рабочие программы 1 класс русский УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Представлены раблчие программы для 1 класса по ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 76.8 КБ |
okr._mir.docx | 63.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1б класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (УМК «Школа России») и составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Закон Саратовской области от 28 ноября 2013 года № 215-ЗСО « Об образовании в Саратовской области» (с изменениями на 28 января 2016года);
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
УМК:
1.В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская Азбука 1 класс в 2-х частях, - М.: Просвещение, 2016 г.
2.Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Литературное чтение» 1 класс в 2-х частях, - М.: Просвещение, 2016 г.
3. М.В Бойкина Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2016г.
В соответствии с учебным планом начального общего образования МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской области» для образовательного изучения литературного чтения отводится четыре часа в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 136 часов.
Курс состоит из двух блоков: «Литературное чтение. Обучение грамоте» -
87 часов и «Литературное чтение» - 39 часов.
Цель блока «Литературное чтение. Обучение грамоте»:
- формирование навыка чтения;
- развитие речевых умений;
- обогащение и активизация словаря;
- совершенствование фонематического слуха;
- осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.
Задачи блока «Литературное чтение. Обучение грамоте»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Обучение чтению идёт параллельно с обучением письму с учётом принципа координации устной и письменной речи.
Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему литературного образования и охватывает изучение первых гласных звуков и их буквенных обозначений. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое («читаю, как написано») и орфоэпическое («читаю, как говорю»); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) - повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление знаний, полученных в период обучения грамоте.
Цели блока «Литературное чтение»:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименова ние раздела | Кол - во часов | Содержание | Планируемые результаты обучения |
Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте» | 90 ч. | Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов. Круг детского чтения Сказки А.С. Пушкина. Рассказы для детей Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского. Сказки К.И. Чуковского. В.В. Бианки «Первая охота». С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршака, А. Барто, В. Осеевой. Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. | Изучение курса «Литературное чтение» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия:
Познавательные универсальные учебные действия:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-умение определять общую цель и пути её достижения;
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
| |
1. | Добукварный (подготовительный) период | 14 ч. | ||
2. | Букварный (основной) период | 55 ч. | ||
3. | Послебукварный (заключительный) период | 21 ч. | ||
Блок «Литературное чтение» | 39 ч. | Виды речевой деятельности Слушание. Восприятие на слух звучащей речи . Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры обучающихся, формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимать её особенности. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста). Определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия произведения, его адекватного соотношения с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Круг детского чтения «Жили-были буквы». Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Литературные сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. «Сказки, загадки, небылицы». Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Загадки. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Потешки. Небылицы. Сказки К. Ушинского и Л. Толстого. Сказки А.С. Пушкина. «Апрель, апрель. Звенит капель!». Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Литературные загадки. «И в шутку и всерьёз». Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, И. Пивоварова, Т. Собакина. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. «Я и мои друзья». Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. «О братьях наших меньших». Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой, Г. Сапгира, М. Пляцковского. Рассказы В. Осеевой. Сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова. | ||
