Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Наша Родина - Россия» УМК «Школа России»
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Черепанова Олеся Валерьевна

    Тема: Наша Родина – Россия.

    Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_v_1_klasse.docx23.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме

    «Наша Родина - Россия»

    УМК «Школа России»

    Выполнила: учитель I квалификационной категории

     МБОУ «СОШ № 93»

    Черепанова О.В.

    2015 год

    Тема: Наша Родина – Россия.

    Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

    Целевые установки:

    предметные:

     познакомить учащихся с понятиями: «государство», «столица», «граждане страны», «Конституция», «государственные символы России: флаг, герб, гимн», «президент Российской Федерации;

    метапредметные:

    регулятивные – понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий для решения учебной задачи; находить несколько способов ответа на предложенный вопрос; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий;

    познавательные – ориентироваться в материале учебника и тетради на печатной основе, находить нужную информацию; выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы и фиксировать их с помощью  записей;

    коммуникативные – учиться работать в паре;

    личностные:

    воспитывать чувство гордости за свою Родину, русский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    Ресурсы:

    • Учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир 1» (1 часть);
    • Рабочая тетрадь А.А.Плешаков «Окружающий мир 1» (1 часть);
    • Мультимедийный проектор; электронные пособия по предмету;
    • Электронный звуковой плакат «Государственные символы Российской Федерации»;
    • Физическая карта России;
    • Конституция Российской Федерации;
    • Плакат «Мой Кремль».

    I Самоопределение деятельности.

    II Актуализация опорных знаний, постановка проблемы.

    - Звучит песня «С чего начинается Родина?»

    (сл.М.Матусовского, муз.В.Баснера)

    - Ребята, а с чего, по-вашему, начинается Родина?

    III Этап целеполагания.

    - Посмотрите, у вас получились разные ответы, а ведь Родина у нас у всех одна. Так давайте же сегодня на уроке мы с вами рассмотрим понятие «Родина». Что это слово означает для всех жителей нашей страны и для каждого из нас?

    IV Открытие новых знаний.

    - Родина! Это слово с детства знает каждый. Мы любим Родину, а любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.

    - Ребята, а как называется наша Родина?

    - Послушайте рассказ, который я прочитаю, и скажите, как по-другому автор рассказа К.Д.Ушинский называет нашу страну – Россию?

    - «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.

     Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов…

    Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

    - Какие же другие имена есть у нашей страны?

    - Мы живём в России. Мы – русские люди. Мы разговариваем на русском языке. У нас русская душа. А что нам представляется, когда мы говорим: русские, русский, русская? Послушайте, пожалуйста, стихотворение Евгения Санина.

    Русские дороги.

    Русские дома.

    Русские пороги.

    Русская зима.

    Русские закаты.

    Русский клёв ерша.

    Русские солдаты.

    Русская душа.

    Русские святые.

    Русские глаза.

    Русские святыни.

    Русская слеза.

    Русские морозы.

    Русские поля.

    Храмы и берёзы:

    Русская земля!

    - Скажите, а в каких костюмах выступали ребята?

    - А что составляет русский национальный костюм?

    - Наша Родина велика. Посмотрите на карту. Как далеко она протянулась с севера на юг и с запада на восток. Это самая большая страна в мире. Давайте представим, что мы сели в самолёт и полетели над нашей страной. Что же мы увидим? Послушайте стихотворение В.Степанова в исполнении ребят нашего класса.

    Родные просторы.

    Если долго-долго-долго

    В самолёте нам лететь,

    Если долго-долго-долго

    На Россию нам смотреть,

    То увидим мы тогда

    И леса, и города,

    Океанские просторы:

    Ленты рек, озёра, горы…

    Мы увидим даль без края,

    Тундру, где звенит весна,

    И поймём тогда, какая

    Наша Родина большая,

    Необъятная страна.

    - Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?

    - По данным последней переписи населения, которая проходила в 2010 году, население России составляет более 145 миллионов человек.

    - А как их всех можно назвать одним словом?

    - Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. А какие народы населяют нашу страну? Давайте прочитаем об этом в учебнике на с.37.

    - Всего 128 разных народов, но они все составляют единую дружную российскую семью. Вот послушайте:

    В.Степанов

    Российская семья.

    Живут в России разные

    Народы с давних пор.

    Одним тайга по нраву,

    Другим степной простор.

    У каждого народа

    Язык свой и наряд.

