календарно - тематическое планирование по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Рашкевичус Татьяна Александровна

КТП 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование , 4 А класс

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Часы уч.вр.

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Вид и форма контроля

план

факт

предметные

метапредметные

личностные

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

• Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— уважительное отношение к государственной символике, к правам и обязанностям, установленным Конституцией РФ;

желание изучать законы РФ, Декларацию прав ребёнка ООН и соотносить их с деятельностью героев повести, сказки;

— понимание успешности
при изучении темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «отечественная война», «конституция», «паспорт», «дубликат», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон» и использовать их в активном словаре;

— определять вид общества и обосновывать своё мнение;

— обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу;

— отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение;

— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;

— устанавливать соответствие прав ребёнка со статьёй Конституции РФ и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания при составлении рассказа о действиях героя, подтверждая их законность определённой статьёй Конституции РФ о соблюдении прав и свобод ребёнка.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

оценивать результат собственной деятельности.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания;

— использовать соответствующие речевые средства для представления результата.

• Рассказывать:

— о причинах вхождения людей в различные общества/сообщества и о своей роли в различных обществах;

— о гражданском обществе;

— о Конституции РФ и Декларации прав ребёнка ООН;

— о правах и обязанностях гражданина России;

— о правах ребёнка и за+ конах, их гарантирующих в РФ.

• Составлять и оформлять:

— проект («Мой проект на благо России»);

— фоторассказ об общности народов России;

— паспорт ученика.

Составлять и писать рассказ о действиях героя, подтверждая их законность определённой статьёй Конституции РФ.

Мы – граждане единого Отечества – 10 ч

1

1

Общество-это мы

1

04.09

• Стимулировать:

— интерес к познанию мира;

— уважительное отношение к государственной символике, историческому прошлому страны.

• Ввести понятия «мы», «общество», «объединение», «земляк», «землячество», «сообщество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «паспорт», «дубликат», «отечественная война».

• Актуализировать умения

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

• Научить:

— определять различные виды обществ и обосновывать своё мнение;

— определять условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу и обосновывать своё мнение;

— отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о причинах вхождения людей в различные общества/сообщества;

— рассказывать о своей роли в различных обществах;

— рассказывать о гражданском обществе;

— рассказывать о паспорте гражданина;

— рассказывать о государственной символике;

— рассказывать о событиях Отечественной войны 1812 года;

— составлять и оформлять паспорт ученика

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы;

— проявлять желание знать права и обязанности человека, чтобы помочь Ане и Ване.

Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества

текущий

2

2

2.Российский народ

1

06.09

Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе

текущий

3

3

Конституция России

1

11.09

Различать права и обязанности гражданина России

4

4

Права ребенка

1

13.09

Ввести понятия «конституция», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон».

• Актуализировать умения выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

• Научить:

— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие статей Конституции РФ старинным нравственным правилам отечественной культуры и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие прав ребёнка статьям Конституции РФ и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о структуре Конституции РФ;

— рассказывать о правах и обязанностях граждан России.

Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям

текущий

5

5

Государственное устройство России

1

18.09

Устанавливать связь особенностей государственного устройства России

текущий

6

6

Российский союз равных

1

20.09

Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе

текущий

7

7

Государственная граница России

1

25.09

По карте определять с какими государствами граничит Россия

текущий

8

8

Путешествие за границу России

1

27.09

Использовать источники дополнительной информации

9

9

Сокровища России и их хранители

1

02.10

Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы

текущий

10

10

Творческий союз

1

04.10

Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края

текущий

По родным просторам – 23  ч

 Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

• Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— уважительное отношение к государственному устройству Российской Федерации.

— интерес к соседним государствам;

— добрососедское и уважительное отношение к многообразию культур соседних государств;

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «государство», «федерация», «республика», «выборы», «референдум», «президент», «штандарт», «функция власти», «министр», «министерство», «советник», «субъект РФ», «суд», «граница», «государственная граница», «виза», «безвизовый режим», «таможня», «пуща», «кочевник», «кириллица», «иероглиф», «хан» и использовать их в активном словаре;

— определять особенности государственного устройства РФ и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания для составления схемы самоуправления в классе;

— определять государственную границу на суше, на море, в воздушном пространстве, условия её пересечения и обосновывать своё мнение;

— определять объекты всемирного природного наследия Беларуси и обосновывать своё мнение;

— определять природные особенности и образ жизни в Монголии и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, используя план;

выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

— оценивать результат собственной деятельности;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания в паре;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

• Рассказывать:

— об особенностях государственного устройства России и о Конституции РФ;

— о субъектах РФ (местоположение на географической карте, граница, соседи, столица, символика и

её значение, природные и культурные достопримечательности, современные достижения);

— о сопредельных с РФ странах, об особенностях культуры этих стран.

• Определять на географической или политической карте мира местоположение страны, её границы, соседние с ней государства.

• Составлять:

схему самоуправления в классе;

— памятку о пересечении государственной границы России.

• Оформлять и представлять презентацию заочного путешествия в субъект РФ, в соседние с Россией государства.

интерес и желание составлять схему самоуправления в классе;

— понимание успешности при изучении темы. 

11

11

Карта – наш экскурсовод

1

09.10

Умение пользоваться физической картой, условными обозначениями, масштабом.

Знать виды поверхности в России; читать карту

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира

12

12

По равнинам и горам

1

11.10

Имеет представление о равнинах и горах на территории России

Умение наблюдать, обобщать, делать выводы

Находить на физической карте равнины и горы

текущий

13

13

Работа с контурной картой «Формы земной поверхности»

1

16.10

Имеет представление о равнинах и горах на территории России

Умение наблюдать, обобщать, делать выводы

Умение наносить на контурную карту формы земной поверхности.

текущий

14

14

В поисках подземных кладовых

1

18.10

Имеет представление о подземных богатствах. Знает полезные ископаемые и их применение, свойства, способы их добычи

Знание правил охраны природных богатств.

Познавательная активность

Соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых

текущий

15

15

Наши реки    

1

23.10

• Научить:

— определять водное пространство и обосновывать своё мнение;

— определять значение водоёма в жизни людей и обосновывать своё мнение;

— определять части реки и обосновывать своё мнение;

— определять классификацию рек по протяжённости и обосновывать своё мнение;

— определять связь моря с океаном и обосновывать своё мнение;

— сравнивать глубину озёр и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о водных пространствах России и их значении в жизни людей;

— рассказывать о глубине озёр страны;

— определять протяжённость реки и показывать её на физической карте России;

— составлять схему «Части реки»;

— определять и показывать на физической карте реки, озёра, моря России;

— оформлять и представлять презентацию о реках, озёрах, морях России;

— оформлять и представлять фоторассказ о водоёме родного края.