4. | Жили – были буквы | 9 ч. | ||
5. | Сказки, загадки, небылицы | 6 ч. | ||
6. | Апрель, апрель. 3венит капель! | 4 ч. | ||
7. | И в шутку и всерьёз | 6 ч. | ||
8. | Я и мои друзья | 7 ч. | ||
9. | О братьях наших меньших | 7 ч. | ||
Резерв | 3 ч. | |||
Итого | 132 ч. | |||
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | В том числе контрольные работы |
Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте» | 90 | ||
1 | Добукварный (подготовительный) период | 14 | |
2 | Букварный (основной) период | 55 | |
3 | Послебукварный (заключительный) период | 21 | |
Блок «Литературное чтение» | 39 | 6 | |
4 | Жили – были буквы | 9 | 1 |
5 | Сказки, загадки, небылицы | 6 | 1 |
6 | Апрель, апрель. 3венит капель! | 4 | 1 |
7 | И в шутку и всерьёз | 6 | 1 |
8 | Я и мои друзья | 7 | 1 |
9 | О братьях наших меньших | 7 | 1 |
Резерв | 3 | ||
Итого | 132 | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание темы (раздела) | Кол-во часов | Даты проведения | |
план | факт | |||
1 четверть | 32 | |||
«Литературное чтение. Обучение грамоте» | 87 | |||
Добукварный период | 14 | |||
1. | «Азбука» – первая учебная книга. Здравствуй, школа! | 1 | 03.09 | |
2. | Речь устная и письменная. Предложение. | 1 | 04.09 | |
3. | Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Слово и предложение. | 1 | 05.09 | |
4. | Люби всё живое. Слово и слог. | 1 | 06.09 | |
5. | Не нужен и клад, когда в семье лад. Слог. Ударение. Ударный слог. | 1 | 10.09 | |
6. | Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире и в речи. | 1 | 11.09 | |
7. | Край родной навек любимый. Гласные и согласные звуки. | 1 | 12.09 | |
8. | Век живи, век учись. Как образуется слог. Слог-слияние. | 1 | 13.09 | |
9. | Повторение темы: «Речь устная и письменная. Предложение». | 1 | 17.09 | |
10. | Азбука – к мудрости ступенька. Гласный звук [а], буквы А, а. | 1 | 18.09 | |
11. | Кто скоро помог, тот дважды помог. Гласный звук [о], буквы О, о. | 1 | 19.09 | |
12. | Нет друга – ищи, а нашёл – береги Гласный звук [и], буквы И, и. | 1 | 20.09 | |
13. | Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Гласный звук [ы], буква ы. | 1 | 24.09 | |
14. | Ученье – путь к уменью. Гласный звук [у], буквы У, у. | 1 | 25.09 | |
Букварный период | 55 | |||
15. | Труд кормит, а лень портит. Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. | 1 | 26.09 | |
16. | Старый друг лучше новых двух. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. | 1 | 27.09 | 27.09 |
17. | Каков мастер, такова и работа. Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. | 1 | 01.10 | |
18. | Сказки А. С. Пушкина. Согласные звуки [т], [т′], буквы Т, т. | 1 | 02.10 | |
19. | Повторение темы: «Согласные звуки [т], [т′], буквы Т, т». | 1 | 03.10 | |
20. | Сказки К. И. Чуковского. Согласные звуки [л], [л′], буквы Л, л. | 1 | 04.10 | |
21. | А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке.» Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. | 1 | 08.10 | |
22. | Век живи -век учись. Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. | 1 | 09.10 | |
23. | Русская народная сказка. Гласные буквы Е, е. | 1 | 10.10 | |
24. | Красуйся, град Петров! Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. | 1 | 11.10 | |
25. | Москва – столица России. Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. | 1 | 15.10 | |
26. | Закрепление сведений о букве М. Обобщение изученного о буквах и звуках. | 1 | 16.10 | |
27. | О братьях наших меньших. Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. | 1 | 17.10 | |
28. | Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. | 1 | 18.10 | |
29. | А. С. Пушкин. « Сказка о царе Салтане». Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. | 1 | 22.10 | |
30. | Закрепление темы: «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б». Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | 1 | 23.10 | |
31. | Чередование звонких и глухих согласных звуков. Чтение текстов с изученными буквами. | 1 | 24.10 | |
32. | Терпение и труд всё перетрут. Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. | 1 | 25.10 | |
2 четверть | 31 | |||
33. | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. | 1 | 06.11 | |
34. | Россия – Родина моя. Звуки [й’,а], [а]. Буквы Я, я.. | 1 | 07.11 | |
35. | Сад, садовые растения. Буквы Я, я. Чтение текстов с буквой я. | 1 | 08.11 | |
36. | Чтение текстов с изученными буквами. | 1 | 12.11 | |
37. | Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. | 1 | 13.11 | |
38. | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | 1 | 14.11 | |