    Один черкеску носит,

    Другой надел халат.

    Один – рыбак с рожденья,

    Другой – оленевод.

    Один кумыс готовит,

    Другой готовит мёд.

    Одним милее осень,

    Другим милей весна.

    А Родина Россия

    У нас у всех одна!

    - Давайте посмотрим в учебник. Действительно, на территории нашей страны проживает много людей разных национальностей, разных профессий, разных возрастов, но все они равноправны между собой. Почему это происходит?

    - Люди живут по законам. В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы все живём, записаны в Конституции Российской Федерации. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы.

    (Учащимся показывается Конституция Российской Федерации.)

    - Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.

    - В Конституции записаны основные права и обязанности граждан Российской Федерации. А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?

    - Вы всё правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность – учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей страны.

    Физминутка.

    - А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое «символ»?

    - Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер. Какие государственные символы вы знаете?

    - Давайте подробнее узнаем о символах Российской Федерации.

    (Работа с электронным звуковым плакатом.)

    - Да, наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на Камчатке наступает полночь.

    - Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве у нас особенное трепетное отношение?

    - Верно, город-герой Москва – столица нашей необъятной Родины. А какие пословицы вы знаете про этот славный город?

    - Москва – всем городам мать.

    - Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.

    - Москва – белокаменная, златоглавая, хлебосольная, словоохотливая.

    - Москва – Родины украшенье, врагам – устрашенье.

    - Москвой-столицей весь народ гордится.

    - Ну, а сердце Москвы – это Кремль.

    (Работа по плакату «Мой Кремль»).

    - А кто же работает в Кремле?

    - Итак, Россия – это наша общая большая Родина. Но у каждого человека есть его малая родина – место, где он родился и вырос: город, село, улица, двор, отчий дом – самые дорогие сердцу уголки. Есть она и у вас – это место, где живут любящие вас родители и друзья.

    (Обзор рисунков учащихся).

    - Ребята, так с чего же начинается Родина для каждого из вас? Можно ли дать чёткое определение? Получается, что Родина – это то, на что откликается наша душа, сердце, наши мысли.

    - А хотите узнать, что для меня значит это слово?

    О Родине.

    Что Родиной моей зовётся?

    Себе я задаю вопрос.

    Река, что за домами вьётся,

    Иль куст кудрявых красных роз?

    Вон та осенняя берёзка?

    Или весенняя капель?

    А может радуги полоска?

    Или морозный зимний день?

    Всё то, что с детства рядом было?

    Но это станет всё пустяк

    Без маминой заботы милой,

    И без друзей мне всё не так.

    Так вот, что Родиной зовётся!

    Чтоб были рядышком всегда

    Все, кто поддержит, улыбнётся,

    Кому нужна и я сама!

    V Закрепление изученного материала.

    - Дети разгадывают кроссворд:

    1. Страна, в которой мы живём. (Россия)

    2. Глава государства Российской Федерации. (Президент)

    3. Прямоугольный кусок ткани, прикреплённый к шнуру или к древку. Символизирует независимость государства. (Флаг)

    4. Столица нашей Родины. (Москва)

    5. Торжественная песня, которая исполняется в честь государства. (Гимн)

    6. Государственный символ, который изображается на предметах, имеющих государственное значение: монетах, паспортах граждан, флагах, печатях и важных документах. (Герб)

    7. Население страны. (Народ)

    - В результате получается слово «спасибо».

    VI Рефлексия деятельности.

    - Кто желает высказаться по уроку? Продолжите мысль…

    - Я понял(а), что…

    - Я узнал(а), что…

    - Мне было интересно…

    - Теперь я буду…

    - Карточки психологического настроения.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс по теме "Ты пришёл в театр..."УМК "Школа 21 века"

    Данный урок предназначен для учащихся 2 класса УМК "Школа 21 века" .Он относится к разделу "О правилах поведения"...

    Методическая разработка конспект урока по математике в 4 классе по теме «Единица длины: километр» программа «Школа России»

             Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по математике 4 класс по программе «Школа России». Тема урока «Единица длины: километр » На ур...

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"

    Конспект урока  по окружающему  миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды  в нашей местности"...

    Конспект урока по окружающему миру. Почему нужно есть много овощей и фруктов? УМК Школа России

    «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»      В классном коллективе преобладают позитивные межличностные отношения с учителем, одноклассниками, положительное отношение к са...