• Стимулировать:

— интерес к изучению водных ресурсов России;

— бережное отношение к водным богатствам страны.

• Актуализировать знания о воде и водоёмах страны.

• Актуализировать умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

• Ввести понятия «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров».

Умение  адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Расскрывать значение рек в жизни людей

текущий

16

16

Озера – краса земли

1

25.10

Находить по Физической карте озера России

текущий

2 четверть

17

17

По морским просторам

1

13.11

Различать моря и озера по существенному признаку (море-часть океана)

18

18

Контрольная работа  «По родным просторам (реки, моря, озёра)»

1

15.11

Регулятивные умения:

 выполнять задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

 формулировать определение понятия;

— изображать условный знак полезного ископаемого;

— изображать схему реки, определять части реки и указывать их на схеме;

— определять название водного пространства по его описанию.

• Установить степень освоения темы, а именно умения:

— формулировать определение понятия;

— изображать условный знак полезного ископаемого;

— изображать схему реки, определять части реки и указывать их на схеме;

— определять название водного пространства по его описанию;

— выполнять задание в соответствии с целью.

Проверить умение различать реки, моря, озёра.

Тематический

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

 Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— бережное отношение к природе;

 творческое отношение к составлению заданий для викторины;

— понимание своей успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги», «лес», «лиственный лес», «хвойный лес», «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес», «лесостепи», «степь», «суховей», «пыльные бури», «чернозём», «полупустыни», «барханы», «такыр», «тропики», «субтропики», «дендрарий» и использовать их в активном словаре;

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять самую большую по площади природную зону России и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение;

— устанавливать зависимость природы лесной зоны от распределения тепла и влаги и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для составления заданий для викторины.

Регулятивные умения:

 выполнять задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

— выбирать вариант выполнения задания;

— соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

 адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

 конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания в паре;

 строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

 Рассказывать:

— о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— о причине чередования природных зон с севера на юг;

— о природных условиях, растительном и животном мире природных зон России;

— о приспособленности растений и животных к условиям жизни в природной зоне;

— об экологических связях в природном сообществе.

 Сравнивать природные зоны России.

 Изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом.

 Составлять цепи питания, характерные для обитателей каждой природной зоны.

 Составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны.

 Составлять задания для викторины об обитателях природной зоны родного края.

19

19

С севера на юг

1

20.11

Предметные  умения

Рассказать:

 - о природных зонах России и определить их местоположение; - о причине чередования природных зон  с севера на юг;

- о природных  условиях, животном и растительном мире природных зон России;

- о приспособленности растительного и животного мира  к условиям жизни в природных  зонах;

- об экологических связях в природных зонах;  - изображать на контурной карте цветом природную зону;

- учить отличать природные зоны;

- составлять цепи питания, характерные для каждой природной зоны;

- составлять и оформлять презентацию о каждой природной зоне;

- составлять задания  для викторины об обитателях  природной зоны родного края.

 

Литературное чтение

Разделы «Книга в мировой культуре», «Истоки литературного творчества», «О Родине, о подвигах, о славе», «Великие русские писатели».

Русский язык

Темы «Речевое общение», «Цель речевого общения», «Речевая культура», «Слово и его значение».

Технология

Разделы «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и информация».

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы;

— проявлять желание составлять задания для викторины;

— проявлять интерес к многообразию природных зон России;

— проявлять бережное отношение к природе.

Сравнить карту природных зон России с физической картой

20

20

В ледяной пустыне

1

22.11

Находить по карте зоны арктических пустынь

21

21

В холодной тундре

1

27.11

Находить по карте природных зон России тундру

текущий

22

22

Среди лесов

1

29.11

Находить по карте лесные зоны

23

23

В широкой степи

1

04.12

Рассказать по карте о зоне лесостепей

текущий

24

24

В жаркой пустыне

1

06.12

Находить на карте природных зон зоны полупустынь и пустынь

текущий

25

25

У теплого моря

1

11.12

Находить на карте субтропики

26

26

Работа с контурной картой «Природные зоны России»

1

13.12

Умение наносить на контурную карту границы природных зон России

текущий

27

27

Контрольная работа «Природные зоны России»

1

18.12

• Установить степень освоения темы, а именно умения:

— определять природную зону по её описанию;

— определять особенности каждой природной зоны;

— определять животных по описанию и природную зону их обитания;

— составлять схему цепи питания обитателей каждой из природных зон России;

— выполнять задание в соответствии с целью.

Стимулировать интерес к составлению заданий викторины.

• Научить:

— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

— планировать своё действие в соответствии с учебным заданием;

— использовать приобретённые знания для составления заданий для викторины;

— составлять задания для викторины;

— представлять результат свой деятельности.

Проверить знания по данной теме.

тематический

По родным просторам. Человек и природа (6 часов)

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

 Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— бережное отношение к природе;

 творческое отношение к составлению правил для рубрики проекта «Природа — наш дом»;

 понимание своей успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «природный объект», «Калевала», «Сибирь», «кочевать», «эвенки», «оседлость», «жить оседло», «экология», «экологический кодекс», «экологическая проблема», «экосистема», «опустынивание», «Красная книга России», «заказник», «промысел», «заповедник», «природный национальный парк» и использовать их в активном словаре;

— определять европейскую и азиатскую часть России и обосновывать своё мнение;

— определять зависимость хозяйственной деятельности народа от особенностей природной зоны обитания и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы каждой природной зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять мероприятия по охране природы каждой природной зоны и обосновывать своё мнение;

— определять отличие природного национального парка от заповедника и обосновывать своё мнение;

 использовать приобретённые знания для создания рубрик «Кодекс экологического поведения» и «Охраняй свой дом».

Регулятивные умения:

 выполнять задание в соответствии с целью;

— давать самооценку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выбирать вариант выполнения задания;

— соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

 адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

— строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

 Рассказывать:

— об экологических проблемах и охране природы в разных природных зонах России, включая родной край;

— о растениях и животных из Красной книги России, обитающих в разных природных зонах, включая родной край, и о мерах по их охране;

— о заповедниках и природных национальных парках России.

 Определять на карте территориальные единицы Российской Федерации.

 Выбирать природный объект, исследовать происхождение его названия, оформлять презентацию и представлять её одноклассникам.

 Составлять и оформлять:

— условные знаки для правил поведения в природе;

— презентацию (о растениях, животных Красной книги России и своего края, о заповедниках и природных национальных парках России и своего региона);

— проекты «Красная книга нашего региона», «Чудесное путешествие по России».

