Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Горы и равнины России"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему
Эта технологическая карта поможет организовать внеурочное занятие с использование возможностей проектно-исследовательской среды ГлобалЛаб (проект «Горы – к небу, вдаль – равнины»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_vneklassnogo_meropriyatiya.docx | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеклассного мероприятия (ФГОС)
Тема: Исследование рельефа своего региона
Класс: 4 класс
Виды внеурочной деятельности:
- Познавательная
- Туристско-краеведческая
Модель внеурочной деятельности:
- Инновационная (экспериментальная) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности – программа «Совместная проектно-исследовательская деятельность в образовательной среде ГлобалЛаб»
Цель: Знакомство детей с понятиями «рельеф», «ландшафт», опережающее знакомство с внутренними и внешними силами Земли и формами рельефа, которые они образуют. Обеспечение активизации интеллектуальных интересов учащихся.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской деятельности;
- развитие мотивов познавательной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный исследовательский продукт;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;
- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции совместной проектной деятельности;
Ключевые вопросы: Что такое рельеф? Что такое ландшафт? Какие формы рельефа характерны для вашего региона? Какое влияние оказывают виды ландшафтов на ваше эмоциональное состояние?
Направление воспитательной деятельности: общеинтеллектуальное
Форма проведения мероприятия: подготовка проекта к уроку
Методы и приемы:
(могут использоваться все или выборочно в зависимости от задач конкретного педагога)
Метод экскурсий
Проблемное обучение
Метод проектов
Средства воспитания (виды деятельности, развивающие личность): познание, общение
Оборудование занятия: компьютер, мультимедийный проектор, экран, (интерактивная доска) презентация «Горы и равнины России»
Предварительная подготовка:
Роль педагога:
- создание психологического настроя: зажигательный рассказ о предстоящем деле, написание необычного объявления
- подбор содержательного материала
- определение средств
Роли и поручения детям.
- Подготовить фотографии с изображением различных форм рельефа, это могут быть фотографии, сделанные в вашем регионе, например, возле школы или там, где живут учащиеся, также это могут быть фотографии, которые они привезли из поездок.
Раздаточный материал:
- Толковый словарь.
Цифровые образовательные ресурсы:
- https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/4-klass/priroda-rossii/ravniny-i-gory-rossii
- https://globallab.org/ru/project/cover/gory_k_nebu_vdal_ravniny.ru.html
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2018/10/19/prezentatsiya-gory-i-ravniny-rossii
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
1 этап
Самоопределение к деятельности
Вступительное слово учителя
На уроке окружающего мира вы уже совершили путешествие по карте нашей Родины и увидели, какие интересные географические объекты есть в нашей стране. Сегодня мы с вами поговорим о горах и равнинах нашей страны подробнее и узнаем о них больше. Все эти знания потребуются нам, чтобы сделать географическую карту более живой, чтобы добавить к ней различные иллюстрации и дополнительные материалы.
Посмотрите, пожалуйста, на 1 слайд нашей презентации.
Вы видите здесь два незнакомых слова «рельеф» и «ландшафт». Можете ли вы предположить, что они означают?
Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками
Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение
Формируемые УУД:
Коммуникативные
Регулятивные (самоопределение к деятельности)
2 этап
Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии.
Учитель организует дискуссию учащихся.
Показывает следующие слайды (3, 4, 5) презентации о формах рельефа. Оказывается рельеф есть не только у Земли, но и у других планет, а гора Олимп на Марсе намного выше самой высокой горы Земли
Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками
Учащиеся высказывают предположения о том, что они будут делать на этом занятии.
Формируемые УУД:
Личностные, коммуникативные (формулировка собственного мнения), регулятивные (воспринимать критику)
3 этап
Постановка учебных задач
Слово учителя.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить? Сформулируйте тему нашего занятия
Тема «Рельеф нашего края»
Учитель в позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию задач:
Какие задачи мы должны решить на нашем мероприятии и какими средствами вы предлагаете решить проблему – познакомить участников из других регионов с особенностями рельефа нашего края?
Учащиеся формулируют тему занятия, учебные задачи
Формируемые УУД:
Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), коммуникативные
4 этап
Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии
Учитель просматривает с учащимися презентацию, на каждом слайде использует представленный материал, чтобы организовать дискуссию с учащимися в том объёме и направлении, какое посильно для этих детей и соответствует их познавательным интересам.
Деятельность учащихся
Смотрят презентацию, участвуют в обсуждении представленных материалов.
Формируемые УУД:
Личностные, познавательные (анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений), коммуникативные, (умение слушать и слышать)
5 этап
Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия.
