Урок окружающего мира по теме: "Кладовые Земли" 3 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Бурлакова Ольга Павловна

Урок составлен с позиции деятельностной педагогики. В рамках урока обозначены задачи учащихся, выражающиеся в планируемых результатах освоения темы и предмета, характеристике универсальных учебных действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okruzhayushchemu_3_klass.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Кладовые земли»

Класс: 3 класс

Учитель: Бурлакова Ольга Павловна

МОУ «Сош №20»г. Магнитогорска

Педагогическая цель урока: создать условия для  раскрытия понятий «минералы», «горные породы», «гранит», «полезные ископаемые», «месторождение» и использования их в активном словаре

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Иметь представление о полезных ископаемых и об их использовании человеком, о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых

Личностные:

  • Проявлять бережное отношение к природным богатствам, испытывать чувство ответственности за  их сохранение
  • Осознавать себя жителями планеты Земля

Метапредметные ( УУД). Познавательные:

  • Классифицировать  минералы и горные породы и обосновывать свое мнение
  • Осуществлять поиск необходимой информации о полезных ископаемых для хозяйственной деятельности человека и обосновывать свое мнение

Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, самостоятельно организовывать свое рабочее место
  • Осуществлять  самооценку при выполнении учебного задания

Коммуникативные:

  • Описывать объект, передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
  • Уметь работать в паре, контролировать действия партнёра

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, образцы полезных ископаемых

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

Эмоциональный настрой на урок

Здравствуйте, ребята

-Дети, вам тепло?                          (Да)

- В классе светло?                          ( Да)

- Прозвенел  уже звонок?             (Да)

- Уже кончился урок?                     ( Нет)

- Только начался урок?                 (Да)

- Хотите учиться?                            ( Да)

- Значит, можно садиться!          

Здороваются с учителем,

Отвечают на вопросы

Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним с какой темой вы познакомились на прошлом уроке? Итак кто назовет мне 3 состояния воды?

Верно, а кто может привести примеры всех трех состояний воды в природе? А как происходит круговорот воды в природе?

Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили прошлую тему урока

Круговорот воды в природе

Твердое, жидкое газообразное

Дождь, лед, пар

Круговорот воды на земле представляет собой процесс, когда между сушей, Мировым океаном, атмосферой и землей осуществляется беспрерывный водообмен, а сама вода поэтапно пребывает в жидком, твёрдом и парообразном состоянии.

Сообщение темы урока

Ребята, прослушайте стихотворение и определите тему нашего урока.

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету -

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

Итак, ребята кто догадался о чем мы сегодня поговорим. Тема нашего урока «Кладовые земли» (Слайд 1)

Слушают стихотворение

О камнях

Постановка целей и задач урока

На уроке мы с вами узнаем понятия «минералы», «горные породы», «гранит», «полезные ископаемые», «месторождение», и использование их в активном словаре  

Слушают учителя

Планирование

Сегодня нам предстоит путешествие в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства и называются они полезными ископаемыми, также мы узнаем их свойства, как и для чего их добывают. Надеюсь на вашу активность и интерес

Слушают учителя

Изучение нового материала

Рассмотрите слайд, дайте определение полезным ископаемым(Слайд 2)

Верно,ребята. А теперь давайте откроем учебник на стр 70 и найдите значение слова «минералы»(Слайд 3)

Найдите значение выражения «горные породы»(Слайд 4)

Теперь давайте откроем рабочую тетрадь на стр 48 и выполним номер 1.

Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно. Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Минерал в основе стержня называется графит.(Слайд 5)

Или, к примеру, обычная поварная соль, которая найдется у каждого на кухне это тоже минерал.

Есть среди минералов и редкие вещества: серебро, золото, алмазы(Слайд 6).

Несмотря на то, что минералы так по –разному выглядят у них есть общие свойства: это твердые вещества с однородным составом

В природе они встречаются в своем естественном виде и каждый обладает индивидуальной кристаллической структурой. Кроме того, у минералов бывает различный блеск, он может быть стеклянным, перламутровым, восковым, металлическим.