 Составлять правила для рубрик «Кодекс экологического поведения» и «Охраняй свой дом».

28

28

Мы- дети родной земли

1

20.12

Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа

29

29

В содружестве с природой

1

25.12

По образцу учебника рассказать о древних занятиях одного из народов России

текущий

30

30

Как сберечь природу России

1

27.12

Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы

текущий

3 четверть

31

31

По страницам красной книги

1

10.01

Использовать полученные знания

текущий

32

32

По заповедникам и национальным паркам

1

15.01

Знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги

текущий

33

33

За страницами учебника

1

17.01

Использовать полученные знания

Путешествие по реке времени – 28 ч

34

34

В путь по реке времени

1

22.01

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.

На основе устных рассказов определять значимость сохранения народной памяти

текущий

35

35

Путешествуем с археологами

1

24.01

Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике

текущий

36

36

По страницам летописи

1

29.01

Научатся описывать на исторической карте места обитания древних племен; сравнивать женские украшения по изображениям учебника и археологическим находкам; объяснять связь названий племен с их  местом обитания.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Показывать на исторической карте места обитания разных племен

текущий

37

37

Истоки древней Руси

1

31.01

Научатся описывать жизнь древнерусских городов, показывать их  на карте, называть родоначальников правящей княжеской династии. Отмечать на схеме «Река времени» век первого упоминания о городах.

Формулировать  тему урока;

характеризовать жизнь в древнерусскую эпоху.

Показывать на карте древние торговые пути

текущий

38

38

Мудрый выбор

1

5.02

Умение составлять схему родственных связей княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, рассказывать о их роли в культуре Древней Руси.

Выявлять особенности эпохи правления князей

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре русского народа.

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги

39

39

Наследница Киевской Руси

1

7.02

Научатся объяснять важность преемственности в государственных поступках князей

Составлять  схему родственных отношений древнерусских князей

текущий

40

40

Москва- преемница Владимира

1

12.02

Формировать представление о княжеских междоусобиц, монголо –татарскому нашествию на Русь и военной угрозе с Запада.

Иметь представление о важной роли  Древней Руси в развитии культуры и военного дела

Характеризовать роль князя Александра Невского

текущий

41

41

Начало Московского царства

1

14.02

Научатся составлять схему родства правителей Московской Руси.

Называть имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в московском кремле.

Иметь представление об архитектуре того времени.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре русского народа.

Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси

42

42

Подвижники Руси и землепроходцы

1

19.02

Объяснять понятия подвижник, землепроходец, праведник

Презентовать рассказы об основании сибирских городов

текущий

43

43

На пути к единству

1

21.02

Познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьма Минина в освобождении Руси от захватчиков, рассказать о поволжских городах.

Обсуждать значимость единства в интересах граждан

44

44

Начало Российской империи

1

26.02

Научаться характеризовать преобразования в жизни страны в эпоху Петра 1, о создании отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования.

Умеет сопереживать, испытывать чувство гордости за прошлое Родины.

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота

текущий

45

45

«Жизнь - Отечеству, честь- никому»

1

28.02

Предметные результаты:

иметь представление о понятиях «честь учёного, воина,

гражданина», «достоинство Отечества», «общее благо»;

знать некоторые яркие примеры деятельности великих со-

отечественников в послепетровское время;

приводить примеры сохранения памяти о деятельности

этих великих людей в России и за рубежом (в том числе в

топонимике и памятных сооружениях своего края).

Метапредметные результаты:

формулировать тему урока;

характеризовать преобразования в жизни страны в после-

петровскую эпоху;

высказывать аргументированное суждение о значительности вклада М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова в

развитие науки, образования, промышленности, в укрепление

авторитета России в мире;

оформлять Календарь памятных дат: 15 октября — день

памяти великого русского флотоводца адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Личностные результаты:

осознавать социальную значимость понятий «честь учёного,

воина, гражданина», «достоинство Отечества», «общее благо».

Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху

текущий

46

46

Отечественная война 1812

1

5.03

Предметные результаты:

иметь общее представление о ходе Отечественной войны

1812 года;

рассказывать о важнейших событиях Отечественной войны

1812 года (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное

сопротивление захватчикам) и называть признаки её народного характера;

приводить примеры сохранения памяти об Отечественной

войне 1812 года в России и за рубежом (памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями Отечественной войны 1812 года, факты живой исторической памяти народа, отражённые в деятельности военно-исторических

клубов современной России, собственное участие в военно-

исторических праздниках на Бородинском поле и др.).

Метапредметные результаты:

формулировать тему урока;

приводить доказательства значительности личности

М.И. Кутузова как истинного сына Отечества, настоящего на-

родного полководца;

сопровождать рассказ о сохранении памяти об Отечествен-

ной войне 1812 года фотографиями, рисунками, поэтическими

произведениями русских писателей или собственного сочинения (на выбор);

искать сведения о памятниках и памятных местах Москвы

и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812

года, в дополнительных источниках информации.

Личностные результаты:

оценивать качества личности как истинного гражданина

своего Отечества (на примере М.И. Кутузова — настоящего

народного полководца).

Обосновывать роль Кутузова как народного полководства

текущий

47

47

Великий путь

1

07.03

Предметные результаты:

представлять в общих чертах направление развития промышленности и торговли России в XIX в.;

называть некоторые технические, художественные достижения, которые Россия продемонстрировала на Всемирной

выставке в Париже 1900 года;

характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX веке (в том числе и в своём крае);

отмечать названия и даты строительства первых железных

дорог в России, Транссибирской магистрали как крупнейшей

железной дороги в мире на схеме «Река времени».

Метапредметные результаты:

формулировать тему урока;

рассказывать об участии своих родственников в созидательной работе российской промышленности XIX века;

сопровождать рассказ об участии родственников в работе

российской промышленности фотографиями, копиями доку-

ментов из семейного архива, рисунками, поэтическими произведениями собственного сочинения (на выбор);

искать в сотрудничестве со старшими членами семьи документальные и устные сведения об участии родственников,

знакомых и друзей семьи в развитии

Личностные результаты:

осознавать значение личного вклада каждого гражданина и

каждой российской семьи в промышленное развитие страны

и упрочение её благосостояния (в частности, на примере строительства сети железных дорог).

Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке

текущий

48

48

Проверочная работа по теме «Российская империя»

1

12.03

Контроль знаний

тематический

49

49

Золотой век театра и музыки

1

14.03

Формировать представления о развитии театрального и музыкального искусства России 19-20вв; о создании Санкт – Петербургской и Московской консерваторий, о культурных достижениях,  признанных во всем мире ( Ф.И. Шаляпин, Дягеливские сезоны в Париже)

Осознавать  значение личного вклада каждого гражданина и

каждой российской семьи в культурное развитие страны

и упрочение её благосостояния (в частности, на примере великих композиторов).

Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства

50

50

Рассвет изобразительного искусства

1

19.03

Научатся рассказывать о произведениях великих о русских художников  и писателей России в 19- начало 20 вв.

Обобщить знания о великих русских художниках

текущий

51

51

Контрольная работа «Путешествие по реке времени»

1

21.03

Применять полученные знания

тематический

52

4 четверть

53

52

В поисках справедливости

1

4.04

Научаться характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, приводить примеры переименования городов и улиц.

текущий

54

53

Век бед и побед

1

9.04

Формировать представление о СССР в период до начала Великой Отечественной войны, промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования.

Выказывать чувство гордости за свою Родину.

Применять полученные знания

Характеризовать особенности развития страны

55

54

«Вставай страна огромная»

1

11.04

Формировать представления о Великой Отечественной войне, о внезапном нападении гитлеровской армии, о сталинградской, Курской и др. битвах, об освобождении Украины, Белоруссии и стран Восточной и Западной Европы.

Испытывать чувство гордости за свою родину, чувство единения  с другими странами.

Характеризовать особенности развития страны

текущий

56

55

Трудовой фронт России

1

16.04

Формировать представление об эвакуации промышленности в военные годы на восток страны, о перестройке промышленности на военный лад.

Знание о том, какие объекты культуры сохранились во  время войны

Характеризовать особенности развития страны

57

56

«Нет в России семьи такой …»

1

18.04

Формировать представление о военной семейной памяти на основе исторических документах (наградные документы, похоронные листы  и т.д.)

Знать о вкладе каждого гражданина, способствующем окончанию войны

Характеризовать особенности развития страны

текущий

58

57

После великой войны

1

23.04

Предметные результаты:

характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет;

приводить примеры разрушений и потерь в Великой

Отечественной войне и соотносить их с результатами восстановительной работы (Петродворец, Днепрогэс, Сталинград),

в том числе в своём крае (городе, селе).

Метапредметные результаты:

формулировать тему урока;

рассказывать о земляках-тружениках первой послевоенной

пятилетки, в том числе о членах своей семьи;

сопоставлять масштаб разрушений и жертв военного времени и эффективность созидательной деятельности наших

соотечественников в первые послевоенные годы;

высказывать аргументированное суждение о значении всеобщего обязательного семилетнего образования;

рассказывать о жизни страны в первые послевоенные годы,

используя иллюстрации учебника.

Личностные результаты:

проявлять интерес к истории своей семьи через составление рассказа о её участии в первой послевоенной пятилетке;

осознавать важное значение духовного подъёма, способствовавшего успехам народа-победителя.

текущий

59

58

Достижения 1950- 1970-х годов

1

25.04

Предметные результаты:

иметь представление о достижениях СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за

этот период; характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е годы ХХ века;

приводить примеры достижений в разных видах созидательной деятельности за этот период, в том числе в своём

крае (городе, селе).

Метапредметные результаты:

формулировать тему урока;

рассказывать о наших соотечественниках, прославивших

страну своими успехами;

рассказывать о людях, изображённых на фотографиях

(В.В. Терешкова, А.А. Леонов, Ю.А. Гагарин, В.А. Третьяк,

И.К. Роднина и А.Г. Зайцев, Г.С. Уланова), используя дополнительные источники информации;

рассказывать о земляках-тружениках второй половины

ХХ века, в том числе о членах своей семьи.

Личностные результаты:

осознавать важность и значимость достижений в науке и

технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте

за этот период, в том числе в своём крае (городе, селе).

Характеризовать созидательную деятельность страны

текущий

60

59

За страницами учебника

1

30.04

Рассказать о народных преданиях происхождении сел и городов

61

60

Проверочная работа  на тему «История России»

1

2.05

Применять полученные знания

тематический

Мы строим будущее России - 7 ч

62

61

Современная Россия

1

7.05

Предметные результаты:

показывать на карте и называть столицы независимых

государств ближнего зарубежья, которые в настоящее время

являются соседями России;

характеризовать особенности жизни страны в 90-е годы

ХХ века и первое десятилетие XXI века;

приводить примеры преобразований в экономической,

политической, социальной жизни за этот период, в том числе

в своём крае (городе, селе);

иметь представление о понятиях «демократизация», «глас-

ность», «суверенитет».

Метапредметные результаты:

составлять маршрут путешествия;

обозначать символическими знаками исторические события и эпохи на схеме «Река времени» в правильной исторической последовательности;

оценивать правильность выполнения задания;

обсуждать, как связаны прошлое, настоящее и будущее в

жизни своего города (села);

объяснять символическое значение образа моста в этой

главе учебника.

Личностные результаты:

осознавать важность предшествующих этапов в жизни

страны для современной России; оценивать значение преемственности в истории Отечества;

проявлять интерес к истории своей семьи в первом десятилетии XX века.

Характеризовать особенности страны во второй половине 80-90 гг.

63

62

Хороша честь, когда есть, что есть

1

14.05

Предметные результаты:

знать факты из положительного опыта Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства;

иметь представление о понятии «продовольственная безопасность страны»

Характеризовать особенности страны во второй половине 80-90 гг.

текущий

64

63

Комплексная контрольная работа

1

16.05

Умение применить полученные знания по предмету «Окружающий мир» в самостоятельной работе.

Использовать полученные знания

итоговый

65

64

Умная сила России

1

21.05

Формировать представление о сотрудничестве науки и техники, развитии городского хозяйства и гражданский инициатив  в стране

Знать, что социальная ответственность граждан  залог благополучия России

Обсуждать значение понятия «социальная собственность»

66

65

Светлая душа России

1

23.05

Формировать представление о выдающихся явлениях в современной культурной жизни России, их значении для нашего Отечества  и стран мира, о творческой деятельности современных народных мастеров, деятелей искусства.

Знание современных деятелей искусства

Понимать связь между эстетической и воспитательной  функцией искусства.

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России

текущий

67

66

Начни с себя

1

28.05

Формировать знание о положительном опыте развития творческих способностей одноклассников, отличающихся в разных видах  деятельности (спорт, искусство, учёба)

Уметь выслушать товарища, помочь в формулировке фраы.

Аргументировать необходимость личной ответственности

текущий

68

67

68

За страницами учебника.

Подведение итогов.

1

30.05

Повысить мотивацию к изучению предмета, воспитывать чувство гордости за национальную культуру, историю, достижения родного края.

