. 72—73). Затем оба ученика работают с картой природных зон и текстом учебника (с. 74).

Результаты работы учащиеся представляют классу. Учитель, приглашая учеников к доске, просит найти на настенной карте природных зон России ту или иную зону, назвать цвет, которым она обозначена. При этом ученик может ограничиться приблизительным показом природной зоны на карте (научиться показывать её точно — задача последующих уроков).

Работа по карточкам.

Внимательно рассмотрите рисунки  и вставьте слова (тёплый или холодный, поздно или рано, долгое или короткое, много или мало).

Вариант 1.

На юге России климат более… . Весна там наступает … , лето … и засушливое. Деревьев … , их можно встретить только по берегам рек. Большие пространства занимают травянистые экосистемы – степи. Это степная зона.

Вариант 2.

На севере России климат более … . Весна там наступает … , лето … и прохладное. Деревьев … , они прячутся в местах, защищённых от мороза и ветра. Безлесные мохово-лишайниковые экосистемы – тундры – покрыты снегом большую часть года. Это тундровая зона.

(Обсуждение выполненного задания)

- Одинаковую природу вы видели? В связи с чем происходило изменение природы? (В связи с изменением климата)

- От чего зависит климат? (От распределения тепла на Земле)

 Демонстрация опыта.

Слайд№4

Демонстрирует движение Земли вокруг солнца (теллурий).

- Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а, следовательно, и тепла.

- Верно, солнечные лучи на эту часть земного шара падают отвесно (прямо), а к северу и к югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше.

Благодаря такому явлению природа нашей страны разнообразна, и меняется в направлении с севера на юг.

Работа в группах.

Совместными усилиями определим, какие природные зоны существуют в России. Составьте из данных букв слово. (Арктика, тундра, лес, степь, пустыня)    

Проверяют правильность выполнения задания и карточки с названием зон прикрепляют на доску.

5. Первичное закрепление.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

(задание 1 на стр.36-37)

6. Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

Стр.74-75.

- Прочитайте текст «С севера на юг». О чём мы ещё не говорили на уроке?

Выполнение заданий в рабочей тетради.

(задание 2 на стр.36-37)

Работа с CD.

(Просмотр материала электронного учебника).

Демонстрируя видеофрагменты, учитель кратко рассказывает об основных признаках каждой природной зоны, ее обитателях и растительности; обозначении и местонахождении на карте.

Свой рассказ дополняет иллюстрациями с изображением природных зон и располагает их в порядке смены с севера на юг.          

Выполнение заданий в рабочей тетради.

(задание 3, 4 на стр.36-37)

Задание № 3 предусматривает формирование одного из видов УУД — сериации. Учащимся предлагается пронумеровать основные природные зоны в порядке их смены с севера на юг и, наоборот, с юга на север. Задание № 4 предусматривает построение модели-аппликации с использованием деталей из Приложения (с. 103) и последующее объяснение причины смены природных зон с помощью построенной модели. Следует отметить, что задания №3 и №4 включают в себя действие самопроверки (по учебнику).

Работа в группах. Слайды 5-29. Приложение №3

Учитель предлагает рабочий материал - иллюстрации природных зон, иллюстрации животных, растений.

(Иллюстрации животных, растений находятся в поле зрения учащихся, по периметру рабочего места).          

Ученики работают в группах стоя, находясь в различных областях класса.

На иллюстрацию природной зоны наклеивают изображения  тех животных, которые обитают в ней. Если объект на картинке неизвестен учащимся, они знакомятся с названием на обратной стороне иллюстрации.

Среди иллюстраций есть лишние картинки. Учащиеся находят их и не используют. Дополняют иллюстрации природных зон одноклассников «лишними» картинками.  

  7. Рефлексия.

- Можно ли сказать, что урок прошёл интересно и плодотворно. Где могут в жизни пригодиться новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем ещё надо поработать?

Самооценка. (Используем сигнальные карточки – смайлики)

8. Домашнее задание.

Текст учебника стр.71-75, задание 5 в рабочей тетради стр.38. Подготовить рассказ о животных Арктики ( по желанию).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Природные зоны России. Зона тундры".

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс, УМК "Школа России". Презентация поможет учащимся познакомиться наглядно с зоной тундры. Рассмотреть растительный и животный мир. Познакомиться с редкими ...

Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"

Цель:создать у учащихся  представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи:    Обучающие:·       знать правила поведения в л...

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.

Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК "Школа России"....

3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей

Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей...

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе Тема: «Природные зоны России. Ледяная зона»

В разработке урока преследуются цели: 1.Познакомить с характерными особенностями ледяной зоны.2. Развивать связную речь, память, мышление, воображение, наблюдательность. Формировать умение ориен...

тест Природные зоны России Зона лесов 4 класс

тест Природные зоны России Зона лесов 4 класс...

Интегрированный урок окружающего мира и ОБЖ в 4 классе по теме « Природные зоны России. Зона степей. Правила поведения на льду в осеннее-зимний период»

Урок формирует у учащихся представление о природной зоне степей, знакомит со степной зоной, ее географическим положением и климатическими условиями;  особенностями растительного и животного мира ...