Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру на тему

Митюшина Ирина Петровна

Рабочая программа по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_okruzhayushchiy_mir.docx71.55 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

3. Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

(2 часа в неделю, 35 учебных недель – 70 часов)

п/п

Темаурока

Кол-вочасов

Дата проведения

Характеристикадеятельностиучащихся

плани-руемая

факти-ческая

Ежеурочно

Понимать и сохранять учебную задачу.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Строить речевое высказывание в устной форме; уметь структурировать знания.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы.

Контролировать свои действия и действия партнёра.

Как  устроен  мир - 7 ч.

Природа. Ценность природы для людей

Экскурсия.Что нас окружает?

1

4.09

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир».

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей.

Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Человек

1

6.09

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных.

Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека.

Работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека.

Моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Проект «Богатства, отданные людям»

1

11.09

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- определять цель проекта;

- распределять обязанности по проекту в группах;

- собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете;

- подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд;

- презентовать проект;

- оценивать результаты работы

Общество

1

13.09

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Определять место человека в мире.

Характеризовать семью, народ, государство, как части общества.

Обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества.

Сопоставлять формы правления в государствах мира. Работать в паре: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Что такое экология

1

18.09

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи; рассказывать о них, опираясь на схему.

Работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой; обсуждать и оценивать предложенные модели.

Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий.

Работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из собственной жизни.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Природа в опасности! Охрана природы

1

20.09

Моделировать в виде схемы воздействия человека на природу.

Обсуждать, как каждый может помочь природе.

Работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своем регионе, о природоохранных мероприятиях в своем городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Обобщающий урок по теме «Как устроен мир». Презентация проектов «Богатства, отданные людям»

Контрольная работа

1

25.09

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Этаудивительнаяприрода - 19 ч.

Тела, вещество, частицы. Практическая работа «Тела, вещества, частицы»

1

27.09

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить.

Характеризовать понятия «тело», «вещества», «частицы». Классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ.

Наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц.

Работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Разнообразие веществ.

Практическая работа «Определение крахмала в продуктах»

1

2.10

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты.

Практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради.

Работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков.

Работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Воздух и его охрана.

Практическая работа «Свойства воздуха»

1

4.10

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха.

Исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради.

Работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием. Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Вода. Cвойства воды.

Практическая работа «Свойства воды»

1

9.10

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и назвать цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради).

 Работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойства воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой опыт с ответами одноклассников, обобщать информацию. Работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Превращение и круговорот воды

Практическая работа «Круговорот воды в природе»

1

11.10

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Высказывать предположение о состояниях воды в природе; различать три состояния воды.

Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадения дождя.

Работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку; моделировать кругооборот воды в природе, осуществлять самопроверку.

Берегите воду!

1

16.10

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Высказывать предположение о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника.

Работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике; сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды. Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воды в родном городе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Что такое почва?

Практическая работа «Состав почвы»

1

18.10

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам.

Высказывать предположение (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их.

Практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез.

Анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений.

Обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве.

Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В.В.Докучаева).

Обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне».

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Разнообразие растений

Экскурсия. Разнообразие растений.

1

23.10

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны.

Знакомиться с группами растений по материалам учебника.

Работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку.

Приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя.

Используя книгу «Зеленые страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Солнце, растение и мы с вами

1

25.10

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений.

Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах  помощью выполненной схемы.

Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений.

Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Размножение и развитие растений.

Практическая работа «Размножение и развитие растений»

30.10

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения.

Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев.

Выявлять роль животных в размножении и развитии растений.

Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Охрана растений

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать сведения, полученные 1 – 2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе.

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений.

Обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе. Оформлять памятку (книжку) «Берегите растения». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Разнообразие животных

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания о животном мире, полученные в 1 – 2 классах.

Классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками. Приводить примеры животных групп. С помощью атласа – определителя «От земли до неба» определять животных, изображенных на рисунках, и относить их к определенной группе.

Обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне».

Работать с электронным приложением к учебнику. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Кто что ест?

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать животных по типу питания.

Приводить примеры животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания.

Характеризовать защитные приспособления растений и животных.

Обсуждать материал книги «Зеленые страницы» о божьих коровках.

Обсуждать роль животных в поддержании равновесия в природе.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- определять цель и этапы работы;

- распределять обязанности;

- совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;

- находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;

- составлять и презентовать «Книгу природы родного края».

Проект «Разнообразие природы родного края»

Размножение и развитие животных

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать животных разных групп по способу размножения.

Моделировать стадии размножения животных разных групп.

Рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве.

Обсуждать материалы книг «Зеленые страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных.

Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Охрана животных

1

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир.

С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесенных в Красную книгу России.

Обсуждать меры по охране животных.

Обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении животных.

Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе. С помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесенных в Красную книгу, которые не изучались ранее.

Создать книжку-малышку «Береги животных». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

В царстве грибов

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать строение шляпочных грибов.

С помощью иллюстрации учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне».