Использовать полученные знания

Текущий

Календарно – тематическое планирование , 4 Б класс

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Часы уч.вр.

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Вид и форма контроля

план

факт

предметные

метапредметные

личностные

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

• Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— уважительное отношение к государственной символике, к правам и обязанностям, установленным Конституцией РФ;

желание изучать законы РФ, Декларацию прав ребёнка ООН и соотносить их с деятельностью героев повести, сказки;

— понимание успешности
при изучении темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «отечественная война», «конституция», «паспорт», «дубликат», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон» и использовать их в активном словаре;

— определять вид общества и обосновывать своё мнение;

— обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу;

— отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение;

— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;

— устанавливать соответствие прав ребёнка со статьёй Конституции РФ и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания при составлении рассказа о действиях героя, подтверждая их законность определённой статьёй Конституции РФ о соблюдении прав и свобод ребёнка.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

оценивать результат собственной деятельности.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания;

— использовать соответствующие речевые средства для представления результата.

• Рассказывать:

— о причинах вхождения людей в различные общества/сообщества и о своей роли в различных обществах;

— о гражданском обществе;

— о Конституции РФ и Декларации прав ребёнка ООН;

— о правах и обязанностях гражданина России;

— о правах ребёнка и за+ конах, их гарантирующих в РФ.

• Составлять и оформлять:

— проект («Мой проект на благо России»);

— фоторассказ об общности народов России;

— паспорт ученика.

Составлять и писать рассказ о действиях героя, подтверждая их законность определённой статьёй Конституции РФ.

Мы – граждане единого Отечества – 10 ч

1

1

Общество-это мы

1

04.09

• Стимулировать:

— интерес к познанию мира;

— уважительное отношение к государственной символике, историческому прошлому страны.

• Ввести понятия «мы», «общество», «объединение», «земляк», «землячество», «сообщество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «паспорт», «дубликат», «отечественная война».

• Актуализировать умения

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

• Научить:

— определять различные виды обществ и обосновывать своё мнение;

— определять условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу и обосновывать своё мнение;

— отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о причинах вхождения людей в различные общества/сообщества;

— рассказывать о своей роли в различных обществах;

— рассказывать о гражданском обществе;

— рассказывать о паспорте гражданина;

— рассказывать о государственной символике;

— рассказывать о событиях Отечественной войны 1812 года;

— составлять и оформлять паспорт ученика

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы;

— проявлять желание знать права и обязанности человека, чтобы помочь Ане и Ване.

Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества

текущий

2

2

2.Российский народ

1

07.09

Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе

текущий

3

3

Конституция России

1

11.09

Различать права и обязанности гражданина России

4

4

Права ребенка

1

14.09

Ввести понятия «конституция», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон».

• Актуализировать умения выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

• Научить:

— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие статей Конституции РФ старинным нравственным правилам отечественной культуры и обосновывать своё мнение;

— находить соответствие прав ребёнка статьям Конституции РФ и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о структуре Конституции РФ;

— рассказывать о правах и обязанностях граждан России.

Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям

текущий

5

5

Государственное устройство России

1

18.09

Устанавливать связь особенностей государственного устройства России

текущий

6

6

Российский союз равных

1

21.09

Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе

текущий

7

7

Государственная граница России

1

25.09

По карте определять с какими государствами граничит Россия

текущий

8

8

Путешествие за границу России

1

28.09

Использовать источники дополнительной информации

9

9

Сокровища России и их хранители

1

02.10

Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы

текущий

10

10

Творческий союз

1

05.10

Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края

текущий

По родным просторам – 23  ч

 Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

• Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— уважительное отношение к государственному устройству Российской Федерации.

— интерес к соседним государствам;

— добрососедское и уважительное отношение к многообразию культур соседних государств;

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «государство», «федерация», «республика», «выборы», «референдум», «президент», «штандарт», «функция власти», «министр», «министерство», «советник», «субъект РФ», «суд», «граница», «государственная граница», «виза», «безвизовый режим», «таможня», «пуща», «кочевник», «кириллица», «иероглиф», «хан» и использовать их в активном словаре;

— определять особенности государственного устройства РФ и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания для составления схемы самоуправления в классе;

— определять государственную границу на суше, на море, в воздушном пространстве, условия её пересечения и обосновывать своё мнение;

— определять объекты всемирного природного наследия Беларуси и обосновывать своё мнение;

— определять природные особенности и образ жизни в Монголии и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, используя план;

выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

— оценивать результат собственной деятельности;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания в паре;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

• Рассказывать:

— об особенностях государственного устройства России и о Конституции РФ;

— о субъектах РФ (местоположение на географической карте, граница, соседи, столица, символика и

её значение, природные и культурные достопримечательности, современные достижения);

— о сопредельных с РФ странах, об особенностях культуры этих стран.

• Определять на географической или политической карте мира местоположение страны, её границы, соседние с ней государства.

• Составлять:

схему самоуправления в классе;

— памятку о пересечении государственной границы России.

• Оформлять и представлять презентацию заочного путешествия в субъект РФ, в соседние с Россией государства.

интерес и желание составлять схему самоуправления в классе;

— понимание успешности при изучении темы. 

11

11

Карта – наш экскурсовод

1

09.10

Умение пользоваться физической картой, условными обозначениями, масштабом.

Знать виды поверхности в России; читать карту

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира

12

12

По равнинам и горам

1

12.10

Имеет представление о равнинах и горах на территории России

Умение наблюдать, обобщать, делать выводы

Находить на физической карте равнины и горы

текущий

13

13

Работа с контурной картой «Формы земной поверхности»

1

16.10

Имеет представление о равнинах и горах на территории России

Умение наблюдать, обобщать, делать выводы

Умение наносить на контурную карту формы земной поверхности.

текущий

14

14

В поисках подземных кладовых

1

19.10

Имеет представление о подземных богатствах. Знает полезные ископаемые и их применение, свойства, способы их добычи

Знание правил охраны природных богатств.

Познавательная активность

Соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых

текущий

15

15

Наши реки    

1

23.10

• Научить:

— определять водное пространство и обосновывать своё мнение;

— определять значение водоёма в жизни людей и обосновывать своё мнение;

— определять части реки и обосновывать своё мнение;

— определять классификацию рек по протяжённости и обосновывать своё мнение;

— определять связь моря с океаном и обосновывать своё мнение;

— сравнивать глубину озёр и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о водных пространствах России и их значении в жизни людей;

— рассказывать о глубине озёр страны;

— определять протяжённость реки и показывать её на физической карте России;

— составлять схему «Части реки»;

— определять и показывать на физической карте реки, озёра, моря России;

— оформлять и представлять презентацию о реках, озёрах, морях России;

— оформлять и представлять фоторассказ о водоёме родного края.