39. | Делу время- потехе час. Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | 1 | 15.11 | |
40. | Закрепление темы: «Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч». | 1 | 19.11 | |
41. | Красна птица опереньем, а человек – уменьем. Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | 1 | 20.11 | |
42. | Закрепление темы: «Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков». | 1 | 21.11 | |
43. | Мало уметь читать, надо уметь думать. Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 1 | 22.11 | |
44. | Закрепление темы: «Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 1 | 26.11 | |
45. | Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. | 1 | 27.11 | |
46. | Закрепление темы: «Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | 1 | 28.11 | |
47. | Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Звуки [й’,о], [щ]. Буквы Ё, ё. | 1 | 29.11 | |
48. | Закрепление темы: «Звуки [й’,о], [щ]. Буквы Ё, ё». | 1 | 03.12 | |
49. | Жить – Родине служить. Звук [й’], буквы Й, й. | 1 | 04.12 | |
50. | Звук [й’], буквы Й, й. Закрепление | 1 | 05.12 | |
51. | Без труда хлеб не родится никогда. Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 1 | 06.12 | |
52. | Закрепление темы: «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х». | 1 | 10.12 | |
53. | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Обобщение по теме | 1 | 11.12 | |
54. | С. Я. Маршак « Сказка о глупом мышонке». Звуки [й’,у], [у]. Буквы Ю, ю. | 1 | 12.12 | |
55. | Закрепление темы: Звуки [й’,у], [у]. Буквы Ю, ю. | 1 | 13.12 | |
56. | Делу время, потехе час. Звук [ц], буквы Ц, ц. | 1 | 17.12 | |
57. | Закрепление темы: «Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц». | 1 | 18.12 | |
58. | Как человек научился летать. Звук [э], буквы Э, э. | 1 | 19.12 | |
59. | Закрепление темы: «Гласный звук [э], буквы Э, э». | 1 | 20.12 | |
60. | Русская народная сказка « По щучьему велению» . Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. | 1 | 24.12 | |
61. | Закрепление темы: «Согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ». | 1 | 25.12 | |
62 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. | 1 | 26.12 | |
63. | «Играют волны, ветер свищет.. .». Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф | 1 | 27.12 | |
3 четверть | 37 | |||
64. | Закрепление темы: «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф». | 1 | 10.01 | |
65. | В тесноте, да не в обиде. Буквы ь, ъ. Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 1 | 14.01 | |
66. | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Закрепление. | 1 | 15.01 | |
67. | Доброе дело - великое счастье. Отработка навыка чтения. | 1 | 16.01 | |
68. | Чтение текстов с изученными буквами. | 1 | 17.01 | |
69. | Русский алфавит. Отработка навыка чтения | 1 | 21.01 | |
Послебукварный период | 21час. | |||
70. | Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву "р"». Герои произведения. | 1 | 22.01 | |
71. | Одна у человека мать – одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество». | 1 | 23.01 | |
72. | История славянской азбуки. В. Куприн «Первоучители словенские». | 1 | 24.01 | |
73. | В. Куприн «Первый букварь». | 1 | 28.01 | |
74. | А.С. Пушкин «Сказки». | 1 | 29.01 | |
75. | Л.Н. Толстой «Рассказы для детей». Нравственный смысл поступка. | 1 | 30.01 | |
76. | К.Д. Ушинский «Рассказы для детей». Поучительные рассказы для детей. | 1 | 31.01 | |
77. | К.И. Чуковский «Телефон». Выставка книг К. Чуковского для детей. | 1 | 04.02 | |
78. | К.И. Чуковский. «Путаница», «Небылица». | 1 | 05.02 | |
79. | В.В. Бианки «Первая охота». | 1 | 06.02 | |
80. | С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». | 1 | 07.02 | |
81. | М.М. Пришвин «Предмайское утро». Знакомство с текстом описанием. | 1 | 11.02 | |
82. | М.М. Пришвин. Глоток молока | 1 | 12.02 | |
83. | А. Барто « Помощница», « Зайка», « Игра в слова» | 1 | 13.02 | |
84. | С.В.Михалков « Котята». | 1 | 14.02 | |
85. | Б.В. Заходер « Два и три». | 1 | 25.02 | |
86. | В.Д. Берестов. «Песья песня», «Прощание с другом». | 1 | 26.02 | |
87. | Проект №1 «Живая Азбука». | 1 | 27.02 | |
88. | Презентация проекта «Живая Азбука» | 1 | 28.02 | |
89. | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей. | 1 | 04.03 | |
90. | Наши достижения. Весёлые стихи. | 1 | 05.03 | |
Блок. Литературное чтение. | 39 | |||
Жили – были буквы. | 9 | |||
91. | Вводный урок. Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1 | 06.03 | |
92. | В. Данько «Загадочные буквы». | 1 | 07.03 | |
93. | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». | 1 | 11.03 | |