Большинство драгоценных камней это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают: алмазы, изумруды, сапфиры и рубины(Слайд7)

Полезные ископаемые-природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и используют

Природные вещества

Природное соединение одного или нескольких минералов

Выполняют задание в рт

Слушают учителя

Физминутка

Видеофизминутка

Выполняют движения вместе с героями видео

Практическая деятельность

Ребята, перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их.

Найдите цветные зерна. Это минерал полевой шпат.

Найдите полупрозрачные зерна. Это минерал Кварц

Найдите черные, блестящие зерна. Это минерал слюда

Минерал полевой шпат, кварц и слюда соединяясь вместе образуют горную породу-гранит.

А теперь давайте откроем рабочую тетрадь на стр 32 и заполним схему 1. Что же мы здесь запишем в табличках?

Верно,ребята

Прочитайте цель нашей работы. Как вы считаете, научились ли вы различать основные части гранита? Давайте запишем вывод нашей работы.

Откроем учебник на стр 72 и найдем определение слова «месторождение».

Большинство полезных ископаемых находятся в земле: песок ,глина, поэтому для них строят шахты, рудники(Слайд 8)

Полезные ископаемые добывают и карьерным способом.

Посмотрите на слайды(9 и 10) как добывают каменный уголь? Каменный уголь в основном залегает под землей. Для того чтобы его добыть приходится рыть глубокие колодцы-шахты и добывать его под землей. Специальный лифт(кледь) (Слайд11) опускает людей. Шахтеры отбойными молотками добывают каменный уголь, загружают его в вагонетки. Специальный лифт поднимает полезные ископаемые.

Работа в шахте опасна: обвалы, взрыв газов, затопление водой, но все же эта работа важна для людей.

А кто нибудь знает где применяют полезные ископаемые в повседневной жизни?

Верно, ребята

Выполняют практическую работу

Гранит, полевой шпат, кварц, слюда

Да, научились

Я научился различать основные части гранита

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы.

Мы пишем на доске мелом, стержень в наших простых карандашах сделан из графита. В приготовлении пищи мы используем соль

Подведение итогов

Итак, ребята о чем сегодня на уроке шла речь?  Что такое полезные ископаемые?

Что такое минералы?  

Что такое горные породы?

Что такое месторождение?

Для чего нужны? Как добывают?

Молодцы, ребята!

О полезных ископаемых

Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и используют

Природные вещества

Природные соединения одного или нескольких минералов

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Рефлексия

А сейчас посмотрим, как вы поработали сегодня. Те, кто считает, что поработал сегодня хорошо, было все понятно, интересно. Поднимите правую руку.

 А те кому было неинтересно, трудно воспринимать новый материал поднимают левую руку

Проводят рефлексию своей деятельности

Домашнее задание

Ребята, дома вы должны были выучить определения на стр 70-71. Ртстр 48№3,4

Спасибо за урок. До свидания!

Записывают д/з в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок + презентация Урок окружающего мира по теме "Грибы" 2 класс

В ходе исследования ученики открывают новое знание: грибы выделяются в отдельную группу живых организмов....

Урок окружающего мира по системе Занкова 3 класс" Наследие древнего мира"

Урок развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде,воспитывает толерантность, уважение к историческому и культурному наследию народов мира...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Кладовые земли" 4 класс УМК "Гармония"

Открытый урок по окружающему миру.Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: сформировать понятие «полезные ископаемые».Задачи:личностные: способствовать формированию интереса к урокам окружающ...

Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.

Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....

Конспект урока по окружающему миру на тему" Кладовые Земли".

На уроке учащиеся осознают значимость горных пород для жихни человека, узнают составные части гранита, научатся различать горные породы....

Конспект урока по окружающему миру на тему" Кладовые Земли".

На уроке учащиеся осознают значимость горных пород для жихни человека, узнают составные части гранита, научатся различать горные породы....

Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...