• Стимулировать:

— интерес к изучению водных ресурсов России;

— бережное отношение к водным богатствам страны.

• Актуализировать знания о воде и водоёмах страны.

• Актуализировать умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

• Ввести понятия «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров».

Умение  адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Расскрывать значение рек в жизни людей

текущий

16

16

Озера – краса земли

1

26.10

Находить по Физической карте озера России

текущий

2 четверть

17

17

По морским просторам

1

9.11

Различать моря и озера по существенному признаку (море-часть океана)

18

18

Контрольная работа  «По родным просторам (реки, моря, озёра)»

1

13.11

Регулятивные умения:

 выполнять задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

 формулировать определение понятия;

— изображать условный знак полезного ископаемого;

— изображать схему реки, определять части реки и указывать их на схеме;

— определять название водного пространства по его описанию.

• Установить степень освоения темы, а именно умения:

— формулировать определение понятия;

— изображать условный знак полезного ископаемого;

— изображать схему реки, определять части реки и указывать их на схеме;

— определять название водного пространства по его описанию;

— выполнять задание в соответствии с целью.

Проверить умение различать реки, моря, озёра.

Тематический

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

 Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— бережное отношение к природе;

 творческое отношение к составлению заданий для викторины;

— понимание своей успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги», «лес», «лиственный лес», «хвойный лес», «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес», «лесостепи», «степь», «суховей», «пыльные бури», «чернозём», «полупустыни», «барханы», «такыр», «тропики», «субтропики», «дендрарий» и использовать их в активном словаре;

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять самую большую по площади природную зону России и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение;

— устанавливать зависимость природы лесной зоны от распределения тепла и влаги и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для составления заданий для викторины.

Регулятивные умения:

 выполнять задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

— выбирать вариант выполнения задания;

— соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

 адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

 конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания в паре;

 строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

 Рассказывать:

— о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— о причине чередования природных зон с севера на юг;

— о природных условиях, растительном и животном мире природных зон России;

— о приспособленности растений и животных к условиям жизни в природной зоне;

— об экологических связях в природном сообществе.

 Сравнивать природные зоны России.

 Изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом.

 Составлять цепи питания, характерные для обитателей каждой природной зоны.

 Составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны.

 Составлять задания для викторины об обитателях природной зоны родного края.

19

19

С севера на юг

1

16.11

Предметные  умения

Рассказать:

 - о природных зонах России и определить их местоположение; - о причине чередования природных зон  с севера на юг;

- о природных  условиях, животном и растительном мире природных зон России;

- о приспособленности растительного и животного мира  к условиям жизни в природных  зонах;

- об экологических связях в природных зонах;  - изображать на контурной карте цветом природную зону;

- учить отличать природные зоны;

- составлять цепи питания, характерные для каждой природной зоны;

- составлять и оформлять презентацию о каждой природной зоне;

- составлять задания  для викторины об обитателях  природной зоны родного края.

 

Литературное чтение

Разделы «Книга в мировой культуре», «Истоки литературного творчества», «О Родине, о подвигах, о славе», «Великие русские писатели».

Русский язык

Темы «Речевое общение», «Цель речевого общения», «Речевая культура», «Слово и его значение».

Технология

Разделы «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и информация».

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы;

— проявлять желание составлять задания для викторины;

— проявлять интерес к многообразию природных зон России;

— проявлять бережное отношение к природе.

Сравнить карту природных зон России с физической картой

20

20

В ледяной пустыне

1

20.11

Находить по карте зоны арктических пустынь

21

21

В холодной тундре

1

23.11

Находить по карте природных зон России тундру

текущий

22

22

Среди лесов

1

27.11

Находить по карте лесные зоны

23

23

В широкой степи

1

30.11

Рассказать по карте о зоне лесостепей

текущий

24

24

В жаркой пустыне

1

4.12

Находить на карте природных зон зоны полупустынь и пустынь

текущий

25

25

У теплого моря

1

7.12

Находить на карте субтропики

26

26

Работа с контурной картой «Природные зоны России»

1

11.12

Умение наносить на контурную карту границы природных зон России

текущий

27

27

Контрольная работа «Природные зоны России»

1

14.12

• Установить степень освоения темы, а именно умения:

— определять природную зону по её описанию;

— определять особенности каждой природной зоны;

— определять животных по описанию и природную зону их обитания;

— составлять схему цепи питания обитателей каждой из природных зон России;

— выполнять задание в соответствии с целью.

Стимулировать интерес к составлению заданий викторины.

• Научить:

— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

— планировать своё действие в соответствии с учебным заданием;

— использовать приобретённые знания для составления заданий для викторины;

— составлять задания для викторины;

— представлять результат свой деятельности.

Проверить знания по данной теме.

тематический

По родным просторам. Человек и природа (6 часов)

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

 Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— бережное отношение к природе;

 творческое отношение к составлению правил для рубрики проекта «Природа — наш дом»;

 понимание своей успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «природный объект», «Калевала», «Сибирь», «кочевать», «эвенки», «оседлость», «жить оседло», «экология», «экологический кодекс», «экологическая проблема», «экосистема», «опустынивание», «Красная книга России», «заказник», «промысел», «заповедник», «природный национальный парк» и использовать их в активном словаре;

— определять европейскую и азиатскую часть России и обосновывать своё мнение;

— определять зависимость хозяйственной деятельности народа от особенностей природной зоны обитания и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы каждой природной зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять мероприятия по охране природы каждой природной зоны и обосновывать своё мнение;

— определять отличие природного национального парка от заповедника и обосновывать своё мнение;

 использовать приобретённые знания для создания рубрик «Кодекс экологического поведения» и «Охраняй свой дом».

Регулятивные умения:

 выполнять задание в соответствии с целью;

— давать самооценку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выбирать вариант выполнения задания;

— соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

 адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

— строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

 Рассказывать:

— об экологических проблемах и охране природы в разных природных зонах России, включая родной край;

— о растениях и животных из Красной книги России, обитающих в разных природных зонах, включая родной край, и о мерах по их охране;

— о заповедниках и природных национальных парках России.

 Определять на карте территориальные единицы Российской Федерации.

 Выбирать природный объект, исследовать происхождение его названия, оформлять презентацию и представлять её одноклассникам.

 Составлять и оформлять:

— условные знаки для правил поведения в природе;

— презентацию (о растениях, животных Красной книги России и своего края, о заповедниках и природных национальных парках России и своего региона);

— проекты «Красная книга нашего региона», «Чудесное путешествие по России».