94. | С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». | 1 | 12.03 | |
95. | Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?» | 1 | 13.03 | |
96. | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». | 1 | 14.03 | |
97. | Из старинных книг. Разноцветные страницы. Урок-обобщение по разделу «Жили-были буквы». | 1 | 18.03 | |
98. | Оценка планируемых достижений. Проверочная работа по разделу « Жили-были буквы». | 1 | 19.03 | |
99. | Анализ проверочной работы. Проект №2. Создаём музей «Город букв» | 1 | 20.03 | |
Сказки, загадки, небылицы | 6 | |||
100. | Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба», «Теремок», «Рукавичка» | 1 | 21.03 | |
4 четверть | ||||
101. | Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». | 1 | 03.04 | |
102 | Сказки А.С. Пушкина. | 1 | 04.04 | |
103 | Русская народная сказка «Петух и собака». | 1 | 08.04 | |
104. | Их старинных книг. Повторение и обобщение. | 1 | 09.04 | |
105. | Оценка планируемых достижений. Проверочная работа по разделу «Сказки, загадки, небылицы». | 1 | 10.04 | |
Апрель, апрель, звенит капель… | 4 | |||
106. | Анализ проверочной работы. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. | 1 | 11.04 | |
107. | Литературная загадка. Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой. Сочинение загадок. | 1 | 15.04 | |
108. | Проект №3 «Азбука загадок». Повторение и обобщение по разделу «Апрель, апрель. Звенит капель.» | 1 | 16.04 | |
109. | Оценка планируемых достижений. Проверочная работа по разделу «Апрель, апрель. Звенит капель.» | 1 | 17.04 | |
И в шутку и всерьез | 6 | |||
110. | Анализ проверочной работы. И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» | 1 | 18.04 | |
111. | Н. Артюхова «Саша-дразнилка». | 1 | 22.04 | |
112. | Весёлые стихи для детей К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, И. Токмаковой. | 1 | ||
113. | Весёлые стихи для детей И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» К.Чуковский «Телефон», | 1 | 23.04 | |
114. | Юмористические рассказы для детей. М. Пляцковский «Помощник». Из старинных книг. Повторение и обобщение. | 1 | 24.04 | |
115. | Оценка планируемых достижений. Проверочная работа по разделу «И в шутку и всерьез». | 1 | 25.04 | |
Я и мои друзья | 7 | |||
116. | Анализ проверочной работы. Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». | 1 | 29.04 | |
117. | Стихотворения В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны», Р. Сеф «Совет». | 1 | 30.04 | |
118. | Стихотворения В. Берестов «В магазине игрушек», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня» | 1 | 06.05 | |
119. | С. Маршак «Хороший день». Творческая мастерская. Создание летописи класса. Проект № 4. «Наш класс – дружная семья» | 1 | 07.05 | |
120. | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу». | 1 | 08.05 | |
121. | Из старинных книг. Повторение и обобщение по разделу «Я и мои друзья». | 1 | 13.05 | |
122. | Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Я и мои друзья». | 1 | 14 .05 | |
О братьях наших меньших . | 7 | |||
123. | Анализ проверочной работы. Стихотворения о животных С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». | 1 | 15 .05 | |
124. | В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку». | 1 | 16.05 | |
125. | М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». | 1 | 20.05 | |
126. | В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет». | 1 | 21.05 | |
127. | Д.Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж», С. Аксаков «Гнездо» | 1 | 22.05 | |
128. | Повторение и обобщение по разделу «О братьях наших меньших». Проверочная работа по разделу «О братьях наших меньших». | 1 | 23.05 | |
129. | Анализ проверочной работы. Из старинных книг. Стихотворения о животных .Оценка достижений. | 1 | 24.05 | |
130 – 132 | Резерв | 3 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
и система их оценки
Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Изучение курса «Литературное чтение» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:
- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для ее решения;
- сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей;
- начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение осознанно читать, строить речевые высказывания;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
- начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
- начальные умения излагать свое мнение и аргументировать;
- начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- умение определять общую цель и пути её достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений.