Моделировать различие грибов-двойников. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Великий круговорот  жизни

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, изученные в 1-2 классах

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители.

Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Моделировать круговорот веществ в природе. Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Обобщающий урок по теме «Эта удивительная природа». Презентация проектов «Разнообразие природы родного края»

Контрольная работа

1

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Мы и наше здоровье - 10 ч.

Организм человека

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе. Характеризовать системы органов человека (их части и назначение).

Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены.

Анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своем теле и теле собеседника.

Практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека.

Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Органы чувств

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента.

Формулировать правила гигиены органов чувств. Работать с терминологическим словарем.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Надежная защита организма. Практическая работа «Знакомство с внешним строением кожи»

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Практическая работа: изучать свойства кожи. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Характеризовать меры первой помощи при повреждении кожи.

Работать в паре: осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи.

Подготовить рассказ об уходе за кожей.

Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Опора тела и движение

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать роль скелета и мышц и жизнедеятельности организма.

Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека.

Следить за красивой осанкой на уроке и вне его. Выполнять физкультминутки.

Работать с терминологическим словариком.  Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Наше питание

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделировать строение пищеварительной системы.

Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания.

Обсуждать правила рационального питания.

Составлять меню здорового питания.

Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров».

Проект «Школа кулинаров»

Дыхание и кровообращение.

Практическая работа «Подсчет ударов пульса»

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания о легких и сердце, изученные во 2 классе.

Характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме.

Моделировать строение дыхательной системы. Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме.

Моделировать строение кровеносной системы.

Обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

Практическая работав паре: измерять пульс на запястье и посчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке.  

Работать с терминологическим словариком.

Работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Умей предупреждать болезни

1

Здоровый образ жизни

1

Презентация проектов «Школа кулинаров»

Обобщающий урок по теме «Мы и наше здоровье»

Контрольная работа

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Нашабезопасность - 8 ч.

Огонь, вода и газ

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания об опасности в быту, полученные в 1-2 классах.

Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа.

Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры.

Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей.

Работать с терминологическим словариком. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Чтобы путь был счастливым

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах.

Работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения.

Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными.

Выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте.

Моделировать свои действия в ходе ролевой игры. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Дорожные знаки.

Практическая работа «Распознавание дорожных знаков»

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знание дорожных знаков, полученные в 1-2 классах.

Анализировать разные типы знаков.

Обсуждать, как они помогают пешеходам.

Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков.

Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Экскурсия.Дорожные знаки в окрестностях школы.

Проект «Кто нас защищает»

1

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

- интервьюировать ветеранов ВОВ, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС;

- оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.;

- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

Опасныеместа

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах.

Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Природа и наша безопасность

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Анализировать по схеме цепь загрязнения.

Приводить примеры цепей загрязнения.

Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм.

Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды.

Практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.

Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Экологическая безопасность

Практическая работа «Очистка воды»

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать опасности природного характера. Находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах.

Обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зеленые страницы».

Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными.

Отличать гадюку от ужа.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Обобщающий урок по теме «Как устроен мир». Презентация проектов «Кто нас защищает»

Контрольная работа

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления учащихся.

Чемуучитэкономика - 12 ч.

Для чего нужна экономика?

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги».

Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг.

Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Работать с терминологическим словариком.

Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны в течение дня.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Природные богатства и труд людей — основа экономики

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Раскрывать роль природных богатств и труда людей в процессе производства товаров.

Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий.

Раскрывать роль науки в экономическом развитии. Работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике.

Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Полезные ископаемые. Практическая работа «Полезные ископаемые»

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах.

Определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба».

Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые.

Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки). С помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом.

Работать с терминологическим словариком.

Работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснить, какие полезные ископаемые добываются в регионе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Растениеводство

Практическая работа «Знакомство с культурными растениями»

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные 1 – 2 классах.

Практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану.

Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством. Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения.

Характеризовать роль выращивания культурных растений и в экономике и труд растениеводов.

Выявлять связь растениеводства и промышленности. Работать с терминологическим словариком.

Исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня.

Работать со взрослыми: интервьюировать работников с/х.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Животноводство

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные 1 – 2 классах.  

Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных.

Характеризовать роль сельскохозяйственных животных  в экономике и труд животноводов.

Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности.

Работать с терминологическим словариком.

Исследовать, какие продукты животноводства используются в семье в течение дня.

Работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Какая бывает промышленность?

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров.

Соотносить продукцию в отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. Характеризовать труд работников отраслей промышленности.

Работать с терминологическим словариком.

Работать со взрослыми: найти в краеведческий литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Проект «Экономика родного края»

1

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- собирать информацию об экономике своего края (города, села);

- оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.;

- коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»;

- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

Что такое деньги?

Практическая работа «Знакомство с российскими монетами»

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля – продажа); моделировать ситуации бартера и купля – продажа.

Раскрывать роль денег в экономике.

Различать денежные единицы разных стран. Практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Государственный бюджет

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах. Характеризовать вредной воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду.

Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией. Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза.

Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов.

Моделировать экологические прогнозы.

Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Семейный бюджет

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета.

Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь.

Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья.

Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными. Моделировать семейный бюджет.

Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Экономика и экология

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы.

Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета.

Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства.

Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач.

Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в I—2 классах.

Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду.

Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией.

Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза.

Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов.

Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Обобщающий урок по теме «Чему учит экономика». Презентация проектов  «Экономика родного края»

Контрольная работа

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления учащихся.

Путешествие по городам и странам - 14 ч.

ЗолотоекольцоРоссии

3

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России.

Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца.

Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику.

С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Проект «Музей путешествий»

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы.

Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения.

Выполнять задания из электронного приложения к учебнику.

Работать с терминологическим словариком.

С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Нашиближайшиесоседи

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений.

Соотносить государства и их флаги.

Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; ее замечательных людей.

Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы.

Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

На севере Европы

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений.

Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям.

Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Моделировать достопримечательности из пластилина. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Что такое Бенилюкс

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений.

Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям.

Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

В центре Европы

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений.

Составлять вопросы к викторине по Греции и Италии. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям.

Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах.

Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

По Франции и Великобритании

2

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции (Великобритании), подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений.

Описывать достопримечательности Франции (Великобритании) по фотографиям.

Составлять вопросы для викторины о Франции (Великобритании).

Выполнять задания электронного приложения к учебнику. В дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции (Великобритании).

Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции (Великобритании). Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

На юге Европы

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

 Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся.

Обсуждать цели международного туризма.

Работать с картой.

Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности.

Находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

По знаменитым местам мира

1

Обобщающий урок по теме «Путешествие по городам и странам».

Контрольная работа

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления учащихся.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.Оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

Итоговая контрольная работа

1

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Презентация проектов «Музей путешествий»

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления учащихся.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей начальных классов

Руководитель

_________ Цыповская С. А.

Протокол № 1

от « 29» августа 2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

___________ Авдеева И.В.

«31» августа 2018 г.

Рабочая программа

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

3 Б класс

 

                                                                                                                                                       

 

САРАНСК  2018

«Утверждаю»

Директор школы

__________ Куликов Д.М.

«31» августа 2018 г.

Выполнила: Митюшина И. П.

                                                                                                                                                  учитель высшей  категории 

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  на основе примерной программы УМК «Школа России» (научный руководитель А.А.Плешаков.Москва «Просвещение» 2011 г.),авторской программы «Окружающий мир»  (А.А.Плешаков).

На изучение курса «Окружающий мир» в третьем классе согласно учебному плану МОУ «СОШ №1» отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель)

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- ормирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачамиреализации содержания курса являются:

- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

1.Планируемые результаты

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

- формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

- этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

- планировать свои действия в течение урока;

- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

 Познавательные

Обучающийся научится:

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

- сравнивать объекты по различным признакам;

- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

 Коммуникативные

Обучающийся научится:

- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

- признавать свои ошибки, озвучивать их;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

- составлять рассказ на заданную тему;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные

Обучающийся научится:

- находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России;

- называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

- различать государственные символы России – флаг, герб, гимн;

- описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;

- приводить примеры народов России;

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

- сравнивать город и село, городской и сельский дома;

- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

- оценивать отношение людей к окружающему миру;

- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

- определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

- сравнивать объекты природы, делить их на группы;

- ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

- использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

- различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

- прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

- узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

- различать виды транспорта;

- приводить примеры учреждений культуры и образования;

- определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

- различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

- правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

- различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

- соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

- правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

- приводить примеры семейных традиций;

- соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

- использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;

- ориентироваться на местности разными способами;

- различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

- использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;

- различать водные объекты, узнавать их по описанию;

- читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

- находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

- различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

Обучающийся  получит возможность научиться:

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

2.Содержание учебного предмета (70 часов)

Как устроен мир - 7 ч.

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия. Что нас окружает?Проект «Богатства, отданные людям»        

Эта удивительная природа - 19 ч.

     Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

     Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

     Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

    Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

    Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

    Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые,   рыбы,   земноводные,   пресмыкающиеся,   птицы,   зверии др.)

    Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

    Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

    Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии. Разнообразие растений. Разнообразие животных.

Практическиеработы.Тела, вещества, частицы.Определениекрахмалавпродуктах.Состависвойствавоздуха. Свойстваводы. Круговорот воды в природе.Составпочвы. Размножениеиразвитиерастений.

Проект«Разнообразиеприродыродногокрая»

Мыинашездоровье - 10ч.

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значениеи гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практическиеработы. Знакомствосвнешнимстроениемкожи. Подсчетударовпульса.Проект«Школакулинаров»

Наша безопасность - 8 ч.

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия. Дорожныезнакивокрестностяхшколы.

Практическиеработы.Распознаваниедорожныхзнаков. Очисткаводы.Проект«Ктонасзащищает»

Чему учит экономика - 12 ч.

Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практическиеработы.Полезныеископаемые. Знакомствоскультурнымирастениями. Знакомствосразличнымимонетами.Проект«Экономикародногокрая»

Путешествие по городам и странам - 14 ч.

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Проект «Музей путешествий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...