 Составлять правила для рубрик «Кодекс экологического поведения» и «Охраняй свой дом».

28

28

Мы- дети родной земли

1

18.12

Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа

29

29

В содружестве с природой

1

21.12

По образцу учебника рассказать о древних занятиях одного из народов России

текущий

30

30

Как сберечь природу России

1

25.12

Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы

текущий

31

31

По страницам красной книги

1

28.12

Использовать полученные знания

текущий

3 четверть

32

32

По заповедникам и национальным паркам

1

11.01

Знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги

текущий

33

33

За страницами учебника

1

15.01

Использовать полученные знания

Путешествие по реке времени – 28 ч

34

34

В путь по реке времени

1

18.01

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.

На основе устных рассказов определять значимость сохранения народной памяти

текущий

35

35

Путешествуем с археологами

1

22.01

Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике

текущий

36

36

По страницам летописи

1

25.01

Научатся описывать на исторической карте места обитания древних племен; сравнивать женские украшения по изображениям учебника и археологическим находкам; объяснять связь названий племен с их  местом обитания.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Показывать на исторической карте места обитания разных племен

текущий

37

37

Истоки древней Руси

1

29.01

Научатся описывать жизнь древнерусских городов, показывать их  на карте, называть родоначальников правящей княжеской династии. Отмечать на схеме «Река времени» век первого упоминания о городах.

Формулировать  тему урока;

характеризовать жизнь в древнерусскую эпоху.

Показывать на карте древние торговые пути

текущий

38

38

Мудрый выбор

1

1.02

Умение составлять схему родственных связей княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, рассказывать о их роли в культуре Древней Руси.

Выявлять особенности эпохи правления князей

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре русского народа.

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги

39

39

Наследница Киевской Руси

1

5.02

Научатся объяснять важность преемственности в государственных поступках князей

Составлять  схему родственных отношений древнерусских князей

текущий

40

40

Москва- преемница Владимира

1

8.02

Формировать представление о княжеских междоусобиц, монголо –татарскому нашествию на Русь и военной угрозе с Запада.

Иметь представление о важной роли  Древней Руси в развитии культуры и военного дела

Характеризовать роль князя Александра Невского

текущий

41

41

Начало Московского царства

1

12.02

Научатся составлять схему родства правителей Московской Руси.

Называть имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в московском кремле.

Иметь представление об архитектуре того времени.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре русского народа.

Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси

42

42

Подвижники Руси и землепроходцы

1

15.02

Объяснять понятия подвижник, землепроходец, праведник

Презентовать рассказы об основании сибирских городов

текущий

43

43

На пути к единству

1

19.02

Познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьма Минина в освобождении Руси от захватчиков, рассказать о поволжских городах.

Обсуждать значимость единства в интересах граждан

44

44

Начало Российской империи

1

22.02

Научаться характеризовать преобразования в жизни страны в эпоху Петра 1, о создании отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования.

Умеет сопереживать, испытывать чувство гордости за прошлое Родины.

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота

текущий

45

45

«Жизнь - Отечеству, честь- никому»

1

26.02

Предметные результаты:

иметь представление о понятиях «честь учёного, воина,

гражданина», «достоинство Отечества», «общее благо»;

знать некоторые яркие примеры деятельности великих со-

отечественников в послепетровское время;

приводить примеры сохранения памяти о деятельности

этих великих людей в России и за рубежом (в том числе в

топонимике и памятных сооружениях своего края).

Метапредметные результаты:

формулировать тему урока;

характеризовать преобразования в жизни страны в после-

петровскую эпоху;

высказывать аргументированное суждение о значительности вклада М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова в

развитие науки, образования, промышленности, в укрепление

авторитета России в мире;

оформлять Календарь памятных дат: 15 октября — день

памяти великого русского флотоводца адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Личностные результаты:

осознавать социальную значимость понятий «честь учёного,

воина, гражданина», «достоинство Отечества», «общее благо».

Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху

текущий

46

46

Отечественная война 1812

1

1.03

Предметные результаты:

иметь общее представление о ходе Отечественной войны

1812 года;

рассказывать о важнейших событиях Отечественной войны

1812 года (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное

сопротивление захватчикам) и называть признаки её народного характера;

приводить примеры сохранения памяти об Отечественной

войне 1812 года в России и за рубежом (памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями Отечественной войны 1812 года, факты живой исторической памяти народа, отражённые в деятельности военно-исторических

клубов современной России, собственное участие в военно-

исторических праздниках на Бородинском поле и др.).

Метапредметные результаты:

формулировать тему урока;

приводить доказательства значительности личности

М.И. Кутузова как истинного сына Отечества, настоящего на-

родного полководца;

сопровождать рассказ о сохранении памяти об Отечествен-

ной войне 1812 года фотографиями, рисунками, поэтическими

произведениями русских писателей или собственного сочинения (на выбор);

искать сведения о памятниках и памятных местах Москвы

и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812

года, в дополнительных источниках информации.

Личностные результаты:

оценивать качества личности как истинного гражданина

своего Отечества (на примере М.И. Кутузова — настоящего

народного полководца).

Обосновывать роль Кутузова как народного полководства

текущий

47

47

Великий путь

1

05.03

Предметные результаты:

представлять в общих чертах направление развития промышленности и торговли России в XIX в.;

называть некоторые технические, художественные достижения, которые Россия продемонстрировала на Всемирной

выставке в Париже 1900 года;

характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX веке (в том числе и в своём крае);

отмечать названия и даты строительства первых железных

дорог в России, Транссибирской магистрали как крупнейшей

железной дороги в мире на схеме «Река времени».

Метапредметные результаты:

формулировать тему урока;

рассказывать об участии своих родственников в созидательной работе российской промышленности XIX века;

сопровождать рассказ об участии родственников в работе

российской промышленности фотографиями, копиями доку-

ментов из семейного архива, рисунками, поэтическими произведениями собственного сочинения (на выбор);

искать в сотрудничестве со старшими членами семьи документальные и устные сведения об участии родственников,

знакомых и друзей семьи в развитии

Личностные результаты:

осознавать значение личного вклада каждого гражданина и

каждой российской семьи в промышленное развитие страны

и упрочение её благосостояния (в частности, на примере строительства сети железных дорог).

Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке

текущий

48

48

Проверочная работа по теме «Российская империя»

1

12.03

Контроль знаний

тематический

49

49

Золотой век театра и музыки

1

15.03

Формировать представления о развитии театрального и музыкального искусства России 19-20вв; о создании Санкт – Петербургской и Московской консерваторий, о культурных достижениях,  признанных во всем мире ( Ф.И. Шаляпин, Дягеливские сезоны в Париже)

Осознавать  значение личного вклада каждого гражданина и

каждой российской семьи в культурное развитие страны

и упрочение её благосостояния (в частности, на примере великих композиторов).

Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства

50

50

Рассвет изобразительного искусства

1

19.03

Научатся рассказывать о произведениях великих о русских художников  и писателей России в 19- начало 20 вв.

Обобщить знания о великих русских художниках

текущий

4 четверть

51

51

Контрольная работа «Путешествие по реке времени»

1

5.04

Применять полученные знания

тематический

53

52

В поисках справедливости

1

9.04

Научаться характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, приводить примеры переименования городов и улиц.

текущий

54

53

Век бед и побед

1

12.04

Формировать представление о СССР в период до начала Великой Отечественной войны, промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования.

Выказывать чувство гордости за свою Родину.

Применять полученные знания

Характеризовать особенности развития страны

55

54

«Вставай страна огромная»

1

16.04

Формировать представления о Великой Отечественной войне, о внезапном нападении гитлеровской армии, о сталинградской, Курской и др. битвах, об освобождении Украины, Белоруссии и стран Восточной и Западной Европы.

Испытывать чувство гордости за свою родину, чувство единения  с другими странами.

Характеризовать особенности развития страны

текущий

56

55

Трудовой фронт России

1

19.04

Формировать представление об эвакуации промышленности в военные годы на восток страны, о перестройке промышленности на военный лад.

Знание о том, какие объекты культуры сохранились во  время войны

Характеризовать особенности развития страны

57

56

«Нет в России семьи такой …»

1

23.04

Формировать представление о военной семейной памяти на основе исторических документах (наградные документы, похоронные листы  и т.д.)

Знать о вкладе каждого гражданина, способствующем окончанию войны

Характеризовать особенности развития страны

текущий

58

57

После великой войны

1

26.04

Предметные результаты:

характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет;

приводить примеры разрушений и потерь в Великой

Отечественной войне и соотносить их с результатами восстановительной работы (Петродворец, Днепрогэс, Сталинград),

в том числе в своём крае (городе, селе).

Метапредметные результаты:

формулировать тему урока;

рассказывать о земляках-тружениках первой послевоенной

пятилетки, в том числе о членах своей семьи;

сопоставлять масштаб разрушений и жертв военного времени и эффективность созидательной деятельности наших

соотечественников в первые послевоенные годы;

высказывать аргументированное суждение о значении всеобщего обязательного семилетнего образования;

рассказывать о жизни страны в первые послевоенные годы,

используя иллюстрации учебника.

Личностные результаты:

проявлять интерес к истории своей семьи через составление рассказа о её участии в первой послевоенной пятилетке;

осознавать важное значение духовного подъёма, способствовавшего успехам народа-победителя.

текущий

59

58

Достижения 1950- 1970-х годов

1

30.04

Предметные результаты:

иметь представление о достижениях СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за

этот период; характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е годы ХХ века;

приводить примеры достижений в разных видах созидательной деятельности за этот период, в том числе в своём

крае (городе, селе).

Метапредметные результаты:

формулировать тему урока;

рассказывать о наших соотечественниках, прославивших

страну своими успехами;

рассказывать о людях, изображённых на фотографиях

(В.В. Терешкова, А.А. Леонов, Ю.А. Гагарин, В.А. Третьяк,

И.К. Роднина и А.Г. Зайцев, Г.С. Уланова), используя дополнительные источники информации;

рассказывать о земляках-тружениках второй половины

ХХ века, в том числе о членах своей семьи.

Личностные результаты:

осознавать важность и значимость достижений в науке и

технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте

за этот период, в том числе в своём крае (городе, селе).

Характеризовать созидательную деятельность страны

текущий

60

59

За страницами учебника

1

3.05

Рассказать о народных преданиях происхождении сел и городов

61

60

Проверочная работа  на тему «История России»

1

7.05

Применять полученные знания

тематический

Мы строим будущее России - 7 ч

62

61

Современная Россия

1

10.05

Предметные результаты:

показывать на карте и называть столицы независимых

государств ближнего зарубежья, которые в настоящее время

являются соседями России;

характеризовать особенности жизни страны в 90-е годы

ХХ века и первое десятилетие XXI века;

приводить примеры преобразований в экономической,

политической, социальной жизни за этот период, в том числе

в своём крае (городе, селе);

иметь представление о понятиях «демократизация», «глас-

ность», «суверенитет».

Метапредметные результаты:

составлять маршрут путешествия;

обозначать символическими знаками исторические события и эпохи на схеме «Река времени» в правильной исторической последовательности;

оценивать правильность выполнения задания;

обсуждать, как связаны прошлое, настоящее и будущее в

жизни своего города (села);

объяснять символическое значение образа моста в этой

главе учебника.

Личностные результаты:

осознавать важность предшествующих этапов в жизни

страны для современной России; оценивать значение преемственности в истории Отечества;

проявлять интерес к истории своей семьи в первом десятилетии XX века.

Характеризовать особенности страны во второй половине 80-90 гг.

63

62

Хороша честь, когда есть, что есть

1

14.05

Предметные результаты:

знать факты из положительного опыта Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства;

иметь представление о понятии «продовольственная безопасность страны»

Характеризовать особенности страны во второй половине 80-90 гг.

текущий

64

63

Комплексная контрольная работа

1

17.05

Умение применить полученные знания по предмету «Окружающий мир» в самостоятельной работе.

Использовать полученные знания

итоговый

65

64

Умная сила России

1

21.05

Формировать представление о сотрудничестве науки и техники, развитии городского хозяйства и гражданский инициатив  в стране

Знать, что социальная ответственность граждан  залог благополучия России

Обсуждать значение понятия «социальная собственность»

66

65

Светлая душа России

1

24.05

Формировать представление о выдающихся явлениях в современной культурной жизни России, их значении для нашего Отечества  и стран мира, о творческой деятельности современных народных мастеров, деятелей искусства.

Знание современных деятелей искусства

Понимать связь между эстетической и воспитательной  функцией искусства.

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России

текущий

67

66

Начни с себя

1

28.05

Формировать знание о положительном опыте развития творческих способностей одноклассников, отличающихся в разных видах  деятельности (спорт, искусство, учёба)

Уметь выслушать товарища, помочь в формулировке фраы.

Аргументировать необходимость личной ответственности

текущий

68

67

68

За страницами учебника.

Подведение итогов.

1

31.05

Повысить мотивацию к изучению предмета, воспитывать чувство гордости за национальную культуру, историю, достижения родного края.

Использовать полученные знания

Текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...