К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» обучающиеся научатся:
- называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки и буквы;
-правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
-выделять слоги, различать ударные и безударные;
- определять место ударения в слове, вычленять слова из предложений;
-устно составлять 3-5 предложений на определенную тему.
К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» обучающиеся получат возможность научиться:
-слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
-выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;
- различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один;
-правильно, плавно читать по слогам и целыми словами небольшие тексты со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка;
- соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого.
К концу изучения блока «Литературное чтение» обучающиеся научатся:
- под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников;
-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
-делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
-передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого);
-высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.
К концу изучения блока «Литературное чтение»об учающиеся получат возможность научиться:
-понимать прочитанное по ходу чтения;
-определять авторскую позицию и выражать свое отношение к герою и его поступкам;
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.
При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения литературного чтения предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
-динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В первом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое оценивание без выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Основная цель текущего оценивания - анализ хода формирования знаний и умений обучающихся на уроках литературного чтения. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание проводится во втором полугодии с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.
Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач.
Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 1б класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России») и составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Закон Саратовской области от 28 ноября 2013 года № 215-ЗСО « Об образовании в Саратовской области» ( с изменениями на 28 января 2016года);
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
УМК:
1. А.А. Плешаков «Окружающий мир». 1 класс. Учебник в 2-х частях, - М.:
Просвещение, 2016 г.
2. A.A. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях, - М.:
Просвещение, 2016 г.
- A.A. Плешаков, Н.И. Гара, З.Д. Назарова. Окружающий мир. 1 класс. Проверочные работы. - М.: Просвещение, 2016г.
В соответствии с учебным планом начального общего образования МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской области» курс «Окружающий мир» изучается в 1 классе 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 66 часов.
Цели:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён
ком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела/темы | Кол-во часов | Содержание | Планируемые результаты обучения |
1 | Введение | 1ч. | Знакомство с учебником и учебными пособиями . Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой | Личностные результаты:
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Познавательные универсальные учебные действия:
задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Предметные результаты: - понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. |
2 | Раздел «Что и кто?» | 19 ч. | Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? | |
3 | Раздел «Как, откуда и куда?» | 12 ч. | Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? | |
4 | Раздел «Где и когда?» | 10 ч. | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? | |
5 | Раздел «Почему и зачем?» | 22 ч. | Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? | |
Резерв | 2 ч. | |||
Итого | 66 ч. | |||
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы | Кол-во часов | В том числе проверочные работы |
1 | Введение | 1 | |
2 | Раздел «Что и кто?» | 19 | 1 |
3 | Раздел «Как, откуда и куда?» | 12 | 1 |
4 | Раздел «Где и когда?» | 10 | 1 |
5 | Раздел «Почему и зачем?» | 22 | 1 |
Резерв | 2 | ||
Итого | 66 | 4 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | |
1 четверть | 16 | ||||