Работа в группах
Учитель организует работу в группах, контролирует ход работы, использует возможности проектно-исследовательской среды ГлобалЛаб
https://globallab.org/ru/project/cover/gory_k_nebu_vdal_ravniny.ru.html
Наша с вами задача заполнить анкету проекта, чтобы показать другим участникам, как выглядит поверхность Земли в нашем регионе. А может быть кто-то из вас хочет рассказать о тех местах, где он побывал в путешествии.
Учащиеся разбиваются на группы. Предлагают виды продукта проекта, который хотела бы подготовить группа, это могут быть стенгазеты с фотографиями и описаниями, рассказ о путешествии, карта, где разные интересные географические объекты отмечены флажками. И, конечно же, это будет интерактивная анкеты в проекте ГлобалЛаб (или несколько анкет, если ребята хотят рассказать о разных формах рельефа).
Учащиеся выполняют задания с использованием цифровых образовательных ресурсов, анализируют изученный материал, решают поставленные задачи, оценивают ответы друг друга
Формируемые УУД:
Личностные (личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание), коммуникативные (интегрируются в группу, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой), регулятивные (оценка своей деятельности), познавательные (осознанное построение речевого высказывания, работа с предложенными ЦОРами)
6 этап
Работа над проектом. Принятие критериев оценки
Учитель организует работу групп учащихся по числу выбранных форм представления информации о формах рельефа своего края или других мест.
Учитель в позиции консультанта – фасилитатора побуждает учащихся к принятию критериев оценки
Учащиеся выполняют задания в группах, используя подготовленный материал и материал ЦОР:
Формируемые УУД:
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности), .
7 этап
Защита проектов
Учитель организует защиту проекта
Учащиеся защищают подготовленные задания, проводя самооценку работы группы по принятым критериям.
Формируемые УУД:
Коммуникативные, личностные, регулятивные
8 этап
Рефлексия деятельности
Учитель организует проведение рефлексии
На доске нарисована гора (дети получают фишки синяя, зелёная, красная). Поставьте фишки этих цветов на гору:
1.синий (размещается на вершине) – всё получилось, было интересно
2. зелёный (размещается посередине склона) – не всё получилось, настроение менялось
3.красный (остаётся у подножия горы) – было трудно и скучно
Учащиеся оценивают мероприятие, размещают фишки на горах, цвет и положение фишек соответствует их состоянию на мероприятии.
Формируемые УУД:
Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации),, регулятивные (оценка своей деятельности)
Прогнозируемый результат:
В ходе внеклассного занятия учащиеся расширяют свои представления о различных формах рельефа, готовятся к изучению географии в 5 классе, начинают понимать, как силы Земли формируют вид поверхности Земли, больше узнают о природе своего края.
На занятии учащиеся учатся:
- принимать и сохранять поставленную задачу;
- планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- работать с информацией при подготовке материала, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка)
- осуществлять выбор партнёра, распределять роли в группах и выполнять задание соответственно ролям и функциям;
- слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения;
Автор: Злочевская Яна Олеговна
Место работы, должность: ведущий тьютор, ООО «ГлобалЛаб»
Регион: Москва и Московская область
Уровень образования: начальное общее образование
Целевая аудитория: учитель начальных классов
Класс(ы): 4класс
Предмет(ы): Внеклассная работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению "История моей малой родины"
Технологическая карта внеурочного занятия "История моей малой родины" , разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы внеурочной деятельности по краеведению "Мир на ладошке"....
Технологическая карта внеурочного занятия.Тема: На вкус и цвет товарищей нет.
Технологическая карта внеурочного занятия кружка по спортивно-оздоровительному направлению "Разговор о правильном питании" (авторская программа М.М.Безруких,Т.А. Филипповой) Цель этого занятия - сформ...
Технологическая карта внеурочного занятия "Группы дорожных знаков" по курсу «Уроки Светофорчика».
Разработка технологической карты занятия "Группы дорожных знаков" по курсу внеурочной деятельности "Уроки светофорчика". 3 класс....
Технологическая карта внеурочного занятия "Что растёт на огороде и в саду?" (ФГОС)
Данная технологическая карта содержит материал по внеурочной деятельности "Доноведение". Соответствует требованиям ФГОС...
Технологическая карта внеурочного занятия по курсу «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество».Тема занятия: Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток.
Тема занятия: Изготовление цветов и декоративныхэлементов из бумажных салфеток....
Технологическая карта внеурочного занятия «Путешествие по России».
Технологическая карта внеурочного занятия «Путешествие по России»....
Технологическая карта внеурочного занятия «Символы России».
Технологическая карта внеурочного занятия «Символы России»....