Введение | 1 | ||||
1 | Задавайте вопросы! ОЗОЖ: «Мы здесь живем: окружающий мир и человек». | 1 | 04.09 | ||
Раздел «Что и кто?» | 19 | ||||
2 | Что такое Родина? | 1 | 07.09 | ||
3 | Что мы знаем о народах России? ОЗОЖ: «Жизнь на земле. Цель жизни человека». | 1 | 11.09 | ||
4 | Что мы знаем Москве? ОЗОЖ: «Значимость жизни человека. Культура общения с окружающими людьми». Проект №1 «Моя малая Родина». | 1 | 14.09 | ||
5 | Что у нас над головой? ОЗОЖ: «Воспитанность. Вежливость. Тактичность». | 1 | 18.09 | ||
6 | Что у нас под ногами? | 1 | 21.09 | ||
7 | Что общего у разных растений? ОЗОЖ: «Развитие познавательной сферы». | 1 | 25.09 | ||
8 | Что растёт на подоконнике? | 1 | 28.09 | ||
9 | Что растёт на клумбе? ОЗОЖ: «Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления». | 1 | 02.10 | ||
10 | Что это за листья? | 1 | 05.10 | ||
11 | Что такое хвоинки? ОЗОЖ: «Развитие эмоциональной сферы». | 1 | 09.10 | ||
12 | Кто такие насекомые? | 1 | 12.10 | ||
13 | Кто такие рыбы? ОЗОЖ: «Я и мои эмоции». | 1 | 16.10 | ||
14 | Кто такие птицы? | 1 | 19.10 | ||
15 | Кто такие звери? Что такое зоопарк? ОЗОЖ: «Мои эмоции». | 1 | 23.10 | ||
16 | Что окружает нас дома? | 1 | 26.10 | ||
2 четверть | 15 | ||||
17 | Что умеет компьютер? ОЗОЖ: «Особенности использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции». | 1 | 06.11 | ||
18 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | 09.11 | ||
19 | На что похожа наша планета? ОЗОЖ: «Выразительность речи». | 1 | 13.11 | ||
20 | Повторение и обобщение знаний. Проверочная работа №1 по разделу «Что и кто?». Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | 16.11 | ||
Раздел «Как, откуда и куда?» | 12 | ||||
21 | Анализ проверочной работы. Как живёт семья? Проект №2 «Моя семья». | 1 | 20.11 | ||
22 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? ОЗОЖ: «Развитие навыков общения». | 1 | 23.11 | ||
23 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | 27.11 | ||
24 | Как путешествует письмо? ОЗОЖ: «Секрет волшебных слов». | 1 | 30.11 | ||
25 | Куда текут реки? ОЗОЖ: «Правила хорошего тона и поведения в общественных местах». | 1 | 04.12 | ||
26 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | 07.12 | ||
27 | Как живут растения? ОЗОЖ: «Правила поведения в школе». | 1 | 11.12 | ||
28 | Как живут животные? | 1 | 14.12 | ||
29 | Как зимой помочь птицам? ОЗОЖ: «Школа – дом знаний, здоровья, дружбы и добра!». | 1 | 18.12 | ||
30 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | 21.12 | ||
31 | Откуда в снежках грязь? ОЗОЖ «Понятия «школа», «учитель» «ученик» | 1 | 25.12 | ||
3 четверть | |||||
32 | Повторение и обобщение знаний. Проверочная работа №2 по разделу «Как, откуда и куда?». Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | 11.01 | ||
Раздел «Где и когда?» | 10 | ||||
33 | Когда учиться интересно? ОЗОЖ: «Новый социальный статус ребенка». Проект №3 «Мой класс и моя школа». | 1 | 15.01 | ||
34 | Когда придёт суббота? ОЗОЖ: «Права и обязанности ученика». | 1 | 18.01 | ||
35 | Когда наступит лето? | 1 | 22.01 | ||
36 | Где живут белые медведи? ОЗОЖ: «Правила организации учебного труда в школе и дома». | 1 | 25.01 | ||
37 | Где живут слоны? | 1 | 29.01 | ||
38 | Где зимуют птицы? ОЗОЖ: «Семья. Члены моей семьи». | 1 | 01.02 | ||
39 | Когда появилась одежда? | 1 | 05.02 | ||
40 | Когда изобрели велосипед? ОЗОЖ: «Происхождение имен и фамилий». | 1 | 08.02 | ||
41 | Когда мы станем взрослыми? ОЗОЖ: «Мама, папа, я – спортивная семья!». | 1 | 12.02 | ||
42 | Повторение и обобщение знаний. Проверочная работа №3 по разделу «Где и когда?». Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | 15.02 | ||
Раздел «Почему и зачем?» | 22 | ||||
43 | Анализ проверочной работы. Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? ОЗОЖ: «Тепло родного дома. Семейные традиции». | 1 | 26.02 | ||
44 | Почему Луна бывает разной? | 1 | 01.03 | ||
45 | Почему идёт дождь и дует ветер? ОЗОЖ: «Здоровье – дороже богатства». | 1 | 05.03 | ||
46 | Почему звенит звонок? | 1 | 12.03 | ||
47 | Почему радуга разноцветная? ОЗОЖ: «Мой организм – целая планета». | 1 | 15.03 | ||
48 | Почему мы любим кошек и собак? Проект №4 «Мои домашние питомцы». | 1 | 19.03 | ||
49 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? ОЗОЖ: «Здоровый человек – счастливый человек!». | 1 | 22.03 | ||
50 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | 05.04 | ||
51 | Зачем мы спим ночью? ОЗОЖ: «Я хозяин своего здоровья». | 1 | 09.04 | ||
52 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | 12.04 | ||
53 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? ОЗОЖ: «Правила безопасного поведения в повседневной жизни». | 1 | 16.04 | ||
54 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | 19.04 | ||
55 | Зачем нужны автомобили? ОЗОЖ: «Правила здорового образа жизни». | 1 | 23.04 | ||
56 | Зачем нужны поезда? | 1 | 26.04 | ||
57 | Зачем строят корабли? ОЗОЖ: «Доказательство необходимости соблюдения режима дня школьника». | 1 | 30.04 | ||
58 | Зачем строят самолёты? ОЗОЖ: «Здоровье и осторожность: профилактика детского травматизма | 1 | 07.05 | ||
59 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | 14.05 | ||
60 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? ОЗОЖ: «Меры предупреждения простудных заболеваний | 1 | 14.05 | ||
61 | Зачем люди осваивают космос? ОЗОЖ: «Правила организации учебного труда в школе и дома». | 1 | 17.05 | ||
62 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | 17.05 | ||
63 | Повторение и обобщение знаний. Проверочная работа №4 по разделу «Почему и зачем?».Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | 21.05 | ||
64 | Повторение и обобщение знаний. | 1 | 24.05 | ||
65-66 | Резерв | 2 |
Планируемые результаты
освоения учебного предмета и система их оценки
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
- умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения окружающего мира первоклассники научатся:
- распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;
- распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;
- характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);
- характеризовать признаки времён года;
- объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
- понимать правила поведения в природе;
- называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
- называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
- называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.
К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
- рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного города (села);
- объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
- моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
- осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).
В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.
При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
-динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В первом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое оценивание без выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений обучающихся, формируемых на уроках окружающего мира (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей и т.д.). Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание проводится с помощью тетради, которая содержит тесты по всем темам курса «Окружающий мир» для первого класса. С их помощью ребенок можешь быстро проверить свои знания. На каждый вопрос дано несколько вариантов ответов, среди них только один правильный. Почти все ответы представлены в виде рисунков. Необходимо выбрать правильный ответ и отметить его (закрасить кружок). В конце тетради имеются ответы на все тесты. Обучающиеся выполняют работу самостоятельно. И только после этого могут проверить себя.
Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач. Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту | Виза зам.директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России
Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса, программа "Школа России".
Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой "Русский язык" (сборник "Концепция и программы для начальных классов", "Ш...
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе ФГОС по программе "Школа России" автор В. П. Канакина
В данном материале составлена рабочая программа по русскому языку в 4 классе ФГОС по программе "Школа России" автор В. П. Канакина...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по русскому языку для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"
Рабочая программа разработана на основе программы «Русский язык» для 4 класса общеобразовательных учреждений «Школа России», рекомендованной Департаментом общего среднего образования...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе "ШКОЛА РОССИИ"
Программа разработана на основе:- примерной образовательной программы Учебно – методического комплекса «Школа России» 2010 года, - авторской...